Задать вопрос юристу

Лекция первая

21.10.2000 г. Вы должны понимать, что основная цель буддийского учения и буддийской практики - это подчинение ума. Вы должны подчинить самих себя. Буддизм говорит, что через подчинение самого себя вы продвинетесь, а через открытие самого себя вы освободитесь.
Вы должны понимать, что основное страдание происходит из-за неподчиненного ума. Неподчиненный ум заставляет вас совершать вредоносные действия тела, речи и ума. Эти вредоносные действия тела, речи и ума наносят вред другим, а, кроме того, косвенно вредят и вам. Почему они вам вредят? Потому что, какие бы действия вы ни предпринимали, они оставляют отпечаток в вашем уме. Этот отпечаток называется кармический отпечаток, и он является причиной вашего страдания. Поэтому буддизм говорит, что результатом нанесения вреда другим всегда будет вред для вас самих, а результатом помощи другим всегда будет помощь вам. Этот закон никто не создавал, это закон природы. Будда открыл этот закон и говорил, что очень важно жить в соответствии с этим законом природы. Вы можете обмануть закон страны, но вы не можете обмануть закон кармы. Какую причину вы создаете, такой результат вы и получаете. Когда вы совершаете что-то негативное в темноте, и никто вас не видит, то вы все равно вы будете испытывать на себе результат этой негативной кармы. Даже если никто не увидит, как вы творите это вредоносное действие, вы не избежите его результата. Это все равно, что принимать яд в темноте. Если вы проглотите яд в темноте, то все равно навредите себе. Вы не можете таким образом схитрить, поедая яд. Точно также вы должны понимать, что негативная карма ваших тела, речи и ума подобна яду. Поэтому, самое важное, что советовал Будда, это то, что вы должны жить в соответствии с законом кармы. Какое бы действие вы ни делали, оно должно быть основано на законе кармы. Чем бы вы ни занимались, вы всегда должны основывать свои действия на законе кармы. Тогда и в близком, и в далеком будущем вы получите благо. Я также советую вам: все, что вы делаете, делайте на основе закона кармы. Тогда вам нечего будет бояться в будущем. Это мой небольшой совет вам. Слушать учение необходимо таким же образом, как в истории с людоедом, которую я вам сейчас расскажу. Великие мастера прошлого говорили, что правильное слушание учения по Дхарме подчинит даже людоеда. Почему же тогда человека нельзя подчинить? Некоторые люди очень долго слушают учение, но не могут подчинить самих себя. Это происходит потому, что они не слушают учение должным образом. Сейчас я расскажу вам одну историю. Вы должны слушать учение так, как в этой истории, тогда оно будет для вас полезным. Это произошло в этом мире очень давно, может быть, за миллион лет до сегодняшнего дня. С точки зрения буддизма, наш мир не нов - это очень старый мир, и миллион лет назад человеческие существа уже жили в этом мире. Сейчас даже наука признает возможность того, что миллионы лет назад человеческие существа населяли этот мир. Итак, в то время жил один принц, который был великим бодхисаттвой. Его звали Дава. Он был близок к бедным людям, очень добр, и он очень сильно интересовался Дхармой. В то же самое время жил людоед, который обещал, что будет поедать только принцев. Когда он услышал о Даве, то поклялся, что поймает его и съест.
Однажды этот принц отправился в место, где один Духовный Наставник давал учение. Принц слушал это учение и был очень счастлив. Людоед узнал, что принц Дава слушает учение у того Мастера. Он пробрался туда, схватил принца, унес его высоко в горы и там посадил на скалу. Принц начал плакать. Людоед сказал: «Я слышал, что принц Дава очень силен и очень храбр, а сегодня, когда я его поймал, он расплакался». Тогда принц Дава сказал: «Я плачу не из-за тебя. Я много раз рождался и много раз умирал. Даже если ты меня не убьешь, то однажды мне все равно придется умереть. Я не могу избежать смерти, почему же я должен плакать из-за этого. Я плачу потому, что сегодня, когда я получал такое драгоценное учение от своего Духовного Наставника, ты не позволил мне слушать это учение дальше. Я не уверен, смогу ли я в будущей жизни получить такое драгоценное учение. Из-за этого я и плачу. Если возможно, пожалуйста, отпусти меня и позволь мне получать учение в течение трех дней. А потом я сам вернусь назад». Людоед рассмеялся: «Какой же ты хитрый! Как я могу тебе доверять?» На что принц Дава сказал: «Солнце может погаснуть, океан может высохнуть, но принц Дава никогда не солжет». Людоеду стало еще более интересно. Он подумал: «Посмотрим. Если он не вернется назад, то я все равно поймаю его в любое время». Тогда он сказал принцу Даве: «Ты можешь идти, но через три дня вернись сюда». Слушайте эту историю очень внимательно, потому что каждое слово в ней имеет определенное значение. В ней есть определенные принципы и философия. Настоящие философы живут по этим принципам и говорят таким же образом. Принц Дава очень обрадовался, поблагодарил людоеда и отправился слушать учение. В течение трех дней он получал учение, а через три дня рано утром он вернулся. Когда людоед увидел издалека, что принц Дава возвращается к нему, он был шокирован. Принц пришел очень счастливый. Он сказал: «Вот, я здесь. Я сдержал свое слово. Спасибо тебе, что ты отпустил меня на три дня слушать учение. Я не забуду твоей доброты. Теперь, пожалуйста, съешь меня». Но людоед ответил: «Нет, подожди, не торопись. Сначала расскажи, почему ты так счастлив? Что это за учение ты получил от Учителя, которое даровало тебе такое счастье? Я никогда не видел никого, кто был бы так счастлив перед смертью. Я постоянно ловлю человеческих существ, поедаю их плоть, но я никогда не видел никого, кто был бы так счастлив в минуту своей смерти. Ты счастлив в наихудшей ситуации. Как это возможно? Пожалуйста, расскажи мне, какое учение дал тебе твой Наставник». Принц Дава ответил: «Такие люди, как ты, не знают ценности Дхармы. Ты знаешь ценность мяса. Мясо - здесь, поэтому не задавай слишком много вопросов». Но людоед снова просил его рассказать об учении. Наконец принц Дава сказал: «Хорошо, я тебе расскажу. Но для того, чтобы оказать уважение Дхарме, ты должен построить для меня трон». Людоед сделал из камней трон, и принц Дава сел на него. Потом принц сказал: «Для того чтобы отдать дань уважения учению, ты должен сделать передо мной три простирания». Людоед был не очень-то рад этому, но все равно сделал три простирания, чтобы получить учение. Ему было очень любопытно, что это за учение. На самом деле, принц Дава был его Духовным Наставником. Этот людоед был наихудшим учеником принца Давы в его предыдущей жизни. Он получал учение, но очень легко выходил из себя, гневался. Он практиковал учение, и через практику достиг определенной силы, но его мотивация не была слишком хорошей, поэтому он воплотился как людоед - очень мощное вредоносное существо. И для того чтобы помочь этому ученику, Духовный Наставник специально воплотился там, где жил его ученик. Если Духовный Наставник подлинный, то, даже если вы воплотитесь как людоед, он все равно родится там же, где вы, для того чтобы вам помочь. Поэтому очень важно найти подлинного Учителя, который действительно любит вас и заботится о вас, который не думает о вас как о предмете своего обладания. Он дает учение для вашего блага, для того чтобы вы стали лучше, а не для того чтобы вы стали его учеником или буддистом. Это не должно быть мотивацией Духовного Наставника. Вы должны быть людьми. Вы не можете стать больше, чем человеком, вы - люди. Но вы должны стать лучшими людьми - это наиболее важно. Для этой цели вы получаете учение. Поэтому Духовный Наставник делает упор на том учении, которое сделает из вас более хорошего человека, а не фанатика. Не становитесь фанатичными буддистами, потому что это создаст вам больше проблем. В истории, которую я вам рассказываю, очень много учений. Потом принц Дава сказал людоеду: «Мой Духовный Наставник сказал мне, что эта жизнь - не единственная, есть жизнь и после смерти. Поэтому не думай только об этой жизни. Мудрый человек создает причины для счастья в будущей жизни. Все наши страдания и счастье созданы не богом, а нашими собственными действиями. Вредоносные действия, которые мы совершаем из-за нашего неукрощенного ума, создают причины страданий, а действия, направленные на помощь другим, делают нас счастливыми и создают причины для нашего собственного счастья. Поэтому попытайся делать все, чтобы помочь другим и не вредить ни одному живому существу. Самолюбие - это источник всех негативных состояний ума, а забота о других - это источник всех положительных состояний ума. Поэтому мудрые люди заботятся о других больше, чем о себе. Только посредством этого приходит счастье. Состояние Освобождения не вовне. Ты достигнешь Освобождения только через очищение своего собственного ума». Таким образом, принц дал многие учения. Когда людоед послушал их, его глаза наполнились слезами. Он сказал: «Я такой плохой! У меня такое огромное тело, а я продолжаю вредить живым существам, вместо того чтобы помогать им! С этого момента я перестану вредить любому живому существу. Я дам тебе такое обещание». И людоед дал принцу обет не вредить ни одному живому существу. Тогда принц Дава дал ему учение о том, как практиковать. Людоед практиковал и через несколько лет достиг высоких реализаций. В первой половине жизни людоеда люди разбегались от него в разные стороны, а во второй половине его жизни люди пытались найти его и получить от него учение, потому что оно было очень полезно для них, для укрощения их собственного ума. Получайте учение как зеркало, в котором вы видите свои собственные ошибки, а не как увеличительное стекло, в котором вы видите ошибки других. Если вы говорите: «Он не знает этого учения, и того тоже не знает, а я все знаю», значит, вы плохо слушали учение. Если бы вы слушали учение правильно, то вы бы поняли, что знаете очень мало. Потому что учение Будды очень глубоко, и из этого океана мудрости вы обрели лишь каплю воды. Если вы это поймете, то не будете гордиться тем, что очень много знаете.
<< | >>
Источник: Тинлей Геше Джампа. Драгоценные наставления. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОЧИТАННЫЕ В УФЕ. 1999

Еще по теме Лекция первая:

  1. Лекция первая
  2. Первая лекция
  3. Лекция первая.
  4. Лекция первая
  5. Лекция первая
  6. Лекция первая
  7. Лекция первая
  8. Лекция первая
  9. Лекция первая
  10. Лекция 10 Мера. Часть первая
  11. Лекция 16 Типы общества. Часть первая