<<
>>

Андре Леруа-Гуран: техника и этничность


Ученик Мосса и наследник Марселя Гриеля на кафедре в Сорбонне, французский социолог и антрополог Андре Леруа-Гуран (1911 — 1986) стоял на эволюционистских материалистических позициях и в центре своих исследований помещал проблему техники и ее влияние на трансформацию различных типов обществ.
Его полевые этнологические исследования были посвящены археологии северной зоны Тихого океана[292]. Идеи Леруа-Гурана оказали большое влияние нафилософов-постструктуралистов — Жака Дерриду, Жиля Делеза и Феликса Гваттари.
Леруа-Гуран в своих работах соотносит между собой два основных элемента, принципиальных для становления общества — технику и этнос. Леруа- Гуран вводит концепт «техническихтенденций», которые, с его точки зрения, связаны с объективным и универсальным моментом перехода от четвероногого животного в вертикальное положение[293]. Благодаря этому «переходу» у «вчерашней обезьяны» освобождаются руки и привлекается повышенное внимание к лицу, что способствует развитию технических средств, оказывающихся в «освобожденных» от хождения руках (Жиль Делез назовет это «детерриториализацией»[294]), и возникновению речи, связанной с качественным скачком в усилении роли лица и одного из его главных органов — рта. Язык и техника, таким образом, оказываются тесно связанными между собой и представляют две стороны «технических тенденций».
«Технические тенденции», по Леруа-Гурану, универсальны для всего человечества как вида. Но проявляются они в конкретной этнической среде. Поэтому выражение универсальности всегда партикулярно, специфично и этнично. Техника — общее, выражающее себя через этнос как частное.
Этнос есть конкретизация техники. Этнос, по Леруа-Гурану, пребывает одновременно в двух средах — внешней (природной, климатической, географической) и внутренней (культурной, составляющей структуру «общего прошлого»), Между этносом и средой (в обоих ее вариантах) «вставленная мембрана» или «искусственная оболочка»[295]. Это и есть «техническая тенденция» как универсальность, заложенная в структуре этноса. Этнос начинает применять эту «мембрану» вначале к внутренней среде (к самому обществу), а затем и к внешней, трансформируя ее структуру.
Шаг за шагом этнические общества трансформируются в сторону развития техники, что повышает их универсальность. В пределе этническое как конкретное должно быть полностью вытеснено техническим как всеобщим. В этом и состоит смысл истории — техническая тенденция тяготеет к авто- номизации и замене собой этнического человека. Предел такой тенденции концептуально визуализируется в Постмодерне и постобществе. Поэтому идеи Леруа-Гурана были подхвачены философами-постмодернистами.

Если оставить в стороне тему эволюции, происхождения человека из четвероногого зверя и иные формы прогрессистского «технологического расизма», присущего Андре Леруа-Гурану, то можно с успехом применить его эт- нотехнологическую теорию к этносоциологии.
Этнос, как его понимаетЛеруа-Гуран, есть простейшее общество, являющееся максимально локальным и партикулярным, т. е. наименее техничным. Мы называем это «койнемой».
От этой базовой простоты мы можем откладывать все более и более сложные производные. Сложность, дифференциация, комплексность и их степень и являются главными показателями отличия народа, нации, гражданского и глобального общества и, наконец, постообщества от этноса. Если применить терминологию Леруа-Гурана, то мы можем отождествить сложность и процесс усложнения, повышения уровня дифференцированности с «технической тенденцией» и рассмотреть технику как меру определения социологического качества того общества, которое мы рассматриваем. Приблизительно так и поступали немецкие этносоциологи, в первую очередь, Рихард Турнвальд, при описании процесса социальных трансформаций этнического общества. Но Турнвальд и Мюльман заканчивали свой анализ на уровне народа/лаоса. Благодаря Леруа-Гурану мы можем продлить эту логику и на более сложные — современные — общества вплоть до Постмодерна.
Чем дальше общество от этноса, тем более оно технологично, универсально, эффективно, и ... тем менее, оно человечно, культурно и экологично. Оно оказывается отделенным «мембраной» от природы, культуры и их сбалансированного синтеза, который составляет суть этнического проживания бытия.
<< | >>
Источник: Дугин А.Г.. Этносоциология.. 2011 {original}

Еще по теме Андре Леруа-Гуран: техника и этничность:

  1. А. Н. АНДРЕЕВ. Целостный анализ литературного произведения: Учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: НМЦентр. - 144 с., 1995
  2. Реальность этничности
  3. Этничность как познание
  4. Переосмысление этничности
  5. 1. Этничность и нация
  6. Этничность как познание
  7. ЭТНИЧНОСТЬ
  8. Владимир Малахов. Символическое производство этничности и конфлик
  9. §1. Ревитализация обрядов жизненного цикла как условие воспроизводства этничности
  10. Этничность, миграция и государственность в Европе после холодной войны
  11. Специфика методологии и методики исследования проблем этничности в социологии
  12. Этничность И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
  13. ЭТНИЧНОСТЬ В ДЕЙСТВИИ (НА ПРИМЕРЕ ТРАНСИЛЬВАНСКОГО ГОРОДА)