<<
>>

§203. Конец света - единственное упование

Как и в других вероучениях, конец света в еврейских апокалипсисах предваряют многочисленные стихийные бедствия и космическиеаномалии: солнце взойдет ночью, луна - днем, реки потекут кровью, светила сойдут со своих орбит, деревья будут кровоточить, пламя вырвется из недр земных, камни возопиют и Т.д.
(3 Езд 5:4-12). Время ускорит свой бег, люди станут убивать друг друга, придут засуха и голод(37). И точно так же, как в иранской традиции, конец света сопровождается всеобщим судом и, соответственно, воскресением из мертвых. Уже в Книге Пророка Исайи (26:19) упоминается о воскресении («оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела»), но этот отрывок трудно датировать. Определенность впервые появляется в Книге Пророка Даниила (12: 13): «ты...восстанешь для получения твоего жребия вконце дней»(38). Весьма вероятно, что здесь также проявилось иранское влияние (*62). Однако нужно принимать во внимание и представления палеолитического Востока о богах расттельност (§ 11) . Учение о воскресении постоянно и усердно будет провозглашаться фарисеями и встречаться в апокалиптической литературе (3 Езд; 1 Еноха 5: 1-3; 61:5; 62-14 и сл.; сирийский апокалипсис Варуха). В период Христова проповедования его воспримут все, кроме саддукеев. 35 Ср.: E/iade. Le mythe de I'etemelretour, p. 133 sq.\MHenge/, l,p. 191 sq. 36 В своем экстатическом восхождении на небо Енох видит скрижали, на которых записана вся история (1 Енох 81:1 и ел.) Тот же мотив ер.: Widengren. The Ascension octhe Apostle, особ. p. 27 sq. 37 Ср.: Le mythe de l'6temel retour, p. 149 sq.; P. Vo/z. Eschatologie, p. 150 sq. эти клише, свойственные апокалиптической литературе, восходят к обычному сценарюо древнейших мифо- ритуалъных традиций: конец света и последующее за ним сотворение мира заново. (§12; ер. Аспекты мифа, гл. IV-V). 38 К этому же времени отпосится 1 книга Еноха (90:33) и труд Ясона Киренейского, написанный вскоре после смерти Иуды Маккавея; ер.: Henge/, р. 196. Что касается Страшного Суда, то он разворачивается пред лицом ветхого Днями: «одетше на Нем было бело, как снег, престол Его — как пламя огня... судьи сели и раскрылись книги» (Дан., 7:9-14). Енох в исступлении также видел Господа, восседающего на престоле, «запечатанные книги», и был свидетелем суда над падшими ангелами и вероотступниками, низвергнутыми в пылающую бездну (90:20; Charles. Apocrypha,1, pp. 259-260). Образ Всевышнего на судном престоле вновь появляется в третьей Книге Ездры: грешникам уготована «печь геенны», а праведники получают воздаяние в «раю сладост» (7:33-36; Charles, П, р. 583). После Страшного Суда зло будет навсегда упразднено, растление побеждено, и истина воцарится повсюду. Концепция эсхатологического суда огнем имеет, видимо, иранское происхождение (ср. §104). В том же видении Ветхого Днями и Страшного Суда Даниил описывает схождение с неба «как бы Сына Человеческого». Он был подведен к Ветхому Днями, и «Ему дана власть, слава и царство».(7:13-14) Под Сыном Человеческим (т.е. Человеком) Даниил видит Израильский народ на пике эсхатологического триумфа. Это выражение («Сын Человеческий») будет очень популярно В 1 веке до Н.э.; с другой стороны, так назовет себя Иисус. Эллинистическому миру была хорошо знакома эта мифологическая личность, Антропос или Предвечный Человек.
Миф по происхождению индоиранский (ср. Пуруша, Гайомарт), но непосредственные прообразы «Сына Человеческого»=Человека следует искать в ирано-халдейском религиозном синкретизме (ср. §216). Идея Первого Человека, облеченного эсхатологической миссией, не принадлежит собственно Библии. Лишь в позднем иудаизмезаговорят об ~аМе, предсущем творению мира(39). Концепция единства всемирной истории позволяла, таким образом, расшифровать эсхатологическую суть современной эпохи. В протвовес старым космологиям, которые объясняли прогрессирующий и неотвратимый упадок мира той или иной циклической теорией (наиболее яркий пример - индийская доктрина о четырхх югах), хасидеи провозглашали Яхве единственным господином истории. В Книге Даниила и Первой Книге Еноха Бог остается центральной фигурой: зло еще не имеет воплощения в личност ПротивникаЯхве. Оно порождено непослушанием людей (1 Енох 98:4 и сл.) и восстанием падших ангелов. Но положение вещей ощутмо меняется в апокалиптческой литературе. Мир и История мыслятся теперь подчиненными силам Зла, Т.е. 39 Иудаизм, по сути дела, упускает из виду, что Сын Человеческий ~ это вариант мифа о Предвечном Человеке. Иудейская апокалиптика превозносит эсхатологическую роль Сына Человеческого, но не затрагивает вопроса о его предсуществовании; ер.: Mowinclre/, Не That Cometh, p. 420 sq. Ф. А. Борш осветил надлежащим образом восточную мифологему «Царь как Предвечный Сын Человеческий»; ер.: The Son ocMan in Myth and Histniy, p. 89 sq. бесовским полчищам под предводительством Сатаны. В первых упоминаниях о Сатане (Иов 1:6; Зах 3:1 и сл.) он принадлежал небесному окружению Яхве и назывался «Врагом» постольку, поскольку был небесным духом, враждебным человеку (ср. § 115). Теперь же Сатана есть само олицетворение Зла: он становится «Противником Бога». Кроме того, обрисовывается новая идея: идея «двух веков» или «двух Царств»: сей век и век будущий. В книге Ездры написано: «Бог... сотворил не один век, а два» (3 Езд 7:50)(40). В этом веке возобладает Царство Сатаны. Апостол Павел называет Сатану «богом века сего» (2 Кор 4:4). Его власть достигнет наивысшего предела с приближением мессианской эры, при умножении различных катаклизмов и стихийных бедствий, кратко упомянутых выше (ср. 227). Но в последней эсхатологической битве Яхве победит Сатану, уничтожит или покорит всех демонов, искоренит всякое зло и утвердит Свое Царство, даруя вечнуо жизнь, мир и радость(41). В некоторых текстах упоминается о возвращении в Рай и, следовательно, упразднении смерти (3 Езд 8:52-54). Однако несмотря на то, что этот новый мир будет совершенным и вечным, он останется миром материальным, физическим. Сатана как персона сформировался, по всей вероятности, под влиянием иранского дуализма(42). Но в любом случае, дуализм этот - «умеренный», так как Сатана несосуществовал изначально с Богом, и он не вечен. С другой стороны, нельзя забывать и о более древней традиции, представляющей Яхве как абсолютную целостность бытия, некую coincidentia oppositorum, которая включает в себя все противоположности, а значит, и зло (ср. §59). Припомним известныШ пример из 1 Книги Царств: «А от Саула отступил дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» [курс. наш. — М. Э. ] (1 Цар 16:14). Как и в других религиях, этот «дуализм» приобретает отчетливую форму вследствие некоегодуховного кризиса, когда поставлены под сомнение и традиционные религиозные постулаты, и богословская терминология. Одни из результатов такого кризиса - персонификация негативных аспектов действительности и божества. Все, что до сих пор рассматривалось в качестве одного из моментов мирового развития (основанного на чередовании противоположностей: день- ночь; жизнь-смерть; добро-зло и т.д.), отныне выделено, олицетворено и обладает своей особенной, исключи- 40 В той же книге мы вновь находим древнюю идею неизбежного упадка мира: «Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости» (3 Езд 14:10). 41 Дата эсхатона может быть вычислена «мудрыми»: см. среди прочего, Даниил, 9:2211 сл.; 1 Еноха 10:12; 89; 90; 17; 4Ездры 14:5; 14:11; ИТ.д. Ср.: W. Bousset, Religion des Judentums, 2 ed., p. 141 sq. 42 В Кумранских текстах говорится о двух духах, добром и злом, сотворенных Богом (ер. §223) - учение, напоминающее зурванизм (§213). тельной функцией, а именно - функцией Зла (ср. §195). Весьма вероятно, что Сатана - это плод одновременно и «раскола» древнего образа Яхве (следствие рефлексий о тайне божества), и влияния иранских дуалистических докгрин(*63). Как бы то ни было, фигура Сатаны как воплощения Зла сыграет значительную роль в становлении и истории христианства, прежде чем он войдет знаменитым и многоликим персонажем в европейскую литературу XVIII-XIX вв. Что же касается эсхатона и нового творения, то по этому поводу в апокалиптической литературе нет единого мнения. Но все авторы апокалипсисов единодушно называют нынешние скорби и бедствия «муками рождающей» или «мессианскими скорбями», так как они предваряют пришествие Мессии и возвещают о Нем. Как у Исайи, так и у пророков в период после Плена, Мессия всегда мыслится как человек; и именно: Царь Народа Божия(43). Приведем всего один пример. В Псалмах Соломона (составленных в 1 в. ДО н.э.) содержится молитва о скорейшем пришествии Мессии, сына Давидова, который «сокрушит властителей неправедных и очистит Иерусалим от язычников» (17:22- 24). Он - Царь праведный [...], и в Его правление не будет несправедливости, ибо все будут святы, и Царем их будет Мессия(17:26 и СЛ.; 29, 30). Царство Мессии, по мнению некоторых авторов, принадлежит еще настоящему эону; это, в некотором роде, царство междувременное, а именно, миллениум(44). Владычеству Мессии суждено продлиться 400,500 или 1000 лет и закончиться всеобщим судом и разрушением мира. Сам Мессия умрет, и все вернется в «древнее молчание», Т.е. в Хаос. «После же семи дней восстанет век усыпленный» (3 Езд 7:28; Charles, 11, р. 582). Иными словами, последует новое Творение, воскресение и вечное блаженство(45). Во многих текстах Мессию причисляют к вечным существам, таким как Енох, Илия и другим, взятым на небо Богом. Согласно некоторым раввинским источникам, сразу же после своего рождения Мессия был сокрыт Богом в Раю или с Илией на небе(46). В Заветедвенадцати Патриархов(*46) и Кумранских текстах упоминаются два Мессии: священник и царь, причем Мессия-священник главенствует. В Завете Левия уточняется, что во время Его священнического служения «всякий грех упразднится [...], а Он Сам откроет двери Рая [...]» и 43 Ср.: Mowinckel Не That Cometh, p. 280 sq., с богатой библиографией. 44 Эта идея впоследствии будет разработана раввинами; ср.: Мооге. Judaism, П, р. 375 sc:;. 45 Sanhedrine, 99 а, где приводятся различные раввиннстические суждения; ср. также: Мооге. Judaism, П, р. 375 sq. 46 Strack undBillerbeck. Kommentar zum Neuen Testament aus Talmud und Midrasch, П, P.340. даст святым вкушать от Древа Жизни (18:9-12). Одним словом, Мес- сия-священник уничтожит последствия первородного греха(47). Добавим, что проповедь Иисуса и взлет христианства тесно связаны с духовным ферментом, характерным для мессианских ожиданий иэсхатологических построений в период от восстания Маккавеев До разрушения второго Храма (ср. §224).
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002

Еще по теме §203. Конец света - единственное упование:

  1. Конец света в 2012 году?
  2. §192. Эсхатологическая война и конец света
  3. §177. Боги-ваны. Лаки. Конец света
  4. ВТОРАЯ ХОЛОДНАЯ ВОИНА И КОНЕЦ БИПОЛЯРНОГО МИРА (конец 1970-х — конец 1980-х годов)
  5. § 203. Б) Acceptilatio
  6. Статья 203. Содержание решения
  7. §317. Онтология и мистическая физиология Света
  8. Разделение суши на части света
  9. В. Метафизика света и «оптическая физика»
  10. §281. Сухраварди и мистическое учение Света
  11. ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СЛУЖАЩИМИ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ИЛИ ДЕТЕКТИВНЫХ СЛУЖБ (ст. 203 УК РФ).
  12. «ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК»
  13. 5.6.2. Документация о закупке у единственного источника
  14. 5. О ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ СВЕТА, ИМЕНУЕМОЙ ЕВРОПОЙ, И О ЕЕ ГРАНИЦАХ
  15. Единственность любви
  16. ЧЕРТЫ «ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА»
  17. ХАРАКТЕРИСТИКИ «ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА»
  18. Единственно правильный тип организационной структуры