Задать вопрос юристу

СКРОМНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

С аналитической точки зрения менее неопределенное различие, нежели различие между гражданской и этнической формами национализма, можно установить между государственно-фреймированным и контргосударственным пониманиями национальности и форм национализма.
В первом «нация» мыслится конгруэн тной государству, его институциональному и территориальному фрейму. Во втором «нация» представляется отличной от территориального и национального фрейма существующего государства или государств и часто— противоположной ему. В первом случае «нация» эквивалентна понятию Staatsnation Майнеке, во втором, однако, она является более широкой категорией, нежели Kulturnation Майнеке. С государственно-фреймированной национальностью или национализмом не обязательно связано что-то «гражданское» в нормативно строгом смысле этого термина. Именно государство, а не гражданство, является кардинальной точкой отсчета; и государство, задающее фрейм нации, не всегда является демократическим161. Понимание «нации», которое постепенно сложилось во Франции при старом порядке, было фреймировано государством с самого начала, но стало увязываться с идеями гражданства только во время Революции. Возьмем другой пример: когда в начале XIX века прусские реформаторы хотели преобразовать Пруссию в «нацию», «сделать сверху то, что французы сделали снизу», как выразился один из ведущих реформаторов, «нация», которую они имели в виду — прусская, не германская! — мыслилась как следующая фрейму государства, однако невозможно было бы охарак теризовать ее как основанную на гражданстве. То же самое верно относительно национализма многих авторитарных современных государств. Кроме того, понятие государственно-фреймирован- ной национальности или национализма позволяет говорить о способе, каким языковый, культурный и даже (узко) этнический аспекты национальности и национализма могут быть фреймированы, опосредствованы и сформированы государством. Ведь в то время как по определению имеется противоположность между гражданской национальностью и этничностью — и, согласно некоторым интерпретациям, между гражданской национальностью и культурой, — нет противоположности между государственно-фреймированной национальностью и этничностью или культурой. Государст- венно-фреймированные национализмы часто наполнены серьезным культурным содержанием162. Франция, например, является классическим случаем государст- венно-фреймированной национальности. В то же время культура считается конститутивным элементом французской национальности163. Здесь нет противоречия. Культура, понимаемая как конститутивный элемент национальности, является полностью государствен но-фреймированной и в Новое время воспроизводится и развивается благодаря государству; она не мыслится как предшествующая территориальному и институциональному фрейму государства и независимая от него. Контргосударственные национализмы, с другой стороны, не обязательно являются специфически этническими; национальность, представляемая отличной от существующего государства или противоположной ему, необязательно понимается в этнических или даже, шире, в этнокультурных терминах.
Совершенно независимо от рассмотренного выше различия между узкими этническими и широкими этнокультурными пониманиями национальности контргосударственные определения нации могут основываться на территории, на исторических привилегиях провинций или на наличии отдельной политической истории раннего вхождения в более крупное государство. Ранний антигабсбургский венгерский национализм, например, формулировался в идиоме исторических конституционных привилегий до конца XVIII века, когда стало придаваться все большее значение защите и развитию венгерского языка. Захватывающим современным примером является североитальянский региональный национализм, в котором «Падания» (название подразумевает долину реки По) осмысливается не просто как «регион», но как североитальянская «нация», имеющая право на национальное самоопределение. Кроме того, даже когда некая конкретная нация определяется в культурных или этнических терминах, контргосударственные национализмы могут привходить в «гражданские» качества. Наиболее очевидно это в случаях Каталонии, Шотландии или Квебека — институционально определенных областей, в которых возможна существенная степень самоуправления [Keating, 1996]. Но даже контргосударственные националистические движения, не имеющие формально гарантированной сферы институциональной автономии в рамках большего государства, могут создавать условия для культивации и упражнения «гражданских» добродетелей — например, путем организации и обеспечения работы школ, кредитных ассоциаций, кооперативных предприятий и благотворительных организаций. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Различие между гражданским и этническим ориентировано на важные аналитические и нормативные проблемы, но не обеспечивает их удовлетворительного решения. Оно может рассматриваться как рутинизация и кодификация различных усилий, предпринятых учеными с целью совладать с нормативной амбивалентностью и эмпирической неясностью многогранных явлений, сгруппированных под общей рубрикой «национализм». Оно представляет собой попытку приручить эти нормативно и эмпирически непослушные явления, навязать им концептуальный и моральный порядок, подвести их под удобную формулу, сделать их пригодным зерном для академических мельниц. Однако национализм не поддается четкому разбиению на типы с ясно очерченными эмпирическими и моральными профилями. Конечно, различения неминуемы и в аналитическом, и в нормативном исследовании, но не следует ожидать слишком многого от некоего единственного различия. Различие между гражданским и этническим оказывается перегруженным; на него взваливают слишком много работы. Правильно было бы отделить работу по аналитическому упорядочению от деятельности по нормативному оцениванию. Различие между государственно-фреймированным и контргосударственным пониманиями национализма предлагается в качестве инструментальной возможности избежать смешения и выполнить аналитическую работу, возлагаемую на различие между гражданским и этническим. Неисчерпаемые моральные и политические неясности и дилеммы, порождаемые национализмом, тем самым можно будет исследовать собственно как таковые.
<< | >>
Источник: Брубейкер Р.. Этничность без групп. 2012

Еще по теме СКРОМНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА:

  1. «Скромное» сообщение о победе
  2. Альтернатива традиционным концепциям
  3. Китайская альтернатива
  4. 4. Альтернативы человеческого существования
  5. Альтернативы технологическому прогрессу
  6. «Альтернативы», связанные с г//С-концепцией
  7. АЛЬТЕРНАТИВЫ КОРПОРАЦИИ ОТКРЫТОГО ТИПА
  8. 5.5. Выли ли альтернативы в развитии российской государственности в XIV— XVI вв.?
  9. 9.10. Нэп — альтернатива или объективная, необходимость?
  10. РЕФОРМИСТСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА. «СОЮЗ РАДИ ПРОГРЕССА»
  11. ТРИ ПРИМЕРА: «ИДЕНТИЧНОСТЬ» И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В КОНТЕКСТЕ
  12. Глава 24 Альтернатива: Европа без Америки