Задать вопрос юристу

Глава 3 Информационное обслуживание как феномен культуры

     В печати нередко противопоставляются понятия «информация» и «культура». Обычно это противопоставление проходит на ценностном уровне: информация – нечто формальное, культура – содержательное. Представляется, что такой подход не соответствует смыслу этих понятий.
     Существует множество определений культуры. Обычно её рассматривают как «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» (51, с. 268). При таком понимании культуры в неё входят и информационные ресурсы, которые являются одним из результатов культурного развития, и информационные службы, и сама информационная деятельность, в том числе информационное обслуживание.      Но приведенная дефиниция не раскрывает смысла информационной деятельности в культуре. Поэтому мне кажется более эвристичным один из подходов к культуре, изложенный в статье философа В. С. Степина, который рассматривает культуру «как систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт»… (61, с. 63). Автор показывает, что «с точки зрения теории систем, сложные исторически развивающиеся органические целостности должны внутри себя содержать особые информационные структуры, обеспечивающие управление системой, её саморегуляцию... Наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта... Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме» (61, с. 63).      В. С. Степин называет множество разных знаковых структур, «закрепляющих и передающих социальный опыт»: «функционирование субъектов поведения, общения и деятельности в качестве семиотических систем, когда их действия и поступки становятся образцами для других»: символика человеческого тела, структура языка естественного и искусственных; знаковые структуры, возникающие в ходе функционирования предметов, созданных человеком и др. Он показывает, что в ходе развития культуры, выработки новых смыслов и значений возникает необходимость новых способов «фрагментации и объединения накопленного опыта» и соответственно разработки «новых типов кодирования».      Применяя сказанное к предмету данного исследования, можно сделать вывод, что в культуре как системе информационных кодов на определенном этапе развития стали уже недостаточны названные выше знаковые структуры для хранения и передачи социального опыта. С появлением письменности, как особой формы кодирования, возникла новая возможность хранить и транслировать социальный опыт, которая была реализована в специально созданном для этой цели учреждении – библиотеке. По мере возрастающих потребностей культуры во все более эффективных системах хранения и трансляции опыта возникали новые информационные учреждения, обеспечивающие названные функции – центры научной и технической информации, радио-телевизионные, видео службы и др. Одновременно старейшие информационные учреждения – библиотеки, архивы, музеи – совершенствовали свои возможности.      В системе информационных кодов культуры информационные учреждения можно представить как своеобразные информационные узлы (накопители).
     Если рассматривать культуру как систему создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей, то можно проследить значимую роль в этих процессах информационных учреждений.      Прежде всего необходимо подчеркнуть культурохранительную функцию этих учреждений в рамках института социальной памяти. Разные информационные учреждения хранят и распространяют разные культурные ценности: книги, картины, алгоритмы, кинофильмы и др. Общее представление об этом дает программа «Культура России». Существенную роль в сохранении народной культуры, традиций, обрядов, национального языка, региональных особенностей играют библиотеки, музеи. Они помогают не только сохранить, но и одновременно сделать доступными для большинства людей (т. е. обеспечить преемственность культуры) наиболее значимые образцы культурного наследия. С использованием новых информационных технологий возрастает возможность одновременно решить обе задачи – обеспечить сохранность и распространение ценностей культуры.      Сохранение созданного культурой связано с решением таких важнейших проблем, как необходимость увеличения площадей для хранения, поддержание разрушающихся носителей информации, сохранность фондов.      Вместе с тем, выборочное хранение требует решения вопроса о критериях отбора, о возможности предугадать людьми сегодняшнего дня потребностей пользователей будущего. Все-таки скорее всего задача культуры – сохранить по возможности все, чтобы люди в будущем сами определили, что им необходимо, а информационные службы должны решить эту задачу организационно и технологически. При этом, очевидно, необходимо комплексно использовать все возможности: создание новых «вечных» и укрепление старых носителей для хранения информации, использование миниатюрных и компактных носителей информации, развитие современных информационных технологий, строительство новых зданий библиотек, архивов, информационных центров, координация и кооперирование усилий всех информационных учреждений в рамках распределенного фонда.      Значима для культуры и трансляционная функция информационных учреждений, осуществляемая через информационное обслуживание. Она обеспечивает преемственность культурного наследия, доступность его потребителям.      Пользователь информационной службы, знакомящийся с её фондами, базами данных, может получить представление о верованиях и предпочтениях людей в разные исторические периоды, о их моральных и правовых нормах, мифологических, литературных и художественных образах и других культурных образцах. В процессе информационного обслуживания (в ходе предоставления документов, экспозиционной деятельности, встреч с деятелями науки и культуры и т. п.) происходит актуализация документов, фактов, произведений искусства прошлых лет в соответствии с потребностями современных пользователей. Преемственность культурных образцов осуществляется и через средовые элементы – оформление помещения, оборудование, технические средства, технологию, организацию. Информационное обслуживание содействует трансляции в пространстве и времени социальных, эстетических, идеологических, религиозных, технологических и других культурных образцов, способствуя включению их в современную производственную, учебную, самообразовательную, управленческую и другую деятельность людей.      В процессе информационного обслуживания передаются также образцы информационной культуры: способы работы с документами, поиска информации, организации картотек, баз данных, представления о ценности документов и т. п.      Транслируя культурные образцы, информационное обслуживание способствует выравниванию культурных потенциалов людей из разных социальных групп, а, следовательно, стабилизации общества.      Информационные службы получают продукцию издательств, других организаций, потребляют её, содействуя развитию этих учреждений, они также используют для своего функционирования технические средства, оборудование, здания, которые созданы в ходе социокультурной деятельности людей.      Посредством своих ориентирующих услуг (консультаций, экскурсий, предоставления каталогов и др.) информационные учреждения способствуют более успешному потреблению культуры пользователями, стимулируют чтение, потребление информации, и тем самым одновременно влияют не только на потребление, но и на создание культурных ценностей.      Особо хотелось бы отметить созидательную функцию информационных учреждений в культуре.      Они осуществляют аналитико-синтетическую переработку информации (согласно ГОСТу 7.0–99, это преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде, соответствующем запросу – 18, с. 4). В результате этого создаются новые продукты культуры: каталоги, другие библиографические пособия, экспозиции, аналитические справки и т. д. Кроме того, информационные учреждения подготавливают научные и методические материалы (монографии, статьи, рекомендации, консультации и т. п.), что также является вкладом информационных структур в создание культурных ценностей.      Это продукты информационной культуры. Хотелось бы дать следующее толкование понятия «информационная культура»: его следует рассматривать не только с точки зрения знаний, умений и навыков, связанных с чтением (культура чтения), поиском и потреблением информации, но и как совокупность знаний, норм, правил, ценностей, технологий, созданных людьми в процессе производства и распространения информационных продуктов, и отражающих определенный уровень развития информационной деятельности и культуры.      Созидательная функция информационных учреждений в ходе исторического развития расширяется. Сегодня, в условиях применения новых технологий, усиливается аналитическая деятельность этих учреждений, появляются новые разновидности продуктов, все более сложных, интеллектуальноемких, таких, как аналитические обзоры, конъюнктурные исследования, гипертекстовые базы данных и др.      Предоставляя продукты своей деятельности пользователям для решения их научных, производственных, культурно-творческих и других задач, информационные учреждения тем самым способствуют развитию соответствующих сфер деятельности.      Существенным показателем принадлежности информационной деятельности и, в частности, информационного обслуживания, к культуре является символический характер этой деятельности (культура, по концепции Э. Кассирера, Юнга и ряда других авторов, представляет собою мир символов).      К сожалению, о символике информационного обслуживания практически нет публикаций.      Знак и символ – основополагающие понятия информационной деятельности. Понятие «знак» трактуется в ГОСТе 7.0–99 «как материальный предмет (явление, событие), который выступает в процессе коммуникации как представитель другого предмета, свойства или отношения и используются для передачи, переработки и хранения информации» (18, с. 1).      Понятие «символ» – элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков» (18, с. 1).      Объемнее это понятие выражено в «Краткой философской энциклопедии»: «символ – отличительный знак… образ, воплощающий какую-либо идею: видимое, реже слышимое, образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью образования» (38, с. 413). Смысл символа доступен только посвященным в значение символа.      Информационное обслуживание (как и информационная деятельность в целом) практически представляет собой процесс знаково-символьного преобразования.      Анализ этого начнем с предъявления пользователем запроса в информационную службу. Запрос представлен на естественном или искусственном языке (а язык, как трактует его ГОСТ 7.0-99 – «система знаков, обеспечивающая коммуникацию и включающая набор знаков (словарь) и правил их употребления и интерпретации (грамматика)» (18, с. 2).      Далее представим обобщенную схему действия информационного работника. Он (с помощью пользователя или без неё) переводит систему знаков запроса в систему знаков информационной службы (т. е. в нужную для поиска классификационную систему, принятую в данном учреждении), причем возможно неоднократное преобразование, после этого поисковый образ запроса (представляющий собой систему знаков) идентифицируется с поисковым образом документа (тоже включающим систему знаков), и в случае их совпадения пользователь получает необходимую информацию.      Часто сам пользователь ищет информацию. В этом случае ему помогает метаинформация (т. е информация об информации) – это система знаков и символов, содействующих доступу к информационным фондам, ориентированию в информации и созданию благоприятной среды.      По характеру средств и способов создания символов в информационной деятельности представляется возможным выделить три их группы.      Символы могут быть выражены архитектурой или дизайном, их цель может воплощать идею организации. Например, в РГБ парадная лестница, открывающая анфиладу комнат, символизирует путь к вершинам знаний, перспективу познания. Вторая группа символов – пиктограммы, в т. ч. знаки обслуживания (логотипы учреждения), указатели, условные обозначения отделов (например, знак вопроса – справочная служба) и др. Третья группа символов – шифры на документах, разделителях, на стеллажах и т. п.      Лексика языка символов информационной службы довольно разнообразна. В логотипе – изображение здания или предмета, отражающего содержание информации, собираемой информационной службой (шестеренка, тепловоз, колосья, ЭВМ и др.). Иногда эти же символы используются для выражения содержания информации на стеллажах, выставках, музейных экспозициях. В интерьере информационных служб встречаются мотивы национального флага, герба. На книгах иногда представлены экслибрисы.      Совокупность знаков и символов позволяет организовать документную информацию (по ГОСТу 7. О–99 – это информация, содержащаяся в документах – 18, с. 3. Заметим, что в законе «Об информации, информатизации и защите информации» используется термин «документированная информация» – 49). Благодаря этому, она становится более доступной пользователям. Язык знаков и символов (вместе с естественным языком) служит ориентации пользователей в информационной среде, содействует коммуникационному процессу.      Информационная технология строится, в сущности, на кодировании и декодировании информации, переводе её с одного языка на другой.      Комплектатор осуществляет преобразование языка информационных потребностей пользователей в язык содержания заказываемых документов. Каталогизатор переводит язык содержания документов на информационно-поисковый язык классификационных индексов или предметных рубрик и библиографической записи. Специалист по обслуживанию пользователей преобразует естественный язык информационного запроса в язык библиографической записи и классификационных индексов, затем идентифицирует их с соответствующими элементами информационно-поисковой системы (в справочно-поисковом аппарате и фонде), далее содержание найденного документа идентифицируется с реальным запросом пользователя. Разрабатывая библиографический указатель, библиограф преобразует язык содержания документов в язык библиографических записей, которые группирует (для этого продумывается язык группировки) в соответствии с возможными информационными потребностями пользователей (язык информационных потребностей и запросов). На уровне модели эти преобразования могут быть представлены как перевод языка информационных запросов пользователей на язык содержания текстов и наоборот.      Для осуществления этих преобразований в информационной технологии применяются разные информационно-поисковые языки (УДК, ББК, классификация Дьюи, Рубрикатор ГСНТИ, языки ключевых слов, архивные классификации, многочисленные ситуационные языки группировки библиографических записей или фактов и т. д.). При компьютерной технологии преобразования одного языка в другой во многих случаях осуществляются программными средствами. Однако это не снимает саму проблему лингвистического обеспечения информационной технологии.      Наряду с языками преобразования информации, служащими организации доступа к отдельным документам, фактам, в информационных службах имеют место языки ориентации пользователей, обеспечивающие доступ к средовым объектам (отдельным помещениям, разделам фонда, техническим средствам и т. п.). Это языки рекламы, цвета, освещения, озеленения, размещения оборудования и технических средств, архитектурных решений здания, интерьера помещений.      Самый древний информационный центр – библиотека – в сознании людей всегда имел символические значения, ассоциировался с образом храма, Вселенной (Н. А. Рубакин), рая (Борхес) и др.      Один из дворцов Ашшурбанипала в Ниневии, в котором размещалась библиотека, назывался «Дом наставлений и советов». На входе в крупное книгохранилище Рамсеса II близ Фив была надпись «Аптека для души». Первый этаж двухэтажной библиотеки в г. Эфесе был украшен четырьмя женскими фигурами, олицетворявшими Мудрость, Судьбу, Знание, Добродетель. В XVIII–XIX вв. библиотека ассоциируется с просветительской деятельностью: характерна в этой связи надпись над входом в Румянцевский зал Московского Публичного и Румянцевского музеев – «На благое просвещение».      Какими символами обозначил бы современный человек библиотеку, архив, музей и любую другую информационную службу? Думается, что, скорее всего, он бы выбрал понятия «знание», «информация».      Как свидетельствуют социологические исследования, запросы современного пользователя в основном носят деловой характер, он хочет получить информацию, знания, которые должны помочь ему в учебе, в поиске работы, в получении квалификации, в научной работе и даже в развлечении. При этом современный пользователь требует получения информации в соответствии с известным рекламным слоганом «здесь и сейчас». Поэтому современный символ информационной службы мог бы звучать так: «информацию, знания – здесь и сейчас».      Этот символ не исключает прежних. Информация, знания могут содействовать просвещению, мудрости, добродетели, наставлять, советовать, влиять на судьбу.      Вместе с тем, новый символ отражает новую культуру – массовую (не случайно в нем использован рекламный слоган). Эту культуру П. С. Гуревич, интерпретируя О. Шпенглера и Ф. Ницше, соотносит с цивилизацией, в которую, «умирая, культура перерождается» (22, с. 221). При этом подчеркивается не природная и не духовная, а машинная основа цивилизации (22, с. 224), её ориентация на равенство, демократизм (22, с. 221).      С этой точки зрения древние библиотеки, архивы, музеи – это культура, а публичные библиотеки, доступные широким слоям населения, многочисленные краеведческие музеи, в которых эта культура начинает тиражироваться и, тем более, современные информационные центры – учреждения цивилизации. Мне представляется более близким подход, согласно которому цивилизация не противопоставляется культуре, а рассматривается как тип общества, характеризующийся своим типом культуры (61, с. 71). Современная цивилизация при всех её социальных, этических, экологических и других проблемах отличается ростом аудиовизуальной и информационной культуры, высоким уровнем информационной деятельности, переживающей подъем – новое качество, связанное прежде всего с внедрением новейших информационных технологий.

<< | >>
Источник: Дворкина М.Я.. Информационное обслуживание: социокультурный подход / МГУКИ. – М.: Профиздат. – 111 с. – (Сер. «Современная библиотека». Вып. 11). 2001

Еще по теме Глава 3 Информационное обслуживание как феномен культуры:

  1. Глава 6 Информационное обслуживание как социально-коммуникационный процесс
  2. Глава 7 Информационное обслуживание как навигационно-поисковая деятельность
  3. Глава 2 Терминосистема информационного обслуживания
  4. Глава 4 Ценности и этика информационного обслуживания
  5. Глава 1 Общее представление об информационном обслуживании
  6. Глава 8 Информационное обслуживание в пространственно-временном континууме
  7. Глава 5 Информационное обслуживание – система доступа к информации
  8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
  9. ПОСТМОДЕРН КАК ФЕНОМЕН ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
  10. ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
  11. 3.6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  12. Информационно-психологическое воздействие на общество и информационные войны как инструмент PR
  13. 4.4. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
  14. Дворкина М.Я.. Информационное обслуживание: социокультурный подход / МГУКИ. – М.: Профиздат. – 111 с. – (Сер. «Современная библиотека». Вып. 11), 2001
  15. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ»
  16. 7.4. ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ