<<
>>

§140. Смысл Творения - помочь освобождению духа

Первоматерия (пракрита) так же реальна и вечна, как и дух (пуру ша), но в отличие от пуруши, она динамична и креативна. Эта предвечная субстанция - совершенно однородная - обладает тремя «аспектами бытия», гунами, позволяющими ей проявляться тремя разными способами: саттва (ясность и постижение), 2) раджас (движущая энергияи умственная активность, 3) тамас (отсутствие движения и психоментальная темнота).
Гуны имеют двойственный характер: с одной стороны, они объективны, Т.е. это феномены внешнего мира, с другой субъективны, так как поддерживают, питают и обусловливают жизнь психоментального субстрата. Выходя из первоначального состояния Совершенного равновесия и принимая разнообразные формы, пракрита Мгновенно переходит в состояние энергии, махат, «великий». Увлекаемая импульсом «развития» (паринама), пракрити переходит из состояния махат в состояние axajitK{Jpa и становится единой ощутимой массой, еще не имеющей персонального опыта, но уже с зачатками «самосознания» (в слове ахамкара первый слог ахам означает «эго»). Подвинутый этой ощутимой массой «процесс развития» раздваивается на противоположные ветви: одна ведет в мир объективных проявлений, а другая - в мир субъективных феноменов (чувственных и психо ментальных). Следовательно, Универсум - и объективный, и субъективный есть лишь развивающаяся форма первоначального плана Природы, ахамкары, где впервые в энергетическом сгустке вырастает предчувствие «эго». Раздвоившийся процесс ахамкара создает дуальный универсум - внешний и внутренний, и эти два «мира» имеют общие точки соприкосновения. Так и тело человека, его физические функции, чувства, «состояния сознания» и даже его «интеллект» были сотворены единой Субстанцией; она же сформировала физический мир и его структуры (см. §75). Здесь уместно указать на то, что санкхья-йога - как и большинство индийских религиозных систем - считает основополагающим принцип индивидуации путем осознания «я». Генезис мира - квазипсихический акт. Объективные и психофизиологические феномены имеют общую матрицу, их единственное решающее отличие - соотношение гун: в психоментальных феноменах преобладает саттва, в психофизиологических - раджас (страсть, активность чувств), а феномены телесного мира - атомы, животные и растительные организмы и т.д.) - формируются из более плотного и инертного тамаса (17). Такое физиологическое обоснование позволяет понять, почему санкхья-йога рассматривает любой психический опыт как простой, развивающийся в сфере материи «процесс». Нравственность основана на том же: доброта есть не качество духа, а «очищенная» тонкая материя в форме сознания. Гунами пронизан весь универсум, и только они устанавливают органичную симпатическую связь между человеком и Космосом. Реальная разница между человеком и Космосом - различие по уровню, но не по сути. В непрерывном «развитии» (паринама) материя производила неисчислимые формы, все более сложные и разнящиеся друг от друга. Санкхья оставляет за своими пределами доказательство и осмысление факта этого необъятного творения, создания сложных форм и организмов. Можно объяснить первичную пракрита - бесформенную и аморфную. Но перед нашими глазами сложнейший мир из множества структур и отчетливых форм. Морфологическая сложность Космоса возводится санкхьей в ранг метафизического аргумента. Здравый смысл подсказывает нам: любое сложное соединение создается для потребностей 17 Санкхъя-йога предлагает и субъективное толкование трех гун, рассматривая их психические «аспекты». В спокойном, ясном, рассудительном, добродетельном сознании преобладает саттва; в возбужденном, неуверенном, неустойчивом - раджас; в помраченном, запутанном, страстном, зверином - томас. другого соединения. Например, совокупность нескольких деталей, кровать, служит предварительно продуманным целям создавшего ее человека («Санкхъя-карика» 17). Так санкхъя-йога выявляет телеологический(*11) характер Творения. В самом деле, если бы предваряющим замыслом не было служение духу, Творение было бы абсурдно и бессмысленно, Природа есть «соединение» частей, следовательно, должен существовать и «верховный управитель», кто должен соединять и использовать эти соединения в своих целях. Этот «управитель» - не деятельный ум и не состояния сознания (они сами по себе являются составными частями пракрита). Уже то, что «одни вещи сочетаются для блага других вещей» прежде всего «служит доказательством существования духа» (18). В то время, как Сам (пуруша) пребывает под покровом майи и смутных понятий О космическом Творении, пракрита заряжается энергией «телеологического инстинкта» и целиком устремлена на освобождение пуруши. Ибо «от Брахмана до последней травинки Творение служит делу достижения духом высшего знания» («Санкхъя-сутра» Ш 47).
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002

Еще по теме §140. Смысл Творения - помочь освобождению духа:

  1. Приложение Из статьи В.М. Межуева «Национальная культура и современная цивилизация» (В кн. «Освобождение духа». М.: Политиздат. 1991)
  2. Может ли «Клубная карта» помочь поставщикам Tesco?
  3. §215. Два Творения: тёпок и gёfik
  4. Акт творения и его создания
  5. ГЛОБАЛЬНЫЙ ГРАД: ТВОРЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ
  6. § 2. Социологические формы историческим творений народа
  7. Творения Народа: государства, религия, цивилизация
  8. § 3. Государство как типичное творение народа
  9. Феноменология Духа
  10. «Явление русского духа»
  11. Статья 140. Меры по обеспечению иска
  12. Поведение духа
  13. Культура слова и духа
  14. Три формы творения народа: государство, религия, цивилизация
  15. ? 137. КАК КОРОЛЬ РОБЕРТ ПОТРЕБОВАЛ У ФЛОРЕНТИЙЦЕВ ВЛАСТЬ В ЛУККЕ, ОБЕЩАЯ ИМ ПОМОЧЬ В ВОЙНЕ, И КАК ОН ПОЛУЧИЛ ЖЕЛАЕМО)
  16. Ответы на вопросы тестов*(140)