Задать вопрос юристу

КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ(1350 — 1385).

Иван Второй прожил 32 года. После него в Москве не нашлось взрослых сыновей. Ярлык на великое княжение хан отдал суздальскому князю. Отрок Димитрий под духовным руководством митрополита Алексия начал борьбу и отнял ярлык Князь суздальский был поэтому великим князем всего два года В 1367 году был спор между Суздалем и Москвой, и в этом же году спор был улажен династическим браком .

Димитрий женился на дочери суздальского князя Евдокии. В это время московское княжество начинает усиливаться. Орда же ослабела от внутренних распрей. Там за 60-е 70-е годы поменялось двадцать ханов!

Князь Димитрий Донской принадлежал к тому поколению, которому был чужд трепет перед татарами. Он вырос в неповиновении хану, он осознал свою силу. До тридцати лет он не выпускал из рук оружие, выдержал опасную борьбу с Литвой, Тверью, Рязанью, построил каменный кремль. Руссике оказывают уже сопротивление татарам, и даже переходят в наступление. В 17и4 году в Нижнем Новгороде перебили послов Мамая(Мамай это не хан, это тысяцкий, он правил Ордой от имени хана Абдулы). Русские перебили послов и 1500 татар. Это первый вызов. В 1376 войска великого князя осадили Казань, один из городов Золотой Орды. Взяли богатый откуп, но в 1377 году нижегородцы и москвичи были разбиты татарами на реке Пьяни. Она протекает по нижегородчине очень извилисто как походка пьяного человека. Другая версия происхождения этого названия заключается в том, что русские там повеселились. Они вышли в поле искать татар, но не нашли их, и с сели и стали пировать. Мордва же подсказала татарам, что русские отдыхают. По наводке мордвы, а она имела основания ненавидеть нижегородцев, потому что город основан на их земле, потому что мордву согнали с их земли, татары разбили русских. Мордву покорили, с пленниками поступили как в средневековье — жесток: одних истребили, а других затравили собаками. В 1378 году татары явились к Нижнему и сожгли его, но в том же году татары были разбиты на Рязаньщине на реке Воже, знаменито Вожское сражение. Это было недалеко отродины С. Есенина. Русские начинают подниматься на татарскую рать. Вожская битва убедила русских в возможности поражения татар. Это разъярило Мамая. Он нехотел успокоиться до тех пор, пока не отомстит Димитрию. В 1380 году летом Мамай переправился через Волгу и стал кочевать в устье реки Воронеж. Ягай ло обещал помощь Мамаю первого сентября. Подручные князья ростовский , ярославский, белозерский прислали князю Димитрию на помощь войска По некоторым летописям князь рязанский Олег вошёл в сношения с Мамаем, указал брод через Оку, чтобы не трогал Рязанскую землю. Князь Димитрий назначил войскам собраться в Коломну к 15 августа. Пред тем как отправиться в поход Димитрий посетил Преподобного Сергия. Тот благословил его на войну, обещав победу. Отпустил с ним двух монахов, оба отличались в миру мужеством. Крест, которым Преподобный благословил князя до революции хранился в ЦАКе Киевской Духовной Академии. Это был самый богатый ЦАК В Коломне собралась небывалая рать. Называют число от 10 до 150 тысяч. Мамай попытался миром кончить дело. Он послал послов в Коломну с требованием выдачи дани, огромной дани, столько, сколько платили русские при хане Узбеке. Димитрий обещал выплатить небольшую дань , о которой договорились на последней встрече. Соглашение таким образом не состоялось. 20 августа в устье реки Лопастны с ним соединился двоюродный брат Владимир Андреевич, князь серпуховский. Русские переправились через Оку 1 сентября.. 6 сентября русские достигли Дона и тут ещё раз пришла грамота преподобного Сергия, благословлявшая на битву против татар. Преподобный сомневался в том, что у русских хватит решительности выступить против врага и поэтому прислал грамоту Возник спор, где устроить битву с татарами Одни хотели идти за Дон, другие против, потому что если отступать , то чтобы было удобнее отступать Князь был за первых. Он веле строить мосты и переправы. В ночь с 7 на 8 войско стало переправляться за реку и уже на Рождество Богородицы русские полки уже строились за Доном в устье реки Непрядвы. По сути это религиозная борьба. Сейчас в Афганистане фундаменталисты ведут войну с немусульманской культурой — они уничтожают скульптуры Будды. Это вполне обосновано средневековыми нормами. С таким же успехом можно в Индии почитателям Будды уничтожить Тадж-Махал. Если мы будем уничтожать так друг друга, то окажемся на пепелище. В двенадцатом часу показались татары. Они спускались с холма на широкое Куликовское поле. Русские тоже сошли с холма Историю изучают ногами Сторожевые полки начали битву" какой прежде не было на Руси". Это не просто красивое литературное выражение. Пешая русская рать лежала как скошенная. Татары начали одолевать , но в засаде стояли русские полки под началом князя Владимира Андреевича и московского воеводы боярина Бобрака Волынского. Летописец приводит диалог: говорит Владимир Андреевич: "Долго ль нам здесь стоять, какая от нас польза, смотри уже все христианские полки лежат мертвы, Волынский отвечал: "Рано. Ветер дует в лицо". Ветер стих или переменился. "Теперь пора". Полк бросился на татар. Это решило участь битвы. Мамай бежал Русские гнали татар 50 вёрст и овладели богатым стадом. Вернувшись с погони Владимир Андреевич встал на трупы, чтобы его было видно и велел трубить в трубы. Живые ратники собрались, но не было великого князя. Нашли труп оруженосца и любимца Михаила Андреевича Бренко( родоначальник Брянчаниновых), которого перед битвой поставили под черным знаменем князя, велел надеть княжеские одежды, а сам в одежде рядового воина встал в строй и бился с врагами.

Наконец нашли великого князя в беспамятстве, ошеломлённого, контуженного под ветвями срубленного дерева. Ему объявили о победе. Димитрий пришёл в себя, панцырь его был весь избит, но серьёзных ран не было. Соловьёв очень высоко оценивает эту победу. Он сравнивает её с победой мирового значения. В чём это значение по Соловьёву? "Это очередная победа Европа над Азией, победа над степью, цивилизации над дикостью". Соловьёв приравнивает эту победу к победе римского полководца Аэция над Атиллой на Каталонских полях в Галлии. В этой битве погибло 180 тысяч человек. Продвижение гуннов было остановлено. После этого Атилла был убит очередной женой в брачную ночь. Аэций нанёс удар, но не смертельный, а жена добила. Вторая битва, с которой сравнивает Соловьёв Куликовскую битву это победа в 742 году майор-дома франкского королевства Карла Мартелла при Пуатье над арабами. Так он остановил наступление арабов. Сейчас тоже наступают мусульмане. А кто составляет ядро этого движения — семинаристы. А ответного движения сегодня не наблюдается. В этом же списке находится и Куликовская битва. Значение этой победы возрастает если мы вспомним о поражении балканских народов в 1389 году на Косовом поле от турок. В чём значение победы: во-первых, она вызвала подъём народного чувства, она подняла его дух, укрепила нравственно, развеяла миф о непобедимости татар., укрепила веру в будущее. Битва дала толчок к объединению под властью московского князя. Она оправдала собирательную политику московских князей. Ключевский пишет, что московское государство : "родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты". Но эта битва из числа тех побед, которые близко граничат с поражением. Платонов пишет, что: "Велика была победа, но велики были потери. Осталось в живых коло 40 тысяч воинов". Летопись пишет, что: "Была на Руси радость великая, но и была печаль большая о убитых от Мамая". Именно тогда было установлено поминать покойных в Дмитровскую субботу в память Мамаева побоища или Задонщины. "Практическое значение победы ничтожное" — пишет Шмурло. Он оспаривает Соловьёва, говорит: " Торжества над Азией победа ещё не дала". Два года спустя татары разгромили Москву, что дало татарам кратковременное торжество над победителями. Мамай вновь собрал силы, но русским помог Тохтамыш — Заяицкий хан . Мамайя разбил Тохтамыш на реке Калке. Тот бежал в Каафу, в Феодосию к генуэзцам, которые убили его. Итак , появилась новая гроза — Тохтамыш Он посылает послов в Москву с требованием подчинения и контребуции. Послы бояться ехать в Москву. Тогда он решил разогнать страх и напал на Русь, застав её в расплох. На Москву он теперь шёл осторожно, как тать. Нижегородские и рязанские князья покорились, а последний Олег снова указал брод на Оке.(Между прчим он канонизован рязанцами) Князь Димитрий не мог собрать достаточно сил после 1380 года и уехал в Кострому собирать полки. Враг подходил к Москве. Среди москвичей возник спор: одни оставить Москву или запереться в Кремле. Начались распри, разбои, грабежи, митрополита Киприана не пустили из города Народ установил порядок как Сталин в октябре 1941 года, когда все бежали из Москвы, в первую очередь начальники. Сталин объявил расстреливать на месте грабителей, несунов, мародёров, жуликов. А также уничтожались шептуны и паникёров, тех кто кричал: "Погибохом, погибохом". Благодаря такой жестокой политике был установлен порядок А Гитлер уже хотел переименовать Москву. То же самое было в 1382 году. Потом уже выпустили княгиню и митрополита. Когда явился в Москву внук Ольгерда мятеж утих. Это был Остей. Это литовский князь на русской службе. Он принял начальство над городом, укрепил Кремль. 23 августа 1382 показались передовые татарские части. Татары спрашивают в городе ли князь, но русские отвечают: нет. Одни молились постоянно, а другие вытащили из погребов вытащили из погребов мёды, начали пить, веселиться( последний день живём). Хмель ободрил и они стали храбртиься: нечего нам бояться татар — город у нас каменный. Подошёл Тохтамыш и началась долглвременная осада. Горд было взять трудно. Тогда хан пошёл на хитрость Он отправил к стенам двух перебежчиков — князей нижегородских Василия и Симеон. Они кричали, что царь хочет жаловать москвичей, не на них он пришёл, а на князя Димитрия, чтобы встретили царя и поднесли большие дары. Хану хочется посмотреть на ваш город ( археолог!), хочет побывать в нём, а вам он дарует мир и любовь. Эти князья дали москвичам клятву, что не сделают им татары никакого зла. Москвичи поверили и вышли с крестами и дарами. Татары схватили Остея и зарубили на месте, потом начали рубить духовенство без милости. Татары ворвались в Кремль, стали грабить казну княжескую, пожгли книги Это случилось 1 26 августа 1382 года. Затем Тохтамыш взял Владимир, Перяславль, Юрьев, Звенигород, Можайск, Боровск, Рузу, Дмитров. Перяславль сожгли и многие жители спасались на лодках на озере. Князь Димитрий спасся с семейством в Костроме. Митрополит Киприан спасся в Твери и вот этим решил воспользоваться тверской князь Князь Михаил послал к хану посла с большими дарами, за что хан дал ему ярлык. Тохтамыш скоро ушёл, потому что часть его войска была разбита Владимиром Андреевичем под Волоком. По дороге к отступлению хан взял Коломну и опустошил Рязаньь. Когда князь Димитрий вернулся и на козённый счёт похоронил 24 тысячи человек.

<< | >>
Источник: В.Д. ЮДИН. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ. 2010

Еще по теме КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ(1350 — 1385).:

  1. Князь Дмитрий Иванович Донской и Куликовская битва.
  2. Ученый-энциклопедист: Димитрие Кантемир
  3. Преемники Донского.
  4. Иван Калита, Дмитрий Донской и Василий Темный
  5. Донские казаки «древнего» Китая
  6. 11. КАК ПАПА КЛИМЕНТ VI ОБЪЯВИЛ 1350 ГОД ГОДОМ РИМСКОГО ЮБИЛЕЯ
  7. Черная смерть, 1348—1350 годы Население
  8. 2. Борьба против Золотой Орды и реализации Кревской унии (1385-1400)
  9. Андроник IV Палеолог (1348 - 1385, имп. в 1376 - 1379)
  10. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ. (1371 1425)
  11. § 12. Особенности приобретения права собственности на находку и безнадзорных животных (п. 1383-1385)
  12. ПРИЛОЖЕНИЕ КНЯЗЬ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ ГАГАРИН (1786-1863)
  13. Великий князь Василий III Иванович.
  14. КНЯЗЬ В. П. МЕЩЕРСКИЙ И ЕГО РОЛЬ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
  15. СВЯТОЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. (1110-1174).