КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ МОРАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ


Ты не только будущий труженик, но и воин. С малых лет готовься к воинской службе. Будь выносливым, терпеливым, не бойся трудностей. С детства учись быть верным слову. Верность слову — нравственная доблесть, которую ты должен сам в себе развивать.

«Сам погибай, а товарища выручай» — в этом правиле народной мудрости глубокий моральный смысл. Будь благородным в дружбе. Оставить товарища, друга в беде — позор. Отказаться от дружбы, если друг твой допустил ошибку, — бесчестно.
Посвятить свою жизнь защите Отечества — честь юноши.
Ты встретил человека на костылях и с медалью на груди. Поклонись инвалиду Великой Отечественной войны. Он грудью защитил твоих детей. Благодаря ему ты живешь на свете — счастливый и свободный. Встретив воина, офицера Советской Армии, поклонись им — они защищают твою жизнь. Они на страже нашего покоя и счастья. Армия —

могучий щит и меч нашего Отечества. Щит должен быть всегда прочным, а меч — острым. Мы не собираемся ни на кого нападать, но, если нападут на наlt;^ мы должны уничтожить врага.
Береги семейные реликвии Великой Отечественной войны: письма твоего деда и прадеда, медали и ордена, фотографии. Это честь и гордость твоего рода.
Береги и почитай памятники старины. История нашего народа — это твое духовное богатство. Передавай внукам и правнукам предания рода своего, рассказы о подвигах и заслугах своих предков.
Моральная подготовка к воинскому долгу начинается с дружбы, верности, честности, непримиримости к злу, готовности защищать свои убеждения.
Воспитание чувства подлинной дружбы — сфера самых тонких движений человеческой души, и в прикосновениях к этим движениям педагогу надо быть особенно чутким, тактичным, вдумчивым. Надо Помнить, что в детской и юношеской среде свои законы дружбы и верности, и, если учитель хочет быть мудрым повелителем сердец, он не должен нарушать эти законы. Ребенок с ярко развитыми, достойными человека желаниями во имя дружбы и товарищества готов на всё; эту благородную готовность надо беречь, развивать, оберегать от эгоизма и себялюбия.
Верная служба Родине, выполнение воинского долга, строгая дисциплина и ответственность — всё это немыслимо без чистосердечной, преданной дружбы. Хочется посоветовать учителям: как самые нежные и хрупкие цветы, берегите детскую и юношескую дружбу, стремление к взаимопомощи. Дружба — это школа воспитания благородных чувств. Верность дружбе, преданность другу побуждают детей * подростков, юношей к самоотверженным поступкам. В проявления* детской и особенно юношеской дружбы всегда есть что-то кажущееся' учителю недопустимым или по меньшей мере странным. С этим «недопустимым» приходится мириться, проявляя снисходительность и великодушие. Я много раз наблюдал случаи, описанные в рассказе «Самая трудная контрольная». Там, где речь идет о честной, преданной дружбе, недопустимы придирчивость и педантичность.
Воспитывать в каждом питомце душевные богатства, необходимые для благородной, требовательной, преданной, щедрой дружбы, — одно из самых тонких прикосновений воспитания к самым чувствительным уголкам индивидуальности. Мы стремимся к тому, чтобы в коллективе подростков и юношества утверждались Законы дружбы, выработанные многими поколениями людей, прошедших нашу школу. Эти законы сами по себе являются большим нравственным достоянием коллектива. Мы разъясняем их подросткам и юношеству, стремясь возвысить благородство человеческой верности, преданности, требовательности, долженствования. Вот эти законы. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе — это значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания: Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту —г это значит нравственно готовить себя к предательству. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба — это нравственное обогащение человека; обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее. Знай, что, имея верного друга, ты ежечасно, ежеминутно не только видишь сам себя, но и оставляешь свою душу открытой перед тем, кому ты веришь. Дружба — это прежде всего вера в человека, требовательность к нему и долженствование. Гармоническое слияние этих трех начал дает ни с чем не сравнимое счастье духовного общения с близким по духу и идеалам человеком. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен. Дружба и эгоизм непримиримы и несовместимы. Дружба учит человека отдавать духовные силы и богатства, заботу. Когда у тебя появляется верный и надежный друг, ты становишься человеком, остро заинтересованным в том, что делается в мире, какие люди окружают тебя, что для них свято и дорого, чем они живут, в чем видят радости, что любят и что ненавидят. Дружба учит преданно любить и стойко, мужественно ненавидеть и быть непримиримым. Дружбу я бы назвал вершиной, с которой перед человеком открываются мельчайшие детали доблести и красоты, пошлости и уродства. Дружба дает человеку зоркость на добро и зло. Дружить — значит быть прилежным, старательным учеником в школе требовательности. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию. Дружба — могучий и неисчерпаемый источник доблести, мужества, стойкости. Человек остается непобедимым в самых трудных условиях главным образом потому, что он чувствует плечо соратника. Умей жить так, чтобы уже в отрочестве и ранней юности познавать счастье единомыслия, счастье стойкости и несгибаемости в едином строю со своими друзьями. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Наиболее ярким выражением духовной активности человека является преданность идеям, идеалам, борьбе. Мудрость коммунистического воспитания и самовоспитания заключается в том, чтобы люди уже в годы отрочества и ранней юности умели объединять свои ,силы во имя преданности, верности, несгибаемости, воли к победе. Дружба лишь тогда могуча и облагораживающа, когда она является маленьким ростком идеала, из которого вырастает могучая поросль жизненной цели. Верная дружба немыслима без мечты о будущем. Умей видеть себя вместе со своим другом на том поле Отечества, которое открывается перед тобой. Пусть дружба будет для тебя ярким светом, озаряющим цель жизни. Юность без верной, преданной дружбы убога и пуста. Не умея дружить, ты обкрадываешь себя. Годы юности, озаренные яркой, духовно насыщенной дружбой, — это духовная энергия всей твоей жизни. От того, что^гы сумел создать в годы юности и взять с собой в зрелые годы, зависит счастье твоего бытия всю жизнь. Самое главное, что создается человеческой дружбой, что должен создать ты вместе со своим единомышленником и соратником, — это приверженность возвышенному, идеальному. Юность, лишенная идейно богатой, озаренной светом единомыслия дружбы, порождает у человека мысль о том, что он серая, безвестная пылинка и его первая задача — как-то приспособиться для добывания хлеба насущного, для создания уютного гнездышка. Мещанская мечта о благополучии, безбедности и сытости — порождение юности, не знающей истинной, богатой идеями дружбы. Дружба воспитывает приверженность возвышенному, идеальному уже потому, что дружбе больше отдают, чем приобретают, и по- настоящему приобретают лишь потому, что отдают; самым богатым становится самый щедрый. Готовность отдать самое дорогое во имя идеала — положить голову в борьбе за счастье человечества — это огромное нравственное богатство доступно лишь тому, кто видит в жизни нечто большее, чем кусок хлеба и уютное гнездышко. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. В дружбе ты проходишь подлинную школу бескорыстия. Дружба дает тебе ни с чем не сравнимую радость оттого, что ты отдал. Дружба, по существу, открывает нам истинный смысл жизни. Друг, если только это настоящая дружба, становится частицей тебя самого. Если ты видишь в друге что-то плохое, недостойное вашего единомыслия, вашей приверженности идеальному, скажи ему откровенно об этом. Не заявляй во всеуслышание, перед коллективом, о пороках или ошибках друга в надежде на то, что это исправит его. Это все равно что бичевать самого себя. Ты должен быть самым строгим и самым справедливым, самым мужественным и самым неумолимым судьей своего друга. Взаимная ответственность, озаряющая вашу дружбу, является важнейшим истоком верности, преданности. Вместе с тем взаимная ответственность побуждает к самовоспитанию — совершенствованию себя своими собственными силами. Стыдно самому перед собой — это чувство тонко развито у того, кто знает подлинную дружбу. По-настоящему испытывает стыд перед собой тот, кто видит себя не только своими собственными глазами, но и глазами друга. Если бы человек жил, как в пустыне, в полном одиночестве, он не знал бы вообще, что такое стыд и совесть. Самовоспитание, самосовершенствование — это не саморазвитие цыпленка в яйце под теплым крылышком наседки. Это сложное человеческое сознание и чувствование того, что не я один смотрю сам на себя; зорко смотрит на меня и видит меня мой верный друг. Наиболее способным к самовоспитанию становится тот, кто имеет надежного, верного друга, умеющего не только мужественно помочь, вступиться за тебя, но и мужественно ненавидеть зло, быть непримиримым к злу. Эта настоящая верность и преданность друга имеет особенную, неоценимую ценность в сложных, трудных, порой трагических условиях воинской службы. Без дружбы — преданной, верной, требовательной, долженствующей — немыслим коллектив. Самый крепкий, идейно стойкий коллектив там, где дружба озарена приверженностью к идеальному, ясностью жизненной цели, строгой требовательностью и непримиримостью к злу. Дружба — это глубинные течения реки; у них — свои закономерности, без этих течений немыслимо и то, что на поверхности.
Наиболее чутким к общественному мнению коллектива является тот, кто связан с другим человеком узами подлинной дружбы. Быть требовательным в дружбе — это значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба: приверженность возвышенному и идеальному, готовность и умение отдавать и находить в этом высшее счастье духовной жизни. Отступничество — самый подлый порок, ненависть и непримиримость к которому должны воспитываться каждым шагом школьной жизни, каждым выражением человеческих отношений. Беспринципность опустошает дружбу; если у вас нет единства духа, идеалов, взглядов, убеждений; если вы не умеете единодушно любить и ненавидеть; если вас влекут црут к другу только скука и одиночество, вы потеряли дружбу или вообще не имели ее. Из кирпичиков прочной, идейно богатой дружбы строится то, что я бы назвал нравственной силой коллектива. Чувство долга и ответственности перед коллективом тесно связано с чувством стыда: только тот, кому хочется, видеть себя морально достойным высоконравственной, красивой дружбы, обладает большой чуткостью к тому, что говорят и думают о нем люди. Есть условия, определяющие создание коллектива; при отсутствии этих условий коллектив вообще немыслим, что бы мы ни делали. Этими условиями являются: богатство духовных, нравственных, идейных интересов и запросов личности, высокая требовательность человека к человеку; тонкое развитие в каждой личности важнейшей человеческой потребности — потребности в духовном общении с другим человеком, умение отдавать свои духовные силы и переживать в связи с этим счастье. Если этими качествами обладает каждый, индивидуальности связываются прочными нитями духовных, идейных связей, и эти связи, по существу, и являются одной из граней коллектива.
Наш педагогический коллектив твердо убежден, что осуществление этих Законов дружбы является одним из важнейших элементов воспитания будущего воина. Подготовить человека к защите Отечества — это значит не только дать ему образование, необходимое для того, чтобы владеть могучим современным оружием, не только утвердить в нем чувство непримиримости к врагу. Огромную роль играет воспитание духовной готовности к идейному, боевому, ратному содружеству и братству. Братство по оружию невозможно без братства по убеждениям, по идеалам. Большой заботой каждого воспитателя является духовная подготовка к дружбе — преданной, верной, требовательной и долженствующей. Самое главное в этой подготовке — мудро и умело ввести маленького человека в мир общественных интересов. Настоящим другом может стать лишь тот, кто близко принимает к сердцу то, что не связано с удовлетворением личных потребностей.
С малых лет надо формировать мужество — это одна из самых ярких граней воспитания духовной готовности к защите Родины. Уходя своими корнями в детство, мужество слагается из множества, казалось бы, незаметных черточек, которые проявляются в поведении, во взаимоотношениях как среди ровесников, так и младших со старшими. Нам, родителям и воспитателям, надо помнить, что в семейной и школьной жизни есть подводные камни, представляющие собой — это можно сказать без преувеличения — смертельную опасность для души, в которой нужно воспитать мужество. Этими камнями являются и беззаботность, и порой мещанство, обывательское «моя хата с краю» старших, и, что особенно часто бывает, неумение воспитывать.
Большую угрозу для воспитания мужества представляет пустословие, отсутствие единства слова и дела. Все фальшивое, показное развращает душу, порождая подлость, отступничество и другие низменные побуждения. Святым правилом школы должно быть: ни одно слово пусть не произносится впустую, ни одно обещание пусть не дается для красного словца, ни одно дело не надо начинать, если оно не будет завершено, ни одно усилие, затраченное детьми, не должно оцениваться выше, чем оно того заслуживает.
Совершенно недопустимо, что дети бросают слово на ветер, а педагоги иногда побуждают их к этому. Не надо учить детей и подростков произносить красивые слова. Надо учить делать красивые дела. Как огня бойтесь того, чтобы дети говорили чужими словами, излагали заданные мысли. Нежнейшие корешки мужества — это привычка говорить только то, что думаешь, обещать лишь то, что духовно готов выполнить. Не надо приучать маленьких детей говорить по шпаргалкам, как, к сожалению, делается в некоторых школах: малыши заучивают приветствия по случаю праздников и торжеств и декламируют малопонятные им или вовсе не понятные слова. Присутствующие умиляются только потому, что эти слова произносят маленькие дети; если бы вместо детей на сцене выстроили взрослых, в зале царила бы скука. Детство любит игрушки, но мстит нам, взрослым, если мы превращаем детей в игрушки. Может быть, кому-то это кажется маленькой ошибкой, но в самом деле это страшная вещь: вкладывать в уста маленького человека вместо доступной для него сказки, песни святые слова, которых он еще не может постигнуть. Умиляясь тем, как малыш произносит эти слова, отец и воспитатель потом, через несколько лет удивляются: откуда у детей легкомыслие, равнодушие, а иногда и подлость?
Мужественным, бесстрашным человеком станет только тот, кто с детства научился дорожить своим гражданским достоинством — это первый закон воспитания мужества. А гражданское достоинство заключается в единстве мысли и дела, слова и поступка. Мужество на поле боя, в поединке с жестоким и непримиримым врагом имеет своими тончайшими корнями мужество мысли, духа, слова, выражающееся в нетерпимости к молчаливому равнодушию, обману, лицемерию, боязни «вмешаться не в свое дело». Я считаю исключительно важной воспитательной задачей: с первых шагов своей жизни в коллективе каждый питомец должен учиться мужественно думать. Всё, что происходит и рядом с тобой, и далеко в огромном мире борьбы добра и зла, социальной справедливости и угнетения, — всё касается тебя, юный гражданин, до всего тебе есть дело, всё ты должен принимать близко к сердцу, обо всем думать, думать, думать. Мужественно думать — это значит прежде всего ненавидеть всей душой зло, несправедливость, нести в своем сердце, как неугасимый огонек, возмущение злом, несправедливостью, беречь этот священный огонек от тьмы равнодушия, духовно готовиться к столкновению с противником. Мужественно думать — это значит чувствовать, что я не могу жить спокойно, пока в мире есть зло, а самое большое, нетерпимое зло нашего времени — это порабощение, угнетение человека человеком, война, рождение человека для того, чтобы исчезнуть бесследной пылинкой. Детство наших питомцев радостно и беззаботно, общество наше дает своей детворе с каждым годом все больше материальных и духовных благ. Но ни на одну минуту наши дети не должны забывать, что в мире есть горе, нищета, страдания, сотни миллионов людей голодают, до сих пор человека продают в рабство, арсеналы войны наполнены смертоносным оружием, которого достаточно для того, чтобы уничтожить на земле все живое. Воспитывать надо так, чтобы все это порождало не чувство бессилия и обреченности «маленького человека», а гражданскую готовность бороться за торжество добра, справедливости. Мужество мысли — это устремленность в будущее. Человек не будет чувствовать себя безвестной пылинкой лишь тогда, когда он духовно готовится к столкновению с жестоким противником — социальной несправедливостью общественного строя, несущего угнетение, голод, войну. Духовная готовность отдать свою жизнь во имя этой справедливой борьбы необходима вовсе не для того, чтобы уметь мужественно умереть. Она необходима для того, чтобы, презирая опасность, воспитывая в себе бесстрашие, будучи духовно готовым ко всему, мужественно выстоять, победить.
Там, где воспитатель учит детей мужественно думать обо всем, что происходит в мире, растет человек с чутким гражданским сердцем, с сознанием борца, непримиримого к злу.
Как священный огонь жизни, берегите эту чуткость и непримиримость. Рассказ «Вы ведь выросли, папа» — о событии, которое заставляет нас, воспитателей, глубоко вдуматься в самую сущность воспитания, особенно в проблему: как уберечь истоки мужества от замутне- ния, от опасности поглощения их мещанским болотом равнодушия? Если мы хотим, чтобы в душе маленького гражданина неугасимо горел огонек ненависти к социальному злу, мы сами должны озарять и согревать каждый шаг его жизни таким же мужественным огоньком. Вокруг ребенка не должно быть обстановки равнодушия.
Маленький человек, каким бы слабым и беззащитным он ни был, не должен чувствовать себя слабым и беззащитным — это второй закон воспитания мужества. Как очень большой опасности бойтесь того, чтобы эти живучие семена — чувство своей слабости и беззащитности — не взошли ростком жалостливой любви к самому себе. Каждому воспитателю надо помнить замечательные слова Ф. Э. Дзержинского: «Если любить только себя, то с приходом тяжелых жизненных испытаний человек проклинает свою судьбу и переживает страшные муки. А где есть любовь и забота о других, там нет отчаяния» (Дзержинский Ф. Э. Дневник заключенного. Письма. М., 1967. С.33). Маленький человек должен чувствовать себя сильным, способным защищать других — вот в чем один из секретов воспитания. Воспитывает мужество не созерцательная, пассивная любовь, не умиление, а труд, одухотворенный любовью. Мужественным делает человека мысль: вокруг меня — множество слабых; мне стыдно даже подумать о том, что я беззащитный. Слабые нуждаются в моем заступничестве. Я должен быть готовым в любую минуту драться с обидчиками слабых.
Тот не будущий солдат, не воин, не храбрец, если в годы детства и особенно отрочества он не сражался с обидчиком слабого, сам грудью своей не закрыл беззащитного. Воспитание мужества требует, чтобы духовные силы всегда в человеке были неизмеримо больше сил физических, лишь при этом условии он становится мужественным и бесстрашным, храбрым и безбоязненным. Дисгармония между телом и духом, когда энергия, таящаяся в руках, в ногах, спит под влиянием бездеятельного, слабого духа, — эта дисгармония является большой опасностью для всего воспитательного процесса. С самого «нежного» возраста, с детского сада надо воспитывать в человеке гармонию между телом и духом — преобладание силы духа.
В воспитании мужества мы видим становление подлинного мужчины, сильного, бесстрашного и безбоязненного, нравственно благородного, непримиримого к злу и великодушного. Воспитание мужества — это сложнейший процесс формирования силы духа, прежде всего воли, умения приказать себе, заставить себя.
С первых шагов школьной жизни мы учим своих питомцев властвованию духа над телом — в этом заключается один из интереснейших моментов воспитания и самовоспитания.
Силы твои могут быть слабые и ограниченные, учим мы своих питомцев, но, если ты умеешь властвовать над физическими силами своим духом, волей, стремлениями, ты будешь непобедимым и несгибаемым. Человек — это воля человеческая, воля к победе над трудностями и сложными, подчас драматическими ситуациями. Воспитывай в себе с малых лет волевую устремленность, стойкость и выдержку. Не поддавайся отчаянию и унынию. Будь властелином над своими побуждениями, страстями, желаниями, чувствами, настроениями, влечениями. Сила воли превращает искру физических сил в могучее пламя, слабость воли гасит огонь физических сил и они превращаются в холодный пепел. Мужество — это подлинная красота духа и тела, убеждений и поступков. Мужество делает человека могучим и добрым, сильным и ласковым.
На протяжении многих лет у нас выработались определенные правила воспитания мужества. Мудрость и искусство воспитания настоящего человека мы видим в том, чтобы эти правила были не только нашими инструментами — средством воздействия на юные души, но и самой сущностью духовной жизни детей, подростков и юношества. В становлении мужества воспитание лишь тогда обретает свою силу, когда оно органически сливается с самовоспитанием. Мы воспитываем в маленьком человеке способность чувствовать полноту духовных сил в связи с тем, что он, властвуя над собой, проходит школу духовной закалки. Чувство удовлетворения, гордости, переживаемое в связи с этим, — это та замечательная черта духовной жизни личности, без которой не может быть и речи о становлении мужества. Источник этого чувства в том, что, понимая правило воспитания мужества как самую сущность своей жизни, маленький человек сознательно управляет своими поступками — заставляет себя властвовать над собственной волей, становится повелителем сильных, мужественных душевных движений.
Вот правила, которые я стремлюсь сделать теми внутренними законами личности, по которым она строит свою жизнь, распоряжается собственной судьбой. Умей пробудить гнев на себя, злость к самому себе, если тебе что-то не хочется. Не хочется — это опасный враг подлинно человеческого бытия. С не хочется, если оно вышло победителем над надо, должен, требуется, начинается никчемность и безволие. Тот, кто не сумел вступить в единоборство с не хочется, становится рабом лени. Бездумное времяпрепровождение, кажущееся свободой, в самом деле является гнусным рабством духа.
Я убежден, что об этих вещах надо говорить уже с маленькими школьниками — первоклассниками и второклассниками. Именно их дух является податливым и чутким к одухотворению стремлениями к волевым поступкам.
Тебе не хочется подниматься в семь часов, учу я 9-летних детей, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри свое тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй... Ты убедишься, как это радостно — заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть не хочется отступит перед тобой — ты почувствуешь себя хозяином своей воли. Ты постепенно обретешь драгоценное умение — умение желать и повелевать желаниями.
Ты посадил цветы, каждый вечер надо принести от колодца несколько ведер воды, а не хочется, ой, как не хочется. Где-то в уголке твоего сознания зарождается, шевелится, как болотная тина, мысль: ну, что произойдет, если один день не полить? Помни, что эта мысль — страшный враг твой. Разгневайся на себя за то, что ты допустил в свою душу кусочек этого болотца. Выплесни его, заставь себя подавить коварное не хочется.
Такие беседы с детьми — очень нужные поучения и наставления, представляющие собой самую сущность воспитания силы духа. Особенно необходимы такие поучения подросткам и юношам. Многие годы педагогического труда убедили меня, что не должно быть ни одного дня, когда бы ум юного гражданина не углубился в мысли о силе собственного духа.
Тебе надо написать сочинение на сложную тему, учу я подростков. Над ним надо поработать часов десять, не меньше, лишь тогда что-нибудь получится. А тебе хочется сделать работу в один присест — это значит не хочется трудиться. Умей стать беспощадным к себе, возненавидь в себе жалкое, тщедушное чувство боязни настоящего труда. Если ты пойдешь на поводу у этого чувства, ты станешь тряпкой, безвольным существом. Рядом с тобой могут жить и трудиться люди сильной воли, но ничья, даже самая сильная воля не может заставить тебя, если сам ты безвольный. Садись за работу, трудись два часа сегодня, три часа завтра, потом опять три часа, потом еще три часа... Каждая твоя победа над собственным безволием — это уже твоя сила духа. Это уже то, что ты приобрел, завоевал, постиг. Умей гневаться на самого себя, лишь при этом условии ты станешь обладателем бесценного духовного богатства — радости мужественного поступка. Помни, что безволие, слабость, отступничество начинаются с небольшого твоего отступления перед злосчастным не хочется.
Важно, чтобы дети, подростки, юноши, одухотворенные мыслями о силе собственного духа, с увлечением трудились, воспитывая в себе мужество. Работа духа, воли, желаний — самый сложный и тонкий труд, к нему надо побуждать повседневно, умно, тактично, доброжелательно. В том, чтобы в духовной жизни каждого ребенка, особенно каждого подростка и юноши, была эта работа, я вижу весь смысл своего влияния на юные души. Если нет этой работы, если подросток не приходит ко мне радостный, возбужденный, одухотворенный и не рассказывает о том, как ему удалось заставить себя, как он преодолел не хочется, как почувствовал себя сильным, если в вашей воспитательной работе этого нет, то нет и не может быть никакого воспитания как целеустремленного влияния одного человека на другого. Самые хитроумные, самые изощренные средства требовательности и контроля останутся бессильными, если нет этой одухотворенной высокими побуждениями работы духа, труда души. Кстати, надо остановиться здесь еще на одной важной закономерности воспитания: только человек, овладевший уже в годы отрочества и ранней юности этой тонкой и сложной работой, становится нравственно устойчивым против чуждых влияний. Преодоление не хочется является сознательным стремлением к моральной красоте. Пробуди в себе чувство настороженности, если что-то покажется тебе невозможным, неосуществимым, непреодолимым. Собери все силы своего духа, чтобы невозможное сделать возможным.
Это, по-моему, самое главное правило воспитания мужества. Каждый в годы детства, отрочества, ранней юности должен совершить свой подвиг духа — невозможное сделать возможным, неосуществимое — осуществимым. Без этих настоящих уроков мужества теряют воспитательную силу любые поучения, с которыми воспитатель обращается к юным умам и сердцам. Если же эти уроки есть, слово воспитателя обретает могучую силу.
Подвиг духа — претворение невозможного в возможное — это самая сущность властвования духа над телом.
Мы видим мастерство и искусство воспитания в том, чтобы в обычной, повседневной жизни найти поле для настоящих уроков мужества.
Дети стали учениками. Я показываю, объясняю, истолковываю им мир. Вот виноградник, вот тучная нива, на которой зеленеют всходы пшеницы. А в двухстах шагах от плодородной нивы — бесплодный глинистый участок. Даже бурьян здесь не растет. Это умершее поле, дети. Несколько десятилетий назад оно было таким же тучным черноземом, как и нива, на которой зеленеет пшеница. Почву здесь неправильно пахали, дожди по капельке смывали чернозем, и поле умерло.
Я стремлюсь к тому, чтобы вйдение мира началось для детей с тревоги и озабоченности: а ведь все поля могут умереть, если человек будет неразумным хозяином! Я не боюсь омрачить детство тревожными и горькими мыслями — мужества без тревог и забот не воспитаешь! Боли и горести общества становятся болями и горестями личными — в этом живительная среда для подвига духа. Как это важно, чтобы уже в детские годы человек не мог спокойно уснуть от мысли, что если он, маленький человек, будет бездеятельным, то родная земля станет беднее. Другого пути овладеть детским сердцем нет — только гражданская тревога, гражданская горечь, зовущая к деятельности.
Эту бесплодную, умершую землю надо превратить в плодородную почву. Детям это кажется невозможным. Но их увлекает, одухотворяет вера воспитателя. Рядом с бесплодной глиной на тучном черноземе мы посеяли маки. Цветущее Маковое поле — и рядом умершая почва... ребенок видит эти вещи одновременно для того, чтобы вйдение мира началось с тревоги и озабоченности. Чтобы у маленького гражданина появилось желание трудиться.
Это очень сложная, тонкая, нежная вещь — детское желание трудиться. Без него нельзя воспитать мужество, без него невозможен подвиг духа. Оно возникает тогда, когда в детской душе прочно засела мысль: так не должно быть! Не должно быть поля умершего, должно быть Маковое поле. Воспитание мужества начинается с непримиримости — я в этом твердо убежден. А непримиримость рождает желание увидеть мир лучше. Радость постижима вообще только в том случае, если маленький человек нашел, добыл ее рядом с горечью, если вырастил ее росток из зерна непримиримости. Это одна из очень важных закономерностей воспитания. Подвиг духа, гражданское мужество — дитя.радости труда. И вот рядом с тучной нивой начинается многолетний труд.
Умершее поле должно ожить — эта мысль одухотворяет интересы, устремления. Дети создают плодородную почву. Этот труд нелегкий. На умершее поле дети носят ил, песок, перегной. Ведро, лопата, корзинка, грабли, сапка — самые немудреные инструменты извечного крестьянского труда, с них начинается прикосновение маленького человека к земле, прикасается он к ней не только руками, но и душой. Его волнуют и радуют успехи, огорчают неудачи. Бывают и веселые, радостные дни, бывают и слезы. В первую весну на оживающем поле — бледные ростки маков. Жизнь в почве только пробуждается, маки увядают, не успев расцвести, но, если в детском сознании твердо засело так не должно быть! и так должно быть!, в духовной жизни появляется та тонкая и в то же время крепкая ветвь, которая называется верой.

Вера — это средоточие подвига духа. Без веры в осуществимость замысла, в достижение цели, в свою собственную терпеливость и настойчивость не могут раскрыться силы духа, вообще немыслимо вхождение мужественной борьбы в духовную жизнь. С каждым годом труд приносит все более ощутимые плоды. За шесть, иногда за пять лет маленький участок умершего поля оживает, превращается в плодородную почву. Настоящим торжеством для детей становится та весна, когда на мертвом, когда-то безжизненном пустыре расцветают, как радуги, маки, рождается Маковое поле — детская мечта, в ее осуществлении и заключается подвиг духа. Через год на Маковом поле созревают колосья пшеницы.
Маковое поле — это своеобразный символ. Наша воспитательная цель — чтобы каждый ребенок, образно говоря, создал свое Маковое поле. Если к 12—13-летнему возрасту юный гражданин увидел, как колосится пшеница на почве, которую он создал своими руками, — значит, он совершил подвиг духа. Он пережил ни с чем не сравнимое чувство изумления самим собой, в его сердце пробудилась гордая мысль: невозможное стало возможным.
Эти переживания и чувства — огромное моральное богатство. Корни мужества закладываются там, где это богатство приобретается в годы детства и отрочества. Упущенного ничем не наверстаешь. В подвиге духа творится настоящий человек. Мужество рождается там, где благодаря собственному труду человек увидел мир таким, каким он должен быть.
В 12—13-летнем возрасте начинается второй этап труда, имеющего ярко выраженный характер подвига духа. Каждый подросток берет несколько квадратных метров умершего поля. Цель работы та же — создать плодородную почву, на которой должна колоситься пшеница. Труд этот рассчитывается на 4—5 лет, завершаясь обычно в год окончания школы.
Гражданская одухотворенность, несгибаемость, непримиримость — вот какими нравственными идеями проникнута эта деятельность. Без этого урока мужества мы вообще не представляем воспитания подростков и юношества. Воспитательный смысл этого урока заключается прежде всего в том, что человеку трудно, и это трудно — во имя возвышенной гражданской цели. В глубине души подростка, юноши заложено стремление быть борцом — это одна из истин, игнорирование которой рождает такую социальную беду, как нравственная неустойчивость отдельных молодых людей, нежелание трудиться, склонность к дешевым удовольствиям. Мы стремимся к тому, чтобы стремление к необычному, героическому было озарено благородным гражданским мужеством. Создавая плодородную почву, юный гражданин утверждает то, что должно быть. Годы отрочества и ранней юности наполнены непримиримостью к расточительности, бесхозяйственности, равнодушию. Не просто труд, но труд мужественный, а возвратить жизнь ста квадратным метрам умершей почвы — это требует больших духовных сил, непримиримости и несгибаемости. Умершее поле превращается в Пшеничную Ниву. Сотни раз приходится подростку, юноше подниматься до восхода солнца; он копает и возит на умершее поле ил и перегной, с надеждой и тревогой ожидает пробуждения жизни в почве. Чем больше сил оставляет он в нелегком труде, тем глубже входит этот труд в его духовную жизнь. Земля, труд на ней становится для юного гражданина тем дорогим, глубоко личным, что связывает его стремления с будущим.
В мужественном, нелегком труде, создающем всенародное богатство, рождается единство общественного и личного. В этом творении формируется человек коммунистических взглядов, убеждений, интересов. Нам, воспитателям, большую радость доставляет то, что молодые труженики видят мир глазами граждан, лично заинтересованных в том, чтобы все было так, как должно быть.
Мы, сельские учителя, воспитываем своих питомцев в особых условиях. Колыбелью наших детей, миром, в котором они открывают глаза, познают сами себя, является бесценное народное богатство — плодородная почва. Бескрайние поля тучного чернозема, волнующиеся нивы пшеницы входят в детскую мысль вместе с первым образом, словом, представлением, сказкой. Мы ходим, образно говоря, по драгоценным камням, попираем ногами ценности, по сравнению с которыми золото — ценность преходящая. Величайшее народное богатство — плодородная почва — может войти в сознание юного гражданина как богатство ничье, никому не принадлежащее, не имеющее никакой цены, если маленький человек видит мир только глазами потребителя; в таком вйдении кроется опасность: у человека не будет, как говорят в народе, ничего святого за душой. Если всё дается очень легко — человек расслабляется, помыслы и чувства его обращаются внутрь самого себя, желания ограничиваются удовлетворением собственных потребностей. Если же он мужественно преодолевает трудности, добывая радости бытия собственным трудом, предметом его желаний становится общественное благо. Преодоление трудности — это мужественное возвышение человека на вершину нравственной доблести. Путь к этой вершине должен быть тернистым, и преодолевать его человек должен собственными силами. Мужество недостижимо, если мы будем тянуть питомца за руку или нести его к вершине доблести на руках. Тот, кто не постиг трудного, не способен гордиться тем, что невозможное он сделал возможным. Важнейшая воспитательная миссия сельской школы в том, чтобы земля, плодородная почва осмысливалась и переживалась каждым нашим питомцем не только как ни с чем не сравнимая материальная ценность, но и как мера благородства, чтобы это всенародное богатство было святыней юного патриота. Забота о том, чтобы маленький человек, родившийся в селе, навсегда прирос душой к земле, считал ее великой святыней своего бытия и мерой всех других ценностей, является для нас средоточием гражданского воспитания детей и юношества. Человек по-настоящему воспитывается только тогда, когда с малых лет у него есть гражданские мысли, тревоги, волнения, надежды, радости, горести. Наша система воспитательной работы заключается в том, что ребенок живет в мире гражданских мыслей и дел, в этих мыслях и делах для него — главный источник радостей и огорчений.
Вопрос это исключительно важный, сложный и тонкий. Гражданина, у которого было бы святое за душой, не воспитаешь, если с детства он видит только розовые грани нашего мира, а собственная жизнь представляется ему как сплошное удовольствие. Гражданственность слагается из чувства хозяина, наследника, созданного старшими поколениями, и из чувства ответственности за то, что у нас еще плохо. Мы видим смысл гражданского воспитания в том, чтобы вйдение мира началось для маленького человека с тревоги и озабоченности, чтобы первым гражданским желанием, взволновавшим ребенка, была мысль: так не должно быть! Чтобы эта мысль пробудила чувство непримиримости к злу, безделью, бесхозяйственности, расточительности, заставила маленького человека засучив рукава взяться за дело.
Нельзя себе представить полноценное воспитание подростка, невозможно ввести его сильным и мужественным в раннюю юность, если он в годы раннего отрочества не совершил подвига духа. Жизнь столь богата и бесконечно многообразна, что на каждом шагу есть возможность подвести десятилетнего мальчика к вершине, кажущейся недосягаемой, и сказать ему: штурмуй! Не просто сказать, но позвать его за собой, увлечь, одухотворить, чтобы он в вас чувствовал единомышленника и соратника. Подвиг духа всегда сопряжен с чувством коллектива, сообщества, верной дружбы, товарищества. Умей презирать недостойное. Умей пробуждать в себе чувство гневной нетерпимости, презрения, негодования ко всему, в чем может выразиться равнодушие к злу, малодушие, подлость, хамство. Активное презрение к недостойному само по себе является подвигом духа. На твоих глазах, в твоем присутствии ежечасно совершаются десятки поступков; в отношениях друг к другу люди выражают себя, они всегда то ли утверждают что-то, то ли осуждают; там, где люди определенным образом относятся друг к другу, живут нравственные идеи. Если ты видишь и слышишь, ты уже активный участник этой жизни идей. Тот, кто стремится ничего не видеть и не слышать, быть безразличным к жизни идей, — подлое, тщедушное существо.
Это очень тонкая сторона воспитания мужества. Речь идет о мужестве, бесстрашии, безбоязненности во взаимоотношениях с другими людьми.
С малых лет мы воспитываем у детей презрение к таким ядовитым семенам пороков, как равнодушие и предательство. Исключительно важно, чтобы в юном сердце загорался неугасимый огонь презрения, негодования, гнева, если человек видит это зло. Мы добиваемся того, чтобы питомец наш с малых лет мог безбоязненно сказать в глаза своему ровеснику: ты стоишь над пропастью предательства! Если ты не преодолеешь в себе страха, малодушия, безволия.ты погибнешь!
Дети и подростки очень чутки к добру и злу. У них сильно развито стихийное социальное прямодушие, по которому всё, что происходит вокруг, они резко делят на добро и зло. Их чувство справедливости до того обострено, если только жизнь не дает им губительных уроков равнодушия, что осуждение зла, обмана, подлости, лицемерия в детской и отроческой среде всегда очень яркое и бескомпромиссное. От воспитателя требуется не только уважение детской непримиримости к злу. Эту непримиримость надо оберегать от любых посягательств, хранить ее в чистоте. Никогда не надо гасить бурные проявления негодования, возмущения злом. Это яркое пламя мужества, и, если не дать ему разгореться в детстве и отрочестве, человек вырастет безвольным и равнодушным. Детский и подростковый коллектив и держится, по существу, на изумлении прекрасным и презрении к злу — это могучее, ничем не заменимое нравственно-эмоциональное сцепление личностей. Активное презрение к недостойному — это, образно говоря, мужественная сердцевина коллектива. Нет этой сердцевины — нет и коллектива.
Как важно, чтобы в самых разнообразных отношениях между членами коллектива выражалось столкновение и противоборство идей! Образно говоря, это столкновение и противоборство являются той почвой, о которую до блеска оттачивается лемех мужества, необходимого будущему воину и гражданину. Тихая, невозмутимая жизнь коллектива, без ярких и сильных конфликтов и обострений — опасное свидетельство того, что в юных душах нет напряжения сил, необходимого для становления мужества. Вовлекайте детей в такие дела, чтобы за поступками и отношениями дети чувствовали идеи.
С большой настойчивостью мы учим детей и подростков презирать равнодушие к слабым, беззащитным и особенно к девочке, девушке, женщине.
Если ты прошел равнодушно мимо слабого и беззащитного, если глаза твои остались незрячими, а душа бесчувственной, ты вырастешь жестоким, а жестокость — это слабость, умноженная на подлость. Мужество не имеет ничего общего с жестокостью. Мужественный человек тонко чувствует молчаливый призыв слабого и беззащитного к помощи. Мужество великодушно и нежно. Мужественный человек умеет быть верным и преданным своим убеждениям, мыслям, чувствам. Мужественный не обидит и не предаст того, кого он любит. Мужественный умеет любить преданно и отвечать за судьбу человека, вверившего ему свою жизнь.
С малых лет мы внушаем детям мысль: проявить равнодушие к слабому и беззащитному, пройти мимо нуждающегося в помощи, не услышать бессловесной просьбы и молчаливого стона — значит совершить предательство. Сердечная, великодушная защита слабого — это, образно говоря, самый тонкий нерв мужественной сердцевины человека. Умей властвовать над духом, волей, над слабостями своего тела. Сила человеческой воли беспредельна. Упадок духа в тяжелой жизненной ситуации — это твое поражение, гибель. В единоборстве с врагом на поле боя могут быть такие обстоятельства, когда единственным твоим оружием может остаться сила духа, воли, и, если ты сумеешь воспользоваться этим оружием, ты победишь.
Умение властвовать духом над слабостями тела — одна из важнейших граней идейного воспитания. Многим детям и подросткам угрожает в настоящее время такое зло, как тепличность и разнеженность. Нередко можно видеть в школах следующее. Здоровый, краснощекий парень уходит с уроков в больницу — болит зуб. Парень не может дождаться конца занятий, мысли о боли настолько поглощают его волевые силы, что он не может не только ничего делать на уроках, но и сидеть за партой... Маленькая царапина на пальце вызывает у десятилетнего мальчика чувство отчаяния, и он ревет, взывая к жалости, ему хочется, чтобы все считали его царапину чем-то чрезвычайным. Малейшая головная боль во многих случаях является достаточным поводом для того, чтобы ничего не делать...
Все это надо предотвращать, предупреждать.
Достоинство мужчин — не заявлять о своей боли, внушаем мы эту мысль уже первокласснику. Ты мужчина, и уже поэтому ты должен быть стойким и терпеливым. Болезненность и хилость не делают тебе чести. Если у тебя болит зуб, не спеши заявлять об этом во всеуслышание — стыдно! Стыдно перед учителем, перед товарищами, особенно перед девочками. Молчи, терпеливо переноси боль, а после занятий пойди в больницу, чтобы никто и не знал об этом. Умей переносить холод и другие лишения. Внушай, создавай в себе чувство бодрости.
Дети болеют. Иногда болезнь затягивается, ребенок отрывается от коллектива. Одиночество — одна из причин духовной слабости, безволия. Задача воспитателя заключается в том, чтобы болеющий ребенок не чувствовал себя одиноким. Конечно, большое значение имеет забота коллектива о товарище, но дело не только в этом. В те дни и недели, когда маленький человек прикован к постели (а это и для взрослого нелегко!), его жизнь должна быть насыщена бодрой, оптимистической деятельностью духа. Болезнь — это сражение человеческого духа с опасностями и угрозами, которые могут подавить человека, если он не возьмет себя в руки — не выйдет из болезни с закаленной волей. (Я вижу большую опасность в том, что из болезни, даже не очень продолжительной, ребенок нередко выходит духовно ослабленным, не способным к преодолению трудностей; жалость переболевшего к самому себе — очень нежелательное состояние духа, в силу которого ребенок после болезни становится раздражительным и капризнбш.) С болеющим ребенком (и в определенный период после болезни) надо проводить специальную воспитательную работу. Забвение этой истины несет иногда необратимые последствия: болезнь делает человека на всю жизнь слабовольным.
У постели больного должны быть не только мать и врач, но и педагог — это очень важное правило. Идите к больному не просто для того, чтобы навестить его, утешить и пожалеть, но и для того, чтобы дать ему заряд духовной бодрости, научить мужественной, оптимистической деятельности духа. Это настолько большой и важный вопрос, что о нем надо писать специальную книгу. Воспитание больного, физически страдающего или перестрадавшего, слабого и ослабленного ребенка (да, нельзя ни на мгновение забывать, что это маленький человек, духовно не окрепший даже при хорошем состоянии здоровья) выдвигает множество совершенно новых задач, о которых здесь можно только сказать. Мы много думаем о том, что должно стать предметом мысли, размышлений ребенка, прикованного недугом к постели; о чем он должен думать, что читать, какие радости должны обязательно прийти к нему и взволновать его душу, что может и должно одухотворить его не окрепшие еще духовные силы в сражении с опасностью, а опасность нередко может быть очень большой; мучительные страдания, даже угрозу смерти — всё это ребенок переносит, всё это отражается на его взглядах, поведении, отношении к товарищам.
Активная деятельность духа больного ребенка — это прежде всего его размышления. От того, какую книжку сумеете вы дать ему в руки (когда ему можно читать), зависит очень многое. За тридцать пять лет педагогической деятельности я провел много часов у постели больных детей и вынес твердое убеждение в том, что беседа воспитателя и книга, которую ребенок читает, определяют тот психический, волевой настрой, от которого зависит его воля к жизни, оптимистическое, безбоязненное отношение к опасности, несгибаемость в самых тяжелых ситуациях, презрение к слабоволию, расслабленности, капризности. Ребенок — в большой мере вообще беззащитное существо, и миссия воспитателя — мужественно и самоотверженно защищать его во всех обстоятельствах; в постели же он беззащитный во много раз больше, но я, воспитатель, должен внушить ему такие мысли и размышления, чтобы он не чувствовал своей беззащитности. Я защищаю его мужеством, особым, ребячьим мужеством, которое надо пробудить в юной душе. У меня есть специальные сказки и рассказы для больных детей.
(Это исключительно важный вопрос; от того, какое значение придается состоянию духа болеющих и справившихся с болезнью детей, зачастую зависит вся их дальнейшая нравственная жизнь.) Они проникнуты радостью, оптимистическим мироощущением, порывом к солнцу и простору, то, что я рассказываю ребенку, призывает его вырваться из оков болезни, не поддаваться отчаянию и унынию. В хрестоматию я включил сказки для болеющих детей: «Я еще раз увидел тебя, Солнечный Луч», «Ленивая подушка», «Поющее перышко», «Любопытное маковое зернышко».
Самое главное, что звучит в этих сказках, — призыв к жизни, радости, солнцу. Я стремлюсь к тому, чтобы сердце ребенка, страдающего от болезни, затрепетало при мысли о лазурном небе и зеленом луге, прекрасной песне и преданной дружбе.
Когда я чувствую, что болеющему ребенку, подростку посильны размышления о мире человеческих страстей и поступков, я рассказываю ему быль о несгибаемом мужестве. Это рассказ о сильном духом человеке, пример которого увлекает и одухотворяет. Я стремлюсь к тому, чтобы маленький болеющий человек поднялся на ту ступеньку духовной жизни, где начинается творческий труд. Бездеятельность становится постылой — и ребенок, подросток, забывая о болезни, пишет, рисует, читает книгу с сознательной целью обогатить свои знания.
Если вы сумеете чутко, нежно и мудро прикоснуться к сердцу больного и болеющего ребенка, он возвратится после болезни в школу не ослабевшим и хилым, а духовно окрепшим и возмужавшим. Преодолев испытание, он станет сильнее и мудрее.
Есть дети и подростки, болеющие постоянно, и ни один врач не может привести такого ребенка к полному исцелению. Физический недуг, слабость, недомогание — всё это нередко бывает слабовыраженным, как бы скрытым, но такие дети представляют собой совершенно особый объект воспитания, по отношению к ним необходима специальная педагогика — ученые называют ее медицинской, есть общее представление о ее целях, но ни содержания, ни методов этой педагогики еще нет. А между тем постоянно болеющие, недомогающие, слабые дети не редкость и не исключение; нельзя ни на минуту забывать, что им через несколько лет придется стать тружениками, воинами, отцами и матерями. Задача заключается в том, чтобы недуг, слабость, недомогание не сломили духовно ни одного из этих воспитанников. Воспитание силы духа, стойкости, мужества в работе с такими детьми приобретает первостепенное значение. Забвение этих специфичных задач порождает многие беды, источник которых во многих случаях кажется непонятным. Неумелое воспитание недомогающего, слабого ребенка приводит зачастую и к лени, и к нерадивости, и к отставанию в учении. Как воспитывать волю и мужество этих детей и подростков — очень большой и сложный вопрос, практическое решение которого пока является педагогической целиной.
Слабый телом, недомогающий должен быть сильным духом — это важнейшее правило нашей медицинской педагогики.
Превозмогая боли, слабость, недомогание, властвуя над своими поступками, поведением, желаниями, ты укрепляешь тело, становишься полноценным человеком, учим мы физически слабых, страдающих болезнями и недомоганиями. Боль, страдание, недомогание, какими бы сильными и неотвязными они ни были, не должны стать сильнее твоей воли. Слабость превозмогается деятельностью. Твоя воля, выдержка, стойкость пусть всегда наступают на слабость.
Эти поучения надо доносить до каждого человека; в воспитательной работе со слабыми и страдающими, болезненными и недомогающими исключительную роль играет индивидуальный подход, такт, уважение к личности и, что особенно важно, постоянная забота воспитателя о тончайших гранях духовной жизни маленького человека: у слабого телом должны быть богатая и тонкая духовная жизнь, полноценные интересы и запросы.
В воспитании моральной готовности к защите Советской Родины мы придаем очень большое значение рассказам о подвигах героев в годы Великой Отечественной войны. К детям и подросткам приходят солдаты и офицеры. Рассказы из их уст — это, образно говоря, огромный эмоциональный заряд идеи верности долгу перед Отечеством. Участники сражений с фашистами рассказывают о подвигах своих товарищей — братьев по оружию. Мы придаем очень большое значение тому, чтобы с ранних лет в сознании юного гражданина утверждались убеждения: патриотический долг — высшая человеческая доблесть; сила духа и ненависть к врагу — важнейший источник воли к победе; мы, юные граждане Советской Родины, не только наследники славы своих дедов и прадедов; мы должны умножать верность долгу, бесстрашие, мужество, храбрость, непримиримость к врагу. Рассказы участников войны о подвигах героев воспитывают в юных душах нравственную черту, которой мы придаем исключительное значение в становлении единства патриотических чувств и патриотического сознания, — переживание и осознание причастности к героическому прошлому, величественному настоящему и славному будущему Отечества. Восхищаясь героическим, дети и подростки переживают чувство кровной связи, родства, неразрывного единства со всем, что совершено во имя независимости, могущества, славы нашей Советской Родины.
Мы придаем исключительное значение тому, чтобы в отрочестве и ранней юности в сознании каждого нашего питомца сложилось стойкое убеждение: каждый гражданин, где бы он ни трудился, какими бы глубоко мирными ни были его интересы и увлечения, всегда является верным защитником своего Отечества, готовым в любую минуту взять в руки оружие и сражаться с врагом. Мужественное сознание воина, бесстрашная воля к победе — это патриотическая сердцевина человека, которого мы воспитываем. Дух героизма озаряет детство, отрочество и юность наших питомцев не только для того, чтобы восхищаться прошлым. Восхищаясь и гордясь славой предков, наши питомцы мысленно устремлены в будущее — это самое главное. То, что я называю мужественным сознанием воина, — это такое состояние и такая устремленность мыслей, когда в трудную для нашего Отечества минуту человек должен быть готовым всеми силами своей души переключиться на единственную деятельность — сражение с врагом. Замечательной чертой этого состояния мыслей, чувств, устремлений является то, что человек, размышляя о судьбах Отечества, видит себя не безвестной пылинкой, а большой силой. В конечном счете воспитательная цель любого рассказа о героическом в том, чтобы юный гражданин думал о себе как о солдате, видел себя в будущем сражении, мысленно проверял себя.
Слушая эти рассказы, пионеры принимают близко к сердцу каждую деталь, их волнуют судьбы героев, в исходе боя они видят победу собственных идеалов; переживая героическое, чувствуя свою причастность и к горю, и к славе, юный гражданин представляет себя на месте героя, он думает о себе как о сражающемся воине. В эти мгновения в каждой юной душе совершается сложнейшая работа духа: человек думает о великом, святом, возвышенном и в то же время его раздумья устремлены к собственной судьбе. В этом смысл патриотического воспитания; в этих мыслях и раздумьях как раз и происходит становление мужественного сознания воина. Мужественное сознание пробуждается и утверждается благодаря тому, что человек в годы отрочества мысленно остается наедине с великим и возвышенным — Советским Отечеством. Умейте так рассказать о патриотическом подвиге, чтобы в приобщении личности к Родине юный гражданин открывал самые сокровенные уголки своего сердца. Я твердо убежден, что наиболее чувствительным, тонким, нежным уголком сердца является человеческое достоинство. Постижение героического умом и сердцем я бы образно сравнил со шлифовкой тончайших граней как раз того камушка, имя которому — достоинство. Юноша, постигающий Родину, должен, оставаясь с ней лицом к лицу, чувствовать себя перед ней как перед женщиной изумительной красоты. Я считаю цель воспитательной беседы о Родине достигнутой тогда, когда, соприкасаясь своей душой с великим и возвышенным, человек уходит с высоко поднятой головой, пылающими глазами и учащенно бьющимся сердцем. Мужественное сознание воина — это могучая духовная сила, таящая в себе, образно говоря, нравственную энергию, необходимую для творения красоты — красоты в природе, в жизни, в человеческих взаимоотношениях. Человек, восхищенный героическим, очень чуток к красоте и справедливости, нетерпим к пошлости и уродству во всех их проявлениях. Переживший эти ни с чем не сравнимые мгновения, юный человек не может сказать грубое слово девушке, оскорбить друга, принести боль матери. Нельзя считать, что для мужественного сознания воина время еще впереди, что мужество его раскроется и проявится только на поле боя. Мужество живет и проявляется в любых обстоятельствах. Такой человек сознательно ищет поле, на котором можно было бы творить красоту.
В воспитании защитника Отечества исключительно важно, чтобы он видел родную землю мужественными глазами воина, борца, которому не безразлично то, что было и что будет. Высшая доблесть патриота — не отступить ни шагу перед врагом, который попытается посягнуть на свободу, независимость, честь, достоинство Советской Родины.
Рассказы о героизме дедов и прадедов утверждают в юном сознании мужественного воина мысль, что Отечество и я — это единое целое, честь и достоинство Отечества — это моя личная честь. Причастность собственных, глубоко личных мыслей, идеалов, устремлений, порывов, надежд к судьбам Родины должна стать нравственной ценностью, святыней души — в этом правиле воспитания мы видим залог того, что верность родной земле юный гражданин рассматривает как свой высший долг.
Одной из важных воспитательных задач я считаю утверждение в юной душе чувства ненависти к врагу. Мужественное сознание воина становится зрелым лишь тогда, когда любовь к Отечеству озаряется мыслью о том, что захватчик, посягнувший на священную землю дедов и прадедов, — твой личный враг, враг моей матери и моего отца. Защищать Отечество, — значит, защищать честь и достоинство матери, оградить своей грудью счастье детства. Сознание того, что я — сила и надежда Отечества, в моих руках —судьба будущих поколений, возвышает юного гражданина в собственных глазах. Ненависть к врагу тем глубже и сознательнее, чем ярче воспитатель раскрывает гуманные человечные цели, во имя которых советский гражданин берет в руки оружие и становится воином. Я рассказываю детям и подросткам о героях, которые в буквальном смысле отдают жизнь за то, чтобы спасти ребенка. Об этом рассказ «Сердце советского солдата», пробуждающий ненависть к врагу-убийце прежде всего потому, что истоком этого чувства является любовь к детям, нежное, заботливое отношение к беззащитному существу.
Чем ярче, яснее благородная цель, во имя которой сражается и идет на подвиг советский воин, тем сильнее ненависть к врагу. Я рассказываю детям и подросткам о боевом братстве, дружбе, верности, ставших силой, одухотворяющей храбрость и бесстрашие мужественным сознанием долга перед Отечеством. Идея братства — это, образно говоря, оружие сердец, объединенных единством цели, борьбы, воли к победе. Это оружие несокрушимо и непобедимо.
Мы, советские педагоги, не скрываем своих идейных целей. Мы воспитываем ненависть к врагам Отечества; если бы мы забыли об этом, мы предали бы свои идеалы, мы стали бы равнодушными жителями своих сел и городов, а не преданными патриотами Отечества. Ненависть необходима нам как щит, ограждающий сердце Родины. Ненависть объединяет нас, всех советских граждан, детей разных народов, в единую семью. Наша ненависть не притязания на чужие земли, а защита.
Только тот настоящий воспитатель юных патриотов, в чьих руках всегда горит огонек, зажигающий в юных душах вечное знамя ненависти к врагу. Я вижу свою воспитательную миссию в том, чтобы умело и тонко прикоснуться этим огоньком к каждому юному сердцу и зажечь в нем пламя мужественной ненависти. Это и есть воспитание беззаветной любви к Отечеству.
Для того чтобы порох в юных сердцах всегда оставался сухим и прикосновения моего огонька зажигали его, я рассказываю детям и подросткам о вещах, смысл которых открывает истину: кто такой враг нашего Отечества, с какими замыслами и целями он приходил на нашу священную землю, что он сделал и что сделал бы, если бы не бессмертный подвиг Советской Армии, которая спасла мир от угрозы фашистского рабства. В сознании каждого поколения, которое мы воспитываем, идейно одухотворяем и благословляем на самостоятельные деяния, должна жить историческая память нашего советского народа. Каждый мужчина, которого мы творим из малыша-несмышленыша, должен быть духовно готовым уничтожить, убить врага, посягнувшего на наше священное Отечество. Этот величайший акт воли и мужества требует огромной нравственной стойкости и непоколебимости. Убить врага — это должно переживаться мужественным воином как очищение земли от морального зловония, от мерзкого преступника, поднимающего руку на счастье и радость, прежде всего на жизнь детей. Мы считаем очень важным, чтобы красоту и счастье социалистического строя каждый мужчина видел прежде всего в счастье и красоте детства. Ужас и страдания детей, уничтоженных, убитых, расстрелянных, сожженных заживо гитлеровцами, должны навсегда войти в сознание наших питомцев как горячая, раскаленная страница истории. Горячей, раскаленной она будет оставаться вечно тогда, когда мы утвердили в сознании будущих воинов и их мужественных жен ту мысль, что они — защитники детей, детства, счастья самого справедливого в мире общества.
Полноценное воспитание мы мыслим только в той нравственной атмосфере, где человек в годы детства и отрочества перестрадал страданиями детей, павших жертвами зверя, ненависть к которому должна быть вечной.
У меня есть несколько рассказов о мужестве и смерти детей в годы Великой Отечественной войны. Открывая перед детьми и подростками страницы героических подвигов, я вижу смысл этой воспитательной работы в том, чтобы в мужественном сознании будущих защитников Родины происходило становление исторической памяти нашего народа. Слушание и переживание этих рассказов — это приобщение молодого поколения к народным идеалам. 
<< | >>
Источник: Сухомлинский В. А.. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. 1989

Еще по теме КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ МОРАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ К ВОИНСКОМУ ДОЛГУ:

  1. Как воспитывать самодисциплину в умственном труде
  2. 6.2. Воспитание воинской дисциплины, предупреждение правонарушений и поддержание правопорядка в воинских подразделениях
  3. 4.4. Воинский коллектив как субъект воспитания
  4. ИНДИЯ В ДОЛГУ ПЕРЕД БУДДИЗМОМ
  5. Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери
  6. 3.2.8. Принцип гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения военнослужащих
  7. Учение — частица духовной жизни школьника, его труд
  8. «Две программы обучения» и умственное развитие школьников
  9. ПРОГРАММА ИГРОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  10. А. Л. Венгер Психологическая готовность к школе
  11. Проблема готовности к школьному обучению