Задать вопрос юристу

Лекция вторая

25.11.1999г. Я очень рад снова видеть вас сегодня. Вчера я дал вам некоторые основы буддизма, вводное учение по буддизму, а также рассказал об эволюции жизни. Мы существуем с безначальных времен и будем существовать до бесконечности.
Смерть - это всего лишь смена тела. Каким образом буддисты доказывают существование предыдущей и будущей жизни? В буддизме было совершено открытие, которое гласит, что невозможно создать новую частицу и невозможно сделать ее несуществующей, она продолжит свое существование. Полностью уничтожить грубую материю невозможно. Ее можно разбить на мелкие части, но все эти мельчайшие частицы продолжат свое существование. На основании этого утверждается существование прошлых и будущих жизней. Если невозможно сделать несуществующей даже грубую материю, как же можно полностью уничтожить сознание? Поэтому сознание продолжит свое существование даже после смерти. Это также одно из доказательств того, что после смерти нас ждет будущая жизнь. Кроме того, как говорится, не существует причины прекращения существования ума. Поскольку нет причины, по которой бы ум после смерти перестал бы существовать, ум продолжает свое существование после смерти. Теперь, для того чтобы доказать факт существования прошлых жизней, приведем следующее логическое обоснование: первый момент существования сознания ребенка в утробе матери произошел от предшествующего ему момента сознания, потому что это сознание. Сначала буддисты доказывают, что если нечто является сознанием, то это нечто должно происходить от предшествующего ему момента сознания. Если вы можете доказать этот постулат, вы также сможете доказать и существование прошлых жизней. Теперь нужно доказать, что, если нечто сознание, оно должно являться следствием предшествующего момента сознания. А как мы это докажем? Все знают, что сознание зависит от причин, и это доказывать нет необходимости, потому что это общеизвестный факт. Если сознание зависит от причин, то оно должно зависеть от некой причины, которая является феноменом. Не феномены не могут быть причиной сознания, потому что не феномены - это нечто несуществующее. Итак, причиной сознания является феномен. Феномены делятся на две категории: постоянные и непостоянные. Постоянный феномен не может являться причиной сознания, и это совершенно очевидно. Что же остается? Остаются непостоянные феномены. Теперь ведем анализ дальше. Непостоянные феномены делятся на три категории: материя, сознание и композитный фактор. Четвертой категории феноменов в буддизме нет. Итак, если нечто непостоянный феномен, то это нечто либо материя (чашка, стол, ваше тело, звук и т.д.- это все материя), либо сознание - это вторая категория. Как я вам вчера уже говорил, сознание, обладает тремя характеристиками. И третье - это композитный фактор. Что это? Непостоянный объект, который не является ни материей, ни сознанием называется композитным фактором. Например, это человек. Человек - это не материя, человек - это не сознание, человек - это композитный фактор. И вы тоже не материя, не сознание, вы - композитный фактор. Также время - оно непостоянно, но не является ни материей, ни сознанием, поэтому время - это тоже композитный фактор, третий фактор. Мы можем говорить «третий фактор».
Итак, из этих трех категорий мы точно убеждаемся в том, что третий фактор не может являться причиной сознания, потому что у третьего фактора нет никакой субстанции, и вообще он является номинальным, абстрактным понятием. Теперь остается две категории. Либо причиной сознания является материя, либо причиной сознания является сознание. А сознание делится в свою очередь на два типа. В данном случае, это либо ваше собственное предшествующее сознание, либо сознание ваших отца и матери. Остается три альтернативы, одна из которых является причиной сознания: либо это материя, либо это сознание ваших родителей, либо это ваше собственное предшествующее сознание. Четвертого варианта нет. Сейчас мы должны провести логический анализ, чтобы исследовать, может ли материя быть причиной сознания. В буддизме говорится, что, если материя является причиной сознания, то в этом утверждении очень много логических противоречий. Почему? В данном случае, когда мы говорим о причине, мы говорим о субстанциальной причине. Допустим, когда из глины делают горшок, то глина является субстанциальной причиной горшка, а человеческие руки, которые лепят этот горшок из глины, являются обусловливающей причиной появления горшка. То есть одно из этих двух является причиной, а второе условием. Руки являются условием, а причиной является глина. Глина является субстанциальной причиной горшка. В данном случае, когда мы говорим о причине сознания, мы имеем в виду именно субстанциальную причину сознания. Субстанциальная причина не обязательно должна быть материей. Мы можем подумать, что субстанциальной причиной сознания могут являться гены, ДНК наших родителей. Если ДНК являются причиной нашего сознания, то гены и ДНК - это все материя, они материальны. И поэтому, если гены являются субстанциальной причиной сознания, то сознание тоже должно быть материально. Подобно тому, когда из глины лепят горшок, то эта глина превращается в горшок, то есть горшок - это глина на самом деле, он состоит из глины. И точно также, если субстанциальной причиной сознания является материя, то сознание тоже должно быть материально. То есть сознание в этом случае должно состоять из ДНК, генов, чего-то в этом духе. Тогда было бы очень легко устранить из ума гнев. Вы бы просто посмотрели, какие гены отвечают у вас за гнев, какая материальная частичка содержит в себе гнев, и вырезали бы ее из своего ума. Провели бы операцию, вырезали гнев и стали бы человеком, лишенным гнева. Затем вы бы провели анализ, в какой части вашего сознания, в каких его клеточках содержится неведение. Убрали бы и его и стали великим ученым. Итак, если материя является причиной сознания, то здесь очень много противоречий. Тогда получается, что у сознания есть форма, цвет. Но совершенно очевидно, что сознание - это отсутствие формы, оно бесформенно. По своей функции оно способно к познанию, ясное или чистое, но бесформенное. Что же нам остается? Остается два варианта - сознание родителей или ваше собственное предшествующее сознание. Сознание отца и матери не может являться причиной сознания их ребенка. Допустим, если выбирать между отцом и матерью, то вы больше связаны с матерью, поскольку рождает вас все-таки ваша мать, а не отец. Может быть, некоторые люди думают, что, поскольку ребенок девять месяцев проводит в утробе матери, его сознание является как бы следствием сознания его матери, продолжением его, но это также неверно. Если бы сознание матери являлось бы причиной сознания ребенка, то с момента возникновения сознания ребенка сознание матери должно бы было прекратить свое существование. Почему? Потому что, когда глина становится глиняным горшком, она перестает существовать как глина. Она продолжает свое существование уже в форме глиняного горшка, но в форме глины прекращает существовать. Допустим, если брать два момента вашего сознания: первый момент сознания служит причиной возникновения второго момента сознания, в тот миг, когда возникает второй момент вашего сознания, первый момент прекращает существовать. Первый момент продолжает свое существование в форме второго момента сознания и, соответственно, прекращает свое существование как первый момент сознания. Потому что первый момент сознания есть субстанциальная причина второго момента сознания. Точно также, когда глина становится глиняным горшком, она перестает существовать в форме комка глины и уже продолжает свое существование в форме глиняного горшка. Итак, как гласит буддийская теория, субстанциальная причина и субстанциальный результат не могут существовать одновременно. Всем очевидно, что, когда рождается ребенок, его мать продолжает жить. Это ясно доказывает тот факт, что сознание ребенка не произошло от сознания матери, что сознание матери не является субстанциальной причиной возникновения сознания ребенка. И еще одно: если бы причиной сознания ребенка было сознание матери, то все знания, которыми располагает мать, перешли бы к ребенку. Возьмем ваше нынешнее сознание. Предыдущий момент вашего сознания является причиной вашего последующего момента сознания, поэтому все те знания, которыми вы обладали в предшествующий момент сознания, перешли в последующий момент сознания. Если бы знания не переходили из момента в момент, тогда было бы бесполезно учиться. Вы бы учились, но знания, полученные вами в предыдущий момент, исчезали бы вместе с этим моментом, в настоящем прекращали бы существовать. Тогда учиться было бы действительно бессмысленно. Но совершенно очевидно, что все те знания, которыми мы располагали в предшествующий момент сознания, перешли в последующий, во второй момент сознания. Эти отпечатки, которые мы имеем, продолжаются из момента в момент. Когда мы были маленькими детьми, вы изучили азбуку, но этот отпечаток знаний азбуки в сознании до сих пор помогает вам читать. Сознание ежесекундно меняется, но все отпечатки в сознании продолжают существовать от мгновения к мгновению. И вы не можете уничтожить эти отпечатки. Но проявлены ваши отпечатки или непроявлены - это уже другой вопрос. Поэтому очевидно, что знания матери не переходит к детям, дети должны заново все изучать. Итак, мы заключаем, что сознание ребенка не произошло от сознания родителей. Остается только один вариант, что сознание ребенка могло произойти только от своего же собственного предшествующего сознания. Если нечто сознание, то оно должно на сто процентов быть следствием предшествующего ему момента сознания. Как только вы в этом убедитесь, как только вы отчетливо поймете, что других вариантов здесь нет и быть не может, для вас станет очень ясным это логическое утверждение: первый момент сознания ребенка в утробе матери происходит от предшествующего момента того же сознания, потому что это сознание. А что такое момент сознания, предшествующий первому моменту существования сознания в утробе матери? Что это за предшествующий момент? Это ваша собственная прошлая жизнь. Первый момент существования сознания в материнской утробе является следствием предшествующего момента, следовательно, этот предшествующий момент относится к прошлой жизни. А то сознание также происходит от предшествующего ему сознания, потому что это сознание. И тот момент тоже происходит от предшествующего ему момента сознания, потому что это сознание. Если вы будете, отслеживая момент за моментом, уходить в прошлое, вы не найдете начала, этот процесс не имеет начала, потому что сознание зависит от причины, а та причина зависит от другой причины. Эта причинно-следственная взаимосвязь начала не имеет. Раньше, в древнее времена, когда буддисты заявили об этом, индуисты с ними не согласились. Буддисты сказали, что эволюция жизни в нашем мире безначальна, она не имеет начала. Но индуисты считают, что у нашего мира есть начало. Буддисты их спросили: «А что это за начало? Какова причина возникновения первого момента нашего мира, нашей мировой системы?» Индуисты ответили: «Не может быть речи о причине первого момента, потому что этот первый момент был создан Богом. Бог его создал, и с тех пор все стало существовать». Тогда возникает вопрос: «А кто создал Бога?» Либо: «Создал ли Бог сам себя?» Они говорят: «Нет». Следовательно, если Бог сам себя не создал, Бог уже не может быть творцом всего. Это противоречие своим собственным постулатам. Итак, если вы верите в то, что было некое начало, то у вас возникает очень много трудностей с логикой. Но если вы признаете, что начала никакого нет, то все эти проблемы - кто создал мир, что было раньше: курица или яйцо - для вас уже не существуют, потому что вы руководствуетесь теорией отсутствия начала. Сейчас ученые приходят к тем же самым выводам, что и буддисты. Поэтому в Европе и Америке люди все больше и больше ценят буддизм, потому что видят, что буддизм идет бок о бок с наукой, причем ученые не смотрят на то, что говорят буддисты, они самостоятельно делают свои открытия, которые почему-то все чаще и чаще совпадают с буддийскими. Теория неделимой частицы - одна и та же в буддизме и в науке. Но в последнее время ученых все больше стал интересовать третий фактор. Что это за фактор? Ученые по сей день никогда не говорили о том, что такое «я», но теперь тоже занялись исследованием этого вопроса. Таким образом, мы можем на сто процентов доказать, что существует прошлая жизнь. Люди, знакомые с биологией, могут сказать, откуда появился этот цветок? И они могут объяснить, что этот цветок произошел от предшествующего ему цветка. А откуда были занесены семена этого цветка? Они могут очень тщательно изучить этот вопрос и сказать, что, может быть, из Таиланда, из Индии, еще откуда-то. Но люди, незнакомые с наукой, скажут: «Откуда произошел этот цветок? Из земли вырос, я вижу». Если цветок завянет или его кто-то сорвет, они скажут, что цветка больше не существует. Итак, когда люди заявляют, что нет ни прошлой, ни будущей жизни, то они говорят это, руководствуясь неведением, потому что у них нет никаких фактов, доказывающих несуществование прошлых и будущих жизней. Если вы спросите таких людей: «А почему нет ни прошлых, ни будущих жизней?» Они скажут: «Потому что я не вижу их». Но это нелогично. Их логика такова: не существует ни прошлых, ни будущих жизней, потому что я их не вижу. По логике мы делаем следующий вывод из этого: то, чего он не видит, не существует. Такова логика. Значит, мозг этого человека не существует, потому что он его не видит. Это противоречие самому себе. Вы не видите своего глаза, но вы же не можете сказать, что ваших глаз не существует. Вы не видите также звук, но из этого вы не делаете вывода, что звука нет. Все это нелогично. Теперь, когда вы убедились, что есть и прошлые, и будущие жизни, я поговорю о трех наиважнейших факторах буддизма. Поведение, медитация и воззрение - это три самых важных фактора в буддизме. Зачем нам нужны правильное поведение, правильная медитация и правильное воззрение? Именно они создают наше счастье и наше страдание. В буддизме говорится, что поведение является творцом нашего счастья и творцом наших же страданий. Само по себе поведение мы называем кармой. В зависимости от того, как вы себя ведете, вы создаете ту или иную карму. Если вы плохо себя ведете, то каждое мгновение вы накапливаете негативную карму, и эта негативная карма - причина ваших страданий. С точки зрения тибетской медицины, если вы плохо питаетесь, то это причина ваших болезней. Если вы правильно питаетесь, то ваше тело становится здоровым. Большая часть наших болезней является следствием неправильного питания: жирная пища, острое, перец и так далее, также несбалансированное питание. Но есть еще ядовитая пища, которая совсем плоха. Наш ум тоже зависит от диеты. И наше поведение на уровне тела, речи и ума подобно диете для ума. Если мы будем кормить свой ум негативными делами, то ум будет болеть. А когда ум болеет, то в нем возникает депрессия, беспокойство, смятение, растерянность. В этой жизни вы несчастливы и накапливаете причины для дальнейших страданий, и в будущем будете также несчастливы. Ваше счастье в будущем зависит от вашего поведения в этой жизни. Поэтому в буддизме говорится: если хочешь быть счастливым, измени свое поведение. А каким должно быть ваше поведение? Поведение - это сама по себе практика. Первый уровень поведения - это поведение, не приносящее вреда. Это также первый уровень буддийской практики. Когда все поведение на уровне тела, речи и ума вы превращаете в невредоносное поведение. Второй уровень поведения, который называется в буддизме махаянским поведением, - это помимо того, что вы не приносите никому вреда, вы еще изо всех сил стараетесь помогать другим. Это второй уровень поведения. Если ваше поведение никому не будет причинять вреда и, кроме того, будет помогать, то вы постоянно будете накапливать причины для счастья. А там, где есть причины счастья, появится и само счастье. В действительности все мы хотим быть безвредными, и все мы хотим стать полезными. Даже если плохому человеку вы скажете: «Ты хороший», - он очень обрадуется этому, потому что он хочет быть хорошим человеком. А если плохому человеку, даже если он по-настоящему плохой и вредный, вы скажете: «Ты очень вредный и плохой»,- он очень расстроится, даже если это правда, он же все равно расстроится. Он не хочет быть таким. Он так же, как и все остальные люди, хочет быть безвредным, хорошим, добрым человеком. О таком безвредном и полезном поведении говорится во всех религиях: в исламе, христианстве говорится, но всем очень трудно стать такими. Почему? Потому что у нас отсутствуют два других фактора: правильное воззрение и правильная медитация. В буддизме говорится, почему люди непроизвольно поступают неправильно. Поскольку у них ложный взгляд, неверное воззрение, они все время готовы причинять другим вред ради собственного мелкого счастья. Они себя ведут следующим образом: сидя на стуле, сиденье стула они пытаются обить парчой, золотом, бриллиантами, потому что они непосредственно соприкасаются с ним, а ножки стула, поскольку они не сидят непосредственно на ножках, им безразличны, и они постоянно подпиливают эти ножки. Но когда ножка отваливается, они падают вместе со стулом. Из-за того, что люди лишены правильных взглядов, они понимают только прямую зависимость, а косвенную зависимость не понимают, не знают, что это такое, а из-за этого они ведут себя неправильно. А что такое буддийское воззрение? Буддийское воззрение - это взаимозависимость, взаимозависимое происхождение. В буддизме говорится, что все зависит друг от друга. Вы также зависимые существа, каждый человек зависит от других людей, поэтому в буддизме говорится: не причиняй вреда другим, потому что ты зависишь от них. А мы, если знаем, что зависим от кого-то напрямую, то этим людям мы боимся причинить вред. Например, вы все напрямую зависите от вашего начальства, даже если начальник будет вас ругать, вы будете только улыбаться в ответ и не осмелитесь огрызнуться. Почему вы так себя ведете? Почему вы не можете аналогично поступить со всеми другими людьми? Стоит к вам подойти какому-нибудь нищему на улице, если нищий вам что-нибудь не то скажет, вы тут же на него рассердитесь и скажете: «А ну, заткнись, а то побью». Но если начальник будет вам хамить, вы сможете только улыбнуться и не позволите себе никакой неправильной реакции. А если вы отреагируете жестко на выпады начальства, то вы, значит, просто глупее глупого. Итак, причина нам всем известна - это то, что мы напрямую зависим от этих людей. В буддизме считается, что вы все прямо или косвенно зависите от всех живых существ. Поэтому, если вы вредите другим, то вы косвенно вредите себе. Когда мы говорим о зависимости, то надо сказать, что вы все зависели от других в прошлом, зависите от них в настоящем и будете зависеть от них в будущем. Поэтому умные люди знают: я не должен вредить ему, потому что в будущем я могу зависеть от него. А если вы знаете, что в будущем вы будете зависеть от того или иного человека, то вы также будете с ним очень вежливы и обходительны. Вы подумаете: «Может быть, в будущем он станет президентом России»,- и будете разговаривать с ним очень вежливо. Таким образом, если вы проанализируете все это очень глубоко, то увидите, что вы в прошлом зависели от каждого живого существа, в настоящем зависите от каждого живого существа и будете зависеть в будущем. Поэтому мудрый человек никогда не причинит вреда ни одному живому существу. С другой стороны, если вы причиняете вред другому существу, то в этот самый момент создаете причину своего будущего страдания, то есть негативную карму. Именно негативная карма является причиной ваших страданий. Ваши страдания имеют взаимозависимое происхождение, их создал не Бог. И от чего же они зависят? От ваших вредоносных действий. Поэтому в буддизме говорится, что в ответ на причинение вреда другим вы всегда получите вред. Это закон природы, который открыл Будда, это закон не был создан Буддой. Будда не создал этот закон, для того чтобы кого-то наказывать, потому что вы не нуждаетесь в наказании. Как вы поступаете, такой результат вы и получаете. Если вы питаетесь ядом, то сами будете страдать от этого. Поэтому, если хотите иметь хорошее будущее, создавайте причины счастья, то есть ведите себя хорошо - не причиняйте вреда, помогайте. Если же вы хотите в будущем страдать, то создавайте причины страдания, то есть причиняйте вред другим - обманывайте людей, предавайте, пейте алкоголь, принимайте наркотики. Тогда вы можете не беспокоиться о страданиях, они придут к вам сами. И никто вас при этом не будет наказывать. Это просто механизм причинно-следственной взаимосвязи. Если вы скажете своему уму: «Хорошо, создавай причины страдания, если хочешь страдать», то ваш ум немедленно отреагирует на это, он скажет: «Нет, нет, нет. Я не хочу создавать причины страдания. И я не хочу причинять вред другим». Но если вы будете заставлять свой ум не вредить, то он из чувства противоречия захочет вредить. Если вы будете все время повторять: «Не ври, не ври», то вы захотите больше врать. Итак, существует очень много теоретических воззрений, которые удерживают вас от неправильного поведения на уровне тела, речи и ума. Например, если вы будете заставлять себя не гневаться, говорить: «Не злись, не злись, не злись...», тем самым от гнева вы не избавитесь. Но когда вы будете иметь правильное воззрение, гнев прекратится у вас сам собой. Поэтому избавление от гнева также зависит от воззрения. Как появляется гнев? Он возникает из-за непонимания. В буддизме говорится, что гнев и все другие негативные эмоции, негативные поступки являются следствием недопонимания, отсутствия правильного воззрения. А как у нас появляется гнев? Вы сидите себе спокойно, и вдруг вам кто-то говорит: «Ты такой-то, сякой-то». И вас охватывает гнев. Тогда вы думаете: «Этот человек очень плохой, он сделал меня несчастным. Из-за этого я вынужден на него злиться. Раньше он точно также поступал, разрушал мое спокойствие, и сегодня он тоже лишил меня спокойствия». У вас появляется желание отреагировать также негативно на его слова. В этот момент вы думаете, что он очень плохой человек. Но в действительности, если вы исследуете эту ситуацию, то тот человек, который наговорил вам кучу грубых, неприятных слов, является первой жертвой своего гнева. Гнев сначала сделал несчастным его самого, а потом уже сделал несчастным вас. Поэтому он первый пострадавший, а я уже второй пострадавший. Естественно, никто не радуется своему гневу. Никто не скажет: «Сегодня я очень счастлив, потому что очень разгневан». С этой точки зрения вы можете понять, что ваш обидчик - первая жертва своего гнева. С другой стороны, исследуйте, кто в действительности причиняет вам вред? Если вы должны на кого-то разозлиться, то вы должны разозлиться именно на тот объект, который непосредственно вам вредит, а не на что другое. Например, если вы ударите кошку палкой, то кошка подумает, что палка очень плохая, палка ей вредит, и кошка начнет кусать эту палку. Кошка не способна анализировать глубже, не может проследить все эти вещи, уяснить для себя, кто орудует этой палкой. Люди немножко умнее кошек. Если я какого- то человека ударю палкой, то он рассердится не на палку, а на человека, который этой палкой орудует, потому что он знает, что глупо сердиться на палку - ею орудует человек, это он плохой. Если кто-то в гневе говорит вам что-то плохое, почему вы злитесь на этого человека? Этот человек подобен палке, которой орудует гнев. Возьмите себя в качестве примера, когда вы злитесь, вы говорите очень много всяких глупостей в состоянии гнева, а когда гнев проходит, вам становится стыдно, вы думаете: «Зачем я все это сказал?» На собственном опыте вы можете понять, что, когда вы злитесь, у вас не остается другого выбора, вами орудует гнев. В этот момент вы подобны палке, и гнев бьет вами окружающих. Точно также, если кто-то в гневе говорит вам плохие слова, с одной стороны, этот человек сам несчастлив, а с другой стороны, он полностью находится под властью своего гнева. Подумайте: «Зачем же мне еще негативно реагировать на него и лишь усугублять его страдания, делать его еще несчастнее, чем он есть?» Когда вы общаетесь со своим мужем или женой, очень важно думать именно в этом ключе. Когда ваша жена на что-то гневается и говорит вам из гнева что-то плохое и неприятное, не надо сразу же немедленно реагировать, заводиться, а надо подумать: «Она же страдает, поэтому говорит. Ей нужна помощь, ей не нужно еще больше страданий». Гнев подобен огню. Если вы подливаете в этот огонь еще больше гнева, то получается, что вы подливаете в огонь еще огня, и огонь разгорается больше. Поэтому гнев, подобный огню, необходимо залить водой любви и сострадания. Вода любви и сострадания может смыть из тела человека настоящего врага, то есть гнев. Итак, если вы польете огонь гнева этой водой, то огонь гнева вам удастся потушить, и этот человек, который ранее испытывал гнев, может стать вашим лучшим другом. Когда у вас есть такое воззрение, по мере того, как вы все больше и больше к нему привыкаете, соответственно, будет меняться и ваше поведение, оно станет правильным. А когда у вас будет правильное поведение, вы перестанете реагировать негативным образом в каких-то ситуациях, когда вас кто-то обижает или говорит вам какие-то неприятные вещи. Ваше правильное поведение должно сохраняться у вас в трудные времена. При хороших, благоприятных обстоятельствах все могут себя правильно вести. Даже очень плохой человек, если он находится на какой-то вечеринке в кругу знакомых, друзей, он там будет вести себя хорошо, будет очень приятным, обходительным со всеми. И все будут говорить: «Как вы добры! Как вы мудры!» А он будет говорить: «Да, я очень мудрый». Он будет чокаться со всеми, произносить тосты. И в этой ситуации он действительно будет вести себя хорошо, ему будет это нетрудно. Так каждый может. Но вот если человек несколько выпьет, то уже не сможет, наверное, сохранить себя в таком приятном для всех облике. Водка делает людей очень большими дураками. Они и так большие дураки, но когда напьются водки, даже если все благоприятно и мило и обстановка очень хорошая, становятся совсем дураками. Поэтому, если ваш муж или какие-то ваши друзья пьют водку, скажите им: «Ты и так достаточно глуп. Зачем же тебе становиться еще глупее?» Каждый, наверное, знаком с этой ситуацией на вечеринке: первый час проходит совершенно идеально, все вежливы, дружелюбны, все, как святые, сидят за столом. А потом обстановка начинает все больше и больше накалятся по мере поглощения спиртных напитков, и потом в воздухе уже начинает пахнуть опасностью. В конце вечеринки посуда вся побита, столы валяются. Все это связано напрямую с нашей жизнью. Если вы ведете себя правильно, вы можете и не называть себя буддистом, вы будете, тем не менее, создавать причины для своего счастья. Быть или не быть буддистом - это не так важно, самое главное - это создавать причины для счастья и не создавать причины для страданий. Этот закон причины и следствия, то есть закон кармы, распространяется не только на буддистов, ему подчиняется все живое. Закон причинно-следственной взаимосвязи, который открыла наука, также распространяется на всех, а не только на ученых. Если человек даже заявляет, что не верит в науку, он все равно вынужден подчиняться этому закону, он не исключение из этого закона. Поведение очень сильно зависит от воззрения. Если у вас эгоцентричное воззрение, то поведение у вас будет спонтанно неправильное. А если вашим воззрением является ум, который заботится о других, то в вашем сознании спонтанно будут возникать позитивные состояния. Тот эффект, который оказывает то или иное воззрение на наше поведение, можно проиллюстрировать на следующих примерах. Я вам сейчас приведу два примера. Возьмем двух девушек. Одна девушка руководствуется себялюбием, ее воззрение построено на себялюбии: я самая главная, я самая красивая, все для меня, другим ничего. Руководствуясь таким воззрением, девушка отправилась на вечеринку. Она очень сильно накрасилась, обвешалась украшениями, надела очень нарядное, дорогое платье. Зачем она все это сделала? Исходя из некоторых взглядов, из какого-то воззрения. Не имея воззрения, люди ничего не делают. Когда они спят, у них нет воззрения. Но, когда они на себя что- то надевают, они делают это не просто так: какая-то причина, теория у них внутри есть. У девушки теорией было себялюбие: «Я должна выглядеть очень красиво. Если люди увидят, сколько на мне украшений, они, возможно, скажут, что я очень красива. И я им понравлюсь». С таким эгоцентричным воззрением девушка также делала макияж. Когда она, наконец, пошла, то была переполнена таким эгоцентризмом, что даже шла аккуратно, постоянно чутко реагируя на все реакции окружающих: если кто-то в стороне от нее засмеялся, она думала, что это смеются над ней. Наконец она дошла до вечеринки. Давайте посмотрим, как ее себялюбие лишило ее покоя. Находясь на вечеринке, она неожиданно увидела свою подругу, которая была красивее, чем она, на которой было больше украшений, более дорогое платье, и на нее смотрело больше людей. Какой у нее первый вопрос возник? Ее воззрение основано на эгоцентризме: я должна быть самая главная, самая красивая. По этой причине первый вопрос, который возник в ее голове: «Почему ей лучше, чем мне? Почему на нее смотрит больше людей, чем на меня?» Из-за этого вопроса уже в следующий момент появилась зависть. А когда возникла зависть, ее лицо покраснело, и, если эта девушка открывала свой рот, то каждое ее слово было ядовитым и мало выносимым для окружающих. Ее друзья и все, кто слышал, что говорит эта девушка, были очень расстроены. Итак, она пришла туда за счастьем, но из-за неправильного воззрения ее поведение стало тоже неправильным. Поэтому музыка перестала казаться ей интересной, пища стала казаться невкусной, и все стали казаться ей ужасными. В итоге она оттуда ушла и, увидев на улице собаку, в довершение ко всему ударила ее. Потом она вернулась домой, очень громко, раздраженно стала стучаться в дверь. Затем вошла, раскидала свои туфли по углам, бросилась на кровать и зарыдала. Все это является следствием ложного воззрения. Еще одна девушка имела правильное воззрение, основанное на заботе о других. Она знает, что, если ты будешь заботиться о других, твое собственное счастье придет само. Она также знала, что себялюбие и эгоцентризм являются причинами страдания. Ее также пригласили на эту вечеринку. Она тоже накрасилась. Зачем? Тоже с некоторыми воззрениями. Но ее взгляды не были эгоцентричными, они были основаны на заботе о других. Она подумала: «Если я приду на эту вечеринку красивая, то люди меня там заметят и обрадуются, что я такая красивая, потому что, когда люди видят красивых женщин, они радуются. Ради их счастья я накрашусь». В Уфе тоже, наверное, есть одна или две женщины, которые красятся именно с такой целью, но подавляющее большинство красится только ради себя: я должна быть самой красивой и т.д. Но если вы с такой мотивацией, как я сказал, краситесь, то это тоже Дхарма, тоже причина вашего счастья. Вы даете людям счастье и в результате будете счастливы сами. Если вы будете с этой мотивацией так поступать, то будете становиться лишь красивее и красивее. Даже состарившись, вы не утратите своей красоты. Когда она пошла на эту вечеринку, она не была так напряжена, как предыдущая девушка, потому что у нее не было эгоцентризма, она спокойно пошла, не думая о своем «я». И когда кто-то смеялся у нее за спиной, она тоже оборачивалась и улыбалась, а не думала, что это над ней смеются. Так она дошла до вечеринки. Также самая ситуация: она увидела там свою подругу, которая была красивее, у нее было больше украшений и лучше платье. Поскольку мотивация этой девушки основана на заботе о других, то ее спонтанной реакцией, когда она увидела подругу, было: «Как здорово, сегодня моя подруга очень красива. У нее столько всегда проблем, а сегодня она очень счастлива. Все на нее смотрят. Пускай самый красивый молодой человек посмотрит на нее и влюбится в нее». И ее сердце наполнилось радостью за свою подругу. Вот это настоящее счастье. Настоящее счастье - это когда вы радуетесь счастью других людей. Это даст вам истинное спокойствие. А если счастье других людей вас раздражает, вызывает у вас зависть, то это настоящее страдание. Зачем же вам мучить самих себя? Порадовавшись за свою подругу, эта девушка думала: «Пусть она будет такой же счастливой все время». Когда у нее возникло такое чувство, ее лицо осветилось. Такое хорошее спонтанное поведение является следствием правильного воззрения. Если она что-то кому-то говорила, то каждое произнесенное слово было как цветок. Таким образом, она каждое мгновение создавала позитивную карму, делала счастливыми окружающих и создавала причины для своего счастья. Она оживила эту вечеринку, изменила ее атмосферу к лучшему. Музыка стала более приятной, и пища стала вкуснее. Поскольку она мудрая девушка, она долго не задержалась на этой вечеринке, зная, что до двенадцати - время людей, а после двенадцати - время духов. Поэтому еще до двенадцати она вернулась домой и спокойно заснула. Сами посмотрите: все проблемы, которые возникают у людей, чаще возникают после двенадцати ночи, люди напиваются, дерутся и так далее. В буддизме говорится, что нет ничего плохого в том, чтобы ходить на вечеринки и там развлекаться, но важно ходить на вечеринки с правильными взглядами. Если вы пойдете на вечеринку с правильным воззрением, то сами будете счастливы там, и другие там будут счастливы. Ваши спонтанные, естественные реакции в поведении тела, речи и ума сильно зависят от вашего воззрения. Поэтому очень важно, чтобы воззрение было правильным. Если у вас будет правильное воззрение, ваше поведение будет позитивным. Но недостаточно иметь правильное воззрение, ваш ум должен привыкнуть к нему, иначе вы все время будете о нем забывать. Некоторые люди знают все эти воззрения, но ведут себя почему-то неправильно. Почему? Потому что им не очень привычно это воззрение, они больше привыкли к негативному воззрению, и поэтому спонтанным у них остается лишь негативное поведение. Некоторые люди хорошо знают буддийскую философию, но ведут себя почему-то так же, как все остальные. Когда этот человек читает какую-то лекцию, он превосходный профессор, но в трудных ситуациях он ведет себя точно так же, как любой другой обычный человек,- кипит от гнева. Почему такое происходит? Он знает воззрение. Потому что отсутствует третий фактор - медитация. У него правильное воззрение есть, но медитации нет, поэтому его правильное воззрение очень слабо. Его правильное воззрение возникает в уме только тогда, когда условия ему благоприятствуют, а в трудной ситуации правильное воззрение оттуда сбегает, и над его умом начинает властвовать ложное воззрение. У некоторых моих учеников и в Москве и в Уфе есть некоторый уровень правильного воззрения, но в трудных ситуациях оно их покидает, и они ведут себя так же, как обычные люди. Когда они приходят в центр и общаются между собой, тогда они ведут себя хорошо. Итак, все эти ошибки являются следствием отсутствия медитации. Только узнать о воззрении недостаточно, вы должны также и медитировать на нем. А медитация означает привыкание. Привыкание ума к позитивному образу мышления называется медитацией. Когда ваш ум привыкнет к позитивному образу мышления, тогда позитивные мысли будут возникать в нем спонтанно. А если в уме будут спонтанно возникать позитивные мысли, то у негативных мыслей не будет шанса возникнуть. В буддизме считается, что если в уме порождается позитивное состояние, то одновременно с ним негативное состояние существовать не может. Если позитивное состояние будет пресечено, пройдет, тогда у негативного будет возможность возникнуть взамен. Но если у вас будет все время правильное воззрение, позитивный образ мышления, то у негативного состояния, у негативных эмоций будет крайне мало шансов появиться в уме, и они станут все менее и менее активными. А иначе вы можете подумать: «У меня столько негативных мыслей, столько негативных эмоций. Как я могу их все пресечь?» Если вы знаете эту теорию, то вы знаете, что, когда в вашем уме порождается позитивное состояние ума, надо просто его поддерживать и продолжать их порождать в себе. Тогда они просто не оставят места для негативных состояний ума, просто не смогут возникнуть одновременно с позитивными. Для этого очень важна медитация. Когда вы занимаетесь медитацией, в это время вы не позволяете уму войти в негативное состояние. Различают два вида медитации - однонаправленная концентрация и аналитическая медитация. Однонаправленная концентрация даст вашему уму стабильность и ясность. Она укротит дикого слона вашего ума и не позволит ему слишком много блуждать там и сям. А аналитическая медитация реализует потенциал вашего сознания и полностью устранит из него негативные состояния ума. Когда вы подчините свой ум посредствам медитации, тогда это будет безупречным подчинением. А если вы изменитесь к лучшему благодаря тому, что на вас подействовало какое-то воззрение, то это ненадолго, потом вы опять станете такими, как прежде, изменитесь к худшему. Сегодня вы все получили учение, получили какое-то воззрение. Поэтому в течение целой недели ваше поведение будет спонтанно позитивным. Даже если кто-то будет говорить вам что-то плохое, вы улыбнетесь и не будете принимать это всерьез. Всю эту неделю у вас будет терпение. Но через неделю вы станете такими же, какими были раньше. Но не думайте, что вы стали хуже. Просто вы должны понять: так происходит потому, что вы не медитируете как следует, не создаете причин для изменений. Если вы не создаете причины, как вы можете ожидать, что будете оставаться хорошими все время? Поэтому все учения Будды можно, в принципе, разделить на три категории: учение для воззрения, учение для поведения и учение для медитации. И поэтому учения Будды разделены на так называемые три корзины (трипитака) - учение о нравственности, о поведении называется Виная. Виная содержит подробное учение о том, каким должно быть поведение вашего тела, речи и ума, что такое нравственность, как соблюдать ее, каковы преимущества соблюдения нравственных норм, каков ущерб от их нарушения. Итак, все эти подробные учения о поведении называются корзиной Винаи. Вторая корзина учений называется Абхидхарма. Абхидхарма - это учение, специально обращенное на воззрение. В нем приводится подробный анализ феноменов. То есть вся буддийская наука и все, что с ней связано, включено в тексты по Абхидхарме, то есть в тексты о воззрении. Тексты сутр, в которых речь идет о медитации, включены в третью корзину. Там идет речь о разнообразных видах медитаций, как развить ту или иную концентрацию. Итак, все учения Будды объединены в эти три корзины. Для чего нужна медитация на воззрение? Для правильного поведения. Зачем нам нужно правильное поведение? Потому что правильное поведение принесет счастье и вам, и всем остальным. Правильным поведением вы создадите причины для собственного счастья и для счастья других. Правильное поведение сделает вас счастливыми в настоящем и создаст причины для вашего счастья в будущем. Благодаря этому жизнь за жизнью у вас будут более и более благоприятные перерождения. Если у вас нет медитации и правильного воззрения, то вы будете находиться под властью ложного поведения. Это неправильное поведение уничтожит ваше спокойствие в настоящем и спокойствие других людей. Одновременно оно создаст причины для больших страданий, которые вы испытаете в будущем. Поэтому, если вы хотите освободиться от страданий, для вас очень важно изменить свое поведение. Один буддийский мастер сказал: «Ваши страдания созданы ни кем иным и ни чем иным, как вашим собственным поведением, поэтому будьте осторожны со своим поведением».
<< | >>
Источник: Тинлей Геше Джампа. Драгоценные наставления. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОЧИТАННЫЕ В УФЕ. 1999

Еще по теме Лекция вторая:

  1. Лекция вторая
  2. Вторая лекция
  3. Лекция вторая.
  4. Лекция вторая
  5. Лекция вторая
  6. Лекция вторая
  7. Лекция вторая
  8. Лекция вторая
  9. Лекция 11 Мера. Часть вторая
  10. Лекция 17 Типы общества. Часть вторая
  11. Лекция 13 Мифы общественного сознания.Часть вторая
  12. Лекция 15 Россия как цивилизация. Часть вторая
  13. Лекция 20 Гражданская война в России. Часть вторая
  14. Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ
  15. КНИГА ВТОРАЯ
  16. Вторая республика
  17. Вторая волна демократизации. 
  18. 12.3.2. Вторая модель