<<
>>

РЕЗОНИРОВАНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЯ В РАБОТЕ НАД ВОСПИТАНИЕМ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

  Большое значение в звучании речевого голоса имеет гортань и голосовые складки, где возникает первоначальное звучание. В результате работы голосовых складок и дыхания в гортани возникают волны — голос.
В гортани образуются основные качества речевого голоса: высота, сила, первичный тембр. В процессе развития речевого голоса существует тесная связь между работой гортани, внутри глоточной артикуляцией и резонированием. Малейшее изменение надгортанных полостей вызывает изменение работы голосовых складок. При координированной работе всех частей носоглоточного аппарата голос приобретает звонкость, собранность и полетность. В таком голосе выражены высокие и низкие частоты.
Развить и воспитать речевой голос — это значит выявить все лучшие качества речевого звука, свойственные данной индивидуальности, развить и приспособить их для профессионального звучания.
Развитие и воспитание речевого голоса — взаимосвязанное воспитание слуховых и мышечных ощущений занимающегося.
Основным методическим приемом воспитания и развития речевого голоса является принцип комплексного развития частей речевого аппарата и его деятельности. В процессе воспитания речевого голоса должны сформироваться лучшие его качества — как единый целостный процесс: развитие речевого дыхания во взаимосвязи с деятельностью артикуляции; развитие координированной работы частей внутри глоточной и внешней артикуляции; развитие ощущения резонирования при свободном положении артикуляционного аппарата; развитие слуховых и мышечных ощущений.
Изложение теоретического и практического материала каждой темы дается раздельно, тогда как при практических занятиях учащиеся, по мере усложнения заданий, работают в комплексе, внимание сосредоточивается обычно на том новом, что еще не стало привычным, что еще требует сознательного управления.
Воспитывая и развивая речевой голос, следует иметь представление об артикуляции и резонировании, об атаке звука, об опоре голоса, регистрах, диапазоне.
Артикуляция — это деятельность внутриглогочной и внешней ротоглоточной системы, связанной с произнесением звуков речи и различных их сочетаний, которые составляют слоги и слова.

Резонирование — максимальная концентрация звуковых волн. К резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость иоса и придаточные его полости, зубы.
В процессе речи все части резонаторно-артикуляциоиного аппарата находятся в тесной взаимосвязи, подчиняясь задаче воспроизведения необходимого звука, продиктованного слуховым представлением.
Артикуляционный аппарат богат мышечным чувством, а импульсы, идущие от артикуляционного аппарата в слуховую и зрительные зоны коры головного мозга, создают так называемую "обратную связь". Благодаря этой связи возможно организовать правильное физиологическое развитие речевого голоса.
Атака звука — момент его образования, или начало звука. Слово "атака" — итальянское. В переводе означает "наступай", "нападай". Термин "атака" обозначает способ, которым пользуется говорящий, чтобы привести в действие, включить в работу голосовые складки. Атаку звука называют еще "взятием звука", "приступом звука", "голосона- чалом", поэтому умение владеть первоначальным образованием звука, т.
е. первой атакой его, имеет большое значение в воспитании речевого голоса.
В зависимости от способа различают следующие виды атаки звука:
Твердая — голосовые складки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через голосовую щель. Для твердой атаки характерно перенапряжение голосовых складок, речевой голос носит резкий, зажатый характер.
Придыхательная — выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых складок, слышен шум трения о голосовые складки, затем голосовые складки начинают смыкаться и вибрировать. Обычно речевой голос при использовании этого вида атаки теряет тембровую чистоту из-за шума от движения воздуха.
Мягкая — качало прохождения воздуха совпадает с соприкосновением голосовых складок. Голосовые складки начинают работать одновременно с дыханием.
В основе постановки голоса (речевого и вокального) лежит именно мягкая атака звука, хотя в отдельных случаях для активизации речевого аппарата, в целях борьбы с вялостью смыкания голосовых складок возможно применение твердой атаки*. Придыхательная атака при работе над голосом не применяется.
Основное требование, предъявляемое к речевому голосу — это ровность его звучания по всему диапазону, естественность, гибкость.
Деление речевого голоса на регистры условно, так как нет точных границ, как это принято в пении.
Ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом, называется регистром речевого голоса.
В речевом голосе различают:
Грудной, или нижний, регистр — состоит из однородных звуков и занимает нижнюю часть речевого голоса. В грудном (нижнем) регистре, естественно, преобладает грудное резонирование, Грудной голос богат обертонами. Голосовые складки плотно смыкаются. К грудному регистру относятся низкие тоны речевого голоса.
" Постоянное применение твердой атаки в упражнениях и в быту приводит к быстрому изнашиванию и заболеванию голосового аппарата. Твердая атака может применяться по разрешению врача и под наблюдением педагога.

Головной, или верхний, регистр — состоит из однородных звуков и занимает верхнюю часть речевого голоса. В головном регистре, естественно, преобладает головное резонирование. Головное звучание характерно вибрационным ощущением в области головы и лица.
Смешанный, или средний, регистр — состоит из звуков среднего звучания. В речевом голосе смешанный регистр называется еще "центральной" частью голоса.
В связи с регистрами, особого внимания требует при голосообразовании вибрационное, т. е. резонирующее, ощущение: головное и грудное.
Резонирующие ощущения сигнализируют о правильном голосообразовании. Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно делает голос более звонким и сильным. Изучая значение вибрационной чувствительности для голосообразования, В. П. Морозов нашел, что "под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции"[§§§§§§§§§§].
Границы регистров речевого голоса очень разнообразны и во многом зависят от особенностей каждого человека: от формы его резонаторных областей, от толщины и длины голосовых складок и т. д.
В зависимости от расположения органов артикуляции ротоглоточная полость превращается в сложный резонирующий аппарат произношения звуков речи,
В гортани образуется звук, не имеющий характера того или иного гласного. Свое оформление и звучание он получает благодаря совместной работе резонаторно-артику- ляционной деятельности.
Каждый гласный звук содержит свои, характерные для него, усиленные обертоны, так называемые форманты гласных. Каждый звук (по данным разных ученых)** имеет две основные форманты, которые возникают: одна — в глоточной, другая — в ротовой полостях. Поэтому, для того чтобы в речи гласный звук был ясен, необходим точный артикуляционный уклад для каждого гласного звука (см. главу "Дикция").
Исходя из этого, во время работы по воспитанию речевого голоса очень важно учесть, что каждый гласный звук требует вполне определенной как внутри глоточной, так и внешней артикуляции.
Гласный звук а произносится при смещении языка кзади. При этом образуется широкая полость во рту при наименьшей глоточной полости.
Гласный звук о произносится при укладе языка выше, чем при а, ротовая полость округляется, глоточное пространство несколько шире.
При произношении гласного звука э уклад языка повышается, рот приоткрывается, глоточная полость увеличивается.
При произношении звука и язык смещается вперед и вверх, ротовая полость имеет наименьший объем, глоточная — наибольший.
При произношении согласных звуков резонаторно-артикуляционный аппарат работает двояко.
При произношении глухих согласных включается только работа артикуляционного аппарата, гортань и резонаторы не принимают участия.
" Морозов В. П. Тайны вокальной речи. М., 1967, Л. Б. Дмитриев, Н. И, Жинкин, Г. Фант и др.

При призношении звонких и сонорных согласных в работу включаются гортань и резонаторы.
В речи гласные звуки образуют ее мелодику и при правильной их организации содействуют звучности речевого голоса.
Каждый гласный отдельно, а также в сочетании с различными согласными имеет свое индивидуальное звучание.
В процессе призношения гласных звуков, как это уже говорилось в главе "Дикция", не встречается препятствий в ротоглоточной полости, но каждый из них требует своего артикуляционного уклада, акустических приспособлений, выравнивания их звучания.
В процессе произношения гласных звуков гортань то поднимается (ы—з), то опускается (о—у), то остается на среднем уровне (а). Следует отметить, что мягкое небо на всех гласных русского языка поднято.
Звучное произношение гласного и приближает звук к носозубному резонированию. Это очень ценно для далекого, глухого, бестембрового голоса. Гласный э помогает навести речевой голос на ощущение установки более высокой позиции резонирования звука! Гласные о и у способствуют собиранию речевого звука в позиции резонирования для речевого голоса. Наиболее нейтральным в отношении акустических свойств является гласный а. Следует помнить, что гласные и—э содержат больше головного звучания, гласные о—у — грудного звучания, гласный а содержит в одинаковой степени как головное, так и грудное звучание.
Установлено, что "при воспроизведении одних и тех же звуков у разных лиц голосовые складки колеблются по-разному и часто движение одной складки отстает от движения другой или при колебании одной другая остается неподвижной. Подобная несогласованность и хаотичность движений голосовых складок зависят от неоднородности механизма, поддерживающего внугрибронхиальное воздушное давление во время издаваемого звука, а также от неравномерного напряжения мышц надставной трубы, особенно языка, нижней челюсти, губ, мягкого неба" .
Работа по воспитанию речевого голоса с использованием гласных звуков, а также работа с гласными звуками на уроках дикции требует определенной методики.
Начинать следует с тех гласных звуков, которые в речевом голосе звучат лучше, а затем от них переходить на другие, не допуская акустического разнобоя в звучании, т. е, при соблюдении разных артикуляционных укладов воспитать единство звучания. При работе с гласными звуками следует помнить, что они должны звучать чисто и полно, наи- лучшим тембром речевого голоса. Особенно следует обращать внимание во время развития речевого голоса на "выравнивание звучания гласных". "Как неприятны пестрые голоса, — писал К. С. Станиславский, — в которых звук а вылетает из живота, звук е — из голосовой щели, и протискивается из сдавленного горла, звук о гудит точно в бочке, а у, ы, ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащить"[***********].
<< | >>
Источник: Козлянинова И.П., Промптова И.Ю.. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС»  — 511 с.. 2002

Еще по теме РЕЗОНИРОВАНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЯ В РАБОТЕ НАД ВОСПИТАНИЕМ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА:

  1. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРИГЛОТОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  2. ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Глава 1 ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ, РЕЗОНИРОВАНИЕ
  3. Глава 2 РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОНОРНЫХ СОГЛАСНЫХ М, Н, Л, Р В РАБОТЕ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  5. РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  6. ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  7. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ В МУТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ
  8. ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ГОРТАНИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  9. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯЦИИ, РЕЗОНИРОВАНИЯ ЗВУКА
  10. НЕДОСТАТКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  11. ПЕВЧЕСКИЙ И РЕЧЕВОЙ ГОЛОС
  12. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  13. ПРОБЛЕМА МЫСЛЕННОЙ (ВНУТРЕННЕЙ) РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  14. РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  15. ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  16. АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Упражнения, которые помогают выявить индивидуальный центр речевого голоса)
  17. К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ И Вя. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО О РАБОТЕ АКТЕРА НАД СЛОВОМ
  18. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ