<<
>>

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

  Под физиологическими свойствами речевого голоса понимают такие свойства голоса, которые вызывают в органе слуха человека соответствующие ощущения. Сила речевого голоса регулируется в значительной степени произвольно и зависит главным образом от напора выдыхаемого воздуха, силы смыкания и амплитуды голосовых складок.
Значительное влияние на силу речевого голоса оказывают и резонатор- ные полости речевого аппарата, которые усиливают звук. Тембр речевого голоса обусловливается присоединением к основному тону издаваемого звука обертонов (добавочных тонов). Тембр речевого голоса зависит от анатомического устройства речевого аппарата и умения пользоваться резонаторными полостями.
"Индивидуальный тембр голоса определяется прежде всего особенностями строения и функций гортани данного человека. Размеры гортани и голосовых складок, мощность мускулатуры гортани, тонус мышц, как и мышц дыхательного аппарата, наконец, смыкание связок — все это создает неповторимые индивидуальные отличия одного голоса от другого"*. Высота речевого голоса зависит от частоты колебания голосовых складок, получивших импульс от центральной нервной системы. Изменения высоты речевого голоса обеспечиваются работой мышечного аппарата. Диапазон (объем голоса) зависит от количества речевых тонов. Диапазон взрослого человека при разговоре А—5 тонов, у детей диапазон значительно меньше — 2—3 тона, причем диапазон мальчиков и девочек почти не отличается друг от друга. Диапазон речевого голоса может увеличиваться с возрастом и в процессе правильной тренировки.
К профессиональным свойствам речевого голоса драматического актера, чтеца, диктора, лектора и т.д. можно отнести звучность, красоту, легкость, силу, гибкость, полетность, плавность, мелодичность, владение регистрами и способность длительное время выдерживать профессиональную нагрузку без усталости речеголосового аппарата.

"Такой речью от природы мало кто обладает, и для большинства людей нужна ее специальная обработка, приспособление для профессионального звучания — постановка голоса. От поставленного голоса требуется прежде всего повышенная степень разборчивости, а также большая звучность, громкость голоса"[************].
В профессиональном речевом голосе различают высокий речевой голос и низкий речевой голос. На практике высокий и низкий речевой голос встречается как у мужчин, так и у женщин. Причем певческий тип голоса не всегда совпадает с речевым.
Высокий речевой голос всегда определяется хорошим звучанием в верхнем и среднем регистрах и неудобством в нижнем регистре.
Низкий речевой голос определяется хорошим звучанием в низком и среднем реги- страх и неудобством в верхнем регистре,
"Успехи в развитии и воспитании голоса зависят от наличия данных, от способности ученика и методики обучения.
"Есть голоса богатые от природы. Для актера этого недостаточно. Для него важно не только этот природный дар иметь, но и суметь его сохранить. А самое главное — уметь им пользоваться, владеть им. Если актер не владеет своим голосом, если голос не подчиняется его воле, темпераменту и нервам, то никакие эмоции и мысли не могут быть им выражены полностью, со всей тонкостью и богатством творческого замысла" .
<< | >>
Источник: Козлянинова И.П., Промптова И.Ю.. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС»  — 511 с.. 2002

Еще по теме ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА:

  1. НЕДОСТАТКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  2. ПЕВЧЕСКИЙ И РЕЧЕВОЙ ГОЛОС
  3. РЕЗОНИРОВАНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЯ В РАБОТЕ НАД ВОСПИТАНИЕМ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  4. РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  5. РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  6. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРИГЛОТОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОНОРНЫХ СОГЛАСНЫХ М, Н, Л, Р В РАБОТЕ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  8. Глава 2 РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  9. ПРОБЛЕМА МЫСЛЕННОЙ (ВНУТРЕННЕЙ) РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  10. ВЛИЯНИЕ ОСАНКИ НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  11. ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ГОРТАНИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА
  12. ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА