<<
>>

ВТОРАЯ ПЕЧАТЬ: ТО, ЧТО РОЖДЕНО ПОД КОНТРОЛЕМ ОМРАЧЕНИЙ, ИМЕЕТ ПРИРОДУ СТРАДАНИЙ.

С того момента, как вы переродились под властью своих омрачений, вы все имеете природу страданий. Кем бы вы ни стали, куда бы вы ни поехали, где бы ни жили, вы всегда будете иметь природу страданий. Какой же лучший способ, чтобы решить эту проблему? Для этого нужно устранить причины наших страданий, то есть наши омрачения.
Пока наш ум будет находиться под властью омрачений, мы всегда и везде будем иметь природу страданий. В буддизме говорится, что цепи омрачений, сковывающие нас, - это сансара. Нирвана - это ум полностью свободный от оков омрачений. В буддизме также говорится, что омрачения - это умственная болезнь. Пока мы страдаем от этой болезни, все симптомы этой болезни будут возникать у нас непроизвольно. В буддизме говорится, что все наши физические страдания, вплоть до головной боли, и умственные страдания, такие, как депрессия, - все это является симптомами болезни омрачений. Например, человек болен туберкулезом. От этого у него возникает кашель, и поднимается температура. Температура и кашель - это симптомы туберкулеза. Люди, которые не понимают, что основная причина страданий - туберкулез, будут лечиться от симптомов этого заболевания: от кашля и температуры. Они будут принимать лекарства от кашля, а когда кашель прекратится, они подумают: «Наконец-то все мои проблемы решены, теперь я счастлив». Но через два дня у них опять начнется кашель, и, таким образом, их проблемы никогда не будут решены. Также мы относимся к решению своих ежедневных проблем. С безначальных времен и по сей день мы страдаем от болезни своих омрачений, но мы это болезнью не считаем. Мы даже не понимаем, что все проблемы, от которых мы страдаем, являются симптомами этой болезни. Поэтому, когда у нас возникают какие-то проблемы, мы стараемся решить только эти проблемы. Когда у нас возникает очень много трудностей, мы бегаем туда-сюда, ссоримся и деремся. Наконец, когда нам удается решить какую-то из своих проблем, мы очень счастливы. Мы говорим: «Ну, все, я решил свои проблемы! Сейчас я самый счастливый человек на свете». Через два дня возникает новая проблема, и нашим проблемам нет конца. С безначальных времен мы делаем столько всего, чтобы решить свои проблемы, но нам это до сих пор не удалось, и в будущем нам будет также трудно решить свои проблемы. Почему? Потому что мы пытаемся вылечиться от симптомов заболевания, а не от самого заболевания. Врачи знают, что кашель и температура - это симптомы туберкулеза, и они прописывают человеку лекарство от туберкулеза. Когда человек излечивается от туберкулеза, то симптомы проходят сами. Поэтому в буддизме говорится, что основная причина наших страданий находится не снаружи, а внутри нас. Внутри нашего сознания живут три яда, которые являются источниками всех наших страданий: • первый яд - это неведение; • второй яд - это привязанность; • третий яд - это гнев. Они называются тремя ядами или тремя ядовитыми состояниями ума. Пока наш ум будет находиться под властью этих трех коренных омрачений, мы будем страдать. А теперь я объясню вам, каким образом эти омрачения заставляют нас страдать. Почему омрачения непроизвольно возникают в нашем уме и почему нам так трудно породить в себе позитивное состояние ума? Нам приходится прилагать усилия, чтобы взрастить в себе благие качества ума, а гнев, зависть и другие негативные эмоции возникают непроизвольно.
Именно таким образом работает механизм нашего ума. Если вы исследуете, какова система вашего ума на данный момент, то увидите, что это очень плохая система. В буддизме говорится, что в царстве нашего ума в настоящий момент правит царь - неведение. Неведение не знает, что такое «я», не знает, каким образом существуют все феномены. Оно имеет обратное представление о существовании феноменов, оно считает, что феномены обладают самобытием. В таком царстве из-за присвоения «я» самобытия как способа существования, вторым главным лицом является премьер-министр - себялюбие. Это очень активный премьер-министр, который все время говорит: «Я, я, я... Я самый важный! Я должен быть самым счастливым!» Затем этот премьер-министр себялюбие делит всех живых существ на три категории. Ту группу людей, которая приносит небольшую пользу, себялюбие относит к категории своих друзей. Людей, которые приносят ему вред, как-то ущемляют это себялюбие, оно относит к категории своих врагов. А ту группу людей, которые не приносят ему ни пользы, ни вреда, себялюбие считает посторонними. Из-за деления людей на три категории возникает привязанность к своим друзьям, ненависть к своим врагам и полное пренебрежение посторонними. Всю свою жизнь люди занимаются перестановкой, они переводят людей из одной категории в другую. Людей из категории друзей, если они причинили им небольшой вред, тут же заносят в категорию врагов, людей из категории врагов, если они приносят хотя бы небольшую пользу себялюбию, они заносят в категорию друзей и так далее. Поэтому тот человек, который в том году был вашим врагом, в следующем может оказаться вашим другом. А тот, кто в том году был другом, может в этом году стать вашим врагом. И так мы проводим всю свою жизнь. Поскольку двумя основными факторами в нашей жизни являются неведение и себялюбие, у нас непроизвольно возникают все негативные эмоции, такие, как гнев, зависть и так далее. В буддизме говорится: для того чтобы изменить систему в царстве нашего ума, не обязательно устранять сразу все омрачения. Для начала мы должны устранить основное омрачение. Но, что касается неведения, в данный момент вам будет очень трудно взять и заменить его мудростью, познающей пустоту, поэтому нужно начать со смены премьер- министра себялюбия. Его надо заменить умом, который заботится о других. Для этого вы должны знать, насколько вредоносен себялюбивый ум и насколько полезен ум, который заботится о других. Итак, если бы я подробно стал объяснять вам, насколько вредоносно себялюбие, то я привел бы вам очень много фактов. В буддизме говорится, что даже маленькая головная боль является следствием себялюбия. Себялюбие - источник всех наших страданий. Почему? Потому что из-за себялюбия все негативные состояния ума возникают у нас спонтанно. Как только у вас непроизвольно возникает негативное состояние ума, вы начинаете непроизвольно накапливать негативную карму. Вы начинаете вредить другим и в ответ получаете вред по отношению к себе. В буддизме считается, что наши страдания создает не Бог, а наши собственные действия. Потому что, как вы себя ведете, такой результат и получите. В ответ на причиняемый другим людям вред вы всегда получите вред. В ответ на помощь другим вы всегда получите помощь. Если, находясь в горном ущелье, вы крикнете: «Ты дурак!», то в ответ услышите: «Ты дурак!» Вам может показаться, что это крикнул другой человек, но на самом деле это лишь эхо ваших собственных слов. Человек, который не знает, что это эхо, крикнет: «Ты сам дурак!», и в ответ услышит: «Ты сам дурак!» И опять он кричит: «Нет, ты сам дурак!» И если вы начинаете играть с эхо, то конца этим играм нет. В конце концов, проиграете только вы, потому что сами устанете, тогда как эхо никогда не устанет вам отвечать. Мы всю свою жизнь пытаемся с чем-то бороться, потом устаем от этого, потом опять начинаем бороться, потом опять устаем. Если вы все это исследуете, то увидите, что все омрачения, вся негативная карма является следствием себялюбия. В буддизме говорится, что никакого внешнего врага нет, ваш настоящий враг - это себялюбие. Это настоящий, очень опасный враг. А что касается объектов внешнего мира, если вы будете их правильно использовать, они не будут причинять вам вред, напротив, будут вам очень полезны. Внешний враг - это ваш лучший духовный наставник, который учит вас терпению. Ваш Духовный Наставник научит вас только теории, но настоящую практику обеспечит вам ваш враг. Поэтому ваши внешние враги очень полезны, а себялюбие никогда не принесет вам пользы. Сейчас я приведу пример работы механизма ума: как в повседневной жизни ваш себялюбивый ум усугубляет ваши омрачения, и как, с другой стороны, ум, который заботится о других, увеличивает ваши позитивные качества. Возьмем двух женщин, обеим хочется пойти на вечеринку. Первая женщина находится под сильной властью своего себялюбия, все время думает только о своем «я». Она начинает готовиться к вечеринке, и ее себялюбие говорит ей: «Сегодня на вечеринке я должна быть самой красивой. Все должны смотреть только на меня». С этой целью она делает макияж, надевает красивое платье и украшения. И, наконец, вся переполненная эгоцентризмом, она выходит на улицу. Если вы будете идти по улице с сильным эгоцентризмом, вам будет не очень удобно, вы не будете себя свободно чувствовать. Вы будете думать: «А как на меня смотрят люди? Что они при этом думают?» А если кто-то смеется вам вслед, вы злитесь: «Может, они надо мной насмехаются?» Наконец, эта женщина вот так с трудом дошла до вечеринки. Там она видит свою подругу, которая красивее, чем она, у которой больше украшений, лучше платье, и она окружена большим количеством поклонников. Какова будет непроизвольная реакция женщины, которая все это увидела? Поскольку все ее действия основаны на себялюбии, ее спонтанной реакцией будет мысль: «Почему все обращают внимание только на нее? Почему не на меня?» Этот непроизвольный вопрос тут же порождает зависть. Когда возникает зависть, сначала она разрушает спокойствие самой этой женщины, она делает ее несчастной. Потом зависть начнет разрушать спокойствие других. Кроме того, из-за зависти сама девушка станет безобразной, ее лицо покраснеет и исказится. Она превратится в полудемоницу. А если она откроет свой рот, это будет совсем опасно, потому что из ее рта будет вылетать огромное количество «пуль». Из-за этого будут страдать и другие люди. Тогда музыка перестанет казаться ей интересной, пища покажется не вкусной, все остальные - отвратительными и неинтересными. Она не сможет выдержать и пяти минут на этой вечеринке и уйдет оттуда. Уходя оттуда, она увидит на улице собаку и пнет ее со злости ногой. Потому что собака ей тоже покажется очень уродливой. Вернувшись домой, она очень громко постучится в дверь, в прихожей раскидает по углам свои туфли. Потом закроется у себя в комнате, разрыдается и в слезах уснет. Причина всему этому - только себялюбие. Другая женщина тоже оказалась в такой же ситуации. Но она знает Дхарму, она знает, что себялюбие - это источник страданий для всех. Ей хочется пойти на вечеринку с заботой о других. Она думает: «Большую часть времени я была зациклена на себе, сегодня же я хочу пойти на эту вечеринку с умом, который заботится о других». В таком состоянии сознания она начинает краситься и говорить себе: «Я хочу накраситься для того, чтобы люди, которые сегодня на вечеринке будут смотреть на меня, становились еще счастливее. Ради их счастья я хочу хорошо выглядеть». С такими мыслями она надевает на себя платье и украшения. Это тоже духовная практика. Если вы краситесь ради счастья других людей, это хорошо. Это как духовная косметика. А если вы делаете это все только для себя, то это эгоцентричный макияж. С таким состоянием ума она отправляется на вечеринку, ее ум переполнен заботой о других. Поэтому она может идти свободно. Когда кто-то на улице смеется, она думает: «Они смеются, потому что счастливы», и от этого радуется сама. Когда она приходит на вечеринку, возникает та же самая ситуация. Неожиданно она видит свою подругу, которая гораздо красивее, чем она, у которой больше украшений, лучше платье, и люди интересуются ею больше. Какова будет ее непроизвольная реакция? Основа всех ее действий - ум, заботящийся о других. Поэтому ее спонтанная реакция будет следующей: «Как замечательно, что сегодня моя подруга очень счастлива! У нее всегда столько проблем, а вот сегодня она счастлива. Сегодня она очень красива, пусть она будет такой же красивой и счастливой всегда». Ум, который заботится о других, тут же породит в ней сорадование за другого человека. Это дает истинный покой. Когда вы несчастны из-за счастья других людей - это называется зависть, и это самый страшный разрушитель спокойствия. Когда вы счастливы, если счастлив другой человек, - это называется сорадование, оно является одним из основных источников внутреннего спокойствия. Итак, благодаря сорадованию за другого человека, вы сами будете очень счастливы, ваше лицо будет сиять от радости. В эти минуты вы превратитесь в самую красивую девушку на вечеринке. Тогда, если вы с таким состоянием ума начнете что-то говорить, то каждое ваше слово будет как цветок. Все захотят вас слушать, потому что каждое слово предназначается для того, чтобы делать счастливыми других. Поэтому все будут очень рады слушать вас, и музыка будет прекрасна, и пища будет очень вкусной, и атмосфера на этом празднике будет замечательной. Но поскольку вы ко всему прочему еще и мудрая девушка, то вы не станете задерживаться на этой вечеринке слишком долго. Вы знаете, что до двенадцати ночи время людей, а после полуночи начинается время демонов. Поэтому вы уйдете до полуночи, всем пожелаете спокойной ночи, потому что вы знаете свои границы. На улице вы увидите собачку и скажете: «Какая красивая собачка». А дома вы тихонько постучите в дверь, потому что вам не захочется всех будить. Аккуратно поставите на полочку свои туфли, медленно откроете дверь и спокойно уснете. Все эти ваши непроизвольные действия являются следствием ума, заботящегося о других. Это очень важно. Вы должны понимать, что себялюбие является одним из основных механизмов, который разрушает и ваше собственное счастье, и счастье других людей. А ум, который заботится о других, является источником счастья и для вас и для всех остальных. Если вы просто будете себе внушать, что должны любить всех живых существ, что должны всем сострадать, то вам будет очень трудно развить в себе эти чувства. Если вы будете повторять себе: «Я не должен злиться. Я не должен злиться...», то вам будет очень тяжело перестать злиться, наоборот, у вас все чаще и чаще будет возникать гнев. Самое лучшее, это просто провести замену себялюбия на ум, который заботится о других. Чем меньше у вас будет эгоизма, тем легче вам будет достичь внутреннего спокойствия. Чем больше у вас возрастает ум, заботящийся о других, тем больше покоя будет в вашем уме. Это одна из наиважнейших теорий, о которых я вам рассказывал. Теперь вы должны провести эксперимент в своей жизни и проверить, правда это или неправда. Завтра будет Благословение Манджушри. Манджушри - это божество мудрости. В буддизме считается, что основная причина всех наших страданий - это недостаток мудрости. Если у вас возрастает мудрость, то счастье приходит к вам само собой. Существует большая разница между интеллектом и мудростью. Интеллект не может решить наших проблем. Вы накапливаете очень много информации, но ваши проблемы от этого не решаются, а наоборот, их становится больше. Поэтому очень важно иметь больше мудрости. Мудрость означает более глубокое понимание механизма жизни. Не просто информация, что это Марс, а это Юпитер, а знание механизма жизни: почему все бывает так-то и так-то, по той-то и той-то причине. Не слепая вера, а знания, полученные через точные логические обоснования и через эксперимент на самом себе. Благословение Манджушри очень полезно для возрастания вашей мудрости. Буддийский центр «Тушита» в Уфе попросил меня дать благословение Манджушри, поэтому я согласился. Обычно без просьбы в буддизме ничего не разрешено передавать. Но когда люди о чем-то просят, и когда они к этому готовы, то необходимо давать им это из любви и сострадания. Не обязательно при этом, чтобы было много людей, важно качество. Я делаю упор на то, чтобы, когда вы получите благословение, вы могли понять на своем опыте, что себялюбие является источником всех страданий, а ум, который заботится о других, - источник счастья. Надеюсь, что вы с помощью собственной мудрости сможете постепенно заменить себялюбие заботой о других так, чтобы ваш ум не полностью находился под властью вашего себялюбия. Увидимся завтра. Завтра вечером я уже уезжаю. Когда я приеду сюда в следующий раз, я продолжу это учение. Пока мы дошли только до второй Печати, третья и четвертая буддийские Печати еще сложнее. Вопрос: В вашей книге «К Ясному Свету» вы упоминаете о практике Чод, отсекающей маар (демонов). В чем она заключается, или где она подробно описана? Ответ: Чод в переводе с тибетского означает «отсечение». Первое отсечение, которое производится - это отсекается привязанность к этой жизни. Согласно буддийской теории, привязанность к этой жизни является источником всех страданий, которые мы испытываем в этой и в будущих жизнях. Поэтому, если вы хотите быть счастливыми в этой и в будущих жизнях, то должны отсечь от себя привязанность к этой жизни. В практике Чод есть для этого особые техники. Для этого вам нужно специально направиться на кладбище с пониманием того, что умершие, которые там лежат, когда-то были людьми, а теперь они мертвы, в будущем тоже самое произойдет и с вами. «Пока это не случилось, я должен к этому подготовиться, я принимаю, то что со мной это произойдет. От смерти не убежишь, поэтому еще до того, как ко мне придет смерть, я должен подготовиться к ней». Люди, которые практикуют Чод на кладбище, практикуют подношение своего тела. Но для этого у них должны быть уже заложены специальные основы учения, иначе они не смогут делать эту практику. Когда такие люди достигают высоких духовных реализаций, то духи не могут им навредить, они могут контролировать духов. Сейчас я расскажу вам одну историю, связанную с практикой Чод в Тибете. Один тибетский монах занимался практикой Чод и достиг уже продвинутого уровня в этой практике. Один из его друзей, тоже монах, знал, что он занимается практикой Чод, и ему захотелось по-дружески испытать, насколько он силен в этой практике. Он решил его напугать. Итак, этот монах надел на себя такой костюм, что издалека он стал похож на скелет. И пошел на кладбище, где его друг делал практику Чод с дамару (ритуальный барабанчик). Когда его друг начал делать практику с дамару, этот монах медленно вышел из-за кустов, притворяясь духом. И стал танцевать ужасный танец духов. Монах, который практиковал Чод, знал, что это его друг пытается ему помешать. Отложив на минутку свой барабан-домару, он щелкнул пальцами. Его друг в костюме скелета вдруг застыл на месте и понял, что не может пошевелиться. Его приятель спокойно доделал практику Чод и утром собрался уходить с кладбища. Монах, который стоял, застыв, как статуя, попросил его: «Пожалуйста, я тоже хочу уйти». Тогда его друг сказал: «А ты разве не дух?» «Я не дух, я твой друг», - сказал этот монах. «А я думал, что ты дух, поэтому решил заколдовать тебя щелчком пальца», - сказал монах, делавший практику Чод, после чего он снова щелкнул пальцем, и его друг смог пошевелиться. Эта история была на самом деле. Но для такой практики необходима очень серьезная основа. Второе отсечение, которое необходимо произвести при практике Чод,- это отсечение привязанности к сансаре. А третье - это когда отсекается привязанность к своему себялюбию. Это когда человек полностью избавляется от себялюбия, все, что он делает, он посвящает счастью других. А его счастье уже приходит к нему само. Это странный механизм, который действует в нашем мире. Когда вы заботитесь только о своем «я», то ничего не получаете. А великие мастера прошлого, такие, как Будда, Иисус, исламские мастера, думали только о других, заботились о других больше, чем о себе. И счастье приходило к ним само. Та же самая теория. Если вы расскажете то, чему я вас сегодня учил, какому-нибудь подлинному христианскому или мусульманскому мастеру, они согласятся с этим. Они скажут: «Да, это правда. Себялюбие - вещь очень опасная, вредная. А ум, который заботится о других - это величайшая вещь». Благодаря этому уму у вас возникнет любовь и сострадание. Чистая любовь и сострадание, забота о всеобщем счастье - это и чистый ислам, и чистое христианство, и чистый буддизм. Это основа, на которую накладываются все эти обозначения, а не внешние позы, которые относятся к христианству, буддизму. Вопрос: Что означает мантра ОМ МАНИ ПАдМе ХУМ, ее перевод? Ответ: Перевод этой мантры нуждается в очень глубоком комментарии. Сейчас я не могу его вам дать. Вкратце можно сказать, что ОМ символизирует тело, речь и ум Будды, а также символизирует ваши тело, речь и ум. МАНИ символизирует метод. ПАДМЕ символизирует мудрость. Можно объяснить так, что наши обычные тело, речь и ум с помощью метода - бодхичитты и мудрости, постигающей пустоту, превращаются в тело, речь и ум Будды. А ХУМ и означает это самое превращение. Это очень короткое объяснение. Вопрос: А как же привязанность к сыну? Ответ: Привязанность проблем не решает. Очень важно, чтобы вы любили своего сына чистой любовью. Существует огромная разница между чистой любовью и привязанностью. Если вы не привязаны к своему сыну, это не означает, что вы о нем не должны заботиться. Это очень большая ошибка - думать, что не быть привязанным означает не заботиться. Без привязанности к сыну вы можете заботиться о нем больше, чем другие люди. Будда к нам не привязан, однако заботится о нас гораздо больше, чем о самом себе. Привязанность - это чувство, что нечто - мое, и это все время должно быть со мной. Это глупое чувство. Привязанность - это такое чувство, что я не хочу никогда расставаться со своим сыном. Тогда, если ваш ребенок уедет от вас, то даже если он будет счастлив вдали от вас, вы будете несчастны. Любовь - это чувство, что мой ребенок хочет быть счастливым и не хочет страдать. Пусть мой ребенок будет все время счастлив. Каждый раз, когда моему ребенку нужна помощь, да смогу я ему помочь. Да смогу я помогать ему не только в этой жизни, а жизнь за жизнью, да смогу я помогать ему и заботиться о нем. Вы должны сказать: «Главное, чтобы мой ребенок был счастлив, где бы он ни находился. Если он счастлив, то это хорошо». Это чистая любовь.
<< | >>
Источник: Тинлей Геше Джампа. Драгоценные наставления. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОЧИТАННЫЕ В УФЕ. 1999

Еще по теме ВТОРАЯ ПЕЧАТЬ: ТО, ЧТО РОЖДЕНО ПОД КОНТРОЛЕМ ОМРАЧЕНИЙ, ИМЕЕТ ПРИРОДУ СТРАДАНИЙ.:

  1. ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ: ВСЕ, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ПРИЧИН, - НЕПОСТОЯННО.
  2. Что имеет значение?
  3. БУКВА А В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ PIPA — СОГЛАСИЕ, ЧТО СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ ИМЕЕТ СМЫСЛ
  4. ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?
  5. Что скрывается под вывеской
  6. Глава 2. Перемены под контролем: перепланировка склада или новый проект-
  7. Что дает ребенку природа?
  8. I.ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ПОНИМАЮТ ПОД СОЦИОЛОГИЕЙ В ГЕРМАНИИ
  9. 15. О ТОМ, ЧТО ПОЧТИ СО ВСЕМИ ГРЕКАМИ, РАЗЪЕХАВШИМИСЯ ИЗ-ПОД ТРОИ, ПРОИЗОШЛИ НЕСЧАСТЬЯ
  10. Вопрос 100 ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ?
  11. 4.3.2 Окончание страданий
  12. 40 календарных дней              Сохраняется Сохраняется Сохраняется 30 календарных дней в течение одного года Сохраняется КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Что понимается под временем отдыха? Перечислите виды времени отдыха. Раскройте такой вид времени отдыха, как перерыв для отдыха и питания. Что из себя представляют специальные перерывы для обогревания и отдыха? Какова продолжительность еженедельного непрерывного отдыха? Возможна ли работа в выходные дни? Перечислите нерабочие праздничные дни. Что поним
  13. Печать
  14. ПОБЕГ ИЗ МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ИЗ–ПОД АРЕСТА ИЛИ ИЗ–ПОД СТРАЖИ (cт. 313 УК РФ).
  15. Периодическая печать
  16. Битва под Москвой, которой не было Гитлер подставил армию под климатическую катастрофу
  17. § 5. Компенсация работнику физических и нравственных страданий
  18. Печать прошлого
  19. §135. «Все есть страдание...»