Задать вопрос юристу

Лекция первая.

04.05.1999 г. Во время общего разговора мне бы хотелось говорить по-русски. С русским языком я соприкасаюсь уже шесть лет, именно столько я нахожусь в России. Я не очень хорошо знаю русский, но если вы будете внимательно слушать, думаю, поймете.
Если я буду общаться с вами напрямую по-русски - для вас будет больший эффект, больше пользы. Если вы не поймете что-либо, поднимите руку, и я повторю через переводчика. Хорошо? Я очень счастлив посетить Уфу. Это мой первый визит. Я очень много был в других республиках и городах России, встречался с людьми и беседовал о буддийской философии. Моя главная цель - чтобы люди поняли, что представляет собой буддийская философия. Очень важно для людей знать, что такое буддийская философия, христианская философия, мусульманская философия, тогда люди смогут уважать друг друга. Если человек не знает философии других религий и особенно той религии, к которой он принадлежит, говорит себе: «Я буддист», а буддийской философии не знает, говорит: «Я мусульманин», а мусульманской философии не знает, в таком случае он становится фанатиком. Он начинает рассуждать так: «Я буддист (христианин, мусульманин), я хороший, а другие плохие. Почему? Потому что они не буддисты (христиане, мусульмане, соответственно)». Так люди не должны думать. Поэтому в наше время, в такое тяжелое время, когда из-за религиозных разногласий бывают даже войны, необходимо открыть людям глаза на философии разных религий. Именно поэтому я как буддийский монах приехал сюда, чтобы объяснить, что такое буддийская философия. Я бы очень хотел, чтобы представители других религий - христианства, мусульманства - также приезжали в Тибет и другие буддийские страны, чтобы объяснить свою философию. Тогда люди будут лучше знать и уважать друг друга. Я немного знаю христианскую и мусульманскую философию, я их немного изучал, суть у них одинаковая. Все религии говорят о добре, о качестве ума, о том, как стать мудрым, как стать хорошим человеком. Поэтому главная цель буддийской религии, так же, как и других, - помочь человеку стать хорошим, добрым, полноценным, мудрым. Такова цель религии. Если кто-то стал фанатиком, это неправильно. Иногда бывает так, что человек не понимает религии и ее цели, и, если он буддист, хочет, чтобы и все другие стали буддистами. Он думает: «Если я фанатик буддизма, надо, чтобы все другие тоже стали буддистами, потому что другие религии плохие». Как так можно?! Точно также и последователи других религий, не зная цели религии, говорят: «Я христианин, и все другие должны стать христианами. Христиане хорошие, а другие плохие». Из-за этого разгораются все конфликты. Здесь нет философии. Цель религии - помогать людям. Религия - это лекарство. Лекарство дается людям тогда, когда они больны. Принимая лекарство, люди выздоравливают. Но это лекарство для ума. Сейчас у нас достаточно лекарства для тела, для нашего физического здоровья. Но нам надо гораздо больше лекарства, чтобы излечить наш ум. У нашего ума много различных заболеваний, много разных негативных состояний. Я считаю, что в настоящее время необходимо дать людям настоящее учение, объяснить философию. Поэтому я пробуду у вас несколько дней и дам вам учение о буддийской философии, о том, как учение Будды может помочь вам в жизни.
Если для вас оно полезно, вы примете его. Это так же, как если бы вы изучали какую-то науку. Вы берете из нее только хорошие качества. Необязательно иметь большую буддийскую шапку, самое главное то, что вы человек. Шапка - это не друг. Буддийская шапка, христианская шапка. Она иногда закрывает глаза человеку, из-за этого человек даже может упасть. Мне это не нравится. Я бы хотел, чтобы вы воспринимали философию просто как люди, и я со своей стороны хочу преподнести вам философию как обычный человек. Я знаю хорошо буддийскую философию, а вы знаете больше меня в какой-то другой области, согласно вашей профессии. Я хочу меняться знаниями. Если я знаю что-то больше и лучше - я это как бы дарю вам. Затем я бы хотел принять в качестве вашего подарка ваши хорошие качества, ваши знания. Мне тоже интересно их узнать. Это, как говорят, меняться мудростью друг с другом. Это настоящие деньги. Настоящие деньги - это не бумага. Настоящие деньги - это мудрость. Когда человек мудрый, он знает, как стать счастливым. Почему люди бегают туда-сюда? Тараканы также много бегают туда-сюда. Их цель - счастье. Все хотят быть счастливыми, никто не хочет иметь трудности, ради этого они и бегают. У таракана метод добывания счастья очень низкого уровня. Его метод - это бегать в поисках крошек хлеба, колбасы, сахара, он думает: «Если я найду еду, то стану счастливым. Если я не найду ее, останусь голодным и буду несчастен». Поэтому таракан бегает, и его метод поиска счастья очень бедный. Что касается человека, его метод обретения счастья немного лучше, но в основном все еще очень схож с тараканьим. Люди должны знать, как создавать. Для этого они бросают зерно в землю. Нужно создавать, а не бегать в поисках, как таракан. Нам надо знать, что существуют причины, ведущие к счастью. Создавая такие причины, мы получаем результат - счастье. Но, к сожалению, наши причины очень бедны. Мы не знаем, как создать больше причин для умственного счастья. Мы думаем, что чем больше у нас земли, тем лучше, так как посадим больше зерна, значит, будет большой урожай, и мы будем богаты и счастливы. Это наш метод. Возьмем пример из экономики. Мы думаем: «Если я накоплю деньги, потом выгодно их вложу, то будет большой доход, и я буду счастлив». Но это тоже не надежно. Иногда получается, а иногда нет. Многие люди не знают о существовании тонкого уровня причин и результатов. Они знают грубые причины счастья. Но у счастья есть тонкий уровень причин и тонкий уровень результатов. Исходя из этого знания, вы должны создавать причины для счастья. Только просить Бога, не создавая этих причин, недостаточно. Может ничего не получиться. Люди совершают ошибку, думая, что все создает Бог. Думая таким образом, они молятся и просят его: «Боже, помоги мне, пожалуйста, дай мне денег, пусть мои дети не болеют, пусть я вообще не болею». Они молятся, молятся, а ответа на свою молитву не получают. Тогда они думают: «О, Бог не помогает». И начинают обвинять во всем Бога. Это происходит из-за незнания философии. Бог, конечно, помогает, но вы тоже со своей стороны должны создать причины. Невозможно, чтобы только Бог помогал. Буддисты утверждают, что не Бог все создает. Они верят в Бога, что у него есть сила, и этой силой он наделяет вас. Если вы хотите быть счастливыми, он делает вас счастливыми. Он с радостью дает всем счастье, потому что любит всех существ. Но вы должны знать, что Бог не может всегда все создавать, остальные причины должны создать вы. Буддисты рассматривают Бога как Учителя, а живых существ как учеников. Если будет прикладывать усилия только Учитель, то ученик не сможет стать мастером религии. Это не учеба. Если Учитель будет читать мантры, а ученик - нет, он не станет мастером. Так не бывает. Учитель очень помогает - он учит, но также много зависит и от ученика. Он должен внимательно слушать, что говорит Учитель, как нужно заниматься, и тогда с помощью Учителя он сможет стать великим мастером. Другой пример, это когда Бог рассматривается как врач, а живые существа - как больные. Только врач помочь не может. Врач может дать вам лекарство или дельный совет, но вы со своей стороны должны прислушаться к тому, что говорит врач, и принимать лекарства. Только тогда вы почувствуете себя лучше. Если вы не послушаетесь врача, не будете принимать лекарство или соблюдать диету, данную врачом, то как вы сможете выздороветь? Поэтому очень важно знать, что Бог есть, но только один Бог помочь не сможет. Молить Бога - это правильно. Но одна мольба причин для счастья не создает, если вы не будете слушать Бога как врача. Бог говорит: «Нельзя убивать, нельзя вредить другим». А люди не слушают - вредят другим, обманывают и при этом молятся Богу: «Помоги мне». В этом случае от молитвы пользы не будет. Сейчас мы поговорим о буддийской философии. Сначала я представлю вам учение об основах буддийской философии, а потом мы пойдем все глубже и глубже. Сущностный буддизм говорит о трех основных моментах: 1. Мировоззрение 2. Медитация 3. Поведение Эти три момента очень важны для того, чтобы человек стал лучше. Даже если вы хотите стать лучше, но у вас нет правильного мировоззрения, вы не медитируете, и ваше поведение неправильно, сколько бы вы ни старались, у вас ничего не получится, вы не сможете стать лучше. Именно поэтому очень важно иметь знание о мировоззрение, медитации и поведении. Главная цель мировоззрения и медитации - это изменить поведение. Почему очень важно, необходимо изменить поведение? В настоящее время у большинства людей вредоносное поведение. Буддизм утверждает, что вредоносное поведение тела, речи, ума является причиной, по которой страдают другие и мы сами. Буддийская теория говорит, что если вы причиняете вред другим, то тем самым вы косвенно причиняете вред и себе. Существует детальное учение, которое доказывает, что, вредя другим, вы косвенно вредите себе. Другая фундаментальная теория утверждает, что, помогая другим, вы косвенно помогаете себе. Эти два важных утверждения буддизм и доказывает. Это действительно так, но люди этого не понимают, они считают дураками тех, кто уверен, что, причиняя вред другим, вредит себе. Они думают: «Если я кого-то ударил, как я могу этим ударить себя? Он упал, а со мной все в порядке, мне хорошо». Или, например, два конкурирующих магазина. Мой магазин здесь, другой там. «Если я закрою его магазин, мне будет лучше». Так ведь обычно размышляют, да? «Все будут идти в мой магазин, я стану богаче». Люди вредят, чтобы получить выгоду для себя, а на самом деле вредят себе, и потом все становится хуже и хуже. Сначала я докажу вам, что, причиняя вред другим, вы вредите себе. Вам интересно? Я хотел бы, чтобы вы расслабились и постарались понять. Не надо напрягаться. Не воспринимайте меня как профессора, который поучает вас, воспринимайте меня как друга, делящегося своими знаниями. Это важно. Профессор хочет показать свои знания: «Я такой умный. Я то-то, то-то знаю. Вы все дураки. Слушайте». Я бы не хотел, чтобы вы меня так воспринимали, слушайте меня как друга. Это будет лучше. Тогда ваш ум откроется. Если вы очень серьезно будете меня слушать, тогда ваш ум закроется, и вы заснете. Чтобы доказать, вредите ли вы себе, причиняя вред другим, поговорим о законе кармы. Что такое карма? Возможно, вы часто слышали о карме, но у вас нет ясного понимания, что это означает. С некоторых пор слово «карма» стало очень модным в России. Многие люди говорят о карме. Слово «карма» означает действие. То есть, какое бы вы ни совершали действие, вы создаете карму. Существует три категории кармы: позитивная, негативная, нейтральная. Каковы они? Ваши позитивные действия - это позитивная карма. Ваши негативные действия, причиняющие вред другим, - это негативная карма. Действия, которые не вредят другим, но и не помогают, называются нейтральной кармой. Буддизм утверждает, что, какое бы действие вы ни совершали, оно оставляет отпечаток в вашем уме. Эти отпечатки существуют, но вы не можете их видеть. Они не имеют формы, но существуют. Если я покажу вам книгу, написанную на русском языке, все вы сможете ее прочесть. Если я покажу эту же книгу людям из других стран, они не смогут ее прочитать. Вы спросите: почему? Ответ будет: потому что вы изучали русский язык, а они - нет. Но это не совсем логичный ответ. Точный ответ будет таким: потому что в вашем уме есть отпечатки русского алфавита, который вы изучали в детстве. Оперируя этими отпечатками, вы сможете читать русский текст. Если отпечаток не проявляется, вы не сможете прочитать текст. Это может произойти после аварии, несчастного случая, когда у человека травма головы. У таких людей, даже если они изучали язык, отпечатки не проявляются, и они не могут прочесть. Буддизм говорит, что отпечаток не проявляется, потому что не все в порядке с мозгом. Но не будем слишком углубляться. Итак, отпечатки существуют, но, глядя на свое тело, вы их не обнаружите. Ум есть, но его тоже не видно. Существует три вида кармических отпечатков. Если вы совершаете позитивный поступок, вы оставляете в уме позитивный отпечаток. Соответственно, если вы совершаете негативное действие, кармический отпечаток будет негативным. Почему же один отпечаток называется позитивным, а другой негативным? Позитивный кармический отпечаток является причиной позитивных результатов, причиной счастья, а негативный кармический отпечаток является причиной страданий. А теперь я вам объясню, как влияют на нашу жизнь позитивные и негативные отпечатки. Буддизм утверждает, что позитивные отпечатки являются причиной удачи, успеха и счастья. Если у вас нет позитивных кармических отпечатков, которые называются заслугами, то вам не хватает удачи. Буддизм говорит, что быть умным хорошо, но этого недостаточно, надо еще иметь и заслуги, тогда будет и удача. Например, в одном городе живут два бизнесмена. Оба они умны, у них одинаковый бизнес и одинаковый капитал. У одного дела идут хорошо, ему везет, а другому - нет. Мы можем сказать, что одному сопутствует удача, а другому ее не хватает. Тогда вы можете спросить: почему одному из них больше везет? Ответ таков: у него больше позитивной кармы. Причина удачи - позитивная карма. Буддизм говорит, что карма подобна семени. Вся наша деятельность, чем бы мы ни занимались, включая бизнес, подобна воде, которой поливают семя. Если семя, посаженное в землю, не поливать водой, оно не взойдет. И если, не посадив семя, просто поливать землю, также ничего не взойдет. Приведем пример: в Тибете у людей много земли, и они сажают много семян, но мало их поливают. В этом их ошибка. В России другая ошибка: люди сажают мало семян, но слишком обильно их поливают. Но и в том, и в другом случае ничего не вырастает. Говоря о карме, следует отметить, что одной кармы недостаточно, вместе с кармой мы создаем и условия. Вернемся к тому, как же мы вредим себе, причиняя вред другим. Буддизм утверждает, что каждое состояние, которое вы испытываете, является следствием совершенного вами действия. Например, если вы принимаете хорошую пишу, ваше тело становится более здоровым. Если вы принимаете плохую, вредоносную пищу, ваше тело становится все слабее и слабее. Бог не создал вас больными или здоровыми. То, как вы питаетесь, ваши собственные действия делают вас сильными или слабыми. Такой же пример можно привести относительно вашего ума. Если ваш ум хорошо и умело работает, вы создаете причины для счастья. Ваш ум становится сильнее, спокойнее и счастливее. Если же ваш ум работает негативно, нанося вред другим, то это подобно тому, как если бы вы принимали яд, или у вас была бы плохая диета для ума. В таком случае ваш ум слабеет, становится все более и более загрязненным. Буддийское учение так построено, что оно отходит от основного пункта, детализируя какой-то частный момент, а потом возвращается снова к основному пункту. Вы должны внимательно слушать, потому что все мои слова взаимосвязаны. Одну вещь невозможно доказать прямо, надо рассмотреть ее со всех сторон, а потом вернуться снова к общему понятию. Рассмотрим еще один пример. Если вы вредите другим, в ответ на это вы получаете тоже вред. Если вы отвечаете человеку помощью, то вы получаете помощь. Например, если, находясь в горах, вы крикнете: «Ты дурак», то услышите в ответ: «Ты дурак». Люди, которые не знают механизм кармы, обычно вступают в такой диалог: «Ты тоже дурак». Они на первое место ставят свое эго. Буддизм утверждает, что каждое слово, которое вы слышите в свой адрес, равно тому, которое вы уже произнесли в адрес других. Если вы никогда ни о ком ничего плохого не говорили, то вы никогда не услышите ничего плохого в свой адрес. Это распространяется не только на эту жизнь, но и на многие предыдущие жизни. Буддийское учение говорит, что все ваши страдания, даже небольшая головная боль, которую вы испытываете в этой жизни, являются следствиями тех действий, которые вы совершили в предыдущих жизнях. Итак, в действительности никто извне не создает причин для ваших страданий. Другой человек является только условием, а действительные причины создали вы сами. Например, если у вас на руке рана, и кто-нибудь до нее дотрагивается, то вы испытываете боль. Какова же главная причина того, что вы испытываете боль? Главной причиной не является рука того, кто дотронулся до вашей раны, главная причина - рана на вашей собственной руке. Рука дотронувшегося человека - это лишь условие. Если бы у вас на руке не было раны, и кто-нибудь дотронулся бы до вашей руки, вы не испытали бы никакой боли. Даже наоборот, вы бы рассматривали это как массаж и могли бы сказать: «О, это очень полезно!» Но если есть рана, пользы не будет, будет боль. То же самое и с грубыми словами. Сейчас я приведу интересный пример. Два человека. У одного - большая ментальная рана, потому что он не лечит свой ум, его ум слабый. У другого нет такой раны, его ум сильный. Они сидят вместе, в это время заходит третий человек и говорит: «Вы, два глупца, чем занимаетесь?» Тот, у кого большая умственная рана, очень быстро разгневается, его рана будет задета, подобно ране на руке. «Как ты можешь говорить, что я дурак! Я самый умный человек в Уфе». Два часа пройдет, а он все будет помнить и говорить своему другу: «Как он мог так назвать меня?!» Другой, у которого нет ментальной раны, будет просто смеяться. Он скажет: «Если я и вправду глуп, он прав, что я глуп. А если я на самом деле не глупец, тогда он ошибается. Зачем мне расстраиваться? Лучше посмеюсь. Его слова не делают меня ни умнее, ни глупее. Все зависит от меня самого». У наших страданий много причин. Если вы наносите вред другим, тем самым вы косвенно вредите себе. Из-за причинения вреда другим, из-за плохих мыслей, гнева ваша умственная рана растет, и вы испытываете страдания, даже если вам сказали несколько грубых слов. Вернемся к нашей теме. Почему мы говорим об этих вещах? Потому что наше поведение играет важную роль. Если вы себя ведете должным образом, вы создаете причины для счастья. Если вы не ведете себя как следует, то создаете причины для ваших страданий. Поэтому невредоносное поведение тела, речи и ума очень важно. Любая религия говорит об одном и том же. Христиане, мусульмане - все говорят об этом. Не вреди. Будь добрым. Вредить другим - плохо. Но в этих религиях не говорится, почему это плохо. Буддизм же объясняет, почему это плохо, через закон кармы. Все здесь согласны с тем, что все хотят стать лучше, чем есть на самом деле. Почему это происходит? Все хотят стать добрыми, но сами плохие. Даже если вы самому плохому человеку сказать: «Ты добрый». Он скажет: «Да, я добрый». Он так скажет, потому что тоже хочет стать добрым, но не получается. Очень много трудностей в нашей жизни, различных влияний, поэтому очень трудно всегда быть добрым. Часто бывает, что в детстве человек хороший, добрый, а когда вырастает, становится все хуже и хуже. Почему же? Ответ таков: они не медитируют и у них нет правильного мировоззрения. У них неправильное мировоззрение. В чем заключается их мировоззрение? Причиняя вред другим, сам себе этим никакого вреда не наносишь. Иногда они даже думают, что могут помочь себе, причиняя вред другим. Поэтому люди даже убивают друг друга. Они думают, что, если убьют кого-то, кто им мешает, им станет лучше. Они неправильно думают, и поэтому убивают других. А потом другие убивают их. При подобном мировоззрении люди решают убить другого человека, которого считают врагом или конкурентом. Так они пытаются решить проблему. Но это неправильно. У этого врага пять братьев. Если вы его убьете, то приобретете пять новых врагов. Если вы решите убить и этих пятерых, у них в свою очередь много родственников, и вы приобретете еще сотню врагов. Таким образом, проблема не решается, она становится все больше и больше. У нас очень много таких неправильных воззрений, а также множество неправильных, неумелых методов для разрешения проблем. Например, у вас впереди на одежде появилась дырка. Вы почувствовали, что вам стало холодно. И тогда, чтобы решить проблему, вы вырезали ткань на спине и закрыли ею дырку на груди. Вам стало тепло. Но потом ветер подул с другой стороны, и ваша спина стала замерзать. Теперь вы вырезаете ткань спереди и пришиваете ее на спину. Если вы будете использовать этот метод, то, сколько бы вы ни старались решить проблему, у вас ничего не выйдет. Всю жизнь вы будете отрезать с одной стороны и пришивать с другой, но проблема останется нерешенной. Таким же образом, когда у нас возникает проблема, мы не ищем умелый, правильный метод, мы хотим решить проблему быстро и используем метод, подобный отрезанию с одной стороны и пришиванию с другой. Это ошибка. Мы хотим решить проблему слишком быстро - в этом главная ошибка. Почему мы хотим решить проблему быстро? Потому что нам не хватает терпения, а терпение - это главное в нашей жизни. Терпение подобно дебюту в шахматной игре. Вернемся к мировоззрению. В чем оно заключается? Существует много видов правильного мировоззрения. Каждый из видов открывает ваш ум и дает вам лучшие методы решения проблем. Сегодня я не буду говорить обо всех видах правильного мировоззрения, расскажу об одном - о воззрении по отношению к практике терпимости, о воззрении, которое помогает противостоять гневу. Поскольку мы все заражены болезнью гнева, нам необходимо лекарство от гнева. Мировоззрение - это тоже лекарство, которое называется учением, Дхармой. Вот что говорит буддизм о гневе. Для того чтобы избавиться от гнева, прежде всего мы должны знать, что такое гнев и как он приходит. Прежде, чем лечить болезнь, мы должны знать, что это за болезнь, каковы ее причины. Тогда мы сможем избавиться от нее. Разузнав о болезни, мы должны принять противоядие, которое смогло бы удалить ее. Что такое гнев? Где он находится? Вы все испытываете гнев, но не знаете, где он находится. Иногда вы думаете, что гнев находится здесь (в груди), потому что вам здесь жарко, как будто огонь горит. Гнев - это состояние ума. Гнев неотделим от ума, это одно из состояний ума. Вы рассматриваете какой-либо предмет, он кажется вам нехорошим, появляется агрессия. Этот предмет вам кажется неприятным. Поскольку предмет вам неприятен, у вас укрепляется мнение, что он вам не нравится. Затем это чувство нарастает, и вы начинаете испытывать гнев. Такое состояние ума и называется «гнев». Этот вид гнева зарождается от непонимания природы предмета. Чем же является объект нашего гнева, враг? Любой человек, который вредит вам, вот что является объектом гнева. Итак, как нужно действовать, чтобы противостоять гневу? Вы должны постараться понять, кто действительно причиняет вам вред. Буддизм утверждает, что тот человек, который говорит вам плохие слова, не вредит вам. А вы думаете, что он вам причиняет вред. Тогда кто же вредит? Что-то другое, но не человек. Приведу пример. Если вы стукнете кошку палкой, что подумает кошка? Кошка подумает: «Эта палка очень плохая. Она меня ударила и поранила вот здесь. Какая она плохая. Это она причиняет мне вред». И кошка начнет бросаться на палку с сильной ненавистью и гневом. Но мы люди, и мы понимаем, что кошка глупа, раз бросается на палку. Ведь ей причиняет вред не палка, а человек, который бьет ее палкой. Мы, люди, немного умнее кошки, но все-таки наш уровень мышления недалеко ушел от уровня кошки. Когда кто-нибудь, испытывая гнев, будет говорить вам плохие слова, в этот момент вы должны осознать, что человек сам является жертвой своего гнева. Его собственный гнев вначале вредит ему и только потом вам. Он сам несчастлив. Некоторые люди, впадая в сильный гнев, даже сами себя убивают. Не он, а его гнев заставляет убивать себя. Человек, говорящий вам грубые слова в гневе, в этот момент движим своим гневом и подобен палке из вышеупомянутого примера. Поэтому, если вы хотите рассердиться на этого человека, вы должны рассердиться не на него, а на его гнев. С другой стороны, гнев подобен огню. Поэтому, если вы добавите к уже существующему гневу другого человека еще и свой гнев, то гнев будет становиться все больше и больше, как если бы разгорался огонь, и в результате он спалит всех. Если вы не любите гневаться, чтобы погасить этот огонь, вы должны добавить в него воду. Что является водой? Водой является любовь и сострадание. Если вы добавите воду любви и сострадания в огонь гнева, вы потушите пожар гнева. И тогда этот человек станет вашим лучшим другом. Такое случается и в семьях. Муж разжигает огонь-гнев, жена добавляет свой огонь- гнев. Потом этот огонь становится большим, и обоим становится трудно. В результате семьи распадаются, а страдают дети. Всем случается гневаться, не добавляйте огня-гнева, добавьте воду любви и сострадания, погасите огонь гнева вашего мужа или вашей жены, и тогда вы будете жить в любви и гармонии. Это гнев заставляет людей говорить плохо, сам человек не хочет плохо говорить, сам человек внутри хочет уважать и помогать своей жене или мужу. Гнев-огонь подталкивает жену, как палку, а кошка-муж думает, какая она плохая, а потом обоим становится плохо. Как только вы почувствуете, что начинаете гневаться в ответ на чужой гнев, вспомните историю о кошке и палке и скажите себе: «О, кошка, не гневайся на палку». Если вы будете думать так, анализировать подобным образом, даже если кто-то будет говорить вам грубые слова, вы не разгневаетесь на него. Вы подумаете: «Пусть говорит. Он так говорит, потому что он сегодня в ужасном гневе». На следующий день он уже будет сожалеть о сказанном, ему будет стыдно. Это доказательство того, что сам он не хотел говорить такие слова, его заставил гнев. Еще вы должны знать, что, когда гневаетесь, вы наполовину сумасшедший, потому что гнев делает человека наполовину сумасшедшим. Поэтому в этот момент лучше ничего не говорить. Если вы гневаетесь, скажите себе: «Я сейчас наполовину сумасшедший, лучше я помолчу и ничего не буду делать. Достаточно уже того, что я сумасшедший». Лучше пойдите спать или смените условия. А поговорить можно будет завтра утром, когда голова не будет ничем забита, когда вы уже не будете сходить с ума, тогда может получиться хороший разговор. Можно выяснить, почему вы так-то вели себя и почему вам было сказано то-то. Если ваш партнер в чем-то ошибается, поступает неправильно, а вы при этом гневаетесь, это ни к чему не приведет. Быть мужем или женой трудно. Плохие отношения между супругами складываются в большинстве случаев из-за гнева. В их отношениях нет «воды», и это наносит вред семьям. Когда человек впадает в гнев, говорится очень много ненужных слов, которые делают других людей несчастными. Человек в гневе говорит ненужные вещи, а люди их надолго запоминают. Потом делают вывод: «Она меня не любит». Это было одно мировоззрение. Но просто иметь мировоззрение недостаточно, вы должны и на практике придерживаться этого мировоззрения. Оно должно быть привычно и близко для нашего ума. В связи с этим буддизм говорит о медитации. Что такое медитация? Медитация означает приближение нашего ума к позитивному образу мышления. Буддизм говорит о двух видах медитации: 1. Аналитическая медитация; 2. Однонаправленная концентрация. Когда занимаетесь аналитической медитацией, вы размышляете над вашим мировоззрением, над объектом, человеком, который причиняет вам вред. Чем больше вы анализируете, тем яснее и яснее представляются вам вещи, и у вас более не возникает гнева на тех, кто клевещет на вас. Вы понимаете, что гнев происходит из-за неправильного понимания предмета. Впоследствии, когда кто-нибудь будет клеветать на вас, вы никогда не впадете в ярость. Благодаря правильному воззрению и медитации меняется ваше поведение. Оно становится позитивным и стабильным. Гнев не будет возникать. Когда ваше поведение становится полностью совершенным, не вредоносным, вы больше не создаете причин для страдания. А когда вы не создаете причин для страданий, вы не страдаете. Вы свободны от страдания. Эта полная свобода от страданий называется Нирваной. Нирвану можно сравнить с состоянием, которое наступает у человека после полного излечения от какого-либо заболевания. В настоящее время мы страдаем от болезни омрачения, заблуждения, по этой причине мы сами несчастны и делаем несчастными других. А через медитацию и воззрение мы можем полностью освободиться от омрачений. Когда мы полностью освободимся от омрачений (заблуждений), это называется нирвана. Нирвана означает освобождение. Это освобождение от страданий и причин страданий. Это тот результат, которого стараются достигнуть буддисты. Буддизм говорит, что если вы достигаете такого результата, то это совершенный результат. Если вы полностью решили проблему, то это совершенное решение проблемы. Все другие мирские методы подобны методу отрезания и пришивания заплатки с одного места на другое. Если вы применяете подобные методы, то проблема никогда не будет решена. Когда у вас маленькие дети, у вас с ними много проблем. Дети подрастают, а проблемы остаются. Одна проблема уходит, возникает другая. Проблемам нет конца. Это происходит потому, что вы не закрыли, не блокировали источник проблем. На сегодня достаточно. Прошу ваши вопросы. Вопрос: Если человек попадает в Нирвану, то он остается там навсегда? Ответ: Существует два вида Нирваны: в которой пребывают и в которой не пребывают. В нирване, которую достигают в Хинаяне, можно оставаться долгое время. Практики Махаяны, когда достигают нирваны, не остаются в ней долго. Из любви и сострадания ко всем живым существам и поскольку их ум совершенен, они вновь перерождаются, чтобы приносить пользу всем существам. Например, Далай-лама XIV-й много-много лет назад достиг нирваны, но он не остался там, а вновь и вновь приходит в мир как человеческое существо, чтобы помогать другим. Поэтому он называется перерожденный Учитель. Он возвращается на землю не из-за омрачений, а из сострадания. Именно из сострадания он помогает другим. Вопрос: Возможно ли европейцу достичь реализации? Ответ: Конечно, возможно. На этом мы сегодня остановимся. Завтра продолжим разговор о буддийской философии. Я расскажу, что такое медитация, и поговорим немного о практике. Поговорим о том, как мы можем изменить наш ум, как можем его излечить.
| >>
Источник: Тинлей Геше Джампа. Драгоценные наставления. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРОЧИТАННЫЕ В УФЕ. 1999

Еще по теме Лекция первая.:

  1. Лекция первая
  2. Первая лекция
  3. Лекция первая
  4. Лекция первая
  5. Лекция первая
  6. Лекция первая
  7. Лекция первая
  8. Лекция первая
  9. Лекция первая
  10. Лекция 10 Мера. Часть первая
  11. Лекция 16 Типы общества. Часть первая
  12. Лекция 12 Мифы общественного сознания. Часть первая
  13. Лекция 14 Россия как цивилизация. Часть первая
  14. Лекция 19 Гражданская война в России. Часть первая
  15. Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ
  16. Двадцать первая — Тридцать первая династии, приблизительно 1075—332 гг. до н. э.
  17. Первая книга Глава первая
  18. КНИГА ПЕРВАЯ
  19. Первая волна демократизации. 
  20. ЭКОНОМИКА: ПЕРВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА