ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ: ВСЕ, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ПРИЧИН, - НЕПОСТОЯННО.

Такова буддийская теория. Почему то, что зависит от причин, непостоянно? Потому что, если что-то зависит от причин, то оно не может быть независимым. Поскольку оно не является независимым, то оно не может оставаться неизменным, оно должно все время меняться.
И поскольку это что-то постоянно меняется, мы не должны на него слишком сильно полагаться. Когда мы привязываемся к какому-то объекту, то у нас в сознании возникает мысль, что этот объект постоянен, стабилен и надежен. Особенно когда нам по телевизору рекламируют какой-то продукт и говорят, что он замечательный и надежный. Тогда концепция постоянства в нашем уме еще больше усиливается. Именно эта концепция постоянства и обманывает нас. Она заставляет нас все больше привязываться к этому объекту, мы хотим завладеть им любой ценой, думая, что это подарит нам счастье. Некоторые люди очень сильно опираются на внешние объекты. Но эти объекты непостоянны, а раз они непостоянны, то, значит, либо они с вами расстанутся, либо вы с ними расстанетесь. Когда у вас происходит расставание с объектами привязанности, вы страдаете и впадаете в депрессию. Большая часть наших мирских страданий и депрессий является следствием присущей нам концепции постоянства. Концепция постоянства - убежденность, что нечто является постоянным и очень надежным. Но все объекты, к которым мы привязываемся, такими не являются. Все объекты непостоянны. Три вида страдания Итак, концепция постоянства порождает в нас привязанность к объектам, а привязанность сопровождается тремя видами страдания. Первое страдание - это страдание от неполучения желаемого объекта. Такое страдание испытывают люди не только в Уфе, но и в Америке. В любой части света люди страдают от того, что не могут получить желаемый объект. Там, где есть огонь, должен быть и жар. Буддийская философия говорит, что там, где есть привязанность, есть и страдание от неполучения желаемого объекта. Итак, одно из наших основных страданий в этой жизни - страдание от того, что мы не можем получить объекты наших желаний. Денег нет, работы нет, этого нет, того нет. Даже если у человека есть миллион долларов, он будет говорить, что у него нет того-то и того-то. Если у человека нет привязанностей, он не испытывает страданий от неполучения желаемого объекта. Я знаю таких людей. Это люди, которые медитируют в горах, среди них много моих друзей. Поскольку у них нет привязанностей, можно два часа с ними разговаривать и не услышать ни одной жалобы по поводу того, что им чего-то не хватает. Они живут в очень простых домах. Не только в буддизме, но и в христианстве, исламе были и есть великие мастера, которые живут очень просто, не имеют привязанностей, а следовательно, не испытывают страданий от неполучения желаемых объектов.
Поэтому в буддийской теории говорится, что у любого, кто не испытывает привязанностей, нет и страдания от неполучения желаемого объекта, не важно, буддист вы или нет. Итак, если вы испытываете привязанность к чему- то, то первый вид страданий, который вы испытываете, - это страдания от неполучения желаемого объекта. Второй вид страданий - страдание от обладания желаемым объектом. Сначала вы жалуетесь, что у вас нет мужа или жены. Мужчина думает: «Если у меня будет жена, то она мне будет готовить, убираться, а я буду отдыхать дома». Женщины думают: «Если у меня будет муж, то он мне будет покупать красивые вещи». Поэтому, когда мужчина и женщина женятся, то у них совершенно разные ожидания по поводу их брака. Затем постепенно вы начинаете понимать, что не получаете того, что хотели. Кроме того, вы начинаете страдать от того, что вы получили желаемый объект. Тогда муж начинает приходить домой пьяный, ругать жену, не позволяет выходить ей из дома и не позволяет никому улыбаться. Возникает новое страдание - страдание от обладания желаемым объектом. Когда у вас нет машины, вы страдаете от того, что у вас нет машины, когда вы ее купили, вы начинаете страдать от того, что она у вас есть. Вы должны понять, что покупка машины не решает ваших проблем, напротив, она создает вам новые страдания. Покупка машины избавляет вас от страдания от отсутствия машины, но прибавляет вам страдание от наличия машины. Вы уже не можете ночью спокойно спать - каждый раз, когда слышите сигнализацию, вы вскакиваете и выходите на улицу посмотреть, не ваша ли это машина. А сколько денег вы тратите на бензин! Такая же ситуация возникает со всеми другими объектами ваших желаний. Если вы исследуете это, то поймете: стоит вам заполучить объект вашего желания, как у вас начинаются страдания от обладания этим объектом. Если вы исследуете, то увидите, что большая часть проблем, которые испытывают жители Уфы, это либо проблемы от отсутствия объектов желания, либо проблемы от их наличия. Каждый день в судах рассматриваются различные дела. Если проверить причину этих слушаний, то вы увидите, что все судебные процессы связаны либо с неполучением желаемых объектов, либо с обладанием ими. Третье страдание, связанное с привязанностью, - это страдание от расставания с объектом своих желаний. Когда страдание от наличия объекта желания становится для вас совсем невыносимым, вы уже хотите расстаться с ним. Вы думаете, что если вы расстанетесь с этим объектом, все ваши проблемы будут решены: «Я устала от своего мужа. Если я разведусь с ним, я буду счастлива». За этим решением следует развод. После развода у вас начинаются новые страдания - страдания от расставания с этим объектом. Если у вас есть дети, они страдают из-за развода родителей. Если вы исследуете, то увидите, что все эти проблемы являются в большей степени следствием ваших привязанностей. Итак, в буддизме говорится, что однаиз основных причин наших страданий - это привязанность. Возможно, вы подумаете: «Разве можно быть счастливым без привязанности?!» Так считать - заблуждение, потому что без привязанности вы будете гораздо счастливее. Без привязанности у вас может быть семья, дети, муж и машина. У вас может быть все, что угодно, и вы можете быть не привязаны к этому. Я расскажу вам, как это возможно. Например, я - монах, и все время стараюсь прилагать максимум усилий, чтобы ослаблять в себе привязанности. Я вижу все недостатки привязанностей, и, не имея привязанностей, я гораздо больше наслаждаюсь жизнью. Я монах, но это не мешает мне слушать музыку, у меня есть магнитофон. Но я не пользуюсь этим магнитофоном с сильной привязанностью: «Это мой магнитофон!», у меня не такой подход. Если у меня есть этот магнитофон - хорошо, если нет - тоже не страшно, это не обязательно. Таким образом, вы можете наслаждаться какими-то объектами в своей жизни, но с этим не будут связаны никакие страдания. Я приведу вам один пример. Возьмем, например, двух человек. У одного из них очень сильная привязанность, а у другого человека есть знание Дхармы: он знает, что привязанность проблем не решает. Он знает также, что все, что зависит от причин, непостоянно, поэтому его счастье не должно зависеть от ненадежных вещей. Если вы чем-то владеете, то рано или поздно или этот объект расстанется с вами, или вам придется расстаться с этим объектом. А если с чем-то все равно рано или поздно придется расстаться, то зачем же от этого так сильно зависеть? Привязанность - это нежелание вообще когда-либо расставаться с каким-либо объектом. Это глупое желание. Человек, у которого были сильные привязанности, получил в подарок от своего друга компьютер и сразу очень сильно привязался к нему. В этот момент для него не было ничего важнее в мире, чем его компьютер. Этот компьютер был объектом, приносящим ему счастье. И, поскольку он был очень сильно привязан к нему, то, боясь испортить компьютер, он и сам им не пользовался. Он убрал его в коробку и поставил на высокий шкаф. Сам его не использовал и другим людям не давал им пользоваться. Все непостоянно, и на следующее утро кто-то украл его компьютер. Компьютер с ним расстался. Поскольку этот человек был сильно привязан, вообще никогда не хотел расставаться с ним, а компьютер с ним расстался уже через день, этот факт стал для него настоящим потрясением. Он закричал: «Это кошмар! Кто украл мой компьютер? Я убью этого человека!» И весь день у него не было аппетита, весь день он ссорился со своими друзьями, потому что всех он подозревал в краже компьютера. Вот что делает привязанность. Когда у вас что-то есть, из-за привязанности вы даже толком не можете этим пользоваться, а когда вы расстаетесь с этим, то очень сильно страдаете. Привязанность делает в нашем сознании очень большую невидимую рану. Когда кто-нибудь чуть-чуть касается этой раны, нам становится больно. Другой человек тоже попал в такую же ситуацию. Ему тоже подарили на день рождения компьютер. Этот человек был знаком с Дхармой и сразу же понял, что этот компьютер непостоянен и подумал: «Когда-нибудь я расстанусь с этим компьютером или компьютер со мной расстанется. Это естественно. Пока этого не произошло, мне надо им пользоваться». Он не говорил, что компьютер плохой или хороший, он не был привязан к компьютеру, потому что знал, что он непостоянен. Так же, как форма облака в небе: когда облако принимает какую-то красивую форму, оно не остается таким навечно. Ну, красиво. Но поскольку через минуту оно уже изменит свою форму, то зачем же привязываться к ней? Итак, этот человек стал пользоваться своим компьютером и своим друзьям разрешал им пользоваться. На следующий день произошла та же история: кто-то украл у него компьютер. Какова будет спонтанная реакция этого человека? Он сказал: «Да, то о чем говорил Будда, - правда. Все встречи заканчиваются разлукой. Вчера я встретился с компьютером, сегодня мы расстались». И никакого потрясения у него не было. Почему? Потому что он понимал, что компьютер с ним расстался, а не он расстался с компьютером. В этом мире очень много людей, которые сами расстаются со своими компьютерами. Вот это кошмар. Это означает, что вы умираете. Компьютер остается стоять у вас дома, а вот вы вынуждены с ним расстаться. Это значит, что вы умерли, и вам предстоит перейти в будущую жизнь. Поэтому этот человек подумал: «Ну, для меня это ерунда, потому что компьютер сам со мной расстался. Ничего, потом будет другой компьютер». Один ушел - другой придет: такова природа сансары, и никакого потрясения тут не должно быть. И еще этот человек подумает: «Другой человек украл у меня этот компьютер. Теперь он работает на нем. Пусть это будет моим подарком». Мой Учитель говорил: «Если вы сами не можете совершить акт щедрости по отношению к другому человеку, то, по крайней мере, вы должны так думать, когда у вас что-то крадут». Когда у вас что-то украдут, вы должны думать: «Это мой подарок тебе». Потому что, вне зависимости от того, подарите вы в уме этот предмет или нет, он к вам уже не вернется. А раз это ничего не меняет, то лучше отнестись к этому, как к практике щедрости и практике накопления заслуг. И еще Учитель мне советовал, о чем нужно думать, оказавшись в такой ситуации. «Если ты не создашь причины, то потом и не испытаешь на себе ее результат», - говорил мой Учитель, - «Если бы ты раньше не украл у кого-то его вещь, то сейчас никто бы у тебя ничего не украл. Если бы в прошлой жизни ты не украл вещь, принадлежащую этому человеку, то в этой жизни он ничего бы не украл у тебя». Поэтому можно сказать, что теперь он забирает обратно то, что ему принадлежит. Теперь я очистил свою негативную карму воровства, совершенного мною раньше. Если вы будете думать таким образом, то у вас не будет никакой депрессии. Если у вас есть этот объект, то вы счастливы, если вам придется с ним расстаться, то тоже ничего страшного. Для нас очень важно иметь гибкий ум и иметь поменьше фиксированных идей. Если вы исследуете, то поймете, что большая часть наших страданий является следствием фиксированных идей, мы думаем, что только это правильно. Но правильно ли какое-то действие или неправильно, в значительной степени зависит от конкретной ситуации. Поэтому вы не можете с уверенностью сказать, что во всех ситуациях мягкий характер - это хорошо, а строгий - это плохо. Кроме того, вы не можете утверждать и обратное, что иметь жесткий характер хорошо, а мягкий - плохо. Потому что в некоторых ситуациях лучше подходит мягкий характер, в других ситуациях лучше подходит твердый характер. Самое главное - это мотивация. Самое главное, чтобы была хорошая мотивация, а какие черты характера вы проявляете и как действуете, должно уже зависеть от конкретной ситуации. Этот совет тоже очень для вас полезен. Если у вас хорошая мотивация, то в некоторых ситуациях вы можете действовать довольно жестко, ничего плохого в этом не будет. С точки зрения буддийской философии, различают два вида непостоянства: • грубое непостоянство • тонкое непостоянство. Есть четыре вида грубого непостоянства: 1. рождение заканчивается смертью 2. встреча заканчивается разлукой 3. накопление заканчивается истощением 4. высокое положение заканчивается падением. Это очень полезно для вас. Когда вы будете об этом знать, то сможете взглянуть на свою жизнь с новой точки зрения, и у вас в распоряжении будет больше вариантов для решения своих проблем. А пока вы не обнаружите эти четыре вида грубого непостоянства, у вас будет меньше альтернатив в жизни, и вы будете более ограничены. Четыре вида грубого непостоянства никто не выдумал, они существуют «по природе». Это говорил Будда. Но мы, люди, об этом не задумываемся и из-за этого делаем ошибки. Если бы мы задумались об этом, то это было бы не сложно понять. Первое: рождение заканчивается смертью. Ваша реальная ситуация заключается в том, что с момента вашего рождения вы все ближе и ближе подходите к смерти. Например, если вы вдруг выпали из самолета, то каждое мгновение вы все ближе и ближе подлетаете к земле. Что самое важное для человека, который выпал из самолета и летит вниз? Для него не важно стать депутатом Государственной Думы. Например, этот человек летит вниз, а большое количество других людей, которые тоже летят вниз, объявляют: «Мы выбрали Вас президентом России». И он очень счастлив: «Вот теперь я - президент. Я изменю ситуацию в стране». Мудрый человек, оказавшись в такой ситуации, не будет счастлив от того, что его избрали президентом. И богатство здесь проблем не решит. Что самое полезное для человека, оказавшегося в этой ситуации? Это парашют. Потому что вы неизбежно должны упасть на землю, от этого вы не спасетесь. Но если вы приземлитесь с парашютом, то это будет совсем другое дело. От смерти вам не скрыться, рано или поздно все равно придется умереть. Но можно умереть с практикой Дхармы, хорошо подготовившись к будущей жизни. Если вы хорошо подготовитесь к этому, тогда смерть для вас будет всего лишь сменой старого тела на новое. Многие тибетские мастера прошлого, когда старели, говорили: «Мой дом обветшал, теперь мне нужен новый красивый дом». Они шутили так, а через два дня мирно умирали, сидя в позе медитации. А некоторые мастера перед смертью даже оставляли записку, в которой писали, где искать их перевоплощение. Это правда. Эти люди, выпав из самолета, совершенно не заинтересованы в том, чтобы стать министром, президентом, депутатом Государственной Думы или президентом Башкирии, их интересует только одно - где найти парашют. И когда они находят этот парашют, то умирают спокойно. Если у вас есть парашют, вы можете безопасно приземлиться. Очень важно помнить, что рождение заканчивается смертью. Каждое мгновение мы все ближе подходим к смерти, поэтому заниматься только делами этой жизни глупо, вы должны также подумать и о будущей жизни. А как быть, если нет будущей жизни? Тогда все в порядке. Но правда в том, что жизнь после смерти, несомненно, есть. В буддийской философии говорится: невозможно полностью уничтожить грубую частицу. Вы знаете закон сохранения массы и энергии. В нем говорится, что вы не можете создать принципиально новые частицы, потому что каждая частица ведет свое существование от предыдущего момента. И этим частицам не будет конца, потому что нет никакой причины, которая могла бы воспрепятствовать их дальнейшему существованию. Если я разобью на мелкие кусочки эту чашку, это будет причиной того, что чашка разобьется на мелкие кусочки, но в этом не будет никакой причины, препятствующей дальнейшему существованию каждой из частиц, составляющих эту чашку. Даже взрыв ядерной бомбы не сможет полностью уничтожить эти частицы. Поэтому каждая из них продолжает существовать. Буддийские философы обнаружили эту теорию много-много лет назад. Поэтому в буддизме говорится, что нет ни начала, ни конца. У этой чашки есть начало и есть конец, но у каждой частицы, составляющей эту чашку, нет ни начала, ни конца. В буддизме говорится: если нельзя полностью уничтожить грубые частицы, то нельзя полностью уничтожить и сознание. Ум продолжит свое существование даже после смерти. А если ум продолжит свое существование после смерти, это значит, что будущая жизнь есть. Если вам все еще трудно в это поверить, то пойдите как-нибудь вечером на кладбище и проведите там ночь. Тогда вы сможете убедиться в том, что существуют духи. Что это за духи? Раньше они были людьми, потом умерли и переродились духами. Именно такова форма, в которой продолжил существование их ум, который был раньше человеческим. Если бы вы могли видеть, как выглядят духи в Башкирии, то увидели бы, что они выглядят, как жители Башкирии. Тибетские духи выглядят, как традиционные тибетцы. То есть они имеют облик людей, которыми они были в предыдущей жизни. Ну, не будем сейчас рассуждать о духах. Духи также являются одним из доказательств существования будущей жизни, если вы докажете, что существуют духи, тем самым вы докажете, что есть будущая жизнь. Одна группа американских ученых занималась исследованием этого вопроса и обнаружила, что духи действительно существуют. В одной старой церкви, несмотря на то, что в ней никого не было, каждую ночь играла какая-то музыка. Люди стали говорить об этом, и ученые решили исследовать, что это такое. Они поставили в эту церковь специальное записывающее устройство, все закрыли, запечатали все двери и окна, везде снаружи выставили охрану. Включили устройство. На следующее утро они прослушали запись и услышали музыку, еще какие-то звуки, шаги людей. Это факт. Теперь мы возвращаемся ко второму положению. Второе положение гласит: все встречи заканчиваются разлукой. Все, кто встретились, неизбежно должны будут расстаться. В буддизме говорится, что пока вы еще не расстались, пока вы еще вместе, очень важно поддерживать гармонию в своих взаимоотношениях. Мы, люди, часто совершаем такую ошибку: пока мы вместе, мы часто ссоримся и спорим, а когда расстаемся, начинаем скучать друг без друга и впадать в депрессию. В действительности вы должны знать, что все встречи заканчиваются разлукой, поэтому, пока вы еще вместе, радуйтесь друг другу, помогайте друг другу, а когда вы расстанетесь, какой может быть повод для депрессии - это закон природы. В буддизме говорится, что все мы подобны сухим листьям, которые ненадолго собрал в одном углу кармический ветер. Этот угол называется Уфой, и мы будем находиться здесь очень недолго. А когда направление ветра поменяется, то все эти сухие листья полетят в другие места, и им будет очень сложно снова встретиться. Поэтому, если мы собрались на такое короткое время в уголке, который называется Уфа, то почему мы не можем быть добрыми друг к другу, почему не можем помогать друг другу? Почему нужно все время что-то делить, спорить и ссориться? А иногда какой-нибудь сухой лист взбирается на высокий камень и говорит, что он теперь выше всех, а другие сухие листья пытаются согнать его оттуда и сами занять этот камень. Это все не очень искусные действия. Этот пример хорошо иллюстрирует наши повседневные действия. Третий вид грубого непостоянства: накопление заканчивается истощением. Если люди этого не знают, они все копят и копят, и становятся подобны крысам. Что обычно делает крыса? Крыса постоянно тащит зерно себе в нору, сама его не ест и другим есть не дает и, в конце концов, умирает на этой груде зерна. В России очень много таких крыс в человеческом облике, у которых галстуки на шее, которые копят зерно только для себя, не позволяют никому съесть ни одного зернышка. У других людей ничего нет, а у этих крыс есть очень много накопленного добра. Затем другая крыса убивает эту крысу и все ее зерно перетаскивает в другую нору. А ту крысу убивает следующая крыса, и таким образом происходит круговорот зерна по норам. Люди называют это политикой и экономикой. Но настоящая экономика - это не перестановки, это созидание чего-то нового. Что такое в наше время мировой рынок экономики? Это когда что-то, что производится в Японии, кто-то пытается перевезти в другую страну, потом в следующую страну. И получается не созидание, а передел уже имеющейся собственности. Все эти ошибки - следствия непонимания того, что накопление заканчивается истощением. Поэтому мудрые люди не копят слишком много, они создают причины. Если они создают соответствующие причины, то у них вырастет много деревьев, и на этих деревьях вырастет много плодов, из этих плодов вы сами сможете съесть только один, зачем же вам столько других плодов только для себя. Нужно, чтобы каждый съедал свою долю этого урожая. И водой нужно поливать не листья, а корень дерева, тогда дерево вырастет большим и сильным, и всем будет достаточно его плодов. Это одновременно и коммунистическая, и буддийская теория. Коммунистические теории хороши. Они говорят, что если правительство будет сильным, то от этого выиграет и весь народ. Если делать что-то для всеобщего блага, то от этого будет хорошо всем и каждому. Потому что к группе людей, называемой народом, может причислить себя каждый индивидуум. Если бы коммунисты пользовались буддийскими и другими религиозными теориями и не пытались бы уничтожить религию, а использовали бы ее как инструмент для применения на практике своей теории, то у коммунистов бы все получилось. Их бы не постиг такой крах, как сейчас. Четвертый вид грубого непостоянства: высокое положение заканчивается падением. Какой бы славы вы ни достигли, вы потеряете это высокое положение. Если вы это знаете, вы не будете привязываться к этому высокому положению. Мой Учитель говорил: «Никогда не сиди на высоких стульях, потому что, стоит тебе немного качнуться, и ты с него упадешь. Лучше всего сидеть на земле, по земле ты можешь даже кататься туда-сюда и никогда никуда не упадешь». Поэтому не пытайтесь в своей жизни стать очень важным человеком, оставайтесь простым. Живите просто и скромно, и тогда вам не придется бояться падения. Самое лучшее, что может быть в жизни, - это простая, скромная жизнь и при этом высокое мышление. Если молодые люди будут подходить к жизни с такой позиции, то гармонии в обществе будет гораздо больше. Но суть в том, что все молодые люди преисполнены очень больших ожиданий: «Я должен стать тем, я должен стать этим. Тогда все будут меня уважать. Я хочу стать необычным человеком. Когда я им стану, то стану и важным лицом». Они не хотят заниматься практическими проектами, не хотят много работать, а мечтают о каких- то очень больших деньгах и большом бизнесе. Это ошибка. Это один из источников ваших временных страданий. Когда вы избавитесь от него, то вы избавитесь от большого количества своих временных страданий. Но это не решит всех ваших проблем, это решит множество временных проблем, связанных только с этой жизнью. И, благодаря этому, вы сможете создать хорошую стратегию для обретения счастья в будущих жизнях. Но все эти теории можно назвать поверхностными, есть гораздо более глубокие теории, которые одновременно и гораздо полезнее. Определение тонкого непостоянства гласит: любой объект, который зависит от причин, ежесекундно разрушается, потому что причина его возникновения одновременно является и причиной его разрушения. Поэтому он ежесекундно разрушается. Если каждый объект ежесекундно разрушается, то вообще нет никакого смысла в том, чтобы к чему-то привязываться.
<< | >>
Источник: Тинлей Геше Джампа. Драгоценные наставления. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОЧИТАННЫЕ В УФЕ. 1999

Еще по теме ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ: ВСЕ, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ПРИЧИН, - НЕПОСТОЯННО.:

  1. Привычка # 1: считать, что ты и твоя компания не зависите от обстоятельств
  2. ВТОРАЯ ПЕЧАТЬ: ТО, ЧТО РОЖДЕНО ПОД КОНТРОЛЕМ ОМРАЧЕНИЙ, ИМЕЕТ ПРИРОДУ СТРАДАНИЙ.
  3. 2.4. ДЕЛЕГИРУЕМ ВСЕ, ЧТО МОЖЕМ
  4. ВСЕЛЕННАЯ — ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ
  5. ПРАВИЛО ОТСЛЕЖИВАНИЯ: ОТСЛЕЖИВАЙТЕ ВСЕ, ЧТО ПОТРЕБУЕТСЯ!
  6. Привычка # 3: не сомневаться в том, что знаешь ответы на все вопросы
  7. Доводы в пользу того, что известной способностью к расселению должны обладать все организмы
  8. Вопрос 141 ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА?
  9. ЧТО МОГЛО БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ГИБЕЛИ?
  10. Глава первая. Что наша жизнь? Карьера!
  11. Если собираетесь что-то сделать, постарайтесь, чтобы у вас на то была причина
  12. 6.3. Что такое крепостничество, каковы причины его возникновения и роль в истории России?
  13. Уильям СЕРЗ и Марта СЕРЗ. ВАШ РЕБЕНОК. ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ О ВАШЕМ РЕБЕНКЕ С РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ, 2009
  14. Печать
  15. Периодическая печать
  16. ЗЛО ЗАВИСИТ ОТ ДОБРА
  17. Печать прошлого
  18. Выживание ИТ зависит от систем оценки и отчетности
  19. Интенсивность фотосинтеза лишь отчасти зависит от освещенности
  20. Третья партида Титул тринадцатый Закон VI О ТОМ, ЧТО ПРИЗНАНИЕ, В КОТОРОМ НЕ БУДЕТ ВСЕ ТОЧНО УКАЗАНО ИЛИ КОТОРОЕ ПРОТИВ ПРИРОДЫ ИЛИ ПРОТИВ ЗАКОНОВ НАШЕЙ КНИГИ, НЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ СИЛЫ