<<
>>

§318. Актуальность некоторых тибетских религиозных установлений

«Bardo Tho'dol»— безусловно, самое знаменитое на Западе из всех тибетских религиозных сочинений. Опубликованная в 1926 г. в английском переводе, эта книга начиная с 60-х гг. приобретает исключительную популярность в молодежной среде — явление, наглядно характеризующее современное состояние западной духовности.
Симптоматичен интерес не только психологов, историков и людей искусства, но, в первую очередь, молодежи, к «Тибетской Книге мертвых», глубокому и «темному» сочинению, не имеющему аналогов в религиозной литературе. Интерес этот свидетельствует о почти полной десакрализации смерти на Западе и одновременно о насущной потребности переосмысления — религиозного и философского — события, завершающего человеческое существование и ставящего под сомнение его 45 67 ценность * . Так же показателен более скромный, но постоянно возрастающий интерес к Шамбале— мистической стране, где, согласно преданию, хранятся священные тексты школы калачакра46. Существует множество «Проводников» к Шамбале, составленных ламами, но речь идет скорее о мифологической географии. Действительно, описанные в «Проводниках» препятствия на пути к Шамбале (горы, реки, озера, пустыни, встречи с разными чудовищами), заставляют вспомнить о вымышленных странах, известных из мифов и фольклора. Более того, некоторые тибетские авторы утверждают, что в Шам- 47 балу можно перенестись во сне или состоянии экстаза . Обаяние, которое сохраняет для Запада древний миф о райских, но притом реально существующих местностях, свидетельствует о характерной ностальгии десакрализо-ванного западного общества. О том же говорит сенсационный успех романа «Потерянный горизонт» и в особенности его экранизации. Единственным, кроме «Книги мертвых», тибетским сочинением, стяжавшим некоторый успех на Западе, стало «Жизнеописание Мила-репы», составленное в конце XII в. и переведенное Ж. Бако на французский язык (1925), а Эванс-Вентцем — на английский (1938). К сожалению, поэтические произведения Миларепы (1052-1135) до сих пор мало известны на Западе, хотя их 48 полный перевод был впервые опубликован еше в 1962 г. Исключительный интерес представляют как сочинения, так и сама личность Миларепы, мага, мистика и поэта, в полной мере воплотившая тибетский религиозный гений. Магию он начал изучать, чтобы досадить своему дяде. После длительного и сурового обучения у Марпы Миларспа удалился в пещеру, где достиг «святости», прижизненного Освобождения. В своих стихотворных сочинениях, которые наверняка ожидает признание, когда они будут переведены поэтами, — он использует формы индийских тантрических песен (doha), адаптируя их к местной певческой традиции. «Кроме эстетической задачи, он также пресле довал цель упростить буддийское учение и вложить его в народные песни, тем самым сделав более доходчивым»49. Наконец, не исключено, что образованная публика вскоре откроет для себя эпос «Г есер», до сих пор вызывавший исключительно филологический интерес. Хотя его окончательная редакция, скорее всего, сложилась в XIV в.. некоторые относящиеся к этому циклу эпические сказания были известны еще тремя столетиями раньше. Главная тема эпоса — преображение героя. Пройдя через многочисленные испытания, уродливый и злой мальчик становится сначала могучим воином, а потом великим царем Г есером, победителем демонов и вла-стителеи всех четырех стран света . Если все же Запад имеет некоторое представление о тибетской религии, то лишь благодаря последовавшей за китайской оккупацией Тибета массовой эмиграцией монахов и знатоков традиции. Рассеянные по всему свету тибетские эмигранты способны со временем исказить исконную религиозную традицию или вовсе от нее отказаться. Но, с другой стороны, изустная ее трансляция ламами может принести Западу ту же пользу, что и последовавший за падением Константинополя исход византийских ученых, спасших от уничтожения ценнейшие манускрипты. Тибетский религиозный синтез отчасти аналогичен тому, что был осуществлен средневековым индуизмом и христианством. Можно выделить три его источника: традиционная религия (т.е. обожествление структуры Космоса), религия спасения (буддизм, христианство, вишнуизм), эзотерика (тантризм, гностицизм, магическая практика). Еще более очевидно сходство между средневековым Западом, объединенным под властью Римского Престола, и ламаистской теократией.
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча . ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ ТОМ 3 От Магомета до реформации. 2002

Еще по теме §318. Актуальность некоторых тибетских религиозных установлений:

  1. Стороны трудового договора в религиозной организации. Внутренние установления религиозной организации
  2. Религиозный культ: психология религиозных действий
  3. ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ (ст. 318 УК РФ).
  4. ТИБЕТСКОЕ ИСКУССТВО
  5. Статья 318. Содержание определения суда кассацион- ной инстанции
  6. § 318. Система преемства ab intestato в Законах XII таблиц
  7. ТИБЕТСКИЕ ТОНЕМЫ1
  8. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант первый]1
  9. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант третий]
  10. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант четвертый]
  11. ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ