КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ПРЕДАННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЕ


Есть в нашей жизни соизмеримые ценности и есть несоизмеримые. Можно рассуждать о том, что лучше — семья или одиночество, приверженность избранному идеалу или равнодушие... Но есть вещи, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнивать.
Это Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность той земле, где ты родился и осмыслил сам себя, тому народу, который вскормил и взрастил тебя, тем радостям и горестям, которые сопровождают тебя от рождения до могилы.
Слово Родина — того же корня, что и слово родитель. Подлинное рождение твое как гражданина, мыслящей, одухотворенной благородными идеями личности, труженика, борца за торжество правды и счастья, семьянина происходит благодаря тому, что ты — сын народа; в тебе, как солнечный огонь в капле воды, отражается его многовековая история, его* величие и слава, его любовь и надежда, его нерасторжимое единство с теми бесконечно милыми нашему сердцу уголками, которые входят в нашу жизнь как вечное, неуничтожимое, неугасимое.
Мать рождает твою плоть, Отечество рождает твою человеческую, гражданскую душу. Нет ничего дороже Отечества. Во имя счастья, величия, независимости Отечества настоящий человек без колебаний отдает жизнь, потому что жизнь без счастья, величия, независимости Отечества — это не только горе, но и позор. («Россия без меня может прожить, я же без России — ничто» (Тургенев И. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1954. С. 119). Наша Родина велика и необозрима, это созданный нашими дедами и прадедами Союз Советских Социалистических Республик. Гордись тем, что ты гражданин первой в мире социалистической страны. Ты сын земли, на которой родился вождь и учитель трудящихся всего мира Владимир Ильич Ленин — создатель нашей Коммунистической партии, основатель нашего любимого государства, великий мыслитель, самый гуманный в мире человек. Гордись и дорожи тем, что ты соотечественник Владимира Ильича Ленина.
Безграничны просторы нашей.Родины: от суровых льдов Арктики до знойных пустынь Азии, от Карпатских гор до островов Тихого океана раскинулись наши земли. Но у тебя есть Mecfo, где ты родился, вдохнул воздух своего Отечества^открыл глаза и увидел мир, осознал свое бытие, произнес своенервое^слово, сделал свой первый шаг, прикоснулся к своей земле, пережил первую радость и первое огорчение. Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного; в жизнь каждого из нас навсегда, до последнего нашего дыхания входит что-то единственное и незаменимое, как грудь матери, как ее ласковое прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас всю жизнь, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался. Дорожи своим патриотическим началом, береги и храни его, никогда не забывай о своей теплой и ласковой колыбели, из которой ты вылетел, помни, что, если бы не она, ты был бы ничто, перед тобой не открывалась бы дверь в огромный мир Родины, на просторах которой есть где показать свою силу, свой ум.
Познание, постижение человеком своей.Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота — это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием. Сложность и ни с чем не сравнимое своеобразие воспийния патриотических чувств, мыслей, убеждений, поступков определяется тем, что в обычной экизни, в повседневном труде жизнь не дает нам высшей меры, с помощью которой можно было бы измерить эту величайшую и трудно постижимую ценность. Эта мера явственно предстает перед нами, вручается нам, воспитателям, — отцу и матери, педагогу у только в годину .тяжелых испытаний, в час смертельной опасности для Родины. ЙасгЬящий экзамен патриотическим чувствам и убеждениям — это вой#й; только в столкновении со смертельной опасностью полностью раскрывается истинная сущность верности* преданности.
Об              этом нам, воспитателям,» нельзя забывать ни на мгновение. Нельзя забывать о том, что истинный патриотизм без его живого выражения, без величайшего напряжения всех сил и энергии немыслим; слова о том, как я люблю Родину и к чему я готов ради нее, не имеют никакого веса, и лучше к ним не побуждайте своих питомцев. Надо помнить главное: всё, что мы делаем сегодня, В мирные дни, — это наша подготовка к тем возможным тяжелейшим, грозным испытаниям, которые в нашем современном мире являются не чем-то отвлеченным, а живой реальностью. Школьное патриотическое воспитание — это закалка души и тела для жестокого, непримиримого столкновения с грозным и беспощадным врагом — империализмом. Наша высокая миссия — воспитывать сильных духом, мужественных людей, до конца преданных коммунистическому идеалу, готовых отдать жизнь на поле боя за счастье, независимость, величие, честь, достоинство Советской многонациональной Родины. Нам ни в коем случае нельзя обольщаться мыслью, что патриотическое воспитание наше за школьной партой имеет определенные успехи и эти успехи мы уже измеряем, видим. Наивным, детским лепетом выглядят рассуждения о том, что, если ученик хорошо учится, — значит, он уже выполняет свой патриотический долг, он станет настоящим гражданином и т. д. Только устремленность в будущее, только тревожная мысль и тревожная за- . бота каждого нашего питомца о том, где начинается настоящее поле патриотического служения Отечеству, — только это может быть настоящим критерием полноценности нашей воспитательной работы.
Но нельзя забывать и о том, что мы живем в мирные дни; одно за другим Bbif астают, созревают, вступают в жизнь поколения, для которых грознее испытания советского народа — история; живая, дышащая горячим накалом героизма и самопожертвования, но все же история. Патриотическую сердцевину, мужественный дух, несгибаемость, готовность к величайшим испытаниям на поле боя — все это нам нужно утвердить в юной душе в мирные дни, где трудно создать условия для максимального напряжения физических и духовных сил, где возникает и нередко вступает в действие опасность тепличной обстановки. Птенцу, привыкшему к теплому, уютному гнезду, трудно будет сменить) его на голую скалу под пронизывающим, леденящим ветром, под градом пуль и осколков — вот о чем нам нельзя забывать ни на минуту! Радости жизни, радости бытия, лучезарное будущее — всё это в жизни юных поколений, вступающих в жизнь, настолько пленительно, прекрасно, дорого, что даже мысль о смерти во имя этого лучезарного и радостного может показаться дикой, — нам, воспитателям, надо помнить об этом! И не только помнить, а иметь в виду в практической работе.
Патриотический дух поколений, которые мы заботливо взращиваем, лелеем, как розовые кусты, должен быть мужественным и бесстрашным. Жизнь, которую мы творим для наших детей, — лучезарная, пленительная, счастливая, — эта жизнь является для них великой ценностью, но мудрость, искусство, таинство патриотического воспитания должны заключаться в том, чтобы в душе каждого молодого человека было нечто дороже счастья личного бытия — Отечество. Каждому своему питомцу мы должны вложить в грудь горячее сердце комсомольцев Зои Космодемьянской, Александра Матросова и Николая Гастелло. Патриотическая сердцевина человека в том, чтобы дети наши понимали и переживали истинную цену счастья, которое они имеют. Перед их глазами, перед открытым сердцем каждого должна всегда быть высшая мера патриотической сущности гражданина — живое представление о величайших испытаниях, которые предстоит выдержать в суровую годину. Стимулом патриотического труда в мирные дни пусть будет мысль: как бы трудно ни было в мирные дни, это не составляет и тысячной доли того, что предстоит мне тогда, когда я вступлю в смертельный поединок с врагом.
.Патриотическое воспитание имеет множества граней. Первая из них — это вйдение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни — с того момента, как он подумал и пережил, он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором он родился. Позаботьтесь о тысяче тончайших нитей, связывающих личность с Отечеством, — это первый совет отцу, матери и педагогу по патриотическому воспитанию. Мы заботимся о том, чтобы/в сознании, в эмоциональной памяти детей запечатлевались, навсегда оставались мельчайшие детали родной природы, те незабываемые уголки, из которых постепенно складывается мир, дорогой для человека. Речь идет о том, что называют памятью сердца. Нам, воспитателям, надо бережно, заботливо прикасаться к полузабытым детским воспоминаниям, помогать детям возрождать, восстанавливать их в памяти, открывать глаза для новых образов родного мира.
Мы идем с детьми по родной земле специально для того, чтобы видеть, чувствовать, запоминать, изумляться. Я убедился, уто образы родной природы, картины труда, проявления духовной жизни — всё,
что я помогаю детям увидеть, навсегда сохраняется в их душе как самое дорогое воспоминание об Отечестве.              1
Летний вечер. Мы стоим на высоком степном кургане. Зашло солнце. Степь и курганы обволакивает сумрак. Несколько раз меняется окраска полей. Я выбираю несколько ярких, выразительных слов для того, чтобы дети глубже почувствовали то, чЦ они видят и понимают... Прошло много лет. Я встречаюсь с бывшими питомцами, приехавшими из далеких уголков нашей страны, — они служат в армии, работают. Каждый из них помнит летний вечер. Люди, обветренные суровыми ветрами, пережившие много невзгод, с сердечной теплотой вспоминают, как из оврагов растекались по степи мягкие волны сумрака, как фиолетовой дымкой покрылся лес на горизонте. Запомнилась даже одцнокая ворона, улетавшая к лесу, запомнилась былинка полыни, выросшая на кургане. Мои питомцы рассказывают: это вспоминается вдалеке от родного села и, чем дальше уходят годы детства, тем ярче и дороже воспоминания. Они волнуют душу, влекут к родному.
Я придаю исключительное значение тому, что вещи, предметы, явления, ставшие для нас, взрослых, привычными, воспринимаются ребенком впервые. Для меня не безразлично, как увидит ребенок впервые утреннюю зарю и услышит курлыканье журавлей, какие мысли и чувства пробудит в юной душе первое вйдение чужого горя, в какие мгновения маленький человек впервые ощутит ласку и заботу. Для меня дорого то, что в памяти сердца каждого питомца хранятся дорогие, милые, никогда не забываемые образы. Это и есть тысячи нитей, которыми сердце навеки привязано к родному, своему. То, что рассказали мне через 25—30 лет после окончания школы мои питомцы, вошло в мою хрестоматию.
Слова матерей и отцов, наших бывших питомцев, — зрелые размышления об идее Отечества. По моему глубокому убеждению, пусть человек начинает говорить об этом лишь тогда, когда он всматривается в свое детство на расстоянии, вдумывается в свое прошлое, умудренный опытом гражданской жизни. Идея Отечества формируется тонко и сложно. Она овладевает мыслями и чувствами, становится силой духа только тогда, когда у человека есть что-тодорогое. Патриотические мысли, переживания, устремления захватывают душу, становятся глубоко личным стремлением благодаря нравственному богатству личного духовного мира. Во всех приведенных высказываниях красной нитью проходит мысль о том, что красота родной земли, изумление перед открывшимся дорогим, ни с чем не сравнимым, тончайшие черточки окружающего мира, запомнившиеся на всю жизнь и ставшие первым источником патриотического сознания, — всё это искры, зажигающие пламя прекрасного в собственной душе. Чем ярче открылось перед мысленным взором ребенка что-то дорогое его душе, тем глубже переживает он собственное достоинство. Я считаю важным, чтобы в духовной жизни каждого моего питомца были дни, когда, образно говоря, время как бы останавливается на несколько мгновений, картины окружающего мира навсегда запечатлеваются в сознании, на жизненном пути остается вечный огонек. В годы детства не надо говорить своим питомцам много громких и высоких слов о Родине. Самое главное — зажигать на жизненном пути каждого вечные огоньки, навсегда запечатлевать в сознании немеркнущие образы, открывать глаза на дорогое и родное.
Утверждение в сознании и чувствах дорогого, родного, ни с чем не сравнимого и не сопоставимого — всё это делается не для того, чтобы человек пассивно любовался красотой. Дорожить по-настоящему — это значит хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного. Маленького гражданина должна приводить в негодование даже мысль о том, что на родной, дорогой и неприкосновенный мир может кто-то посягнуть.
В одном большом селе на берегу Днепра в годы войны произошло такое событие. Заняв село, фашистские офицеры пришли на школьный двор. Их внимание привлекли красивые цветы — георгины. Офицеры стали говорить о том, что завтра у них вечеринка, хорошо было бы украсить зал этими цветами. Их разговор слышал пятиклассник Володя. Это он ухаживал за цветами; еще вчера вечером поливал их. Слова фашистов пробудили у мальчика чувство негодования. Поздно ночью он прошел в школу, сорвал цветы и сложил их в классе под портретом Владимира Ильича Ленина. Рассказывая об этом событии, я не делаю выводов и обобщений. Их делают сами дети. У них сжимаются кулаки от ненависти к врагу, посягнувшему на нашу священную землю.
Ненависть к врагам Отечества — это вершина, поднимаясь на которую маленький человек видит мир; благодаря этому чувству перед ним открывается Отечество как ни с чем не сравнимое и не сопоставимое. Только горячая ненависть, непримиримость к врагам Отечества, живущая и оберегающаяся из поколения в поколение память классового сознания и благородного сердца открывают перед юным гражданином истинную меру ценностей: судьбы Отечества становятся выше и дороже жизни; благодаря ненависти человек с малых лет проникается мыслью: примириться с врагом, стать перед ним на колени, быть равнодушным к его намерениям и стремлениям — это вечный позор мне, моему роду, моей матери. Чувство ненависти претворяет идею в личное убеждение.
С первых же дней пребывания детей в школе я начинаю с ними путешествие в мир подвигов во имя величия, чести, славы, независимости нашей Родины, в мир героической, трудной борьбы и самопожертвования. Я стремлюсь к тому, чтобы в детских сердцах вечно жил накал классовой ненависти трудового народа к поработителям и завоевателям, мечтавшим уничтожить нашу Родину, поставить наш народ на колени. Благодаря памяти классового сознания и благородного сердца каждый мой питомец — маленький человек, будущий хозяин родной земли — начинает жить гражданской жизнью уже сейчас, в детстве; он становится частицей трудового народа, переживает его судьбы, близко принимая к сердцу радости и горести Отечества. Я стремлюсь к тому, чтобы героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда была ярким светом, озаряющим моим питомцам мир современности и дорогу в будущее. Дети должны помнить и героические подвиги, и величайшие преступления фашистов против человечества, и предательство отдельных граждан нашей страны, которые в трудный для Родины час пошли на службу к врагу.
Сознание и чувство Родины я формирую у юных граждан, раскрывая перед ними судьбы родного села, судьбы семей, дедов и прадедов. Сознание и чувство Родины — это глубокое убеждение в том, что каждая горсть родной земли, каждый камень пропитаны кровью бор- цов-патриотов; в том, что счастье детства, счастье мирного труда матерей и отцов, счастье мечты о будущем завоевано дорогой ценой. Путешествие детей в мир подвигов во имя чести, славы, величия, независимости Отечества — это начало их жизни в мире великого, возвышенного. Воспитать юных граждан политическими единомышленниками — борцами за коммунистический идеал, — значит, добиться того, чтобы их жизнь постепенно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного села. Я вижу важную воспитательную задачу в том, чтобы в сознание и сердце детей как можно раньше входили интересы общества, Родины, всего человечества. Чтобы на вещи и события окружающего мира у ребенка была гражданская точка зрения. Чтобы в детстве юное сердце болело горестями и тревогами, которые, казалось бы, не имеют непосредственного отношения к жизни личности. Но как раз для этого и надо начинать познание мира с того, что близко, — с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с пожелтевших от времени грамот и благодарностей, полученных за участие в Великой Отечественной войне.
Патриотическое сознание, патриотические убеждения — это не механическая сумма знаний об Отечестве. Это прежде всего классовый накал сердцевины знаний — отношение к судьбам Родины, ненависть и непримиримость к ее врагам, готовность отдать собственную жизнь во имя священного и ни с чем не сопоставимого. Чтобы истина стала убеждением, она должна пройти через сердце, наполнить деятельной силой ум и руки. Познать Родину классовым сознанием и благородным сердцем — это значит, идя по ее дорогам, видеть в том, что было на этих дорогах в прошлом, частицу жизни своего рода, своих дедов и прадедов. Патриотическое вйдение окружающего мира как раз и состоит в том, что юный гражданин познает живую историю своей семьи, своих соотечественников, живших несколько столетий и десятилетий назад, недавно ушедших из жизни, во имя свободы и счастья которой они сражались. Только при таком вйдении мира юный гражданин чувствует, что быть настоящим патриотом, — значит, вырастить колос на ниве, почувствовать мозоли на ладонях от труда для богатства родной земли.
Я стремлюсь к тому, чтобы, созерцая и познавая красоту родных уголков, привязываясь тысячью нитей к родному, единственному, маленький гражданин понимал и чувствовал, что его счастье созерцать и познавать эту красоту добыто дорогой ценой — потом, кровью, слезами, несчастьями, страданиями дедов и прадедов. Я показываю детям те уголки родной земли, где сражались и умирали герои в годы Великой Отечественной войны.
Недалеко от родного очага моих детей — село Подлесное. С каждым поколением малышей, переступивших порог школы, мы идем на окраину этого села, в лес. Здесь до войны жили пионеры — Федя Шепель и Яша Матвиенко. Пришли фашисты. От горя и гнева стонала советская земля. По ночам гремели выстрелы — из лесу наши партизаны нападали на фашистов, уничтожали их. Федя и Яша стали партизанскими связными. Вечером, когда мальчики возвращались из лесу, их схватили фашисты. Они пытали их, добиваясь, чтобы пионеры рассказали о партизанах. Никакие пытки не могли заставить юных ленинцев стать предателями. Тогда фашисты пбшли на страшное преступление. Они заставили Федю и Яшу выкопать под дубом яму. И в этой яме закопали пионеров живыми.
Мы стоим перед маленькой зеленой лукайкой: здесь была их страшная могила (теперь прах героев перенесен в село).
Прикоснись к этой земле, юный друг, и ты услышишь, как стонет земля. Пусть в твоей душе живет вечная ненависть к врагу. Мы не можем простить страшных преступлений и фашистам, и тем изменникам, которые, став полицейскими, служили поработителям.
С каждым поколением детей, которые становятся нашими воспитанниками, мы идем на вершину кургана, расположенного рядом со школой. Здесь в трудные дни 194Гг., когда наши войска отступали под натиском вооруженного до зубов врага, была позиция артиллерийского орудия. В жестоком бою пали артиллеристы, остался в живых только один герой. Полдня он сражался против нескольких танков и роты автоматчиков. Несколько раз было прострелено его тело, кровь заливала герою глаза, но он продолжал стрелять и уничтожать врага. Когда к павшему в этом неравном бою солдату пришли колхозники, чтобы захоронить его останки, на теле героя нашли сорок три раны. Прямым попаданием бронебойной пули была прострелена его грудь, сердце вырвано из груди. Здесь колхозники захоронили останки героя, завернув его в красный кумач. В отдельном куске кумача было захоронено вырванное из груди и разорванное сердце.
Вот здесь оно истлело; знайте, юные друзья, чтб такое горсти этой родной земли.
Рассказы о героях учат детей видеть мир глазами патриотов. Героическое не только расширяет горизонт, но и помогает почувствовать, что в жизни всех советских граждан — и тех, кто ушел из жизни, и тех, кто живет*ныне, — есть что-то общее, великое, священное, самое дорогое и ни с чем не сравнимое — Родина.
Никогда не забуду жарких июльских дней и коротких ночей, проведенных с детьми на сенокосе. Мы пошли в трехдневный поход. Днем помогали сгребать сено, ловили рыбу, а вечером, после ужина, ложились на сене спать. До глубокой ночи дети слушали рассказы о жизни и борьбе героев Отечества. Я рассказывал о Николае Островском и Александре Матросове, Зое Космодемьянской и Николае Паникако, Николае Гастелло и Дмитрии Карбышеве. Однажды мы не спали до рассвета. Когда небо на востоке заалело и заря предвещала рождение нового дня, мы пошли на высокий берег реки, сели в высокой траве, молча смотрели на далекие села и покрытые туманом поля. В эти предутренние часы никто не сказал ни слова, но мне понятно было, что происходило тогда в детских сердцах. Дети переживали величие и красоту верности Родине. Пепел героев стучал в юные сердца, пробуждал гражданские чувства, напоминал, что они, юные граждане, — соотечественники героев. В эти предутренние часы в каждой юной душе рождался гражданин.
Я не один год мучился над проблемой: как сделать воспитанников единомышленниками, как добиться, чтобы они стали братьями по идее? Ответ на эти вопросы открыло мне живое общение с детьми. Я убедился, что единомыслие зависит от того, о нем они думают. Единомыслие утверждается тогда, когда детей одухотворяет возвышенная идея и в связи с этим им хочется что-то сделать, чем-то доказать свою приверженность идее. В пробуждении этого желания — один из секретов педагогического мастерства.
Когда с деревьев опали листья, мы принесли на курган маленький дубок. Детей одухотворял этот труд. Они чувствовали, что закладывают живой памятник герою. Пройдут годы, дуб вырастет, станет могучим деревом, будут приходить люди, отдыхать под тенистой кроной, вспоминать о герое. Весной, когда курган покрывается нежной травкой, дети ежедневно бегают смотреть: не распускаются ли почки? Радостно бьются детские сердца, когда навстречу солнцу и теплому дождю раскрываются нежные, терпкие листочки. Мы поливаем дубок, подкармливаем его. Это не только кропотливый труд, но и наше вйдение мира, наше отношение к герою.
Юные ленинцы объединяются в содружества, которые называются отрядом, дружиной. Часто слышишь и читаешь в пионерских газетах тревожные слова: как добиться, чтобы отряд был дружным, сплоченным, чтобы в нашем труде играла неиссякаемым родничком творческая живинка? И нередко бывает так: придумывают всякие хитроумные вещи, чтобы укрепить дружбу и сплоченность. То сбор о дружбе подготовят, то в лес идут специально для того, чтобы быть дружными. Не с этого надо начинать. Подлинные дружба, товарищество начинаются там, где есть гражданский корень, гражданский источник содружества. Дети, подростки становятся настоящими бор- цами-единомышленниками, юными коммунистами лишь тогда, когда их содружество озарено идеей верности Родине. Патриотическое вйдение окружающего мира, труд, одухотворенный величием подвигов героев, отдавших свою жизнь за Родину, — вот та волна, на которой может плыть корабль пионерской дружбы, товарищества.
Пройдут десятилетия, уйдут из жизни участники небывалой в истории битвы, все новые и новые поколения будут с изумлением и благодарностью вспоминать тех, кто спас человечество от фашистского порабощения и истребления. Я стремлюсь к тому, чтобы дети знали и понимали, хранили в своем сознании и в сердце, что такое бедствия и ужасы войны, зарева пожаров, стоны умирающих от разрывов бомб, плач угоняемых на каторгу в фашистскую Германию, рыдания матерей, получивших похоронную. Здесь, в нашей школе, где мы сейчас учимся, фашисты во время оккупации устроили пересыльную тюрьму для угоняемых на каторгу советских юношей и девушек. Вы никогда не должны забывать об этом, дети. Вы станете взрослыми, у вас будут дети — передайте им, как эстафету, горячее чувство ненависти к врагу.
Наши дети должны понимать, что преступниками, совершившими страшные злодеяния против нашего народа, являются Гитлер и его свора. Четыре миллиона людей — стариков, женщин, грудных младенцев, девушек-красавиц и мальчиков-подростков — убито, сожжено только в Освенциме. Такая судьба была уготована целым народам, и прежде всего нашему, советскому народу, — наши дети с содроганием сердца должны помнить и думать об этом, не забывая этой страшной правды. Утверждая в сознании и сердце своих питомцев эту мысль и это убеждение, мы не имеем в виду воспитание ненависти к немецкому народу. Наш народ добр и великодушен; в силу жизненности нашей гуманнейшей в мире идеологии он не может ненавидеть другие народы. Но человек не может и не должен безмолвно и бездумно подчиняться, если преступник заставляет его убивать невинных. Чтобы не стать преступником и остаться человеком, он должен убить того, кто отдает преступные приказы, умереть самому, но сохранить человеческое достоинство.
Ясность позиций в этих вещах так же важна, как важно диалектикоматериалистическое понимание природы.
Пока в мире есть силы, которые готовят войну против свободолюбивых народов, пока тлеет фашистский очаг в Западной Германии, пока ходят по земле убийцы, уничтожающие детей и стариков, пока остаются преступники, убившие миллионы невинных людей, ненависть нужна нам как воздух; чувство горячей ненависти мы будем передавать из поколения в поколение как завещание погибших живым. Школа — это живая и вечная хранительница истории. Той печальной, трагической истории, которая может жить лишь тогда, когда в памяти сознания и сердца хранятся яркие картины бесчеловечных преступлений и мужественной стойкости. Народ — это не абстрактные единицы, а живые человеческие глаза, живые сердца и мысли, страсти и стремления. Подлинным патриотом может быть лишь тот, кто останется верным долгу перед павшими за свободу и независимость Отечества, перед погибшими от рук фашистских убийц. Ничто и никто не должны быть преданы забвению. Забвение — это не только равнодушие, но и предательство.
Не допустить забвения, вечно хранить в памяти грядущих поколений и героизм, и человеконенавистническую мерзость фашизма, и предательство отщепенцев нашего народа — в этом мы видим высокую миссию школы. Пройдет сто лет с того дня, как советский народ ценой неисчислимых жертв спас человечество от страшной угрозы фашизма; героизм предков станет для новых поколений далекой историей, и в школу придут дети нового столетия, придут посмотреть на портреты героев, павших на фронте во имя того, чтобы на земле царствовало счастье. Люди будут читать горячие страницы героических подвигов своих предков.
У детей и подростков очень маленький жизненный — социальный, нравственный и эстетический — опыт, и, чем меньше этот опыт, тем ярче и глубже их жажда прекрасного. Утоление жажды прекрасного — благородная человеческая потребность. В воспитании патриотических чувств и убеждений, в становлении гражданина вообще понимание этих тонкостей детской души играет исключительно важную роль. От того, как утоляется жажда прекрасного, по существу, зависит моральный облик того, кого мы воспитываем. Надо учитывать, что в детском и подростковом сознании прекрасное ассоциируется с необычным, удивительным, захватывающим воображение и сердце. Ребенок и подросток не могут жить без того, чтобы что-то их не изумляло. Ребенок безграничен в своей верности, преданности тому, что его захватывает, изумляет. Прекрасному — необычному и удивительному он готов отдать свое сердце. У него ярко выражено стремление быть на стороне прекрасного — необычного и удивительного. Но здесь-то и надо быть педагогу очень зорким, внимательным, потому что это стремление настолько благородно, насколько и опасно. Ведь необычайное и удивительное, изумляющее и захватывающее может быть не только возвышенным, нравственно чистым, но и порочным; прекрасным юному уму и сердцу может показаться то, что по существу является уродливым. Мудрость воспитателя заключается как раз в том, чтобы захватывающим и изумляющим ребенка было только благородное, истинно прекрасное, возвышенное.
Опытный педагог стремится к тому, чтобы ребенка захватывала верность возвышенной идее, выраженная в ярком поступке, в человеческих страстях. Я считаю исключительно важным, чтобы детство было озарено изумлением верностью Отечеству. Маленький человек по-настоящему воспитывается тогда, когда его изумляет человек, поднявшийся на вершину нравственной доблести. Маленький человек должен видеть вершины человеческого, а не идти с наклоненной головой, присматриваясь к ухабам и болотцам. Пусть голова юного гражданина всегда будет поднята к вершинам, озаренным благородством идеи, — лишь при этом условии он будет переживать чувство благодарности Родине, чувство долга перед ней. Умение показывать юному гражданину вершины человеческого — одна из тонких граней педагогического мастерства и искусства. О красоте геройских подвигов надо рассказывать детям, чтобы взор их всегда был устремлен к вершинам.
Есть в нашей Ленинской комнате тетрадь, в которой наклеены вырезки из газет и журналов. Это героические и вместе с тем трагические рассказы о расстрелянных деревнях и селах — русских, белорусских, украинских... Открывая и читая эту тетрадь, юный гражданин переживает чувство изумления. Это самые яркие вершины человеческого — героизм сотен людей, взявшихся за руки в свой предсмертный час, не ставших на колени; на их устах застыли слова непримиримости и ненависти. Это нравственная красота советского человека, преданного Отечеству, тысячекратно помноженная на мужество, волю, выдержку. Рассказы о расстрелянных, сожженных, живыми закопанных в землю гражданах наших сел и деревень — поистине героические поэмы. Рассказ о том, как мужественно умирали дети и подростки белорусской деревни Хатынь, жителей которой фашистские убийцы живыми сожгли в сарае, не только потрясает наших питомцев. Он, как и другие рассказы, заставляет глубоко задуматься над смыслом наших поучений.
Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Безмерно дорога человеческая жизнь, но есть ценности неизмеримо выше жизни моей и твоей — это вечная жизнь Отечества. Наша Родина живет и будет вечно жить потому, что миллионы героев пошли на смерть во имя ее жизни, чести, достоинства. Спасать свою жизнь ценой предательства, уклоняться от опасности, когда для Родины наступает час тяжелых испытаний, позорно и омерзительно. В слове предатель на всех языках звучит гневное презрение к отщепенцу народа. Будь духовно готов к тому, чтобы встретить мужественно и стойко смерть на поле боя. Бесстрашие, одухотворенное верностью Родине, — самое сильное твое оружие. Умей умереть на поле боя так, чтобы и смерть твоя была победой и повергла врага в смятение. Уже то, что перед лицом смерти ты ненавидишь врага, является твоей победой. Если бы человеку суждено было одно — телом остановить пулю, то и для этого стоило бы родиться на свет (* Леонов Л. Собр. соч. Т. 9. М., 1962. С. 627). Уметь мужественно умереть — это це значит готовиться перед боем к смерти. Это значит, презирая смерть, готовиться к победе.
С малых лет я воспитываю у будущих граждан, тружеников, отцов и матерей, воинов презрение к измене и предательству. Одна из самых важных задач идейного воспитания в том, чтобы человек видел вершину человеческого в величии духа, чтобы верность Родине, убеждениям одухотворяла, наполняла жизнь радостью и верой в высшую правду — бессмертие народа. Я стремлюсь к тому, чтобы маленький гражданин понял и почувствовал, что есть настоящая человеческая жизнь и есть холопское, рабское существование, купленное предательством, попранием идеалов. Гневная ненависть к холопьему прозябанию — это нравственная основа величия духа. Я добиваюсь того, чтобы в детстве и отрочестве мои питомцы восхищались героями, презирающими жалкое прозябание, идущими на мужественную смерть.
Одну за другой я открываю перед детьми новые вершины человеческого духа. Вот портрет одного из героев. Дети видят искалеченное, но благородное^ лицо: в глазах героя — высшая человеческая красота. Это человек, подвиг которого сделал его имя бессмертным. В одном из боев в годы Великой Отечественной войны он, рядовой Советской Армии Алексей Бетюк, при выполнении боевого задания был схвачен фашистами. Его привели к офицеру. От него требовали выдать военную тайну. На все вопросы фашиста Алексей отвечал: нет, не знаю. Тогда один из гитлеровцев отрезал ему ухо. Солдат вздрогнул, но не проронил ни слова. Взбешенные гитлеровцы отрезали второе ухо, потом отрезали нос. Советский солдат молчал. Ножом ему разжали рот, вытянули язык и прибили его гвоздем к столу. Потом отрезали ему язык. Окровавленный русский герой лежал без сознания. Фашисты считали его мертвым, только поэтому они и оставили его, отступая под ударами наших войск. Сейчас Алексей Бетюк живет и работает в Донбассе. Все жители города знают героя.
Это — Живое Бессмертие, дети. Имя этого героя мало известно всему нашему народу только потому, что героический народ в дни смертельных испытаний рождает тысячи людей, готовых отдать свою жизнь во имя чести и славы Отечества. Мужество бессмертных сынов нашей Родины приводит врага в состояние страха и яростного бессилия. Враг злобствует, потому что он чувствует превосходство духа нашего человека.
Помните, будущие граждане и воины, что своим презрением к смерти, своим отношением к предательству как к самой низкой мерзости вы побеждаете врага. Ненависть и презрение к жалкому холопьему прозябанию — могучее оружие борца. Знайте, что это оружие тысячи раз оказывалось могучей силой, которая в годы Великой Отечественной войны открывала глаза вражеским солдатам на правду, заставляла задуматься над вопросом: за что воюю я и за что воюет мой противник? Помните, что там, где есть презрение к смерти, предательству, измене, где мужественная смерть не допускает даже мысли о жизни, купленной жалким отступничеством, — там есть столкновение двух идеологий, двух миров, двух убеждений и победителем выходит наш, коммунистический мир, наша, коммунистическая идеология. Обращаясь с этими поучениями к разуму и сердцу подростков и юношей, я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой питомец не просто изумлялся героическим подвигом, но представил себя на месте Алексея Бетюка, убежденно подумал о том, что ему обязательно придется вступить в непримиримое столкновение с враждебным миром. Я подчеркиваю исключительную важность того, чтобы человек думал об этом как о живой реальности, неизбежной в нашем мире, чтобы в жизни каждого молодого человека наступило такое мгновение, когда сознание его ярко озарила мысль: мне обязательно придется взять в руки то же оружие, которым в свой предсмертный час сражались Александр Матросов и Зоя Космодемьянская, Алексей Бетюк и Николай Гастелло. Если человек убежденно подумал об этом в годы своего отрочества и ранней юности, если его взгляд гордо устремлен к вершине человеческого и ничто не в силе склонить его головы, он совершенно по-другому видит мир вокруг себя и себя в окружающем мире: гражданственность проникает в его поступки, в его отношение к учению. Нет сильнее средства заставить серьезно думать о своем долге, чем открыть перед юным умом и сердцем вершину величия человеческого духа — презрение к смерти.
Я стремлюсь к тому, чтобы питомцы мои понимали: патриотический подвиг — презрение к смерти — это акт высокой гражданской сознательности. Совершая этот подвиг, человек мысленно как бы обозревает свою жизнь. В этом патриотическом вйдении мира главным является понимание того, что я — частица народа; я должен быть несгибаемым перед лицом смерти для того, чтобы был бессмертным народ. Идея принадлежности к народу, причастности к его бессмертию — эту мысль я стремлюсь провести через все рассказы о героях, презирающих смерть. Особое место в моих рассказах занимают герои, повторившие подвиги Ивана Сусанина, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Здесь исключительно важно, чтобы подросток пережил состояние собственной духовной готовности к тому, чтобы сознательно идти на смерть. Не просто изумление перед чрезвычайным, героическим характером, столкновение враждебных сил, взглядов, убеждений, а именно состояние внутренней собранности, духовного накала, идеологической твердости — вот что я стремлюсь пробудить в юных душах. Важно, чтобы питомец мой слушал об Иване Сусанине или Володе Дубинине, а думал о себе, чтобы его душа была потрясена мыслью: я тоже должен быть готовым к этому. Еще раз повторяю: это не значит, что человек, вступая в бой, готовится к смерти. Это значит, что он презирает смерть, думает не о смерти, а только о победе; и эти его мысли, эта духовная готовность означают ответственность за бессмертие народа, Отечества.
Особое место в моей воспитательной работе с детьми и подростками занимает рассказ «Коммунистический партизанский отряд». На подростков ,и юношей особенно сильное влияние оказывают люди, задолго до свершения подвига принявшие решение избрать смерть оружием борьбы с врагом. Непоколебимость и несгибаемость переживаются подростками и юношеством как победа коммунистического сознания над человеконенавистнической идеологией врага, смерть героя — как победа жиamp;ни над смертью. Я стремлюсь к тому, чтобы каждое слово было обращено к сознанию и совести питомцев. Для свершения героического.подвига необходимо не только сознание правоты, но и бесстрашие. Источник бесстрашия — презрение к врагу, ненависть к человеконенавистничестбу, понимание и переживание преступности планов, намерений врага.
Человек, если он только хочет стать настоящим гражданином, мужественным, непоколебимым патриотом, неутомимым тружеником, преданным мужем и отцом, должен обладать благородным умением — не жалеть себя. «Не жалей себя — это самая гордая, самая красивая мудрость на земле. Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное» (Горький М. Собр. соч. Т. 2. С. 430).
Речь идет о воспитании неумения жалеть себя. В этом нравственном качестве — основа храбрости и бесстрашия. Отец, мать, воспитатель, как огня бойтесь детской жалости к самому себе. Хныканье, слезы по поводу малейшей боли — это живучее семя эгоизма и трусости, отступничества и предательства. История «Жаль себя» поучительна и для отцов, и для педагогов.
Жалость к самому себе, повышенная чувствительность к собственным болям и страданиям порождает нравственную глухоту: человек не видит горя других; равнодушие становится его каменной крепостью, из которой он боится выйти. Одно из наших поучений, с которыми мы обращаемся к матерям, гласит: умейте не заметить детской боли, трудности, лишения. Пусть считает ребенок постыдным сказать, что ему больно. Пусть с малых лет учится мужественно переносить трудности. Пусть слезы вызовет у него сочувствие к горю других, а не собственная боль.
Мужество и бесстрашие в маленьком — это маленький росток гражданской стойкости и несгибаемости, воинской доблести и героизма. Задача заключается в том, чтобы этот росток был заложен в каждую юную душу. Придет время — и он даст могучую поросль. Опасайтесь заложить росток хныканья, расслабленности, безволия. Маленький нравоучительный рассказ «Кому идти за дровами» заставляет матерей и отцов задуматься над тем, правильно ли они воспитывают детей.
Я вижу одну из очень важных воспитательных задач в том, чтобы в детстве каждый человек проявил бесстрашие, храбрость. Один решительный шаг может буквально перевернуть душу. Надо помочь ребенку, особенно боязливому, нерешительному, сделать этот шаг.
Воспитатель, пусть тревожит вас каждый боязливый, нерешительный, плаксивый мальчишка. Он должен стать стойким, бесстрашным, мужественным. 
<< | >>
Источник: Сухомлинский В. А.. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. 1989

Еще по теме КАК ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО ПРЕДАННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЕ:

  1. Как воспитывать самодисциплину в умственном труде
  2. КАК «ЧЕТВЕРТЫЕ» БОРЮТСЯ С ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОЙ НЕЗРЕЛОСТИ
  3. КАК «ВТОРЫЕ» БОРЮТСЯ С ЧУВСТВОМ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
  4. КАК «ПЕРВЫЕ» БОРЮТСЯ С ЧУВСТВОМ УТРАТЫ МАТЕРИНСКОЙ АЮБВИ
  5. КАК «ТРЕТЬИ» БОРЮТСЯ С ЧУВСТВОМ УЯЗВИМОСТИ
  6. Соотношение прогноза и плана. Прогнозирование и планирование как функции социалистического руководства
  7. КАК «ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК» БОРЕТСЯ С ЧУВСТВОМ ОДИНОЧЕСТВА
  8. Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери
  9. 3.2.8. Принцип гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения военнослужащих
  10. Идея народа, родины и языка у молдован
  11. Иудеи: Родина и Холокост[†]
  12. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ
  13. Родина норманнов
  14. Возвращение на родину и Первый триумвират
  15. Поздний протерозой и ранний палеозой - распад Родинии и его следствия
  16. I. МОЛДАВИЯ В Х1-Х1У вв. "Здесь наша родина!"