<<
>>

Китайские пилигримы и миссионеры VI—VII веков

  В китайской летописи VI в. помещено известие о «стране Фусан», которое принес вернувшийся оттуда в начале этого века буддийский монах Хуай Шенъ: «Царство Фусан расположено более чем в 20 тыс. ли [около 12 тыс.
км] к востоку от Таханя. Оно лежит также на восток от Китая. В той стране растет много деревьев фусан, и по ним она получила название...» Далее монах описывает это дерево и указывает, что из его коры изготовляют ткани и вату. По заключению геоботаников, эта характеристика вполне подходит к бумажной шелковице, распространенной на островах Восточной Азии. О жителях страны монах сообщает, что они строят свои жилища из досок, а города их не обнесены валами. «Там пользуются письменами, а бумагу изготовляют из коры дерева фусан. Войска у них никакого нет, а поэтому им вовсе неведома война...» Он отмечает и другие, очень существенные особенности «царства Фусан», свидетельствующие, что это, несомненно, азиатская, а не какая-либо заокеанская страна: «...У тамошних быков необычно длинные рога... В повозки впрягают лошадей, быков и оленей. Туземцы разводят оленей в качестве домашнего скота... Из молока этих животных изготовляют масло... В этой стране нет железа, но зато есть медь...» Хуай Шень заканчивает свой рассказ сообщением, что не он открыл эту страну. Примерно за 40 лет до него (в 458 г.) «...в Фусан пришли из царства Кишга (?) пять странствующих нищих монахов и принесли туда идолов и священные буддийские рукописи. Монахи распространили их среди жителей, которые впоследствии изменили свои обычаи».
В Западной Европе узнали о «стране Фусан» .только в XVIII в., и французский синолог Ж. Гинь в 1761 г. выступил в Парижской академии надписей с докладом под сенсационным названием «Исследования о плаваниях китайцев к берегу Америки». С того времени дискуссия по вопросу о том, где искать «Фусан», не прекращается, несмотря на то, что французский историко-теограф XIX в. Л. Вивьен де Сен-Мартен убедительно доказал, что «Фусан» следует искать не в Западной Америке, а в Восточной Азии. И действительно, только в порыве безудержной фантазии или в беззастенчивой погоне за сенсацией можно поместить в Америке древнее царство, где впервые посетившие его буддийские монахи нашли домашний крупный рогатый скот и лошадей и где коренные жители «впрягали в повозки» [100] длиннорогих быков, лошадей и оленей. Пока не найдены другие, более веские свидетельства в пользу того, что китайцы или жители других азиатских стран (кроме, конечно, мореходов Северо-Восточной Азии) в древности или в начале средних веков плавали к западным берегам Америки. И поэтому остается в силе вывод Вивьен де Сен-Мартена: «Фусан не имеет ничего общего с Америкой».
Как уже отмечалось выше, проход через Тибет для буддийских паломников был разрешен лишь со второй четверти VII в. Одним из первых «счастливчиков» стал китайский пилигрим Хуань Чао, проникший в Тибет с северо-запада. Благодаря специальному разрешению царицы его проводили в Лхасу. Оттуда он двигался не обычным путем через Непал, а проследовал на запад по долине Цангпо (верхняя Брахмапутра) почти до истоков, посетил священное озеро Манасаровар и, пройдя вдоль южных склонов хр. Кайлас, перевалом Шипки, у 32° с. ш. и 79° в. д., где р. Сатледж прорывается сквозь Гималаи, в 627 г. достиг г. Шимла в Индии. Вернувшись в Китай (неизвестно, каким путем), он составил краткое описание своего маршрута.
Паломником был и С юань Цзян, путешественник по Средней Азии и Индии. Выйдя в 629 г. из г. Сиань, он двинулся на северо-запад, через северные оазисы Кашгарии к р. Чу, затем на юго- запад через Ташкент в Самарканд. Оттуда он проследовал на юг, описал вравобережье Амударьи между 66 и 69° в. д. и по долине р. Кабул прошел к р. Инд. Два года Сюань Цзян шил в Кашмире, более пяти лет — в Непале, около семи лет путешествовал по Северной Индии и по приморским — восточным и западным — областям, причем пересек Южный Индостан между 12 и 15° с. ш. Затем он двинулся на север через западные приморские области, а на пути к устью Инда проник в Центральную Индию, поднявшись по долине р. Нармада до ее верховьев. Пройдя к Пянджу, он описал историческую область Вахан, рассеченную горами различной высоты и известную холодными ветрами, которые дуют со страшной силой, и небольшими, но очень выносливыми лошадьми. Через Памир и южные оазисы Кашгарии он вернулся в Сиань в 645 г. По материалам, собранным во время 16-летнего путешествия, Сюань Цзян в 648 г. составил «Записки о странах Запада», ценный историко-географический источник, который имел огромную популярность ряд веков *.
Китайские пилигримы в первой половине VII в. уже не обходили высоких нагорий Тибета, где тогда укрепился буддизм. Они разведали более короткие пути из Восточного Китая в Индию и со второй половины VII в. неоднократно переваливали Восточные Трансгималаи (хр. Ньенчен-Тангла) и Гималаи через высокогорные проходы и спускались на равнину Ганга. 
<< | >>
Источник: И. П. МАГИДОВИЧ. Очерки по истории географических открытий Географические открытия народов Древнего мира и средневековья (до плаваний Колумба). 1982

Еще по теме Китайские пилигримы и миссионеры VI—VII веков:

  1. Индийские колонисты и миссионеры VI—VII веков
  2. Западноевропейские миссионеры и путешественники XIV—XV веков
  3. Архитектура VII - VIII веков
  4. VII. Философия XI—XII веков
  5. Китайские географы, купцы и разведчики I—III веков
  6. Соответствия между китайской и римско-византийской историей X—XIV веков
  7. Глава VII. Японо-китайская война 1894-1895 гг.
  8. Пилигримы на «Майском цветке» и колонизация Новой Англии
  9. Схолия четвертая КРЫЛАТЫЕ ПИЛИГРИМЫ
  10. Как возник «китайский» периодический закон для времен обращения кометы Галлея. Подлог в китайских записях
  11. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии
  12. Что получается, если читать китайские летописи, переводя китайские имена на русский язык
  13. Офицеры, натуралисты и миссионеры — исследователи Южной Африки
  14. Исследователи Китая VI—XII веков
  15. Архитектура IX - X веков
  16. РЕАЛИЗМ РУБЕЖА XLX—XX ВЕКОВ
  17. Истоки искусства Средних веков.