<<
>>

§127. Религия бронзового века: Бог Неба и культ предков

С начала династии Шан (прибл. 1751-1028 гг.) в нашем распоряжении гораздо больше информации. В общих чертах Шан знаменует собой переход от предыстории к собственно истории Древнего Китая. Эпоха эта характеризуется развитием производства бронзы, появлением городских центров и городов-столиц, наличием военной аристократии, возникновением царств и началом письменности.
Документация, касающаяся религиозной жизни, достаточно обширна. Во-первых, мы располагаем богатой иконографией, примером которой служат великолепные ритуальные бронзовые вазы. С другой стороны, царские гробницы позволяют получить сведения о некоторых религиозных обрядах. Но особенно ценным источником являются многочисленные надписи на гадальных костях: лопатках животных и черепашьих щитках8. Наконец, несколько позднейших сочинений: например, «Книга песен»'3, названная Карлгреном «Free Chou texts» [свободные тексты эпохи Чжоу]9,- содержат много материала древнейших времен. Добавим, однако, что эти источники, сообщающие нам о некоторых аспектах религии шанцев, касаются, в первую очередь, верований и ритуалов царского дома; мифология и теология других слоев населения, как и в эпоху неолита, остается в большей своей части нам незнакома. Интерпретация иконографических документов далеко не всегда бывает бесспорной. Обычно признается некоторая аналогия мотивов керамики Яншаою с религиозной символикой позднейших времен. Хенце (цит. соч., стр. 215 и сл.) толкует соединение полярных символов как иллюстрацию религиозных идей, связанных с обновлением Времени и духовным обновлением. Столь же важна символика цикады и маски тао-ди - символика, наводящая на мысль о круговороте рождений и возрождений: свет и жизнь, возникающие из тьмы и смерти. Замечателен и союз антагонистических образов (пернатая змея, змея и орел ит.д.), иными словами, диалектика противоположностей и coincidentia oppositorum, центральный пункт даосской философии и мистики. Бронзовые вазы - по-прежнему урны-дома11. их формы заимствованы частью из керамики, частью из прототипов в дереве12. Великолепному 8 Довольно распространенный в Северной Азии способ гадания: задавался вопрос; кости животных или черепаший панцирь подвергались обжигу, а прорицатель толковал конфигурацию образовавшихся трещин. Рядом с каждой записывались вопрос и ответ. 9 BernardKalgren. Legends and Cults in Ancient China, p. 344. 10 Саламандра, тигр, дракон и т.д., до сих пор бытующие в китайской иконографии и на родном искусстве, - космологические символы, засвидетельствонные уже в конце неолита. Ср.: Carl Hentze. Bronzegerat.., pp. 40 sq., 55 sq., 132 sq., 165 sq. 11 Hentze. Das Haus als Wei tort der Seele, p. 14 sq. et passim. 12 Li Chi. The Beginnings of Chinese Civilization, p. 32. анималистическому искусству, явленному в бронзовых вазах, весьма вероятно, послужили образцом гравюры на дереве13. Гадальные надписи на костях и панцирях раскрывают отсутствующую (или неуловимую?) в материалах неолита религиозную концепцию верховенства высшего небесного божества Ди (Государь) или Шан-ди (Верховный Государь). Ди повелевает космическими ритмами явлениями природы (дождь, ветер, засуха и т.д.), дарует победу Царю обеспечивает богатый урожай или, наоборот, обрекает на поражение насылает болезни и смерть.
Ему приносят два вида жертв: в святилище предков и в чистом поле. Но, как это происходит с другими небесными богами архаического пантеона (см. наш «Трактат по истории религий», § 14 и сл.), и его культ указывает на некоторое ослабление примата религии. Ди оказывается более далеким и менее действенным, чем умершие предки царских родов, и ему приносится меньше жертв. Однако он - единственный, к кому взывают, когда дело касается плодородия (дождь) и войны - двух самых главных забот властелина. Как бы то ни было, верховенство Ди сохраняется. Все другие боги, а также царские предки находятся в подчиненном по отношению к нему положении. Единственно предки Царя могут ходатайствовать за кого-то перед Ди; с другой стороны, только Царь наделен способностью общаться со своими предками, ибо он есть «особый человек» 14. Авторитет Властелина укрепляется с помощью его предков; вера в их магико-религиозное могущество легитимизировала власть династии Шан. В свою очередь, предки зависят от приносимых им пожертвований зерном, а также, кровью и мясом животных15. Ошибочно было бы предполагать, вслед за некоторыми исследователями16, что культ предков перешел в низшие социальные слои от правящей аристократии, для которой он столь много значил. Нет, культ этот был укоренен и весьма популярен уже в эпоху неолита. Как мы видели выше (стр. 8), у самых древних земледельцев он составлял часть религиозной системы, сопряженную с антропокосмическим циклом. Отсюда и верховенство царя, чей Прародитель, считалось, происходил по прямой линии от Ди, придавшего этому древнему культу политическую функцию. 13 Ibid., р. 35. 14 Формула: «Я, единственный из людей» (или, может быть, «Я, первый из людей) засвидетельствована в оракулярных надписях; ср.: DavidKeight/ey. Shang Theology and the Oenesis of Chinese political Culture, p. 213, n. 6. 15 Как это отмечает Кейтли (циг. соч., стр. 214 и далее), культ предков выделял царскую линию как источник политической и религиозной власти. Доктрина «мандата Неба», которую обычно считают изобретением династии Чжоу, корнями уходит в теологию эпохи Шан. 16 См., например: Но. The Cradle ofthe East, p. 320. Два вида жертв приносит Царь: жертвы предкам и жертвы Ди и другим богам. Иной раз ритуальная служба растягивается на 300 или 360 дней. Слово «жертвоприношение» обозначает «год», поскольку годовой цикл задуман как завершенная служба. Это подтверждает религиозную значимость календаря, гарантирующего нормальную смену времен года. В колоссальных царских гробницах вблизи Аньяня наряду со скелетами животных находят многочисленные человеческие останки: люди умерщвлялись, очевидно, для того, чтобы сопутствовать .повелителю в загробном мире. Выбор жертв (воины, слуги, собаки, лошади) подчеркивает важность института охоты*4 (может быть, ритуальной?) для военной аристократии и царского клана17. Большое число вопросов, сохраненных для нас надписями на гадальных костях, касаются своевременности и шансов на успех того или иного царского предприятия. Захоронения наделялись той же космологической символикой и выполняли ту же функцию, что и жилища: они представляли собой обиталища, только для мертвых. Подобными же установками можно объяснить и человеческие жертвоприношения при строительстве зданий, особенно храмовых и дворцовых. Души жертв как бы обеспечивали нерушимость конструкции: возводимое сооружение долженствовало служить, так сказать, «новым телом», вместилищем души жертвы18. Но практика человеческих жертвоприношений имела и другие цели, о которых у нас мало сведений; можно лишь предположить, что имелось в виду обновление Времени или регенерация царствующей династии. Несмотря на лакуны, главные черты религии эпохи Шан поддаются расшифровке. Не вызывает сомнений важнейшая роль бога Неба и культа предков. Сложность жертвенной системы (связанной с религиозным календарем) и техники предсказаний обусловливала существования класса профессионалов - «знатоков сакрального», прорицателей, жрецов и шаманов. И, наконец, иконография раскрывает перед нами символику одновременно космологическую и сотериологическую, пока еще недостаточно проясненную, но, по всей вероятности, предвосхищающую основные религиозные концепции классического Китая. 17 Li Chi. Op. с it., p. 21 sq. Автор обращает внимание на анималистические мотивы (тигр, олень и т.д.) в росписи бронзовых ваз (р. 33). Добавим, что речь идет об эмблематических животных, несущих в себе довольно сложную космологическую и инициатическую символику. 18 Ср.: Eliade. De Zalmoxis a Gengis-Khan, p. 182 sq.
<< | >>
Источник: Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 2002

Еще по теме §127. Религия бронзового века: Бог Неба и культ предков:

  1. § 12. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТЫ
  2. БАЛТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКОГО БРОНЗОВОГО ВЕКА
  3. Глава 6 ПОЗДНИЙ БРОНЗОВЫЙ И РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕКА
  4. 4.4.2 Согласие с законами Неба
  5. В гости к предкам уичолей
  6. 4.4.5 Правитель как исполнитель велений Неба
  7. Сын Неба в Китае в одиннадцатом веке как отражение Христа
  8. §242. Тэнгри — «Бог-Небо»
  9. Нили — один из предков Моссада
  10. ГЛАВА ВТОРАЯ БЕССМЕРТНЫЕ ПРЕДКИ
  11. Бог Лейбница
  12. ГЛАВА I БОГ И РЕВОЛЮЦИЯ
  13. § 127. Полномочия опекуна
  14. У-2га («Голос неба»)
  15. Глава 8. КЛЕОПАТРА ВОЗРОЖДАЕТ ЦАРСТВО ПРЕДКОВ
  16. 1.2.5 Неведомый и истинный Бог