<<
>>

ОСВОЕНИЕ ЗАКОНА АВТОРСКОГО УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ

  Знакомясь с метрическими схемами хорея, ямба, дактиля, амфибрахия, анапеста, студенты на первых порах не всегда понимают практическую необходимость изучения этих схем. Их можно убедить в этом, предложив тексты на освоение закона авторского ударения в слове.
В этих текстах одно и то же слово встречается в двух разных стихах и произносится по-разному, то есть с разным словесным ударением, в зависимости от ритмического движения стиха. Вначале слово это в тексте подчеркнуто. Студенты должны определить (после скандирования или уточнения метрической схемы на листке бумаги) размер стиха и подчинить ему словесное ударение в интересующем нас "контрольном" слове. Педагогу надо оamp;ьяснить учащимся, чем вызвано различие словесных ударений в одном и том же слове. Онегин, добрый мой приятель.
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель...
(Л. С. Пушкин) Кто родился мужчиною, тому Рядиться в юбку странно и напрасно.
(Л. С. Пушкин)
Прочитав текст, студент определяет, что в обоих случаях стихи написаны ямбом (в примере — четырехстопным ямбом, во 2 — пятистопным ямбом); ударения падают только на четные слоги. Следовательно, в первом случае произносится "родйлся", "родились", а во втором — "родился". Вариантность произношения этого слова связана с тем, что              уже              давно, во              времена              Пушкина, было акцентологическое              варьирование              в              этих
словах.              У              современных              поэтов              мы также встречаем вариантность              произношения:              "ро
дился" к "родился,"\ Когда будете, дети, студентами.
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами. Лирами, Кентами,
' См.: Гурбачева К. С. Нормы ударения и современная поэзия / Русская речь, 1972. № 3.
167

Над царями и президентами.
Над морями и континентам и...
(А. Апухтин) Я — Гамлет. Холодеет кровь.
Когда плетет коварство сети,
И в сердце первая любовь Жива к единственной на свете.
(А. Блвк)
Прочитав стихи вслух, студент определяет размер стихов А. Апухтина (трехстопный анапест) и А. Блока (четырехстопный ямб). Поэтому у Апухтина звучит "Гамлетами", у
А.              Блока "Гамлет". Раньше в России существовала вариантность произношения имени шекспировского героя. Произношение в английском языке и современное русское литературное произношение требуют ударения на первом слоге. Копыта забирают круче.
Бьют по Аничкову мосту.
И вот дворец, огни. И кучер С вожжами замер на лету.
(Л. Ошанин) Рвутся кони Аничкова моста.
Скованные бронзой навсегда.
(.В. Луговской)
Студент определяет размер: стихотворение JI. Ошанина написано четырехстопным ямбом, следовательно, надо сделать ударение "по Аничкову". Стихотворение В. Лугов- ского написано пятистопным хореем, здесь должно произноситься "Аничкова". В стихах Ошанина и Луговского отразился спор, который часто возникает при упоминании Аничкова моста. Есть много приверженцев произношения фамилии Аничков с ударением на первом слоге, не меньше сторонников и произношения Аничков — с ударением на втором слоге.
Вариантность произношения слова в жизни породила и различие произношения в стихах поэтов.
Кроме сопоставления двух разных текстов с одним и тем же словом, полезно подобрать примеры, которые развивают чувство ритма стиха и одновременно языковое чутье будущих актеров и режиссеров, учат их верному литературному произношению.
Все это было немножко досадно И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела.
Чтобы я читал ей вслух "Макбегя".
(А. Блок)
"Макбета" рифмуется здесь с "нелепо" (акустическая, или ассонансная рифма). Внимание учащихся будет обращено на верное произношение "Макбет". В театре нередко встречается неправильное произношение "Мйкбет". Сторонники такого произношения утверждают, что, поскольку слово Макбет — английского происхождения, оно должно произноситься с ударением на первом слоге. Это не так. Во-первых, не все слова в английском языке произносятся с ударением на первом слоге (control, disturb, flagitious). Во-вторых, "мак" — частица, указывающая на дворянское происхождение семьи "Бет". И в Англии произносится Макбет, то есть ударение падает на второй слог.
168

Полезно приводить и примеры отхода от литературного произношения в сторону просторечья или устаревшего сегодня произношения, что поэты применяют для социальной характеристики персонажа или для передачи колорита, аромата эпохи. Это воспитывает у студентов чуткость к стилистическим оттенкам речи.
На неприступный Измаил Ведя палки под вражьи клики.
Он барабанный бой ценил Превыше всяческой музыки.
(К, Симонов)
Здесь слух улавливает тенденцию к расположению словесных ударений на четных слогах (четырехстопный ямб). Выделенное слово надо произнести поэтому "музыки", с ударением на втором слоге. Так произносили это слово в XVIII—XIX веках: "Музыки грохот, свеч блистанье", "Одной любви музыка уступает". Современное произношение — "музыки", но К. Симонов в исторической поэме применяет для создания речевого колорита прежнее произношение.
С той поры тот москвич поразумнел:
И наряды он мне отмечал,
И выписывал новый инструмент.
А как б}ято не замечал.
(Е. Евтушенко. "Братская ГЭС")
Литературное произношение требует в этом слове ударения на последнем слоге. Но Евтушенко нарушает литературное произношение для речевой характеристики бетонщицы; ударение на втором слоге подсказано размером — трехстопным анапестом. Предлагаем студентам прочитать на занятиях по сценической речи следующие тексты. В них подчеркнуты слова, ударение в которых должно быть подчинено ритмической инерции стиха. Читая тексты, студенты, разумеется, должны понять, ради чего произносится ими текст, должны действовать словом и одновременно соблюдать ритм стиха, держать строку. В конце приведенных здесь примеров выделенные слова написаны с тем ударением, которое диктует ритмическая структура стиха. Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны Приехать завтра до рассвета.
Взвести друг на друга курок И метить в ляжку иль в висок.
(А. С. Пушкин) На лазоревые ткани Пролил пальцы fiarpmen.
В темной роше, на поляне,
Плачет смехом бубенец.
(С. Есенин) Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений Он из опалы исключил...
Какая мудрость в каждом сочлене нье Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость — перья грызть!
Быть хоть йена ion го с собой в согласье И поражаться своему уму!
Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?
Ен-богу, Пушкин, все равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу — ты свободен.
В России, в Болдине, в карантине...
(Д. Самойлов) Вы были при Державине,
Вы бьши при Некрасове,
Вы былн при Никитине,
Вы были при Толстом,
О вы — подобны лавине?
И как вас ни выбрасывай,
Что новое нн вытяни, —
Вы проситесь в мой том.
(.И, Северянин. “Поэма о старых размерах,г) Марина
Часы бегут, и дорого мне время —
Я здесь тебе назначила свиданье Не для того, чтоб слушать нежны речи Любовника. Слова не нужны. Верю,
Что любишь ты; ио слушай; я решилась С твоей судьбой н бурной н неверной Соединить судьбу свою...
(А. С. Пушкин. "Борис Годунов") А л ь б е р
О! мой отец не слуг н не друзей В них видит, а господ; и сам им служит.
И как же служит? как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленной конуре Живет, пьет воду, ест сукие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
А золото спокойно в сундуках Лежит себе. Молчи! когда-нибудь Оно послужит мне, лежать забудет.
(А. С, Пушкин. "Скупой рыцарь") ДонГуан
Счастливец! он сокровища пустые Принес к ногам богини, вот за что Вкусил он райское блаженство! Если б Я прежде вас узнал, с каким восторгом Мой сан, мои богатства, все бы отдал,
Все за единый благосклонный взгляд;
Я был бы раб священной вашей воли,

Все ваши прихоти я 6 изучал,
Чтоб их предупреждать; чтоб ваша жизнь Была одним иолшеДством беспрерывным.
(А. С. Лушкин. "Каменный гость")
Председатель
Клянись же мне, с поднятой к небесам Увядшей, бледною рукой — оставить В гробу навек умолкнувшее имя!
О,              если б от очей ее бессмертных Скрыть это зрелище! Меня когда-то Она считала чистым, гордым, вольным —
И знала рай в объятиях моих...
Где я? Святое чадо света! вижу Тебя я там, куда мой падший дух Не досягает уже...
Женский голос
Он сумасшедший, —
Он бредит о жене похороненной!
(А. С. Пушкин. “Пир во время чулы")
Арбенин
Надейся к мечтай — вдали надежды много,
А в прошлом жизнь твоя бела!
Ни сердца своего, ни моего ие зная.
Ты отдалася мне — и любишь, верю я,
Но безотчетно, чувствами играя,
И резвясь, как дитя.
(М. Ю. Лермонтов. "Маскарад")
Нина
Мой муж меня пугает, отчего.
Не знаю! он молчит, и странен взгляд его,
(Служанке)
Мие что-то душно; верно от корсета —
Скажи, к лицу была сегодня я одета7 Ты права, я бледна, как смерть бледна;
Но в Петербурге кто не бледен, право?
Одна лишь старая княжна,
Н то — румяны! свет лукавый!
(Л/. Ю. Лермонтов. "Маскарад")
Фамусов
Сергей Сергеич, к нам сюда-с,
Прошу покорно, здесь теплее;
Прозябли вы, согреем вас,
Отдушиичек отвернем поскорее.
(А. С. Грибоедов. “Горе от ума")

Словесные ударения в подчеркнутых словах: Друг на друга (четырехстопный ямб) Багрянец (четырехстопный хорей) Издйвна (четырехстопный ямб) Корысть, ненадолго, за полночь, счастлив, в карантине (пятистопный ямб) Лавине (четырехстопный ямб) Не нужны (пятистопный ямб) Конуре (пятистопный ямб) Волшебством (пятистопный ямб) С поднятой, похороненной (пятистопный ямб) Рёзвясь (вольный разностопный ямб) Ты права (вольный разностопный ямб) Отвернем (вольный разностопный ямб)
После того, как студенты научились в подчеркнутых словах подчинять словесное ударение ритмической инерции стиха, полезно неожиданно предложить тексты, в которых непременно присутствуют такие контрольные слова, но слова эти не подчеркнуты. Это позволит выяснить, насколько развили в себе будущие актеры и режиссеры чуткость к ритму стиха. Чаще всего в результате практических занятий по стиху, упражнений на освоение законов стиха у студентов уже достаточно развито чувство ритма стиха, и они сделают в контрольном слове верное словесное ударение. Итак, можно предложить следующие тексты:
Домовой
Что вечерняя красная зорюшка Догорает, чуть краюшком теплится, Загораются частые звездочки, Рассаждаются по небу чистому. Докачалисъ головки, домаялнсь До пуховых цветных нэголовьицев. Ходит сон по сеням, по новым дрема. Ты пещи, сон-дрема, в головах постой!
(Л. И. Островский. "Воевода")
Домовой
Ты на счастье, на радость рожоная,
Не про старого мужа рошеная,
Старнку-то чернеть да горбы растить.
А тебе-то алеть .спел ой ягодкой.
Я поглажу тебя лапой бархотной На богатство, на радость с милым дружком. Тихий сои — угомон ясным гааэъщькам,
В изголовье тебе грезы девичьи.
(А. Н. OrmporicKitu. "Воевода ")
Габриэль
... Но кто Задумался хоть раз о мужике?
О том, чтоб дать ему немного волн

От кабалы, от крепостного зла?
Болотников — тот думал. Ну, а вы.
Чудесный князь Пожарский? Вы-то как?
Вы подымаете родную Русь Супротив ляха. Верю: победите!
А дальше что?
(И. Сельвинский. "Царевна-Лебедь")
В 1 примере учащиеся должны произнести: по небу, по сеням, по новым дрема, сон-дрема (трехстопный анапест, ударения на 3, 6, 9 слогах).
Во 2 примере: рожоная, с милым, девичьи (трехстопный анапест, ударения на 3, 6, слогах).
В 3 примере: супротив (пятистопный ямб, ударения на четных слогах).
Задание: найти и переписать стихотворные тексты, в которых встречаются слова с устаревшим в наши дни словесным ударением (либо с ударением, сознательно подчиненным автором ритмической инерции стиха). На уроке по сценической речи прочитать тексты вслух (желательно наизусть), подчинив ударение в слове ритму стиха.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИФМ (КЛАУЗУЛ), ХАРАКТЕРА РИФМОВКИ
Определить характер клаузул
Ветки темным балдахином свешивающиеся.
Шумы речкн с дальней песней смешивающиеся,
Звезды в ясном небе слабо вздрагивающие,
Штампы роз свои цветы протягивающие,
Запах трав, что в сердце тайно вкрадывается.
Теней сеть, что странным знаком складывается,
Вкруг луны живая дымка газовая,
Рядом шепот, что поет, досказывая.
Клятвы, днем глубоко затаенные,
И еще, — еще глаза влюбленные.
Блеск зрачков при лунном свете белом,
Дрожь ресниц в движении несмелом,
Алость губ, не отскользиувших прочь,
Милых, близких, жданных... Это — ночь!
(В, Брюсов. “Ночь")
Задание: найти и переписать стихотворные тексты с различными клаузулами. Осмысленно и соблюдая ритм стиха, прочитать эти тексты вслух (желательно наизусть).
Определить характер рифмовки Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины Ты украшением была?
(М. Ю. Лермонтов) В ауле, на своих порогах Черкесы праздные сидят.
Сыны Кавказа говорят
О бранных, гибельных тревогах.
(Л. С. Пушкин)
Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стьща,
Как желтый одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость вам и мне.
(А. Ахматова) Стародавней Ярославне тихни ропот струн:
Лик твой скорбный, лик твой бледный, как н прежде, юн.
Раным-рано ты проходишь по градской стене.
Ты заклятье шепчешь солнцу, ветру и волне.
Полететь зегзицей хочешь в даль, к реке Каял,
Где без сил, в траве кровавой, милый задремал.
Ах, о муже господине вся Твоя тоска!
И, крутясь, уносит слезы в степи Днепр-река,
Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
Лнк Твой древний, лик Твой светлый, как и прежде, юн.
Иль певец безвестный, мудрый, тог, кто в "Слове" пел.
Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
Или русских женщин лики все в тебе слиты?
Ты — Наташа, ты — н Лиза, и Татьяна — ты)
На стене ты плачешь утром... Как светла тоска!
И, крутясь, уносит слезы песнь певца — в века!
(в. Брюсов)
Задание: найти и переписать стихотворные тексты, отличающиеся друг от друга характером рифмовки. На уроке по сценической речи прочитать эти тексты вслух (желательно наизусть), ощущая ритмико-интонационное своеобразие стиха, передавая его мысль.
<< | >>
Источник: Козлянинова И.П., Промптова И.Ю.. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС»  — 511 с.. 2002

Еще по теме ОСВОЕНИЕ ЗАКОНА АВТОРСКОГО УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ:

  1. Авторское ударение в слове
  2. Источники авторского права и смежных прав. Основные положения Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. Бернская, Римская и Женевская конвенции. Место РОССИИ в региональной (СНГ), европейской и международной системах охраны авторских и смежных прав
  3. СМЫСЛОВОЕ УДАРЕНИЕ
  4. 2.3.1.1. Побочные ударения
  5. §1. Авторское право § 1.1. Охрана авторских прав иностранных лиц в России
  6. 1.1.1. Рифма слева от ударения
  7. 4.5.4 О «слове примирения»
  8. ПЕРВОЕ Р В СЛОВЕ PIPA
  9. БУКВА I В СЛОВЕ PIPA — РАССПРОСЫ
  10. § 2. Авторское право дореволюционной России Авторское право возникло в России только в начале XIX века, притом в необычайно урезанном виде 1. Н
  11. Мельников В.Н.. На честном слове и на одном крыле. Аналитический обзор, 2003
  12. Освоение бассейна верхней Оби
  13. Глава 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ
  14. РОЛЬ ВЕРХНЕВОЛЖСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ В ОСВОЕНИИ РУССКОГО СЕВЕРА (IX—XV вв.)
  15. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ В ИСКУССТВЕ АКТЕРА И ХУДОЖЕСТВЕННОМ СЛОВЕ
  16. Освоение бассейна нижнего и среднего Енисея
  17. Первые шагик освоению Русской Америки