Задать вопрос юристу

§ 3. РЕКИ И ИСКУССТВЕННОЕ ОРОШЕНИЕ

Система орошения, основанная на использовании вод таких рек, как Аму-дарья и Сыр-дарья (подобно тому, как в Египте использовались воды Нила, в Месопотамии—Тигра и Евфрата), определяла в Средней Азии не только характер и размеры земледелия, но и особый тип развившейся здесь древней культуры, характер тех или иных религиозных представлений и культов.
Аму-дарья носила в древности несколько названий. В Авесте она воспевается под именами Ардвисуры-Анахиты, «Раха», «Ранха» или «Аранха». Греческие историки, начиная с Геродота, называют Аму-даръю Араксом; это может объясняться тем, что на малоизвестное местное название «Аранха» древние географы перенесли хорошо им знакомое и созвучное название реки Араке на Кавказе. Геродот сообщает, что Араке (Аму-дарья) разделяется на 360 каналов и 40 устьями теряется в болотах и что только один из рукавов Аракса протекает по открытой местности и впадает в Каспийское море. Исходя из этого, исследователи пытались доказать, что сухое русло Узбоя и является этим каспийским протоком. Новейшие археологические (С. П. Толстов) и геологические исследования показывают, однако, что западная ветвь Аму-даръи в средние века доходила только до озера Сары-камыш, что во времена Геродота течения по Узбою уже не существовало и его надлежит приурочивать к предисторическому периоду, а сведения Геродота об Узбое основаны на древних устных преданиях. Существовала еще одно местное название Аму-дарьи, с которым греки познакомились во время походов Александра Македонского, в греческой передаче звучавшее «Оксос». Учитывая, что на группе кушанских монет рядом с изображением водного божества имеется надпись «Окшо» (иногда «Охшо»), мы имеем все основания полагать, что местное название Аму-дарьи звучало именно так (встречающийся в восточных словах и именах звук «ш» греки передавали через «кс»). У средневековых хорезмийских авторов Аму-дарья часто носит это древнее местное название в форме «Окуз». Многоименность Аму-дарьи следует, видимо, объяснять тем, что отдельные части ее по-разному назывались народами, обитавшими по берегам этой мощной реки. В низовьях, протекая через страну массагетов, хорезмийцев, она носила название Ранха, Аранха; этому соответствует «Араке» у Геродота и его рассказ о ее каналах и устьях. Среднее течение могло носить название «Окшо», засвидетельствованное на кушанских монетах, чему соответствует «Оксос» историков Александра, знакомых именно со средним течением Аму-дарьи. Название же «Ард- висура-Анахита»—термин не столько географический, сколько культовый: оно одинаково применялось и к верховному местному божеству— богине воды, и к обожествленной реке, подательнице плодородия. О Сыр-дарье в древности мы знаем еще меньше, чем об Аму-дарье. Греческие историки называли среднее течение ее Ганаисом, перенося известное им название Дона—Танаиса, протекавшего по стране евролей' ских скифов, на какое-то созвучное древнее местное название Сыр-дарьи. Наличие двух Танаисов, среднеазиатского и европейского, было отмечено во II в. н. э. греческим писателем Аррианом. И в этом случае мы имеем дело с таким же смешением двух рек, как и в случае с Араксом. По словам того же Арриана, Сыр-дарья звалась также «Яксартом». Это—древнее местное название, которое было, вероятно, распространено среди местных сакскмх племен. Из названий других рек, кроме Аму-дарьи и Сыр-дарьи, Авеста сохранила нам древнейшее местное название Зарафшана—Дайтья. Другое, более позднее название Зарафшана, греческое «Политимет» (у римского писателя I в. н. э. Курция Руфа) вызывало много споров. Название «Политимет», по гречески означающее «многочтимый», было дано реке македонцами, как это помнил еще Страбон. Так как греки едва ли занимались почитанием среднеазиатских рек, то естественнее всего предположить, что название это не что иное, как перевод местного названия реки. Помогло разобраться в этом вопросе название этой реки у китайских историков, а именно «Нами», повторяющее пехлевийское название «На- мик», т. е. «знатное», «почитаемое» (древнеперсидск.. «Немахья»), соответствующее «Политимету» — греческому названию священной авестийской реки Дайтьи, ныне «золотоносного» Зарафшана.
Одно из сообщений Страбона дает основание говорить о возможно существовавшей сети каналов, отходивших от Зарафшана, который, будучи разбираем на орошение, войдя «в пустынную, песчаную страну..., поглощается песками...». Как везде на Востоке, так и а Средней Азии, в основу всей экономики должно было быть положено искусственное орошение, которое явлЯ' лось, по словам Энгельса, делом общины, области или центральной власти. Письменные источники и археологические данные говорят о применении в древности нескольких видов орошения, в зависимости от тех или иных природных условий. В горных районах применялось орошение ручьевое, при котором использовались горные речки, собиравшие воду тающих снегов. Б равнинах существовало орошение речное, т. е. использование больших рек, их притоков и протоков с отводом каналов от них, как и от ручьев, применительно к рельефу местности; иногда каналы располагались веерообразно. В пустынных районах и открытых долинах было устроено кяризное орошение, т. е. отвод грунтовых вод при помощи водосоорных галлереи, имеющих смотровые колодцы на некохором расстоянии друг от друга. По сообщению Полибия, подземные каналы (т. е. кяризы) при персах сооружались на средства частных лиц, за что орошаемые земли передавались им в пользование на пять поколений. В дельтах больших рек и крупных протоков применялся, вероятно, также и лиманныи способ орошения: системой водосборных канавок дождевая или снеговая вода направлялась в лиман, на котором производились посевы. Письменные источники сохранили нам упоминание только об одном ирригационном сооружении в Средней Азии. Геродот сообщает о постройке шлюзов ахеменидскими царями на равнине, которая некогда принадлежала «хор азмиям» и со всех сторон была замкнута горным хребтом. Из гор, замыкающих равнину, текла река Акес, первоначально делившаяся на пять рукавов, орошавших земли и протекавших каждый через отдельное ущелье. Но «горные ущелья царь велел закрыть и перед каждым из них поставить «ворота» (шлюз), вследствие чего вода лишилась выхода, а замкнутая в горах равнина превратилась в озеро... Те самые народы, которые обыкновенно пользовались эгой водой» теперь постоянно испытывают большие лишения» и зимой «с женами отправляются в Персию и рыдают у дверей царского замка... Тогда царь... велит открыть шлюзы, ведущие в их равнину. Когда земля их насытится водою, шлюзы запираются снова; вместе с сим царь велит открыть другие шлюзы для других жителей, испытывающих крайнюю нужду в воде. Я знаю по рассказам, что царь, сверх обычной дани, взимает большие деньги за открытие шлюза». Персидское правительство воздвигало сложные технические сооружения, несомненно, силами местного населения, а затем передавало их этому же населению в пользование за особую плату. Собранные С. П. Толстовым материалы позволили ему установить, что ирригационные сооружения Хорезма были созданы еще до ахеме- нидов (в VIII—VII вв. дон. э.) и что древняя оросительная сеть Хорезма по своим размерам превосходила средневековую ирригационную сеть. Так, длина древнего канала Чермен-яб устанавливается в 200 км (соответствующий ему ныне арык Газават—вдвое короче) а длина канала Гавхорэ на правом берегу Аму-дарьи равнялась 70 км. Эти грандиозные оросительные работы могли быть выполнены только силами сельских общин, направляемых центральной государственной властью, которая применяла, несомненно, и труд рабов— военнопленных. Такими мощными государствами в доахеменидский период являлись Хорезм—Хвайризем (на территории Узбекистана, Северной Туркмении и Югозападного Казахстана) и Бактрия (на тер1- ритории большей части Таджикистана, Южного Узбекистана и Северного Афганистана). К заключению о большой древности ирригационной сети и в Бухарском оазисе пришел в результате своих исследований В. А. Шишкин; он полагает, что Гау-хитфар (в районе Бухары) и другие крупные каналы были сооружены до Александра Македонского»
<< | >>
Источник: Тревер К.В., Якубвский А.Ю., Воронец М.Э.. История народов Узбекистана. Том 1. С древнейших времен до начала XVI века. 1950

Еще по теме § 3. РЕКИ И ИСКУССТВЕННОЕ ОРОШЕНИЕ:

  1. ТЕПЛИЦА ИСКУССТВЕННОГО КЛИМАТА
  2. Современный английский как «искусственный язык»
  3. 5.4.1. Методологические основы теории искусственного интеллекта
  4. Трансформации языка: койне-идиом-искусственный язык
  5. ЧТО ТАКОЕ РЕКИ?
  6. РЕКИ СКИФИИ
  7. Открытие реки Маккензи
  8. Реки и долины карстовых областей
  9. «Христос» у реки Ибрахим
  10. Китайские летописи, говорящие об одном и том же времени, были искусственно раздвинуты на сто лет
  11. Русские на Аляске и открытие реки Квикпак-Юкон
  12. Продолжение открытия и исследование реки Юкон