<<
>>

§204. Реакция фарисеев: возвышение Торы

В иудаизме, как и в других религиях, апокатттические видения усиливали загцту от кошмара и:стории. В творящихся бедствиях тоди знающие видели утешительное предзнаменование. Чем хуже становилось положение еврейского народа, тем больше крепла уверенность в том, что нынешний зон подходит к концу.
Таким образом, нагнетание страха предвещалонеизбежность спасения. В дальнейшем религиозное возвышение страданий, вызываемых историческими событиями, будет многократно повторяться, и не только в иудейской и христианской религиях. Речь идет не об уклонении от нажима истории, не об оптимизме, подпитывемом фантазмами. Апокалиптическая литература представляла собой священное знание, божественное по сути и по происхождению. Вот как пишет об этом пророк Даниил (2:20-22): «это Бог даетмудрость мудрым». «Он открывает глубокое и сокровенное и знает то, что находится во мраке». Легендарная личность и примерный образец мудреца и пророка дохристианской эпохи — Енох(48) - получает теперь всеобщее признание: он предсказал, что людей, живших до потопа, и падших ангелов ждет неизбежный суд. А сейчас он свидетельствует о новом откровении и настоятельно призывет к покаянию, ибо Второй Суд уже близок. Подобно пророку Даниилу, Енох получает священное знание через свои сны и видения (1 Енох, 13:8, 14:1;' 83:1 и сл.; 93:1 и сл.). Ангелы посвящают его в небесные тайны и восхищают его во исступлении на Небо (гл. 12-36), где Бог позволяет ему взглянуть на скрижали, на которых от начала и до конца начертана мировая история. 47Ringgren. La religion dTsrael, p. 350; Mowinckel Op. cit., p. 382. Рассуждения ВОкруг мессианского пришествия продолжались сре1(И раввинов в первые века нашей эры. Здесь настойчиво повторяются одни и те же мотивы: гибель язычников, торжество иудеев, радости, коими Бог вознаграждает верных, и Т.п. (см. источники, цитируемые в: Moore. Judaism, П, р. 345 sq.). Некоторые тексты присовокупляют, что В тот день все народы обратятся в единобожие, уверуют в Яхве (Moore, П, р. 371). Но дорогое авторам апокалипсисов убеждеине в том, что час эсхатона можно вычислить, отмирает. Мессия придет в час, выбранный Богом. А до тех пор верующие должны каяться и повиноваться Закону (ibid., П, р. 350 sq.). 48 По преданию, Енох был одним из патриархов, живших до потопа. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5:24). Ниже мы основываемся, главным образом, на анализе М. Хенгеля (Op. cit., р. 204 sq.) В начале времен Бог давал тайное знание только тем людям, которые прославились своим благочестием и визионерскими способностями. Знание это бьто эзотерическим, «запечатанным», иначе говоря, недоступным для непосвященных. Затем его передавали нескольким избранным. Но поскольку начало времен соответствует концу света (эсхатону), священное знание стало вновь сообщаться, как и некогда, узкому кругу посвященных. В Первой Книге Еноха (1:6) Сын Человеческий предстает исти:нным посвященным, знающим все тайны. Когда Он взойдет на Престол, «его уста изрекут все тайны премудрости» (51 :3). Его главные свойства - премудрость и ум(49). Добавим, что тема сокровенного (спасительного) знания бьта очень хорошо известна в эллинистическую эпоху(§209) и легла в основу всех гностических школ (§229)(50). Авторы апокалипсисов широко развивали понятие этой премудрости - сокрытой на небесах и недоступной смертным(51).
Важное местов апокалиптической литературе (как, впрочем, и повсеместно в эллинистическом мире) занимали видения и экстатический опыт. Видения иисступления подтверждали истинность «пророка и мудрецю>. Кроме того, экстатический опыт наращивал сумму знания, данного в откровении. Книга Пророка Даниила повествует только о мировой истории, тогда как тексты, ссьтающиеся на «предание Еноха», обнимают мир в целом, ви:димый и невидимый: географию неба и земли, астрономию и астрологию, метеорологию и медицину. В «предании Енохю> космологические тайны открывали и одновременно прославляли дело Божье. По словам М. Хенгеля (1, р. 203), хасидские мудрецы были еще серьезнее увлечены спором с эллинизмом, чем Бен Сира. Ведь, по сути дела, через «апокалиптические откровения» они получали знание, превосходящее эллинское. В самом деле, их знание включало в себя Космос, Историю и небесный мир и даже участь человека в конце времен, Т.е. непостижимое для человеческого разума знание. Эта концепция тайного, всестороннего и спасительного знания, якобы добьтаемого через экстатические видения или передаваемого через посвящение, засвидетельствована и в других религиях, в том числе и в раннем христианстве. Никакое другое течение иудейской мысли не заимствовало так много идей эллинского Востока, как апокалиптическое. Несмотря на это, в его основе все равно лежит ветхозаветное понимание истории спасения(52). Мы имеем дело с очень важным духовным явлением: 49 См. др. примеры в: Mowinckel. Op. cit., pp. 375 sq., 385 sq. 50 В Индии учение о тайном знании, сообщаемом через инициации, зафиксировано с ЭПОХИ упанишад, но развитие оно получило преимущественно в тантрической литературе ср. т.III) 51 Ср /.Hengel, 1,р. 206sq.;II, 137, п. 630. 52 Hengel,1,р.251. религиозным творчеством, порожденным синкретизмом. Авторы первых апокалипсисов, хасидеи, в сущности, собрали и восприняли идеи, взятые из многих синкретических систем; но идеи эти обогатили иудаизм и подали еврейскому народу надежду в крайне тяжелое для него время. Впрочем, подобный же процесс происходит и в других религиозных течениях. Хасидская группа ессеев под водительством «Праведного Господина» отделилась от остальной общины и решила уйти в пустыню, вести отшельническую жизнь (§223). Наиболее близкий аналог монашеской организации ессеев - закрытое, тайное собрание (conventicule) по греческому образцу. Даже фарисеи, вторая группа, отколовшаяся от хасидеев, включили ряд эллинистических идей всвое учение о Эаконе(53). В конечном счете, кощунственное поведение Антиоха Епифания и победное восстание Маккавеев определили направление и дальнейшую организацию иудаизма. «Ревностное противостояние Торе», воодушевившее сторонников Антиоха, способствовало появлению «ревности за Тору» и привело к укреплению онтологии Закона54. Тора бьтавозведена в ранг абсолютной и вечной реальности, в образцовую модель Творения. По словам рабби Симона бен Лакиша (Ш в. н.э.), существование мира зависит от того факта, что Израиль принял Тору, безкоторой мир вернулся бы в Хаос(55). Каждая из 248 заповедей и каждыйиз 365 запретов, составляющие Тору, приобретают космическое значение. Человек, у которого 248 членов и 365 вен, строением своего тела отражает дело рук Божьих (Космос) и Его Откровение (Закон)(56). Тора вкачестве абсолютной реальности есть источник жизни. Как пишет ГилЛель(*65), «там, где много Торы, много жизни» (Pirke. Abbot, III, 7). Возвышпение Торы радикально изменило дальнейшую судьбу иудаизма. Со времен пророков религиозность древних евреев поддерживалась напряжением между двумя направлениями: «универсалистским» и «сепаратистским». Причина этого жесткого и одновременно созидательного противостояния кроется, главным образом, в парадоксальномхаракгере Откровения. Действительно, Откровение Божие в истории, 53 Ср: Hengel, 1, р. 312. См. у него же очерк о верованиях и идеях, заимствованных иудеями из восточно-эллинистической культурной среды. 54 Hengel, 1, р. 292 sq. Эсхатология, Т.е. «второй плод» в конфронтации с эллинизмом, была той единственной силой, которая могла ограничить всевластие Торы. А власТЬ Торы, в конце концов, установится как над историческим настоящим, так и над космическими ритмами (Ibid., р. 312). 55 Рабби Eliezer В. Hyrcanus (ок. 100 г. н.э.) прославился следующими словами: «Если бы не было Торы, не было бы и Неба с Землей» (цит. у: Hengel 1, р. 172). См. др. источники в: СР Маоге. Judaism, 1, р. 266 sq., 450 sq. 56 Два века спустя тантризм выдвинет ангропокосмическую систему и соответствующий ритуал (ср. т. Ш). данное лишь еврейскому народу, было провозглашено универсальным т.е. хотя и считалось принадлежащим исключительно евреям. Во второй половине II в. до Н.э., благодаря мощному разрастанию диаспоры и отчасти миссионерской деятельности, иудаизм был близок к превращению в мировую религию. Но протест против кощунственных действий Антиоха привел к тому, что стало называться «установка на Тору»(57), а такая «установка» препятствовала развитию иудаизма в мировую религию. В защите национальной самобытности Закон, бесспорно, играл решающую роль, но сознание мировой миссии не могло свободно развиваться под сенью мощного и популярного националистического течения. Что, впрочем, объясняет решение христианской Церкви первых веков, вдохновленной еврейским пророческим духом, послать своихслужителей к самаритянам, которых так не любили израильтяне (Деян8:4 и сл.), а через некоторое время - к неевреям в Антиохию (Деян11:19 и сл.) «Христология заместила онтологию Торы как выражениесвободного и спасительного откровения Божьего в истории, откровения, которое больше не знает границ национального и историческогопорядка»(58). Установка на Тору и успех законничества положили такжеконец и эсхатологическим чаяниям. «Даже апокалиптическая литература стала постепенно исчезать и заменяться еврейской мистикой»(М Hengel, I, Р-175). Однако следует отметить, что в перспективе отказ иудаизма от мировой миссии стал той ценой, которую пришлось заплатить, чтобы защитить израильскую общину. В конце концов, главным бьта историческая преемственность еврейского народа. Речь шла не столько о «национализме», сколько о теологии, созданной вокруг понятия «избранныйнарод». Яхве избрал Израиль Своим народом. Следовательно, еврейский народ представлял собой историческую реальность, освященнуюволей Божьей. Национальное отчуждение приравнивалось к вероотступничеству, Т.е. к профанации этнической структуры, посвященной Богу самим своим происхождением. Первым долгом еврейского народа было, следовательно, сохранять в неприкосновенности тождество самому себе - до конца истории. Другими словами - всегда оставаться в распоряжении Господа. 57 Ср.: Hengel, 1, р. 312. Даже в диаспоре примат Торы не оспаривался. Аллегорическая интерпретация не упраздняла буквальный смысл писания, и Филон принимал законы и предписанные запреты 58 Hengel, 1,р. 314.
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002

Еще по теме §204. Реакция фарисеев: возвышение Торы:

  1. ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ИУДЕЙСТВА: ОТ АПОКАЛИПСИСОВ ДО ВОЗВЫШЕНИЯ ТОРЫ
  2. КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП (ст. 204 УК РФ).
  3. § 204. В) Contrarius consensus (обратное согласие)
  4. Статья 204. Определение порядка и срока исполнения решения
  5. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ
  6. Честная реакция
  7. Зуев на Среднерусской возвышенности и в Причерноморье
  8. Тема 4. Акция — реакция
  9. Кратковременные реакции на среду
  10. Реакции хозяе
  11. § 4. Деформация реакций повиновения и властвования
  12. Возвышение Тира и Сидона
  13. Защитные реакции растений
  14. Возвышение Москвы
  15. Возвышение Корнилова
  16. Возвышение Москвы
  17. Глава X ВОЗВЫШЕНИЕ РАДЖПУТОВ
  18. 2. ШИВАДЖИ И ВОЗВЫШЕНИЕ МАРАТХОВ
  19. ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ВОЗВЫШЕННЫЙ
  20. Реакция на классицизм