<<
>>

§317. Онтология и мистическая физиология Света

Способность заимствовать и ассимилировать различные духовные традиции, начиная с местных архаических и заканчивая современными иноземными, — характерное свойство тибетского религиозного гения. Подобный синкретизм прекрасно иллюстрируют учение и обрядовый комплекс, связап- пые с мистикой Света.
Мы уже отмечали роль луча света в мифе о вервии .wv. а также в некоторых автохтонных и бонских космогониях. Джузеппе Туччи видит в мистике света («в качестве ли силы, сотворившей все сущее, символа высшей реальности, явленного, зримого откровения или света, из которого 37 исходит все и который присутствует в нас самих») основу тибетского религиозного опыта. Все течения ламаизма единодушны в том, что Разум (sems) и Свет тождественны. На данном отождествлении базируется тибетская соте- 38 риология . Однако вспомним, что еще индийская «Ригведа» (см. §81) трактовала Свет как эпифанию Разума и творческой энергии на всех космических уровнях. Гомология «божество — разум — свет — мужское семя» восходит к 39 брахманам и упанишадам . Явление божества, так же как и рождение или просветление «Спасителя» (Будды, Махави-ры), сопровождается могучей вспышкой нетварного света. Согласно махаяне, Разум (Мысль) «есть Свет по самой своей природе». С другой стороны, известно, сколь значительное место занимает Свет в иранской теологии (см. §215). Таким образом, можно предположить, что весьма актуальное для ламаизма отождествление Разума (sems) со Светом восходит к индийской и, опосредованно, к иранской религиозным традициям. Имеет смысл, однако, проследить процесс ассими-ляции ламаизмом и развития в рамках тибетской теологии добуддий-ского мифа о роли Света в происхождении человека. Согласно древнему преданию, Белый Луч породил яйцо, из которого вышел первый человек. По другой версии, первопредок, родившийся из пустоты, сам распространял сияние. Наконец, существует вариант мифа, объясняющий, каким образом прежний, светоносный, человек деградировал до нынешнего состояния. Изначально люди были бесполыми и не знали сексуального влечения; исполненные внутреннего света, они лучились. В ту пору не существовало ни Солнца, ни Луны. Когда в людях проснулся сексуальный инстинкт, у них возникли половые органы, после чего на небе появились Солнце и Луна. Сначала люди размножались следующим образом: из мужского тела исходил луч света и оплодотворял женщину, проникнув к ней в матку. Половой инстинкт удовлетворялся исключительно посредством зрения. Однако в результате деградации людям уже потребовалось осязать друг друга, а впоследствии и совершать половой акт . Во всех вариантах мифа свет и сексуальность предстают антагонистическими началами: одно подавляет другое. Здесь стоит напомнить, что мужское семя содержит (или точнее, «аккумулирует») свет. Как мы уже знаем, представление о единосущности божественного разума, света и мужского семени, безусловно, восходит к индо-иранским корням. Однако особая акту альность Света для тибетской мифологии (вервие му и т.д.) доказывает автохтонное происхождение данного ан-тропогонического мотива. Это, впрочем, не исключает того, что миф испытал влияние иноземных традиций, в том числе манихейской. Действительно, согласно учению манихеев, Первопредок, порожденный пятью свечениями, был убит и пожран демонами тьмы.
С тех пор человек, творение демонов, остается носителем «пятисветия», реимущественно сконцентрированного в мужском семени (см. §233). Иадо- тибетская традиция привлекает учение о пятеричном свете для интерпретации ритуального соития (maithund), символизирующего божественные «игры», поскольку оно избегает семяизвержения (§334). В комментариях к «Gu- hyasamaja Tantra» Чандракирти и Цзонхава подчеркивают, что пара, совершающая во время обряда niaithuna мистическое соитие, достигает состояния сознания, подобного нирване. У мужчины оно именуется «Мыслью о Пробуждении» (bodhicita) и уподобляется — можно даже сказать, что оно тождественно — капле (bindu), стекающей с его макушки и вспыхивающей в половом члене пятью свечениями. Чандракирти предписывает: «В продолжение соития следует представить половой член (vajra) и женскую матку {padmd) исполненными пятеричного света». Тибетское учение о «пя-тисветии», безусловно, восприняло мапихейское влияние41. При этом нельзя категорически утверждать, что отказ от семяизвержения, перекликающийся со свойственной манихейству боязнью деторождения, — также результат заимствования. Когда умирает праведник или йогин, «душа» исходит из его темени в виде 42 луча света и уходит ввысь сквозь «Небесный Дымоход» . Простым смертным ламы вскрывали череп, таким образом помогая их душе освободиться. Во время агонии лама начинает читать умирающему «Bardo Thodol» («Тибетскую книгу мертвых») и продолжает чтение в течение нескольких дней после его кончины. Лама предупреждает человека, что он будет внезапно разбужен ослепительным Светом — это он встретится со своим истинным Я, которое есть одновременно и высшая реальность. Книга увещевает: «Не пугайся, не приходи в ужас; это блеск твоего собственного Сознания». Точно так же она призывает не бояться раскатов грома и других угрожающих явлений («они не могут тебе повредить. Ничто тебя не погубит. Знай, что это лишь порождения твоего сознания. Помни, что все угрозы — следствие промежуточного состояния (bardo)» J Однако отягощенный своей кармой усопший не способен последовать советам книги. Хотя перед ним одно за другим возникают чистые свечения, обещающие Освобождение, слияние с Буддой, покойник привязан к «нечистым» свечениям, сулящим обретение формы, т.е. возвращение на землю . В момент смерти у каждого человека есть шанс стяжать Освобождение. Достаточно распознать собственное Я во вспышке яркого Света, которую он в этот момент видит. Чтение вслух «Книги мертвых» служит усопшему последним напутствием, однако его участь зависит только от него самого. Усопший должен проявить волю к Свету и умение противостоять посмерт ным соблазнам. Иными словами, смерть открывает возможность новой инициации, которая, как и должно, состоит из предложенной неофиту серии испытаний. Последнее и, возможно, самое трудное из них— встреча с посмертным Светом.
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча . ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ ТОМ 3 От Магомета до реформации. 2002

Еще по теме §317. Онтология и мистическая физиология Света:

  1. §281. Сухраварди и мистическое учение Света
  2. § 317. Кодициллы
  3. III. Онтология
  4. Рациональная онтология
  5. 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
  6. 3. ОНТОЛОГИЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  7. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА (ст. 317 УК РФ).
  8. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
  9. Ю. В. ЯКОВЕЦ. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ: ИСТОКИ ИНТЕГРАЛИЗМА, 2005
  10. ГЛАВА ВТОРАЯ НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ РОЖДАЕМОСТИ В СВЯЗИ С ФИЗИОЛОГИЕЙ И ПСИХОЛОГИЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА
  11. Разделение суши на части света
  12. Глава I РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ В XIX В.
  13. В. Метафизика света и «оптическая физика»
  14. Глава 1 Мистический интуитивизм Востока
  15. 3.2 Тренинг мистической интуиции