Задать вопрос юристу

АРХЕОЛОГИЯ БУДДИЙСКОГО ПЕРИОДА

Многочисленные памятники этой группы делятся на несколько четко различимых классов. Первая включает в себя большие города-монастыри, принадлежащие к позднему периоду тибетского буддизма, такие, как Дрепунг (dPal-ldan ‘Bras dpun, основан в 1416), Сера (Ser-ra Theg (Shen, основан в 1419), Ганден (‘Brog-ri dGa-ldan rnam-par rgyal-ba’i glin, основан в 1409) н остальные пять храмов «линг» Лхасы, Ташилумпо (bKra-^is Lhun-po, основан в 1447), Кумбум, Дэрге, Гончен (sDe-sge dGon-cShen), Лабран (La-bran bkra-^is-dkyil, основан в 1709), Самье (bSam-yas, основан в 811 согласно Сананг Сецену; другая традиция называет 798 год; «Царская родословная» (rgyal-rabs) V Далай-ламы датирует 766 годом. Этот монастырь обладал одной из богатейших библиотек с большим собранием санскритских манускриптов; библиотека сгорела и больше не восстанавливалась, Тхолинг (mTho-glin, основан в 1025) н несколько больших монастырей в Ладаке, упоминаемых д-ром А.Г.Франке в его «Древностях Индийского Тибета», том 1. Эти монастыри владеют большими собраниями живописи, как фресковой, так н выполненной на шелке (тиб. than-ka), картинами, вышитыми на шелке; бронзовыми, деревянными и глиняными изображениями различных божеств; прекрасно подобранными библиотеками, собраниями манускриптов и ксилографов. Среди манускриптов иногда встречаются санскритские рукописи X—XI веков. Очень часто библиотеки владеют оригиналами указов великих лам Лхасы и Шигацзе, которые крайне важны, ибо содержат датировку н аутентичную информацию по соответствующим монастырям и регионам. Храмовые записи этих монастырей должны быть тщательно изучены, н при первой же возможности должны быть сделаны фотографии всех имеющихся там произведений искусства. Вторую группу составляют небольшие монастыри н храмы маленького размера, называемые лхакан. С определенной точностью, в этой группе Мы найдем некоторые очень интересные памятники X—XI веков. Провинция Цанг, н особенно долина Ньянгчу, богата такими монастырями и храмами, и тщательное изучение их раскроет необычайное богатство материала. Некоторые из этих маленьких монастырей и даже одиночные лхакан, или храмы, хранят редкие собрания древних ксилографов н интересные фрески, некоторые из которых датированы и имеют подписи дарителей. Такие храмы разбросаны по всему южному Тибету и часто вдоль западной границы страны (храмы, относимые ко времени Рннчен Сангпо в Ладаке, Ла- хуле, Спита и долине Сатледж). Очень часто в заброшенной деревне можно обнаружить храм замечательной красоты или усыпальницу, полную интересных реликвий. Некоторые из этих селений в прошлом играли важную роль, н их храмы — это единственные сохранившиеся свидетельства этого периода. Интересную группу образуют пещерные храмы, которые встречаются менее часто, но их сохранилось до сих пор достаточно много вдоль непальской границы. В большинстве случаев онн представляют собой часовни отшельников, которые часто оказывались заброшенными после смерти анахорета. Следующую важную группу составляют ступы, стены мани и другие мемориальные сооружения. В ступах раннего периода (с конца VII по XII век) часто содержатся ценные произведения искусства и манускрипты. Многие речные долины южного Тибета, такие, как Цангпо, Ньянгчу н Ярлунг с нх погребениями древннх тибетских царей, богаты древними памятниками раннего буддийского периода. Многие из этих ступ являются культовыми объектами и потому не могут быть раскопаны, но правительство н некоторые монастыри обладают хорошими детальными описаниями всех предметов н манускриптов, помещенных в ступы.
Эти списки, или «карчаг», — обширная н важная часть тибетской литературы, она содержит описание мест паломничества, монастырей, храмов, ступ и больших храмовых изображений, а также содержимого ступ и других мемориальных сооружений. Тибетско-китайские войны двух последних десятилетий разбросали огромное количество этих освященных предметов по китайским, индийским н европейским рынкам. Стены мани представляют интерес благодаря подписям донаторов, которые часто помещены на них, н нередко упоминаемым историческим событиям. Тибет богат эпиграфическими монументами. Кроме колонн с надписями, подобных знаменитой колонне с текстом тибетско-китайского договора 822 года, которая представляет собой самый ранний письменный памятник Тибета, мы знаем некоторое количество древних надписей, хранящих память о важных исторических событиях, возведении на престол лам - реинкарнаций, надписей, посвященных реставрации храмов и упоминающих об исторических событиях различной важности, а также многочисленные вотивные надписи, оставленные богатыми дарителями и набожными людьми. Corpus inscrip- tionum12 чрезвычайно нуждается в фиксации всего этого обширного рабочего материала, столь ценного для историка. Большая часть этих надписей находится в монастырях и храмах, которые были центрами политической н религиозной жнзнн нации. Некоторые надписи находятся даже вдоль дорог, высеченные на скалах н увековечивающие деяния какого-нибудь царя. Дворцы старой тибетской аристократии, многие семьи которой возводят свой род к древним царям и вождям кочевых племен, — это подлинные музеи произведений старинного искусства. Аристократы часто обладают прекрасными библиотеками манускриптов тибетских религиозных текстов, написанных старой орфографией. Изучение этих коллекций значительно обогатит наши знания о тибетском искусстве. Когда вся эта масса материала будет должным образом проанализирована и прокомментирована, мы сможем надеяться собрать воедино информацию, разбросанную по многотомной литературе Тибета. Мы все еще очень далеки от того дня, когда в Тибете будут возможны тщательные археологические исследования. Тибет до сих пор не порвал со своим прошлым и ревниво охраняет древние памятники. Возможно, день, когда археологические исследования будут возможны, никогда не наступит, но, с другой стороны, каждый год приносит новый материал и новые сведения об археологических памятниках в Потаенной Стране, и мы можем надеяться на лучшее будущее для изучения Тибета. Вся эта масса материала должна быть тщательно сопоставлена с письменными памятниками страны, и это станет твердой почвой для дальнейших исследований в области тибетской светской и религиозной истории.
<< | >>
Источник: Ю. Н. Рерих. БУДДИЗМ И КУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО АЗИИ. Сборник статей. Перевод с англ. А.Л.Барковой, с фр. А.А.Соболевой, с тиб. В.СДылыковой-Парфионович. М.: Международный Центр Рерихов,128 с.. 2002

Еще по теме АРХЕОЛОГИЯ БУДДИЙСКОГО ПЕРИОДА:

  1. АРХЕОЛОГИЯ ДОБУДДИЙСКОГО ПЕРИОДА
  2. Археология, история и Библия
  3. ГЕРОДОТ И АРХЕОЛОГИЯ
  4. ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
  5. РУССКИЙ НАРОД И ЕГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД, ЭПОХА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА, ПЕРИОД РОМАНПВСКПЙ РПССИИ
  6. АРХЕОЛОГИЯ И ГЕОЛОГИЯ
  7. МИФЫ И АРХЕОЛОГИЯ
  8. Континуитет и сознание в Буддийской мысли
  9. ДВА СОБРАНИЯ БУДДИЙСКИХ ИЗОБРАЖЕНИ
  10. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БУДДИЙСКИМИ КНИГАМИ
  11. Древнебрахманское и буддийское искусство Индии
  12. ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ(весна 1999 года)
  13. §1 Общее в понимании предмета опыта мистической интуиции в русском интуитивизме и в даосско-буддийских учениях
  14. Вопрос 30. Гомеровский период. Период Архаичной культуры
  15. Ментально-ценностная альтернативность цивилизаций авраамитской и индуистско- буддийско-конфуцианской духовных ойкумен
  16. 1.2.1. Отечественная педагогическая мысль в дофеодальный период и в период феодализма (с древнейших времен до XV!! в.)
  17. ГОВОРЯЩИЕ ДЕРЕВЬЯ И ГУЛЯЮЩИЕ ГОРЫ: БУДДИЙСКИЕ И ДАОСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ВО «ВЛАСТЕЛИНЕ КОЛЕЦ» ДЖЕНИФЕР Л. МАК-МАНОН, Б. Стив ЧАКИ