Бессознательное дзэн, Таковость и Срединный путь

Смотреть в бессознательное — значит понять природу «я», (т. е. собственную природу); понять природу «я» — значит ничего не держаться; ничего не держаться означает дхьяну Татхагаты... Природа Я с самого начала совершенно чиста, поскольку плоть нельзя удержать.
Смотреть подобным образом — значит занимать положение, подобное Татхагате, обособиться от всех форм, успокоить всякие причуды лжи, вооружиться достоинством полной безупречности, обрести истинное избавление. Природа «таковости» и есть наш исконный ум, который мы осознаем; хотя нет ни того, кто сознает, ни того, что сознают. Выйти за пределы двойственности бытия и небытия, и вновь возлюбить стезю Срединного пути — это и есть бессознательное. Бессознательное означает осознание исключительного единого; осознание исключительно единого означает обладание (все) знанием, кое и есть Праджня. Праджня есть Т атхагата-дхьяна. Природа Будды (буддавость) и Пустота «Что такое пустота?» — спросил наставник Дхармы Чунъюань. «Если ты говоришь, что она существует, то ты, определенно, полагаешь, что она крепкая и твердая. Если, с другой стороны, ты говоришь, что это то, чего не существует, в таком случае, зачем обращаться к ней за помощью?» — «О Пустоте, — ответил Шэнъхуэй, — заводят речь ради блага тех, кто не зрит свою собственную природу Будды. Для тех, кто зрит свою собственную природу Будды, пустоты не существует. Именно таковой взгляд на пустоту я величаю "обращение к ней за и 9 помощью » . Таковость Субхути: Что же такое высшее просветление? Бхагават: Это «таковость». Но «таковость» не прибавляется, не умаляется. Бодхисаттва, постоянно и помногу занятый связанной с этой «таковос-тью» умственной деятельностью, вплотную приближается к высшему просветлению, не ослабляя при этом такую умственную деятельность. Очевидно, что отсутствует всякое прибавление либо умаление сущности, обретающейся вне всяких слов, и что поэтому ни совершенства (парамита), ни дхармы не в состоянии ни прибавляться, ни умаляться. Посему, когда Бодхисаттва занят умственной деятельностью такого рода, он становится тем, кто близок к совершенному просветлению. Природа! Бодхисаттвы Вооружившись УМОМ несгибаемым, подобно Земле со всей ее нощей; острым, подобно алмазу, в своей решимости; невозмутимым, подобно небесной тверди; б*езропотным, подобно доброму слуге и исАинному п°Дметальщику с его полной смирен-ност*.ю, — yv*°M, схожим с тяжело груженой телегой- с неутом иМым в своем беге челном; с добрым сыном» видяи-Дйм лицо своего истинного друга; так же }дой сын, и ты зовешь себя больным, а твой друг зовет тебя врачевателем; его наставления зовешь ты снадобьем, а свои благие деяния — средствоА, обрагдАщим недуг в бегство. Зови себя трусом своего Д1?Уга—храбрецом, его советы — своим орудием, а св°И собственные благие деяния — средствоА обратившим неприятеля в бегство. упражнение Бодхисаттвы Бгсагават: ?°Цхисаттве не подобает упражняться тем же образам, как упражняются относящие себя к кс,леснице Учеников и Пратьекабудд. Как же уп- ражцяются УАеНики и Пратьекабудды? Те настраи- свой -i т-1 л ла^1 что «еттинственно селя свое *нт т У А А °}' д А' мы дол* Ьг укрощать, единственно себя мы "я" успокоить, единственно себя мы должны привести к заветной нирване». Посему они прини-мак)тся за упражнения, кои нацелены взращивать здоровые корНН ради укрощения самих себя, успо-коеция самих °ебя, приведения самих себя к нирва- не. Бодхисаттве, конечно, не подобает подобным образом упражнять себя. Напротив, ему надобно так упражнять себя: «Мое собственное "я" помещу в «таковость», и, дабы помочь тем самым всему свету, помещу все тварное в «таковость» и поведу к нирване бесчисленный тварный мир целиком». С таким намерением подобает Бодхисаттве браться за упражнения, кои поспешествуют духовному продвижению мира. Но ему не подобает хвалиться этим».
<< | >>
Источник: Хамфриз К.. Дзэн-буддиз. — Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС. — 320 с. — (Грандиозный мир).. 2002

Еще по теме Бессознательное дзэн, Таковость и Срединный путь:

  1. Срединный путь меж крайностей
  2. §156. Четыре «благородные истины» и «срединный путь»
  3. 4. Путь образования и путь разрушения форм
  4. Срединно-океанические хребты
  5. 7. О социальном бессознательном
  6. НАША ЖИЗНЬ - ТАКОВА, КАКОЙ МЫ ДЕЛАЕМ ЕЕ
  7. Сознательное и бессознательное «Я»
  8. Взаимодействие сознания и бессознательного
  9. Карл Густав Шнг: коллективное бессознательное
  10. Животные и бессознательное
  11. Зона срединных поднятий и котловин