<<
>>

§160. Парадокс необусловленного

Что касается преображения профанного сознания бхикку и его йогической и парапсихологической практики, можно понять сомнения, колебания и разноречия - даже в канонических текстах - в вопросах о «природе» нирваны и освобождении от обусловленности.
Много копий было сломано в спорах о «пребывании в нирване»: состояние ли это полного угасания монаха или не сказуемое посмертное блаженство. Будда сравнивал обретение нирваны с угасанием пламени. Ему возражали: в индийской мысли, дескать, угасание огня не равносильно его исчезновению: это скорее возвращение в не проявленное (17). С другой стороны, если нирвана есть идеальное необусловленное, Абсолют, то она не вписывается в какие-либо границы и не описывается категориями познания. В таком случае, можно утверждать: «вошедшего в нирвану» нет в жизни (если понимать жизнь как пребывание в мире), но можно сказать, что он «живет» в нирване, в не обусловленном, т. е. в сфере, недоступной человеческому воображению. Естественно, что Будда оставил этот трудный вопрос открытым. Лишь вставшие на Путь и освоившие хотя бы некоторые йогические практики, одновременно «освещенные» праджней, постигают: для преображенного сознания слова и мыслеобразы больше не имеют силы. Теперь всем правят парадокс и противоречие, когда сущее равно не сущему; поэтому можно утверждать: «Я» одновременно существует и не существует, а освобождение - это и угасание, и блаженство. В некотором смысле - несмотря на различия между санкхья-йогой и буддизмом, - «вошедший в нирвану подобен дживанмукте, «освобожденному при жизни» (§146). 17 Тот же образ заметили AS. Keith в упанишадах и Сенар - в эпосе; см.: Valee-Poussin, Nirvana, p. 146. Необходимо тем не менее подчеркнуть, что идентичность нирваны абсолютно трансцендентному, как бы переставшему существовать Космосу также можно проиллюстрировать образами и символами. Мы уже упоминали космологический и временной символизм «семи шагов Будды» (§147). Можно вспомнить и притчу о «разбитом яйце». Будда разбил яйцо, чтобы объявить о прорыве цепи существований (сансара), иначе говоря, преодолел и Космос, и циклическое время. Не менее живописны и образы «разрушения дома» Буддой и «крыши, пробитой»архатами: это иносказательное уничтожение всего обусловленного мира (18). Памятуя о том значении, которое в индийской мысли (преждевсего, традиционной, архаической) придают единству «космос-жилище-человеческое тело», понимаешь революционную новизну увиденной Буддой конечной цели бытия. Архаическому идеалу - «жизни в бессмертной обители» (т.е. вечном существовании в совершенном Космосе) -Будда противопоставил идеал современной ему духовной элиты, который заключается в освобождении от видимого мира и подъеме над «обусловленным порядком вещей». Однако Будда не притязал на«исключительность» своего учения. Он неустанно повторял, что идет«исконным путем», несет людям «учение вечности» (akaliko), завещанное ему «святыми» и «совершенными просвещенными» прошлых времен (19), подчеркивая этим непреходящую ценность и универсальность своего Учения. 18 См. цитаты в: Images et Symboles, p. 100 sq.; Briser le to it de larnaisonpassim. 19 «.Я узрел путь древних, старинный путь всех идеальных просветленных прошлого. Это и есть моя тропа» (Самьютганикая II, 106). В самом деле, «те, кто в прежние времена стали святыми,, совершенно просветленными, ~ все эти высочайшие существа по праву вели своих учеников к той же цели; так же и я веду учеников сейчас, а те, кто в будущем станут святыми, совершенно просветленными, высочайшими учителями, не смогут не повести своих учеников тем путем, каким я сейчас веду своих» (Маджхиманикая II 3-4; II 112; III 134).
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002

Еще по теме §160. Парадокс необусловленного:

  1. ПРИСВОЕНИЕ ИЛИ РАСТРАТА (ст. 160 УК РФ).
  2. ПАРАДОКСЫ И ПРЕДЕЛЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
  3. Парадокс Стокдейл
  4. Статья 160. Непосредственность и устность судеб- ного разбирательства
  5. Парадокс модника
  6. Маркетинг как парадокс
  7. Парадокс социальной идентичности
  8. § 160. Г) Cautio damni infecti (гарантия на случай грозящего ущерба)
  9. «Судьба, завидуй!» Парадоксы Кнорозова
  10. С.Н. Великанова. Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен. — 160 с. , 2004
  11. С. А. Давыдов. Социология: конспект лекций. Издательство: Эксмо,160 стр., 2008
  12. 2.4. Парадоксы «негативного гуманизма»
  13. Неопределенность и парадокс ЭПР
  14. Парадокс психологической помощи
  15. Сталинская модернизация и ее парадоксы
  16. § 2. ПАРАДОКСЫ АНТИЧНОГО АТЕИЗМА
  17. Национальное самоопределение и его парадоксы.
  18. Отечественный парадокс в цивилизационном измерении
  19. Капитализм и Россия: идеологические парадоксы и этнпспциплпгические труднпсти
  20. Парадоксы глобализации применительно к контемпоральному российскому обществу