<<
>>

Глава 2 РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

  Наличие здорового, хорошего голоса в первую очередь определяет профессиональную пригодность поступающего на актерский или режиссерский факультет.
"Ни один музыкальный инструмент не обладает такой восприимчивостью и исключительной выразительностью, как человеческий голос.
Тонкость чувств человека и сложность его психики не будут по-настоящему восприняты зрителем, если актер не владеет своим голосом, если голос не подчиняется его воле, его замыслам, его темпераменту и нервам"*.
Всем известно, какими высокими образцами выразительности являлись голоса прославленных мастеров русской сцены М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской, А. А. Остужева, В. И, Качалова, М. И. Бабановой...
Голосовые данные актера нуждаются в постоянной тренировке, развитии, совершенствовании,
"Быть в голосе!" — Какое блаженство для певца, так точно, как и для драматического артиста! Чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все малейшие детали, переливы, оттенки творчества!.. "Быть не в голосе!" — Какое это мучение для певца и для драматического артиста. Чувствовать, что звук не повинуется тебе, что он не долетает до зала, переполненного слушателями! Не иметь возможности высказать того, что ярко, глубоко и не видимо создает внутреннее творчество! Только сам артист знает об этих муках lt;...gt;. Только он один может сравнить то, что зародилось у него в душе, с тем, что появилось вовне, что и как передается голосом и словом. Если голос фальшивит, артист испытывает чувство обиды, потому что созданное внутри переживание искажается при внешнем воплощении его" .
Голос актера должен быть звучным, гибким, с достаточно широким диапазоном, а также выносливым в любых условиях сцены и зрительного зала. Все эти качества приобретаются в процессе тренировки при наличии природных голосовых данных и здорового речевого аппарата.
Поставить голос — это значит выявить природные данные и развить, обогатить, улучшить их для профессионального звучания. Это значит создать такие условия работы голосового аппарата, при которых голос может служить актеру долгие годы. Подобные условия должны оградить голос актера от многих случайностей, травм, от преждевременной изношенности.
Драматический актер обязан всю жизнь сохранять, укреплять и развивать свой голос. Условные рефлексы, которые приобретаются в театральной школе, могут быстро исчезнуть при отсутствии постоянной, систематической тренировки.
Саричева Е. Ф. Сценическая речь. С. 164. Станиславский К. С. Работа актера над собой. С. 60.

Пользуясь советами педагога, внимательно выполняя задания, студент театральной школы добивается нужных мышечных, и слуховых ощущений в процессе работы над дыханием и голосом, приобретает уверенность в использовании голоса, необходимую для дальнейшей работы в театре. Иными словами, студент учится подчинять своей воле процесс звуковедения. Правильная организация работы над голосом есть единый процесс развития всех, без исключения, навыков речи.
Работа над дикцией и дыханием с первого курса является, по существу, началом речевой постановки голоса. Преподаватель уже тогда следит, чтобы упражнения по дикции производились только после предварительного вдоха носом, чтобы студенты пользовались полным вдохом и умели распределять вьщох.
При произнесении звуков соблюдается точная их артикуляция (положение губ, языка, раствор рта). Во время дикционной и дыхательной тренировки снимаются мышечные зажимы окологортанной мускулатуры, определяется свободное звучание голоса в резонаторах.
С первых же уроков обращается внимание на голосовые недостатки: зажим гортани, носовое звучание, открытый, резкий звук н т. д.
Работа над артикуляцией и дыханием (тренировка полного дыхания), проверка резонаторов обеспечивают ясность произношения, достаточное дыхание и звучность голоса.
Эти подготовительные упражнения делают более легким процесс освоения специальных голосовых упражнений. Задача специальных упражнений — научиться управлять своим голосом, развить координацию слуха и голоса, дыхания и звучания. В результате систематической тренировки голос приобретает "металл", звучность, полетность, богатство тембра.
При голосовых упражнениях обращается внимание на одновременное использование головного и грудного резонаторов. Головной резонатор придает звуку полетность, включение грудного резонатора обеспечивает его "тембральность". Проверять работу резонаторов во время тренировки можно, положив одну руку на верхнюю часть грудной клетки, а другую прикладывая к темени, к костяку лица, к затылку и ладонью ощущая вибрацию.
На протяжении всех лет обучения работа над голосом ведется в индивидуальном порядке, Приводимые ниже упражнения распределены по степени их трудности. Первостепенное значение имеет слух педагога, распознающего отличительные особенности каждого голоса и устанавливающего, с каких упражнений вернее и легче начинать работу над данным голосом.
Мы придерживаемся системы голосовых упражнений, разработанной Е, Ф. Сариче- вой. На этой системе воспитано не одно поколение актеров драматического театра. Упражнения, которые входят в наш цикл, создают основу, необходимую для развития всех положительных качеств голоса будущего актера драматического театра: полетности, звучности, гибкости, легкости и силы. Работа над голосовыми упражнениями является одновременно и работой над воспитанием слуха. Эти упражнения могут служить актеру всю жизнь. Навыки, приобретенные во время упражнений, следует закреплять при чтении специально подобранных текстов.
В результате систематической работы над голосом свобода звучания сохраняется при наличии самых сложных и тонких смысловых задач, с которыми встретится актер в своей творческой практике, В работе над голосом необходима осторожность и постепенность, так как восприятие новых задач требует наличия речевого слуха, умения сосредо-
447

точить внимание на мышечных, артикуляционных и резонаторных ощущениях. Эта настроенность имеет особое значение во время первых проб голоса, когда учащийся должен концентрировать свое внимание на "технических" задачах.
Природные данные голоса развиваются и совершенствуются в меру способности учащегося осваивать и закреплять новое, при условии соблюдения определенного режима, В процессе работы необходимо осознанное отношение к дыханию, артикуляции, го* лосу. Большое значение имеет правильная осанка, свободные от напряжения мышцы шеи, плеч и вместе с тем ощущение подтянутых нижнебрюшных мышц.
При начальной работе над голосом внимание сосредоточивается на нахождении удобной для данного студента середины диапазона (центра голоса) и координации звука с дыханием. В дальнейшем голосовые упражнения связываются с движением. Для этого можно использовать материал, помещенный в главе "Дыхание, артикуляция, резонирование". Работая над голосом, не надо спешить с расширением диапазона. При работе над освоением звука в верхней и нижней частях диапазона исходим из правильно сформированной середины его. Выработка в середине диапазона легкого, свободного, естественного звучания создает необходимые предпосылки и для формирования звуков в нижней и верхней частях диапазона. Если учащийся начинает чрезмерно увлекаться низкими или высокими звуками своего голоса, не укрепив его середины, это приводит к "выпадению" середины голоса: голос становится неустойчивым, сиплым внизу и резким вверху, быстро наступает усталость,
В основе обучения владению голосом лежит задача добиться полнозвучного, ровного, однородного по характеру звучания на протяжении всего диапазона.
Комплекс тренировочных голосовых упражнений, используемых в течение всех лет обучения, предусматривает утверждение и дальнейшее развитие правильного звучания, найденного в первоначальных упражнениях. Переходя к новому заданию, не надо забывать предыдущих упражнений. Их нужно систематически повторять. Даже когда в процессе постоянной тренировки накапливается много упражнений, возвращение к первичным упражнениям полезно, а иногда и необходимо.
К работе над специальными голосовыми упражнениями следует приступить в конце первого или в самом начале второго семестра (в зависимости от освоения подготовительных упражнений).
При тренировке речевого голоса используются два приема: напевный и речевой. Начинать следует с того приема, на котором учащемуся легче удается верное звучание. Напевные упражнения обычно помогают удерживать звук на заданной высоте, освоить повышение и понижение голоса на новую ступень. Напевные упражнения развивают музыкальный слух. В речевых упражнениях необходимо добиваться естественной, разговорной, плавной речи. Эти упражнения помогают развитию речевого слуха.
В напевных упражнениях повышение и понижение голоса идет по полутонам. В речевых упражнениях повышение и понижение происходит по ступеням, зависящим исключительно от речевого слуха учащегося.
Упражнения на распев не являются вокальными (певческими), они приближены к речевому звучанию.
Если у учащегося плохая координация слуха и голоса(довольно частое явление в начале занятий по голосу), то начинать следует с речевых упражнений; напевные же в этом случае полезно проверять в сопровождении инструмента.

Все упражнения по голосу, за исключением первоначальных, тренируем па материале стихотворных текстов. Мы считаем необходимым брать для тренировки голоса именно словесную ткань, а не отдельные слоги. Во-первых, потому, что гласные звуки в безударном положении в русском языке редуцируются, а при тренировке голоса нужно сохранить и в неударных слогах верное направление звука и опору дыхания; во-вторых, потому, что никакие упражнения со слогами не в состоянии охватить все многообразие звукосочетаний, встречающихся в словах.
Переход от первоначальных упражнений по голосу с сонорными звуками к произнесению слов становится возможным через 2—3 недели после начала тренировок (для некоторых учащихся и раньше). К этому времени студент уже привыкает слушать и контролировать себя, звучание своего голоса, повышать и понижать его в пределах среднего регистра (центра своего голоса).
Вся тренировочная работа по голосу предусматривает одновременную тренировку произношения и дыхания (смешанно-диафрагматического). Учащимся, у которых в жизни наблюдается многоударность (равновеликость слогов) или "проглатывание" слогов в конце слов, следует больше работать над медленным произнесением слов в голосовом упражнении, особо обращая внимание на соотношение ударных и безударных гласных. Учащимся с вялой артикуляцией следует обращать внимание на четкость, ясность, точность произношения.
При нормальном, здоровом состоянии голосового аппарата и при достаточной тренировке в течение всего первого года учащиеся приходят ко второму курсу, уже освоив правильное направление звука и плавный переход из регистра в регистр при хорошей опоре дыхания.
На втором курсе в голосовых упражнениях расширяется звуковысотный диапазон голоса: закрепляется грудной (нижний) регистр, а также и головной (верхний). Идет работа над развитием темпоритмического и силового (динамического) диапазона.
Уже на втором курсе, при работе над творческим освоением литературных текстов, возможно использование голоса как одного из выразительных речевых средств.
Каждому студенту надо иметь для тренировки несколько текстов. Новый текст выбирается, когда несколько окрепнет голос, когда студент утвердится в правильном звучании на предыдущем тексте. Периодическая смена тренировочных текстов рекомендуется начиная со второй половины второго курса.
Студент должен уметь применять все выработанные навыки по речи, дыханию,голосу в работе над художественными произведениями и в занятиях по мастерству актера. Эти требования последовательно возрастают, исходя из задач 1, 2, 3, 4-го курсов. На 2 и курсах следует проверить и закрепить успехи студентов в работе над голосом, организуя специальные, контрольные уроки или вынося упражнения по голосу на зачет.
Чрезвычайно важна для актера выносливость, т. е. умение, не уставая, пользоваться различной силой голоса. Для развития выносливости к первоначальным упражнениям присоединяются специальные упражнения на использование силы звука. "Силовые" упражнения применяются лишь после того, как усвоен весь комплекс предыдущих упражнений.
Сила звука, рождаемая в гортани, зависит от интенсивности выдыхаемой струи и ис- тользования резонаторов. Всегда надо помнить, что сила звука зависит прежде всего не эт количества набранного в легкие воздуха, а от правильного его расходования,

Сила заключается не в резком и отрывистом крике, а в мощности, полноте, яркости и широте звучания, во внутренней наполненности текста большими действенными задачами.
К концу 2 курса учащиеся должны уметь пользоваться всем комплексом упражнений. На 3 и 4 курсах уже требуется умение применять приобретенные навыки в дипломных спектаклях. Большая нагрузка в выпускных спектаклях или программах по художественному слову — это, в частности, проверка выносливости голосового аппарата учащихся, а также проверка их умения владеть своим голосом.
В распоряжении студентов 3 и 4 курсов широкий круг упражнений по голосу, из которых они могут самостоятельно выбирать для каждодневной тренировки то одно, то другое. Это упражнения различной трудности, и комбинировать их учащийся может по своему желанию.
Время, отводимое для упражнений по голосу в самостоятельной работе, начинается с 5—10 минут подряд на первом курсе, 15—30 минут на втором. Длительность тренировки на третьем и четвертом курсах может быть увеличена до 30—45 минут. Тренировку полезно проводить с утра.
Если тренировка проводится правильно, учащемуся лепсо и приятно выполнять упражнение, голос его звенит, нет ощущения усталости. При появлении усталости необходимо выяснить причину. Если виною мышечный зажим, надо снять его и только тогда продолжать занятия. После тренировки полезно почитать вслух любимые стихи.
Начиная работу над голосом, обратите внимание на основное положение частей голосового аппарата при подготовке к правильному звучанию: нижняя стенка живота (брюшного пресса) подтянута; при вдохе грудная клетка слегка расширена в своей средней и нижней части, плечи свободно отведены назад и опущены вниз; при вьщохе грудная клетка остается расширенной, нижнебрюшные мышцы регулируют равномерный, плавный вьщох; мягкое небо с маленьким язычком приподнято (глотка принимает положение зевка); челюсть опускается свободно; губы принимают положение тех гласных, с которых начинается упражнение.
<< | >>
Источник: Козлянинова И.П., Промптова И.Ю.. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС»  — 511 с.. 2002

Еще по теме Глава 2 РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА:

  1. РЕЗОНИРОВАНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЯ В РАБОТЕ НАД ВОСПИТАНИЕМ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  2. ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Глава 1 ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ, РЕЗОНИРОВАНИЕ
  3. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРИГЛОТОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  4. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ В МУТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ
  5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОНОРНЫХ СОГЛАСНЫХ М, Н, Л, Р В РАБОТЕ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  6. ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ГОРТАНИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  7. НЕДОСТАТКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  8. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  9. ПЕВЧЕСКИЙ И РЕЧЕВОЙ ГОЛОС
  10. РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА