<<
>>

Культура повседневности сквоттеров


В данном и последующем параграфе речь пойдет о повседневности «идеологических» сквотов, то есть о жизнедеятельности людей, состоящих в сквоттерском движении, где обустраивается и функционирует автономный социально-культурный центр.

Исследователь культуры повседневности В.Д. Лелеко говорит о повседневности как «о традиционной смене рабочих и выходных дней или, более абстрактно, - о том, что человеческое бытие есть постоянная смена повседневного и неповседневного, что жизнь не может протекать только в повседневности или в том, что ей противоположно»[39]. Одним словом, повседневность - это все то, что не является праздником и происходит каждый день.
Современная «развитая индустриальная цивилизация, - по словам философа Герберта Маркузе, - это царство комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы (прим. - курсив мои)»[40]. Такие ценности «западной» капиталистической цивилизации, как комфорт, стабильность, потребительство «колонизировало» повседневную жизни человека.
Говоря о повседневной жизни участников сквоттерского движения, необходимо выделить их особенности. Так как по своей сути это движение является протестным, то его участники стараются свои убеждения и ценности воплотить в своем собственном пространстве, в своей повседневности, противопоставить их массовому обществу, а нередко (если речь идет о политизированных сквотах) и государству. Из этого следует, что повседневная жизнь сквоттеров, в определенном смысле, является
политикой, низовой политикой современных протестных движений, которые называются «Grassroots».
Исследователь протестных движений Джордж Катсификас называет этот феномен «деколонизацией              повседневности»,              считая, что
«непосредственно «здесь и сейчас» автономисты показывают эффективность «прямого действия», справедливость горизонтальных связей, возможность реализации утопии... Автономисты чрезвычайно мобильны. В короткий срок они способны организовать свои разрозненные группы в мощную ударную силу, способную сокрушить повседневность»[41].
В повседневной жизни формируется то, к чему стремятся участники сквоттерского движения, а именно - к созданию социально-культурного центра. Он создается постепенно, день за днем. К примеру, в уже выселенном в 2009 году засквотированном социальном центре в районе Уайтчепел на востоке Лондона «RampART» существовал «бесплатный магазин (от англ. freeshop) на улице (см. прил. 3), библиотека, медиа-лаборатория, WiFi Интернет, кухня/кафе»[42]. Так как вещи и предоставляемые услуги распространяются бесплатно (или за минимальную плату), то они автоматически выпадают из капиталистической системы «купли - продажи».
Правила общежития в сквотах строятся на принципах консенсуса и прямой демократии в противовес правовым актам, на которых строится жизнь в государстве. Жизнедеятельность в уже упоминавшемся выше сквоте «RampART» состоит в обговоренном заранее правиле:              «RampART
управляется коллективно. Любой может присоединиться или внести свои предложения, касающиеся центра, придя на одну из еженедельных встреч в понедельник после 18:00. Мы стараемся принимать все важные решения
консенсусом, чтобы избежать иерархии, а также потому что решение скорее всего будет выполнено, если было принято консенсусом»[43].

Итак, все начинается с того, что сквоттеры налаживают свой быт: проводят ремонт, выкидывают мусор, налаживают систему коммуникаций в домах и т. д. Всегда эта работа проводится в зависимости от возможностей и целей сквоттирования помещения. Например, сквоттеры московского сквота «Невеста» обустраивались следующим образом: «Воды и электричества не было. Воду приносили в бутылках, с электричеством не успели разобраться. Начало было бурное: с первых дней был поставлен замок, приперлось человек, наверное, двадцать, за несколько часов основная часть помещения была вымыта - вычищена, мусор вынесен, далее последовала обработка хлоркой и дихлофосом. Воодушевленный народ тащил вещи по хозяйству. Каким-то чудом ночью занесли диван в окно второго этажа, что
способствовало первому ночлегу. Комнаты благоустраивались, работы
2
велись активно, поставили окна» .
Все действия по устройству пространства совершаются самостоятельно и коллективно, где каждый чувствует ответственность друг за друга. Такой принцип называется DIY (от англ. Do It Yourself - «сделай это сам»), который лежит в основе их деятельности. Исследователь молодежных контр культур Крейг О’ Хара так описывает этот принцип: «Нам не нужно полагаться на богатых дельцов, устраивая свое веселье ради их выгоды - мы можем организовать его сами и не ради денег»[44].
Активист минского сквота «Мастерская» признается: «В сквотах, наверное, самая классная вещь это не то, что появляется здание, а то, что мы

здесь все делаем вместе, а то что мы делаем вместе - это сближает людей, мы лучше узнаем о нашем окружении»[45].
Важное место в сквоте занимает организация питания как участников засквоттированного помещения, так и всех желающих. Для этого оборудуются кухни, бары, рестораны и т. д. Строится она на принципе наименьшего сотрудничества с государством и капиталистическим рынком. Самая крайняя форма такого отношения к еде - это фриганизм (англ. Freeganism от free - «свободный, бесплатный» и vegan - «веганизм»), это стиль жизни, отрицающий принципы потребительства. Выражается он в том, что люди используют веганские и вегетарианские продовольственные продукты, которые превысили срок своей годности, бесплатно. Они питаются тем, что находят в мусорных контейнерах или тем, что им оставляют владельцы магазинов. Необходимо добавить то, что эти продукты отнюдь не являются испорченными, они вполне пригодны для употребления (см. прил. 4) и то, что в странах Западной Европы такое отношение является нормальным, владельцы магазинов идут на встречу фриганам, разрешают использовать бесплатно свои отходы. Для России же это является дикостью, и неиспользованные отходы загнивают (а зачастую даже продаются).
Жители пражского сквота «Милада» рассказывают: «Здесь в Праге очень легко найти еду в мусорных баках, потому что они всегда стоят открытыми около супермаркетов и полны еды - овощи, хлеб, мясо, любая еда. Мы ходим за едой 3-4 раза в неделю и собираем её, потом готовим с приправами»[46]. Кроме того, такое питание довольно-таки экологично - оставшаяся еда остается использованной, следовательно, природные ресурсы будут использоваться более рационально./>
Такой едой и питаются сквоттеры в своих собственных кухнях - бесплатно и экологично. Но это не значит того, что все продукты сквоттеры берут с помоек. Это просто одна из форм. Еду они могут и покупать в магазинах.
Ещё одной крайней формой организации питания является городское («партизанское») садоводство и «дикое» собирательство. Вместо приобретения промышленным способом выращенной еды, собиратели находят и выращивают еду и лекарственные растения своими собственными руками. «Они, таким образом, возвращаются «к корням», к общинному укладу и самостоятельной добыче пищи. Они, таким образом, ищут альтернативу зависимости и участию в том, что они считают
эксплуатационной и экологически разрушительной системой глобального,
1
индустриализированного производства еды» .
Другой альтернативной формой отношения к пище является использование вегетарианской/веганской диеты. Это связано с тем, что многие сквоттеры являются сторонниками экологических и зоозащитных низовых политических движений. Но это, отнюдь, не значит того, что в сквотах используется только одна форма питания. Среди сквоттеров есть и те люди, которые могут и не соблюдать вегетарианской/веганской диеты. Так, например, Юлия в своем «живом журнале» описывается путешествие по Берлину: «В большом старом замке Бетаниен, где раньше была больница - наоборот, крайне респектабельный сквот:              аккуратная              неоготическая анфилада, хороший ремонт, две кухни - мясная и вегетарианская.»[47]. Как видим, в этом отношении сквоттеры крайне демократичны.

Остается добавить, что эти места для употребления пищи очень дешевые. На одном из интернет-форумов, на вопрос: «Посоветуйте, пожалуйста, где можно максимально бюджетно поесть в Амстердаме?», пользователь Глеб отвечает: «. а еще дешевую еду готовят в ресторанах при сквотах - обычно там можно сытно поесть примерно за €4. Правда, работают такие места, как правило, всего несколько дней в неделю, и народу там всегда очень много»[48].
Одной из распространенных инициатив в сквоттерском движении является политическая антивоенная низовая инициатива «Food Not Bombs» (в пер. - Еда вместо бомб). В листовке одной из инициативных групп по раздаче бесплатной еды сказано: «К основным задачам «Еды Вместо Бомб» относятся привлечение внимания общества к насущным проблемам милитаризма, бедности и голода, источником которых является неправильная расстановка приоритетов корпорациями и правительствами»[49]. Активисты этой инициативы раздают еду, которую иначе бы выбросили, горячие обеды на улицах всем тем, кто захочет. Чаще всего ими являются бедняки и бродяги, но бывает и так, когда довольно-таки состоятельный человек поддерживает эту инициативу как деньгами, так и своим участием в акции.
Здесь мы также видим, что отношение к употреблению пищи у сквоттеров пронизано политикой и протестными взглядами.
Распространенным явлением в сквоттерской повседневной жизни, являются веломастерские. Такое большое распространение они получили вследствие экозащитных взглядов большинства сквоттеров. Велосипеды, как известно, - это такой транспорт, который абсолютно не наносит вреда

окружающей среде. К примеру, в культурном центре «Фабрика» в эстонском городе Тарту, на первом этаже находится мастерская велосипедов, в которой всегда много велосипедов и всегда есть работа[50]. А в легендарном датском городе-сквоте «Христиания» даже «было налажено изготовление уникальных велосипедов (дизайн «Христиания»[51]) Передвижение же на автомобиле в «Христиании» вообще запрещено.
Повседневная              жизнь              сквоттеров              характеризуется
полифункциональностью деятельности, то есть ее участники в обустройстве своего пространства, а также жизни в нем занимаются различным (нередко кардинально разным) трудом. Опять же мы здесь видим противопоставление ценностям и жизненному укладу капиталистического общества, где все образование направлено на получение узкой специализации, и этот узкий специалист не способен к выполнению иных функций. В подобного рода сквоте же человек может заниматься сначала одним делом, а потом заняться абсолютно другим и т. д. Один человек или группа людей может сначала выносить мусор, потом вставлять стекла и двери, проводить электричество, строить шкаф и другую мебель, наклеивать обои, раскрашивать или разрисовывать стены и т. д. Если люди это делать не умеют, то они этому учится совместно с другими активистами, то есть, занимаются самообучением, самообразованием. Показателен пример французского сквота «Les 400 couverts», в котором существуют: мастерские по работе с альтернативной медициной, велосипедами, деревом и металлом, печать на тканях, переработка подсолнечного масла для автомобилей, пекарня, овощной сад и т. д.[52] Всему этому обучаются и обучают непосредственно активисты сквоттерского движения.

Разделение «пространства на зоны, его структурирование отражает не только «логику» удовлетворения телесных и духовных потребностей обитателей дома, но и их социально-ролевую дифференциацию»[53]. В сквоте наиболее сильно выделяются (помимо места для принятия пищи), две зоны. Это личная и общественная зона. Личная зона каждого человека чаще всего находится в своей отдельной комнате и предназначена для своих собственных, частных потребностей. Общая территория, как правило, находится в гостиной или в другом просторном помещении и предназначена для коллективных занятий или для ночлега людей не из сквота. Обычно в сквотах в «общественных пространствах проводятся кинопоказы, вечера,
расположены кафе и. т. д.» - рассказывает одна из активисток европейского
2
сквоттерского движения .
Делая вывод о повседневной жизни сквоттеров, необходимо сказать о том, что она во многом вовсе и не является рутинной и повторяющейся. Нередко она складывается из абсолютно разных и непохожих друг на друга будней: постоянные работы по благоустройству помещения, устройства всевозможных культурных мероприятий, концерты, дискотеки, а также действия, связанные с «отвоевыванием» помещения от ее владельцев и государственных органов и т. д. В связи с этим, исследователь современных протестных движений Аксютина О. дает этому явлению определение «неповседневной повседневности» . Да, на самом деле это место, в котором каждый день и каждый час рождается жизненная «утопия», постоянно совершаются действия коллективного характера, и всякий раз повседневная жизнь сквота предстает в абсолютно разных «цветах». 
<< | >>
Источник: А. С. Москвин. Феномен субкультуры сквоттеров. 2011

Еще по теме Культура повседневности сквоттеров:

  1. Идеологические основы формирования субкультуры сквоттеров
  2. Творческая составляющая субкультуры сквоттеров
  3. А. С. Москвин. Феномен субкультуры сквоттеров, 2011
  4. Глава 2. Социокультурные доминанты субкультуры сквоттеров
  5. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
  6. ФРЕЙМЫ ПОВСЕДНЕВНОГО ЖЕСТА
  7. Татьяна Васильевна Диттрич. Повседневная жизнь викторианской Англии, 2007
  8. Креспель Жан-Поль.. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883, 2012
  9. Бондаренко Г. Повседневная жизнь древних кельтов, 2007
  10. 3. Повседневная жизнь
  11. «РЕЛЯТИВИСТСКАЯ ПРОГРАММА» В СОЦИОЛОГИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
  12. «МИР ИДЕЙ» И ПОВСЕДНЕВНЫЙ ОБИХОД НАУКИ
  13. Брюнель-Лобришон, Дюамель-Амадо. Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII веков, 2003
  14. ТЕОРИЯ ФРЕЙМОВ ОБ ЭЛЕМЕНТАРНОМ СОСТАВЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: «ПОЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО»
  15. ИРВИНГ ГОФМАН И ПОВСЕДНЕВНЫЙ КУЛЬТ ИНДИВИДА
  16. Повседневные ситуации делового общения
  17. Повседневная жизнь
  18. 5. Повседневная жизнь
  19. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ССЫЛКИ