Задать вопрос юристу

ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ

Тибет был и остается terra incognita для археологов. На протяжении десятилетии изучение тибетской древней истории было уделом ученых, посвятивших себя изучению северного буддизма. Их работы, главным образом, состояли в переводе с тибетского, а также интерпретации и реконструкции утраченных санскритских оригиналов с помощью существующих тибетских переводов.
Богатая археологическими памятниками страна оставалась неисследованной. Вплоть до недавнего времени археологические исследования были неведомы стране лам, которая продолжает хранить свои тайны от пытливого ученого н исследователя. Тибет — страна, которая оставалась в изоляции на протяжении как средневековья, так и Нового Времени, — это уникальное хранилище древностей и фольклора. Полное исследование н научный обзор ее городов - монастырей, мемориальных монументов, или ступ, а также многочисленных н полностью не исследованных памятников добуддинского периода станет, без сомнения, неожиданным открытием богатейшей научной информации, благодаря которой можно будет реконструировать яркое прошлое этой уникальной страны. Такое исследование Тибета прольет новый свет на другие отрасли востоковедения, такие как индология, синология и филология н археология Центральной Азнн. Блистательная плеяда западных ученых внесла свой вклад в открытие покоящихся в земле сокровищ Срединной Азии. Центральная позиция, занимаемая Тибетом, и его высокогорный характер сделали эту страну чем-то вроде реликвария древних индийских, китайских и центральноазиатских традиций. Северный буддизм, испытавший сильное влияние тантрических школ средневековой Индии, известен только по тибетским источникам, поскольку древний санскритский канон был почти полностью утрачен в Индин и сохранился только во фрагментах в песках Центральной Азии. Древние приемы, формы художественного выражения, давно угасшие в собственно Индии, до сих пор существуют в Тибете, как, например, влияние и стойкая сила художественной традиции, из-за чего бронзовые изображения XIII—XIV веков могут быть с трудом отличимы от изображений XVII и XVIII столетий1. Эта стойкость традиции во многих отношениях более стабильна и неподвластна изменениям, чем письменные законы страны. Центральная Азия с ее богатым космополитическим (злияниархеологических исследований этой самой загадочной изо всех стран. В то время как провинции центрального и восточного Тибета в течение долгого времени были закрыты для европейских ученых, провинции Индийского Тибета, такие как Ладак, Зангскар, Балти- стан, Скардо, Лахул, Спити, Рупшу и другие гималайские пограничные государства с тибетским населением, оставались открытыми для западных исследователей. Первая книга по археологии тибетской провинции была написана о Ладаке генералом сэром Александром Каннигхэмом (Лондон, 1854). Это была ценная для своего времени работа, которую затем дополнили исследования моравской миссии, д-ра К.Маркса й особенно покойного д-ра А.Г.Фрайкё. Очень хорошая работа была проведена Э. фон Шлагинтвейтом, чьи труды содержат ценные сведения по археологии. Однако первым крупным ученым, пошедшим дальше просто упоминания о существовании археологических памятников, был покойный д-р А.Г.Франке, изучавший историю западного Тибета и издавший тибетский манускрипт — фрагменты, привезенные из Турфана и хранящиеся в Берлине.
В его многочисленных книгах и статьях, посвященных царствам западного Тибета, мы находим многочисленные упоминания и описания как добудднйскнх, так и буддийских памятников, которые до снх пор ускользали нз поля зрения науки3. Незадолго до памятного 1914 года, д-р А.Г.Франке издал от нменн «Археологического обзора Индии» обзор древностей Индийского Тибета, а именно стран гималайского пограннчья с тибето- язычным населением, которые находились в пределах Британской Империи. Его обзор был посвящен долине Сатледж с горной страной Рампур Башахр, а также Спити, Рупшу н Ладаку. Результаты его путешествия были изложены в двух томах, изданных в «Археологическом обзоре Индии» н озаглавленных «Древности Индийского Тибета»4. Первый том включает в себя археологические сведения, собранные во время его путешествия, а второй том, изданный д-ром Ф.У.Томасом, содержит тибетский текст н английский перевод исторических хроник Ладака5. Труд д-ра А.Г.Франке был первой в своем роде попыткой записать всю ценную информацию о монастырях, как разрушенных, так и действующих, ступах, каменных скульптурах, эпиграфических монументах и других сохранившихся добуддийских памятниках, подготовив, таким образом, почву для тщательного археологического изучения региона. К сожалению, отсутствуют монографические исследования крупных городов-монастырей Тибета, которые так характерны для облика страны в целом, определявших на протяжении столетий ее политическую и духовную жизнь. Около двадцати лет назад выдающийся немецкий исследователь д-р В.Фильхнер дал описание знаменитого монастыря Кумбум (sKum-‘bum byams-pa glin)e северо-восточном Тибете6, основанного в 1583 году, хотя его храм был построен уже в 1577-м. Книга д-ра Фильхнера не претендует быть исчерпывающим исследованием этого великого монастыря, она лишь дает его современную картину; богатые монастырские хроники остаются неизученными. В течение долгого времени эта книга оставалась единственным репрезентативным источником такого рода литературы7. В 1929 году м-р X. Ли Шуттлеворт, магистр искусств, опубликовал в «Мемуарах» (Archaeological Survey of India, New Imperial Series, No. 39, Calcutta, 1929) краткое описание знаменитого храма Лхалун в Спи- тн, который относится ко времени Рннчена Сангпо (956—1054). Храм представляет собой интересный образец искусства XI века, он богато покрыт древней деревянной резьбой н скульптурой, а также надписями о реставрациях этого храма, предпринятых в разные времена западнотибетскимн царями. Эти храмы XI века, многие из которых сохранились в западном Тибете, должны быть изучены с величайшим вниманием, поскольку они являются материальным свидетельством периода, важность которого для всей истории буддизма Тибета едва ли может быть преувеличена. Большинство этих храмов были возведены с помощью кашмирских ремесленников, и их скульптуры н настенные фрески представляют собой драгоценный памятник буддийского искусства северо-западной Индии X—XI веков. Такие монографические штудии с детальным описанием всех художественных ценностей, обнаруженных в монастырях, сопровождаемые тщательным изучением письменных свидетельств о них н надписей, будут, без сомнения, подтверждать информацию, извлекаемую из древних тибетских свидетельств. Только археология может помочь нам реконструировать целый пласт тибетского прошлого. В настоящей статье я намерен выделить некоторые из непосредственных нужд тибетской археологии, а также перечислить различные области исследований. Тибетскую культуру можно условно разделить на равнинную н высокогорную. Географическая среда создала эти два различные типа тибетской культуры, и это разделение проходит сквозь всю историю страны. Современная культура Тибета — это сложный феномен, в котором кочевники высокогорья сосуществуют с жителями больших монастырей и земледельцами равнин. То, что было сделано в районах западного Тибета, необходимо довести до конца в провинциях центрального н восточного Тибета. Тибетские археологические памятники могут быть условно разделены на две группы, каждая нз которых содержит дополнительные члены: I. Археология добуддийского периода — то есть периода, предшествовавшего принятию буддизма, — н первых веков буддийского периода, во время которого значительные территории страны находились под слабым влиянием нового учения н продолжали исповедовать шаманистскую веру, или бон. К этому классу древннх памятников принадлежат все мегалиты, каменные надгробия, наскальные рисунки, древние алтари бонпо, или лхатхо, н тому подобные монументы. Все сооружения бонпо более позднего происхождения относятся к периоду, переходному между добуддийским н буддийским, но, по традиции, нх относят к первой группе археологических памятников. II. Археология буддийского периода — то есть от VII века н далее. Эта группа представлена многочисленными памятниками, такими, как монастыри, храмы, или лхакан, ступы, стены мани, каменные колонны и другие эпиграфические монументы, гробницы древних тибетских царей в долине Ярлунг, дворцы царей и знати. По традиции мы рассмотрим каждую группу памятников отдельно.
<< | >>
Источник: Ю. Н. Рерих. БУДДИЗМ И КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО АЗИИ. Сборник статей. Перевод с англ. А.Л.Барковой, с фр. А.А.Соболевой, с тиб. В.СДылыковой-Парфионович. М.: Международный Центр Рерихов,128 с.. 2002

Еще по теме ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ:

  1. АРХЕОЛОГИЯ ДОБУДДИЙСКОГО ПЕРИОДА
  2. ГЕРОДОТ И АРХЕОЛОГИЯ
  3. Археология, история и Библия
  4. АРХЕОЛОГИЯ И ГЕОЛОГИЯ
  5. АРХЕОЛОГИЯ БУДДИЙСКОГО ПЕРИОДА
  6. МИФЫ И АРХЕОЛОГИЯ
  7. ТИБЕТСКОЕ ИСКУССТВО
  8. ТИБЕТСКИЕ ТОНЕМЫ1
  9. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант первый]1
  10. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант третий]
  11. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант четвертый]
  12. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ [вариант второй]
  13. Новая работа по тибетской иконографии
  14. §318. Актуальность некоторых тибетских религиозных установлений
  15. Китайско-Тибетская (Ганьсуйская) экспедиция Потанина
  16. Четвертое (Второе Тибетское) путешествие Пржевальского
  17. Третье (Первое Тибетское) путешествие Пржевальского
  18. Смерть Пржевальского и третья (Тибетская) экспедиция Певцова