Задать вопрос юристу

Сердечный центр

Ты расспрашивал о кажущемся противоречии: тексты учат, что нет такого места, где ум появляется, пребывает или исчезает; в то же время школа Ньингма, Старая система Тайной мантры, утверждает, что ум пребывает в сердечном центре и поддерживается сердечной «сферой, составленной из пяти чистых сущностей».
В целом, все поучения, данные Победоносными, содержатся в двух истинах. В этом контексте, с точки зрения сути самого ума, он полностью свободен от всех искусственно созданных признаков — появления и исчезновения, происхождения и обитания, прихода и ухода; у него также нет конкретных характеристик, таких как форма или цвет. Следовательно, в нем нет разделения на пребывающего и место пребывания. Сутра «Праджня-парамита» гласит: Ум прошлого не виден. Ум будущего не возник. Ум настоящего не пребывает. Там же сказано: Не рожденное и не исчезающее - Суть самого пространства. Таким образом, ум есть просто абсолютная истина, подлинная природа (дхармата), которая превосходит бытие и небытие, постоянство и разрушение, приход и уход. Это не вакуум, «вообще ничем не занятый», поскольку изначальная сущность пустоты проявляет себя беспрепятственно, всевозможными способами. И это беспрепятственное многообразное проявление называется относительной истиной; кажется, что ему свойственно происхождение, пребывание и исчезновение. Но природа ума есть нераздели- мость Трех состояний Будд. Что касается источника ума, его свободное выражение возникло из безграничной широты подлинной «основы всего», естественного состояния. Он не знает своей собственной природы; его несут кармические ветры ошибочного двойственного цепляния; он возникает как волшебное видение — проявляется, хотя и не существует. Что касается его местопребывания, то он опирается на это физическое тело и пронизывает его насквозь. Наконец, посмотрим, куда он исчезает: в минуту смерти движение потоков энергий и дыхания — ниточка, связывающая тело и ум, — прерывается, и сознание покидает тело через одно из отверстий органов чувств, в зависимости от индивидуальной кармы. Потом образуется связь со следующим рождением, каким бы оно ни было. Вот источник, местопребывание и путь исчезновения ума согласно относительной истине. В Тантре сияющего пространства сказано следующее: Э Ма! Все существа трех сфер Вертятся между происхождением, пребыванием и исчезновением, Как на ободе водяного колеса. Источник ума — безначальная основа. Местопребывание ума — опора тела. Путь исчезновения ума — объект для анализа. Здесь и в других текстах происхождение, пребывание и исчезновение, соответствующие относительному смыслу, преподносятся очень подробно. Три сферы сансары характеризуются этой волшебной видимостью — они не существуют, но проявляются; это нескончаемое магическое переплетение рождений и смертей, возникновений и растворений. В абсолютном смысле эта чудесная игра ниоткуда не происходит, нигде не остается и не теряется. Поэтому все явления сансары и нирваны суть лишь названия, слова, обозначения. Ничто не обладает никакой реальной или плотной сущностью. Все бытие и небытие, правда и неправда — это не что иное, как объекты, появляющиеся во сне. Человек, который принимает их за истинные или ложные, тоже не существует. «Сердце мудрости»45 гласит: Все явления суть пустота, лишенная характеристик, не рожденная и не исчезающая. В «Тантре Сокровищницы» сказано: Вот как все проявляется: возникают всевозможные вещи. Вот каким все является: ничто не реально. Утверждение, что ум пребывает в сердечном центре, как написано в тексте «Глубокий внутренний смысл»46, это особая точка зрения Тайной мантры. Говорится, что когда в теле сходятся все благоприятные обстоятельства, в уме возникает постижение. Это контекст, в котором объясняются структуры энергетических каналов, потоков и сущностных капель Просветленного настроя в ваджрном теле, включая 72 ооо каналов, ответвляющихся от трех главных каналов и пяти колес, и так далее, а также связанные с ними потоки и капли. Поскольку «Глубокий внутренний смысл» и комментарии к нему очень подробно разъясняют все пункты многих разделов тантр, сводя их к одному, здесь больше нечего добавить. Сердечная «сфера, составленная из пяти чистых сущностей», описывается во всех комментариях по тайным темам, включая тему ваджрного тела, в Старой и Новых школах. В сердечном колесе, состоящем из 32 спиц и называемом «корона из драгоценностей»47, вокруг узла, сформированного соединением трех каналов, в четырех главных направлениях отходят потоки, и там находится форма слога ХУНГ в окружении четырех скрытых каналов-узлов: БХРУНГ, АНГ, ВАДЖРА и КХАМ. В их центрах находятся восемь чистых сущностей каналов. Три серединных канала — необусловленные (дусармата), и потому служат опорой для неизменных Трех состояний. Впереди расположен канал зеркалоподобной мудрости — опоры для остальных четырех видов мудрости. Справа — канал качеств, опора для проявления Чистых стран, небесных дворцов и так далее. Слева — три канала, соответствующие трем обыденным ядам, — опора для проявления любого сансарического запутанного мышления, кармы и мешающих эмоций. В частности, в канале подлинной природы (дхарматы) находится желтый свет, который служит опорой, на которой покоится сознание — основа всего. Этот свет сформировался из чистой сущности плоти. Синий свет в канале мудрости — это чистая сущность дыхания, опора для «умственного сознания». Красный свет в канале качеств есть чистая сущность крови, опора для «загрязненного сознания». Темнокрасный свет в обычном канале—это чистая сущность жара, опора, на которой покоится сознание пяти органов чувств. В центральном канале, кроме того, находятся слоги СУ и ТРИ, сформированные из нечистой части каналов. Они являются семенами и причинами привычных склонностей рождения в мирах полубогов и животных и пребывают в том, что их очищает, — слоге ОМ, сущности Тела Будды. В переднем канале есть слоги А и НРИ, сформированные из нечистой части дыхания. Это семена для рождения богом или человеком; они находятся в том, что их очищает, — слоге ХУНГ, сущности Ума Будды. В правом канале есть слоги ПРЕ и ДУ, сформированные из нечистой части крови. Это семена перерождения в состояниях голодных духов и паранойи, и они находятся в том, что их очищает, — слоге А, сущности Речи Будды. Мыслеформы мешающих эмоций, таких как пять ядов и возникающая из них жадность, и семена шести нечистых рождений в виде слогов являются основой для очищения и одновременно объектами, которые необходимо очистить. Все проявления мудрости Тела, Речи и Ума Будды, такие как Йидамы для визуализации, мантры, самадхи для практики и многое другое, происходят из трех сущностных слогов Тела, Речи и Ума Победоносных и являются средствами очищения. Когда тело, речь и ум практикующего очищаются и доводятся до совершенства как способности трех ваджр, плодом становится обретение Трех состояний Победоносных. Именно это считается важнейшим поучением. Например, в центре всех каналов находится канал, сформированный из чистой сущности центрального канала, известный как «канал без узлов», «чистая трубка кати», «царь каналов кроличий глаз», или бхасанту. Он тонкий и гибкий, прозрачный и яркий, подобно белой шелковой нити, а заканчивается образованием, похожим на устье колокольчика. У обычных людей канал направлен вниз и закрыт. У людей, обладающих опытом и постижением, великих существ и Бодхисаттв, он приоткрыт и повернут вперед. У тех же, кто достиг совершенного состояния Будды, он открыт полностью и смотрит вверх. Говорят, что благодаря этому такие люди полностью раскрывают мудрость знания и сочувствие.
В этом превосходном канале суть пробужденности, составляющей основу, присутствует как неразрушимая капля в форме слога ХУНГ. Она размером с горчичное зернышко, цвета чистого хрусталя или ртути, и ее окружает световая сфера пяти чистых сущностей. Она воплощает Состояние истины мудрости-осознавания, изначальную подлинную природу, абсолютную истину, великое единство ясности и пустоты. Некоторые утверждают, что это неверно; небуддисты, исповедующие этернализм, утверждают, что вещество ума обитает в сердечном центре в виде яйцевидного кокона, прочного и неразрушимого, и размер его соответствует особенностям человека. Это и есть сфера, состоящая из пяти чистых сущностей. Но, собственно, поскольку эта сущность наделена пятью видами мудрости и проявляется, хотя и лишена собственной природы, сравнивать эти два понятия нет оснований. «Прославленная тантра вечного единения» гласит: У цветка лотоса в сердечном центре Есть восемь лепестков и середина. Канал, проходящий через середину, Похож на пламя масляной лампы, По форме напоминает цветок райского банана. Устье его наклонено вперед. В середине его обитает дак Размером с горчичное зернышко. Неразрушимый семенной слог ХУНГ, Постоянный, как выпавший снег, Называется «бхасанту». Это радует сердца всех живущих. Тайная тантра «Сияющее солнце пространства Ясного света» гласит: Озаряющая все хрустальная трубка кати, Тело великой пробужденности, основа, Проявляется в цветке лотоса И восходит как пространство совершенной мандалы. «Тантра безупречной сути» продолжает: На центральном канале, произрастая из стержня поддержания жизни тела, Находятся пять колес, подобных зонтиками со спицами из пустотелых медных трубок. Канал, содержащий их чистую суть, Является абсолютным центральным каналом подлинной природы. Все остальные каналы ответвляются От этого великого невозникающего пути, Как листва древа исполнения желаний простирается во все стороны. Поскольку ядро этой системы связано с сердечным центром, Сердце есть опора сознания и жизненных сил. Чистая суть плоти — это центральный канал. Чистая суть жара — пламя короткого А. Чистая суть капель —ХАНГ великого блаженства. Чистая суть дыхания — это энергия жизни. Чистая суть ума есть сознание-сокровищница. В этом укрытии пяти чистых сущностей Пребывает абсолютный Йидам - изначальная пробужденность, Единственный источник Просветления. В том же тексте сказано: Царь всех энергетических каналов в сердечном центре Есть то, что называют кроличьим глазом. Как цветок колокольчика, он закрывается и открывается. У обычных существ он закрыт и опущен: Восприятие загрязнено неведением. Благодаря качествам медитации он открывается и обращается вперед: Двойственный опыт сансары и нирваны переживается как иллюзия. У Будд он полностью открыт и поднят: Свет пробуждения проявляется в совершенстве. Все это подробно объясняется не только в системе Старой школы, но и во многих тантрах Новых школ. «Тантра единения» продолжает: Красота этого знаменитого канала Ничем не запятнана. Чистый, как сияние кристалла, Просветленный настрой есть сияющая пробужденность. А вещество пяти видов мудрости - Размером с горчичное зернышко. Текст «Пять ступеней» гласит: Если человек медитирует На эту единственную неизменную сферу, Которая всегда пребывает в сердце, - В нем определенно зародится мудрость. Кроме того, в «Двухчастной» сказано: Великая мудрость содержится в теле. Сараха однажды изрек: ? Хотя ученые способны объяснять шастры, Они не сознают, что великая мудрость присутствует в теле. Об этом говорится во множестве текстов, комментариев и наставлениях, созданных йогинами48, достигшими совершенства. Вкратце, эта сфера, состоящая из пяти чистых сущностей в сердце, является важнейшей опорой для абсолютного Просветленного настроя. Благодаря взаимодействию тела, ума, каналов и энергий, все методы и ключевые поучения для медитации на сияние зависят от сердечного центра. В этом заключается главная причина того, что абсолютно все практики стадии развития на Йидамов должны опираться на семенной слог в сердечном центре, а три «саттвы»49, вращающаяся цепочка мантры и все визуализируемое излучение и возвращение связаны с сердечным центром. В минуту смерти, благодаря тому, что энергии и сознание стекаются в капли в сердечном центре, появляется сияние, пребывающее в качестве основы. Это происходит даже у мельчайшего насекомого, и именно поэтому люди, обладающие способностью практиковать, освобождаются в первом бардо. Кроме того, все качества сознания и энергий, входящих в центральный канал, проявляются как благая способность применять это ключевое средство. Согласно наставлениям по циклам практики Великого совершенства системы Ньингма, есть шесть светильников: светильник плоти читта, белый и гладкий светильник нади, широкозахватный водный светильник, светильник чистого пространства, пустой светильник бинду и светильник самосущего знания. Кроме того, называют еще светильники врожденной основы, состояния бардо и окончательного плода — итого девять. Эти светильники суть не что иное, как сущностное наставление, данное в этой главе. Как указано во вступительных разделах тантр, мандала Победоносных спонтанно присутствует в теле практикующего. Это значит, что пять семейств Будд и другие 42 мирные формы в неразрушимой сфере, состоящей из пяти чистых сущностей в сердечном центре, а также проявление их сияния, то есть 58 грозных форм во дворце из кости, в котором пребывает мозг, — все они по сути являются Состоянием истины, по природе — цветным светом, а по форме — сферами чистой сущности. Во время бардо подлинной природы (дхарматы) переживание таково, будто они заполняют вселенную нашего индивидуального восприятия. Когда охватишь эти просветленные формы практикой ключевых наставлений, достигнешь Освобождения. Если не можешь понять, что они являются твоим собственным восприятием и принимаешь их за что-то другое, ощущаешь ужасный страх и не обретаешь Освобождения. То, как все это происходит, весьма подробно описано в бесчисленных сущностных наставлениях (о бардо). К сожалению, многие люди из других тибетских традиций считают Учение Ньингмы, в частности, Дзогчен, недхармической системой и отвергают ее утверждения, даже не включая их в секции буддийского канона. Большинство из тех, кто притворяется последователем Ньингмы, обманывают себя выполнением охранных ритуалов или изгнанием духов, уничтожением или устранением помех, а также церемониями «выкупа ради защиты», усмирением духов с помощью крестов и веревок или астрологией. На тот небольшой доход, которой им приносят все эти действа, они кормят своих жен и детей, живя таким образом, они, конечно, не практикуют глубоких поучений Великого совершенства; даже толстые тома священных текстов у них превратились в гнезда насекомых. Я вижу это и не могу помочь, хотя чувствую глубокую печаль. Оставим в стороне тексты Ньингмы; если такие люди, как ты, чьи глаза мудрости широко открыты, бросят беглый взор на безбрежный океан рукописей великого сиддха Карма Пакши, там налицо тот же взгляд и такая же практика медитации. Более того, смысл всей «Сердечной сущности Великого совершенства» можно объяснить на основе глубокого учения Карма Ньингтиг, которое появилось тогда, когда всеведущий Кармапа Рангджунг Дордже имел видение Вималамитры. Так сказано в примечании к этому тексту. В контексте поучений о сердечном центре как опоре и месте пребывания ума стоит добавить, что обычные люди считают сердце средоточием жизни. Один из трактатов по медицине гласит:
<< | >>
Источник: Рангдрёл, Целе Нацог. Посвящение и Путь освобождения/Целе Нацог Рангдрёл; пер. с англ. Е. Леонтьева.— М.: Ориенталия. —128 с.. 2011

Еще по теме Сердечный центр:

  1. Центры оценки
  2. Приложение 21 ПОЛОЖЕНИЕ о Расчетном центре банка
  3. Приложение 9 ПОЛОЖЕНИЕ О ФОНДОВОМ ЦЕНТРЕ
  4. ОТВЕТ ЦЕНТРА
  5. ПСИХОТИПЫ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЧЕЛОВЕКА
  6. Центры демократической власти
  7. Телемаркетинг и контакт-центры
  8. Приложение 11 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ брокера Фондового центра
  9. Приложение 10 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ дилера Фондового центра
  10. УСИЛЕНИЕ ПРОТИВОБОРСТВА МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ШТАТАМИ
  11. 15.5. Ереван — новый центр самоорганизации национальной общности
  12. Население и центры проживания
  13. Регионы и воображаемые центры
  14. Медлительная реакция центра
  15. 4.5. Профессиональные испытания и метод «Оценочный центр»
  16. 5.4. СДЕЛЬНАЯ ОПЛАТА ТРУДА ПРОДАВЦОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ В ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТРАХ