<<
>>

ПЕВЧЕСКИЙ И РЕЧЕВОЙ ГОЛОС

  Изучение вокальной литературы дает возможность сделать выводы о том, что в результате целевых установок в речи и пении один и тот же анатомофизиологический ап-
411

парат используется неодинаково.
Механизмы его деятельности значительно отличаются друг от друга. В речи на первом плане стоит передача ее действенного содержания. В пении содержание находится в непрерывной связи с музыкальной мелодией. У одного и того же человека певческий голос не всегда соответствует речевому: бывает высокий речевой голос при низком певческом и наоборот. У одного и того же человека в речи и пении может быть различное положение гортани, т. е. пение на повышенной гортани, а речь — на пониженной и наоборот. Тембр речевого и певческого голосов не всегда сходен. За некрасивым речевым голосом часто скрывается прекрасный певческий и наоборот — речевому голосу красивого тембра может соответствовать некрасивый певческий. Певческий голос свободно укладывается в определенную часть нотных знаков. Речевой голос, не фиксированный мелодией, состоит из множества речевых скольжений, не укладывающихся в определенную рамку нотных знаков. Сложность голосового движения в речи — в быстрой смене направления скользящих движений рядом стоящих слогов, как ударных, так предударных и заударных, а также скольжения на каждой гласной. Дыхание во время речи не идет сплошным потоком, а дробится по слогам, диафрагма совершает сложные движения, остановка дыхания происходит после каждого гласного звука. Такое членение дыхания очень важно для правильного формирования звуков речи. Артикуляция в пении осуществляется с помощью мягких тканей надгортанного пространства (зева, мягкого неба, глотки, носоглотки) при пассивности передней части рта. Во время речи она происходит в основном за счет передней части ротоглоточной полости при относительном покое ее глубинной части. Речевой голос возник и развивается на базе среднего регистра, на котором мы и разговариваем, звуки имеют скользящий характер, небольшую силу и короткое звучание. В речевом голосе и потоке речи согласные звуки являются как бы каркасом слова, а гласные — его мелодическим рисунком. В потоке речи согласные и гласные оказывают друг на друга определенное влияние. Пение же — это определенный мелодией звуковой поток гласных, прерываемый согласными звуками для формирования слов. В речевом голосе гласный звук скользит по звуковой шкале так быстро, что на одном речевом звуке не успевает образоваться вибрация, характерная для певческого голоса. Речевой слух также отличается от музыкального. При помощи речевого слуха осуществляется тональное развитие речевого голоса, приспособление к тональному ансамблю партнера, контроль над звучанием своего голоса, над произносимым текстом. Речевые и певческие приспособления у одного и того же лица различны (по данным JI. Б. Дмитриева).
<< | >>
Источник: Козлянинова И.П., Промптова И.Ю.. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС»  — 511 с.. 2002

Еще по теме ПЕВЧЕСКИЙ И РЕЧЕВОЙ ГОЛОС:

  1. НЕДОСТАТКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  3. РЕЗОНИРОВАНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЯ В РАБОТЕ НАД ВОСПИТАНИЕМ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  4. РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  5. РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  6. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРИГЛОТОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОНОРНЫХ СОГЛАСНЫХ М, Н, Л, Р В РАБОТЕ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  8. Глава 2 РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  9. ПРОБЛЕМА МЫСЛЕННОЙ (ВНУТРЕННЕЙ) РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  10. ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  11. ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ГОРТАНИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  12. ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  13. ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Глава 1 ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ, РЕЗОНИРОВАНИЕ
  14. АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (Упражнения, которые помогают выявить индивидуальный центр речевого голоса)
  15. 6.6. Голос в рекламе
  16. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ В МУТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ