<<
>>

Лекция первая

Май 2000г. Поскольку в прошлый раз вы получили некоторые основы буддийского учения, сейчас я буду давать вам учение на более глубоком уровне. Новым людям, может быть, будет немного сложно понять, о чем идет речь, тем не менее, слушайте внимательно, потому что все это для вас будет очень полезно.
Как я уже вам говорил, в буддийской философии нет никаких догм, у вас есть полное право исследовать все утверждения буддийской философии, для того чтобы понять, полезно вам это или не полезно. Для того чтобы получать и практиковать буддийское учение, вам не обязательно становиться буддистом. Буддийское учение подобно лекарству для излечения от болезней ума. Чтобы принимать его, становиться буддистом не обязательно. Например, если вы принимаете европейские лекарства, вам ведь не нужно становиться европейцем. Но самое главное для вас - стать хорошими людьми. Я не хочу, чтобы в мире появилось много фанатичных буддистов. Какой в этом смысл? В этом случае во имя буддизма будет происходить множество конфликтов. Поэтому мой Учитель все время говорил мне: «Ты не должен заботиться о количестве. В первую очередь позаботься о качестве. Тебе не обязательно иметь много учеников, но важно, чтобы у тебя были качественные ученики». В нашем мире происходило и происходит очень много религиозных конфликтов. Основная проблема в том, что люди, конфликтующие из-за религии, основной упор делают не на качестве, а на количестве. Все религии нужны для того, чтобы приносить людям пользу. У каждой религии есть чистый источник, который приносит людям пользу. Проблемы возникают тогда, когда люди неправильно проповедуют ту или иную религию. Тогда возникают такие явления, как миссионерство. Тогда люди думают, что та религия, где больше последователей - лучше. Это неправильно. Поэтому я приезжаю сюда не для того, чтобы обратить вас в буддизм. Моя основная цель заключается в том, чтобы помочь вам впитать в себя суть буддизма, которая помогла бы вам измениться к лучшему. И чтобы вы при этом могли уважать другие религии. А теперь вернемся к нашей основной теме. Сегодня я буду говорить о так называемых Четырех Печатях буддийского учения. Учение о Четырех Печатях включает в себя самую суть учения Будды. Как можно отличить буддийского философа от того, кто не является буддийским философом? Разница заключается в следующем: человек, признающий Четыре Печати, является буддийским философом, а человек, не признающий Четырех Печатей, не является буддийским философом. Если глубоко проанализировать учение о Четырех Печатях, то можно понять, что в него входит все буддийское учение. На первый взгляд это учение кажется легким, но чем глубже начинаешь его анализировать, тем труднее оно становится. Вы сами проверьте, правда это или нет. Если вы признаете эти Четыре Печати, значит, вы также буддийские философы. Теперь я объясню вам, в чем заключаются Четыре Печати. Когда вы на что-то ставите печать, это означает, что в этом документе заключено окончательное решение. Точно также Четыре буддийские Печати - это четыре окончательных утверждения. Глубже, чем эти Четыре Печати, найти ничего нельзя. В них нельзя найти ни единой погрешности. Четыре Печати обнаружил Будда две с половиной тысячи лет назад. После этого много великих мастеров исследовали это учение, но не смогли найти в нем ни единой погрешности.
Какая польза от того, что мы знаем эти Четыре Печати? А какая польза от того, что мы знаем что-то про Марс, Юпитер и так далее? В знаниях о Марсе и Юпитере очень мало пользы, потому что, если вы ничего о них не знаете, то это не грозит вам никакими несчастьями. Марс находится от нас очень далеко. Но Четыре Печати - это очень важно, это нужно знать. Почему? Потому что, если люди не знают этих четырех окончательных утверждений, то они верят в собственное восприятие окружающих их вещей и из-за этого вращаются в сансаре. В действительности все феномены, явления существуют не так, как мы их воспринимаем. В действительности Земля существует не так, как мы ее воспринимаем. В древние времена, когда у людей не было научных знаний, они думали, что раз Земля кажется им плоской, то значит она плоская. Поэтому они боялись уезжать далеко от дома, потому что думали, что могут упасть с края Земли. В наши времена люди спокойно путешествуют где хотят, потому что они знают, что Земля не плоская, а круглая. Однако это открытие имеет лишь относительную ценность, потому что оно не избавило нас от проблем. Напротив, оно сделало нас более беспокойными: теперь нам даже некогда отдыхать - бегаем и летаем туда-сюда. Но, когда вы откроете для себя Четыре Печати, вам уже не придется искать счастье во внешнем мире. Где бы вы ни находились, вы будете счастливы. Поэтому великие буддийские мастера прошлого говорили: «Не ищи счастье вовне, ищи счастье внутри себя». Один великий мастер говорил, что живые существа страдают не потому, что они ничего не делают, они страдают потому, что не умеют делать правильно. Для того чтобы поступать правильно, очень важно руководствоваться правильным воззрением, воззрением основанном на подлинной теории. Тогда все действия, которые вы совершаете в своей жизни, будут эффективны. Если же у вас нет правильной теории, то вы будете, как обезьяна скакать туда-сюда, но так ничего и не достигнете. Наш ум, как обезьяна, прыгает с дерева на дерево, думая, что на другом дереве он будет счастлив. Но на всех деревьях одно и тоже. Когда вы откроете для себя эти четыре окончательных утверждения, то ваш ум сможет расслабиться. Особенно, если вы откроете для себя абсолютную природу своего ума, тогда вас охватит такое спокойствие, такое умиротворение, что вам больше не захочется искать счастье во внешнем мире. Сначала вам необходимо изучить эту теорию и понять, истинна она или неистинна, а уже потом практиковать. Мой Учитель всегда говорил мне: «Не надо сразу же приступать к практике. Сначала ты должен правильно понять теорию. Только после этого твоя практика будет очень эффективна». Это я вам объясняю, с какой целью нам надо знать о Четырех Печатях. После такого вступления вас может больше заинтересовать, что такое эти Четыре Печати. Вы можете подумать, почему ни в школе, ни в институте учителя не говорили вам об этих Четырех Печатях. Итак, Четыре Печати или четыре окончательные утверждения. Можно еще назвать их - четыре основные теории буддизма.
<< | >>
Источник: Тинлей Геше Джампа. Драгоценные наставления. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОЧИТАННЫЕ В УФЕ. 1999

Еще по теме Лекция первая:

  1. Лекция первая
  2. Первая лекция
  3. Лекция первая.
  4. Лекция первая
  5. Лекция первая
  6. Лекция первая
  7. Лекция первая
  8. Лекция первая
  9. Лекция первая
  10. Лекция 10 Мера. Часть первая
  11. Лекция 16 Типы общества. Часть первая
  12. Лекция 12 Мифы общественного сознания. Часть первая
  13. Лекция 14 Россия как цивилизация. Часть первая
  14. Лекция 19 Гражданская война в России. Часть первая
  15. Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ