Задать вопрос юристу

АРХЕОЛОГИЯ ДОБУДДИЙСКОГО ПЕРИОДА

Это обширная и ближайшая из девственных областей, открытых для научных исследований. Памятники добуддийекого периода можно найти по всей стране, но особенно часто — йа границе н на высокогорье. Районы кочевий особенно богаты добуддийскимн памятниками (Нагцан, Намру, Нагчука, Хорде, или Нубхор, а также вся Травяная Страна в северо-восточном Тибете).
Центрально-Азиатской экспедицией Рерихов были открыты мегалитические сооружения в,районе великих озер к северу от Трансгималайской горной цепи. Этот тип памятников представлен отдельными менгирами, группами из трех менгиров (эти группы, несомненно, должны быть признаны отдельным типом тибетских мегалитов), кромлехами н рядами8. Тибетские мегалитические памятники должны быть изучены н описаны. Многие из этих добуддийских священных мест ныне считаются ламаистскими святынями, менгиры называют жилищем различных божеств ламаистского пантеона. Группы могильников, принадлежащие к периоду до VII века, находятся в провинции Хорде, а также в Нагцане. Несомненно, они могут быть найдены н в других районах северного Тибета. Моравские миссионеры открыли интересные могильники по соседству с Лехом в Ладаке9. Были найдены бронзовые н железные диски, а также бронзовые и железные наконечники стрел. Искусство этих кочевых племен очень богато «звериными» мотивами н находится в близком родстве с велнкнм искусством кочевников Центральной Азии. Любопытная проблема связана с так называемыми бусинами «зи», которые часто находят на обрабатываемых полях, — возможно, они берутся из древних могильников, которые были случайно раскопаны во время распашки полей. Современные тибетцы платят большие деньги за эти бусины, а за бусину «зи» с семью «глазками» можно выручить на тибетском рынке очень большую сумму. Эти бусины сделаны из агата, н техника их изготовления ныне утрачена; фактически, современные тибетцы считают эти бусины игрой природы. Святыни бонпо можно встретить в западном Хоре, или Нубхоре, в северо-восточном Тибете, в западном Тибете, а также по соседству с древннмн общинами бонпо, такими, как общины в южном Тибете, на юге Цангпо и вдоль непальской границы. Наскальные рнсункн пока найдены только в западном Тибете (Ладак, Зангскар, Лахул), но, без сомнения, они существуют н в других частях страны. Мне довелось видеть подобные наскальные рисунки к северу от горного перевала Санджу, в нескольких милях от Там-Караула, расположенного к югу от Санджу-базара10. Большинство этих наскальных рисунков относится к буддийскому периоду, особенно те, на которых изображены общераспространенные буддийские символы, напрнмер ступы, а также дополненные надписями. Не может быть сомнений, что большинство этих наскальных рисунков принадлежит к добудднйскому периоду и, как показал д-р А.Г.Франке, находится в тесной связи со сказанием о Кэсаре (Гесэре). Мы можем добавить, что некоторые из них, изображающие в большинстве случаев сцены охоты и фигуры горных козлов, следует отнести к древним шаманским культам почитания огня тюрко-мон- гольскими племенами; они могут принадлежать к тому же времени, что и аналогичные рисунки, найденные в Южной Сибири, Монголии и Русском Туркестане. Несомненно, многие наскальные рисунки, изображающие горных козлов, — это отображение дорожных жертвоприношений, совершаемых путешественниками в более позднее время; это пример того, как древний культ сохраняется в наши дни благодаря стойкости традиций в Центральной Азии. Подобные наскальные рисунки сохранились в большом количестве в долине Заравшан и других районах Русского Туркестана. Мы полагаем, что сравнительное изучение различных мотивов наскальных рисунков, найденных в Русском Туркестане, Южной Сибири, Монголии и на Тибете, раскроет многие интересные факты касательно этой распространенной формы архаического культа Центральной Азии. Я убежден, что культ огня у западных тюрок, описанный знаменитым китайским пилигримом Сюань-цзаном11, представляет собой архаическую форму шаманской веры и не связан с иранским влиянием, которое обычно ему приписывается. Отдельную группу составляют так называемые пещерные жилища, которые до сих пор используются жителями некоторых районов западного Тибета и южной части провинции Цанг. Эти пещерные жилища вообще служат как жилые помещения и склады на зиму. Очевидно, что это очень древняя форма тибетского жилища, и она должна быть изучена. Во время моего проживания в Тибете я обнаружил несколько старых групп этих пещерных жилищ в совершенно пустынных районах, на расстоянии многих миль от какого-либо поселения или деревни. Архаичные адепты бонпо используют эти пещеры для своих колдовских ритуалов, и изучение этих заброшенных пещерных жилищ может привести к интересным результатам. Монастыри бонпо, часто встречающиеся в северо-восточном Тибете, в регионе Хора, где проживают уйгуры, и в юго-западном Тибете, собственно, относятся к отдельной группе памятников и являются переходными между добуддийскимн н буддийскими. Многие из них были построены в буддийское время, в них видно сильное влияние ламаистской иконографии.
<< | >>
Источник: Ю. Н. Рерих. БУДДИЗМ И КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО АЗИИ. Сборник статей. Перевод с англ. А.Л.Барковой, с фр. А.А.Соболевой, с тиб. В.СДылыковой-Парфионович. М.: Международный Центр Рерихов,128 с.. 2002

Еще по теме АРХЕОЛОГИЯ ДОБУДДИЙСКОГО ПЕРИОДА:

  1. АРХЕОЛОГИЯ БУДДИЙСКОГО ПЕРИОДА
  2. Археология, история и Библия
  3. ГЕРОДОТ И АРХЕОЛОГИЯ
  4. ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
  5. РУССКИЙ НАРОД И ЕГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД, ЭПОХА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА, ПЕРИОД РОМАНПВСКПЙ РПССИИ
  6. АРХЕОЛОГИЯ И ГЕОЛОГИЯ
  7. МИФЫ И АРХЕОЛОГИЯ
  8. Вопрос 30. Гомеровский период. Период Архаичной культуры
  9. 1.2.1. Отечественная педагогическая мысль в дофеодальный период и в период феодализма (с древнейших времен до XV!! в.)
  10. Гиксосский период
  11. 43.6. Налоговый и отчетный периоды
  12. Додинастический период
  13. 11.5. УЧЕТ ДОХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ
  14. Раннединастический период
  15. Счет 98 "Доходы будущих периодов"
  16. Счет 97 "Расходы будущих периодов"
  17. ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ ПЕРИОД
  18. § 1. Общая характеристика периода
  19. РАННИЙ ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД