<<
>>

ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант первый]1

Центральное положение, занимаемое Тибетом в Азии, и его высокогорный характер сделали эту страну своего рода перекрестком древних культурных традиций Индии, Китая и Центральной Азии. Буддизм, испытавший сильное влияние тантрических школ средневековой Индии, более известен по тибетским источникам, поскольку древний санскритский канон был почти полностью утрачен на его родине и сохранился только во фрагментах в песках Центральной Азин и в манускриптах, которые время от времени случайно находят в Непале. Древние приемы, формы художественного выражения, давно угасшие в собственно Индии, до сих пор существуют в Тибете, например, влияние и стойкая сила художественной традиции, из-за чего бронзовые изображения XIII—XIV веков могут быть с трудом отличимы от изображений XVII и XVIII столетий. Фрески тибетских храмов до сих пор напоминают шедевры Аджанты, а тибетская скульптура X—XI веков развивалась под влиянием искусства Палов Магадхи и Бенгалии. Завоевание буддизмом обширных высокогорий Тибета в течение менее двух столетий было выдающимся достижением, сопровождавшимся огромным эмоциональным и интеллектуальным подъемом, который целиком трансформировал кругозор воинственных кочевых и полукочевых тибетских племен и превратил страну из милитаризованного государства в твердыню буддизма. Буддизм начал проникать в Страну Снегов, или Химават, следуя древнеиндийской традиции, в первой половине VII века. Первые влияния шли через Непал и Кашмир, а затем последовало мощное воздействие из Центральной Азин через суровое тибетское высокогорье. Первый период долгой истории буддизма в Тибете длился примерно с 632 года по 841/842 годы и соотносится с так называемым имперским периодом в тибетской истории, когда Тибет внезапно стал одной из главнейших держав азиатского континента. Приход буддизма совпал с установлением в Тибете централизованной царской власти. Этот ранний период характеризуется долгой борьбой между примитивной древней шаманской верой, господствовавшей в Тибете, и пришедшим буддизмом. Этот период характеризуется и блистательным подъемом интеллектуальной деятельности, в это время огромное количество буддийских текстов было переведено на тибетский язык с помощью индийских ученых. Этой литературной деятельности предшествовала обширная подготовительная работа, формирование нового литературного языка. Во время правления ранних тибетских царей в страну проникла нндо - непальская и китайская культура, ко- торая постепенно стала культурой тибетского императорского двора и высших сословий. Продолжительная оккупация тибетскими войсками больших территорий Центральной Азнн привела к непосредственному контакту Тибета с центральноазиатскими буддийскими странами. Золотой век тибетского буддизма начался в правление царя Трисонг Дэцена (755—797). Во время правления этого царя буддизм начал распространяться среди широких слоев тибетского народа. В Непал и Индию были направлены посланцы, чтобы пригласить образованных пандитов и проповедников буддизма. К этому периоду относится прибытие в Тибет ачарьн Шантаракшиты из ве- *> Вихара — монастырь ликой вихары2 Наланда и йогина-тантриста Падмасамбхавы. Эти два учителя руководили церемонией освящения первого монастыря — Самье, построенного по образцу великой вихары Одантапури в Бихаре. Временный закат буддизма после 841 года, причиной которого была борьба царя и его сторонников с феодалами-землевладельцами, не замедлил его развития, и к концу X века можно было уверенно говорить, что в стране доминирует буддизм. С начала XI века в историй тибетского буддизма открылась новая глава,' характеризующаяся формированием основных буддийских школ Тибета н возрастанием значения больших буддийских монастырей, которые постепенно стали центрами политической и экономической власти в стране.
Однако буддизм не сумел сохранить свою изначальную чистоту н вскоре попал под влияние разнородных школ. Правители lyre,'царства в Западном Тибете, чьи семейные связи с Непалом и Индией всегда были сильными, стали патронами буддизма н послали группы молодых тибетцев в Индию. Чтобы вернуть буддизму его чистоту, цари lyre в 1042 году послали эмиссаров в виха- ру Викрамашила, чтобы пригласить знаменитого буддийского ученого Дипанкару Шриджняну, или Атишу. Прибытие Атиши дало мощный импульс буддизму. Он был предшественником Цонкхапы, великого тибетского реформатора XIV столетия. Движение за возрождение буддизма, начатое Атишей, достигло вершины в 1076 году, когда в монастыре Тхолинг в Западном Тибете состоялся великий Религиозный Собор. Последователи Атиши известны как школа кадампа, или «Последователи Канона». Несколько выдающихся проповедников появляются в это время. Первым из них был Марпа (1012—1096), основатель значительной школы каджупа, и его ученик Миларепа (1040—1123), поэт и святой, одна из самых замечательных фигур в истории тибетской религии. В это время был основан влиятельный монастырь Сакья (1073 год), которому было предназначено сыграть важную роль в монгольский период. В XIII веке монголы утвердились вдоль северо-восточной границы Тибета н послали разведывательные отряды в глубь страны. Они обнаружили, что на политической сцене доминируют несколько соперничающих школ, борющихся за власть. Их выбор пал на сакьяпу, и в 1247 году глава этой школы Сакья-пандита был приглашен в ставку монгольского наместника на китайско-монгольской границе. Племянник Сакья-пандиты знаменитый Пагпа-лама стал Императорским Наставником, а также духовным н светским главой Тибета. Это было начало отношений «Священник — Патрон» — эта формула возникла для описания феодальных уз, связующих монгольский императорский трон и духовного главу тибетского государства, н снова была возрождена в XVII веке, чтобы продолжаться до заката маньчжурской династии. В XIV и XV веках мы видим подъем новой реформаторской школы — гелукпы, которая продолжила традицию кадампы, основанной Атишей. Ее основателем был велнкий Цонкхапа (1357—1419). Несколько важных буддийских монастырей, основанных в начале XV века, стали средоточием религиозной н политической власти в стране. В XVI веке настоятель великого монастыря Дрепунг недалеко от Лхасы успешно установил политический альянс с главой монголов Алтан-ханом. Последний наградил его титулом Ваджрадхара Далай-лама, то есть «Ваджрадхара, Великнн Лама». Заручившись поддержкой могущественных сил, тибетский иерарх сумел утвердить власть своей школы. Школа гелукпа породила подлинно великого лидера в лице Пятого Далай-ламы Лобсанга Джамцо (1617—1682), ученого и государственного деятеля, который оставил яркий след и в духовной, и в светской жизни страны. В своей деятельности по объединению страны Пятый Далай-лама вступил в союз с влиятельным настоятелем монастыря Таши-Луипо, который был его духовным наставником и который был признан первым Панчен-ламой Таши-Лун- по, монастыря, которому было суждено возродить важное значение Лхасы, столицы Тибета. Тринадцатая инкарнация в линии далай-лам, Туптен Джамцо был, без сомнения, одним из самых талантливых в этой линин преемственности, и его часто сравнивали с Великим Пятым. Сильная личность, он оставил значительный след в стране. Четырнадцатая инкарнация, Тёндзнн Гьяцо, взошел на трон в 1940 году, а 17 ноября 1950 года был: допущен духовными и светскими властями к исполнению обязанностей в своей высокой резиденции. Распространение буддизма по ту строну Гималаев имело одно важное последствие — оно принесло послание Будды в Монголию и позднее, в XVII веке, в Сибирь. Неуклонное движение буддизма на север завершилось возведением буддийской вихары в Петербурге, нынешнем Ленинграде, который был освящен в 1913 году. Он стоит до сих пор, пережнв вражескую бомбардировку во время незабываемой блокады Ленинграда в ходе второй мировой войны. ? Существование активно возрождающихся движений показывает, что тибетский буддизм осознает перемены во времени, и есть признаки того, что буддийские центры Китая будут призваны принять участие в деле национального строительства и сохранения сокровищ буддизма.
<< | >>
Источник: Ю. Н. Рерих. БУДДИЗМ И КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО АЗИИ. Сборник статей. Перевод с англ. А.Л.Барковой, с фр. А.А.Соболевой, с тиб. В.СДылыковой-Парфионович. М.: Международный Центр Рерихов,128 с.. 2002

Еще по теме ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант первый]1:

  1. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант третий]
  2. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант четвертый]
  3. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант второй]
  4. Сопа Ринпоче Лама. Абсолютное исцеление, Духовное целителъство в тибетском, буддизме, 2010
  5. ТИБЕТСКОЕ ИСКУССТВО
  6. ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
  7. ТИБЕТСКИЕ ТОНЕМЫ1
  8. Новая работа по тибетской иконографии
  9. §318. Актуальность некоторых тибетских религиозных установлений
  10. Китайско-Тибетская (Ганьсуйская) экспедиция Потанина
  11. Дальнейшая судьба буддизма
  12. Четвертое (Второе Тибетское) путешествие Пржевальского
  13. Третье (Первое Тибетское) путешествие Пржевальского
  14. ПРИХОД БУДДИЗМА В ТИБЕТ
  15. УПАДОК БУДДИЗМА
  16. 3.1.4 Буддизм
  17. Смерть Пржевальского и третья (Тибетская) экспедиция Певцова
  18. Глава 7 ДЗЭН- БУДДИЗМ