загрузка...

ПРИЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ БОТАНИЧЕСКИХ ЭКСПОЗИЦИЙ


Группировки экспозиционных растений в ботанических садах и приемы их оформления в первую очередь определяются тематическим содержанием экспозиций и последовательностью их осмотра (системой маршрутов), а также и общими паркостроительными требованиями. Размещение ботанических экспозиций при этом должно способствовать легкому ознакомлению с. наиболее характерными их элементами.
Группы экспонируемых растений по мере возможности должны быть достаточно компактными и доступными для обозрения.
Основными принципами, в соответствии с которыми группируются экспозиции ботанического сада, являются:              систематический              —              по              семей
ствам, родам, видам и разновидностям; ботанико-географический — по признаку района происхождения растений; экологический — по особенностям естественных условий обитания, роста и развития растения; ландшафтнодекоративный — по декоративному признаку; комбинированный. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Систематический принцип размещения насаждений сада в наибольшей степени помогает изучению близких видов растений. Географическая система, положенная в основу группировки экспозиций, облегчает сравнительное изучение растений, интродуцированных из различных стран. Поэтому она имеет большое распространение во многих ботанических садах мира. Географический принцип посадок к тому же может быть легко увязан с ландшафтными и систематическими группировками растений; в пределах участка, отведенного под ту или иную географическую область, растения могут быть расположены в систематическом или ландшафтном порядке.


Рис. 66. Один из экспозиционных участков в Ботаническом саду Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Нарциссы.


Каждый из многочисленных экспозиционных участков сада предъявляет свои специальные требования к размещению и компоновке растительных групп, методам показа растений и декоративному оформлению экспозиционного участка в целом, причем эти требования подчас могут быть совершенно различными даже для двух, смежно расположенных экспозиционных групп растений. В одном случае от паркостроителя при устройстве экспозиционных участков ботанического сада и компоновке групп растений требуется в первую очередь создать лишь какое-то общее красочное впечатление (рис. 66) от экспозиции в целом, например на участке сада непрерывного цветения или розария. В другом, — наоборот, из многообразных растительных композиций, представленных на экспозиционном участке сада, подчас нужно выявить и сильнее подчеркнуть только какую-то одну частную подробность в экспонируемом растении и тем самым выделить его из массы других растений и т. д.
Какими же средствами и приемами возможно решить архитектору- паркостроителю столь различные композиционные задачи? В первом случае это достигается, например, методом гармонического сочетания отдельных элементов экспозиционной группы растений—их красок и форм; в другом — применением приема контраста, с помощью которого интересующее нас экспозиционное растение может быть выделено из других.
Ho независимо от целевого назначения, той или иной растительной композиции и конкретных задач ее устройства группировка экспозиционных насаждений в ботаническом саду должна быть в достаточной мере привлекательной, способной заинтересовать посетителя, а для этого иметь хорошее декоративное оформление.
Наличие художественных достоинств в . растительных группировках только увеличивает собственно ботаническую ценность экспозиций, делая их более привлекательными. Поэтому знание декоративных свойств и дендрологических особенностей растений, огромных художественных возможностей, которые в них заложены, сознательное их использование для получения наибольшего декоративного эффекта является необходимым условием для оформления отдельных экспозиционных участков ботанического сада.
Экспозиционная группа растений не только должна удовлетворять научно-ботаническим требованиям, определяемым тематикой данной экспозиции, но и раскрывать художественно-эстетические свойства растения.
Древесные, кустарниковые и цветочные растения различаются между собой не только по величине, общему их виду (габитусу), но и по окраске листвы и коры, форме ветвления или стебля, срокам цветения, распускания листвы и по многим другим признакам. Каждое дерево, куст и цветок не является изолированным элементом композиции, а представляет собой лишь часть картины общего ландшафта сада, меняющейся в течение года (рис, 67). Поэтому в деле получения должного декоративного эффекта от экспонируемых растений ботанического сада большое значение имеет умело, созданный для них фон из той же растительности ботанического' сада.
При компоновке каждой конкретной растительной группы на экспозиционных участках ботанического сада необходимо тщательно учитывать важные в паркостроительном отношении биологические и декоративные свойства растений, например особенности ветвления, форму кроны, окраску ствола и т. д. Все это является важнейшей предпосылкой для создания определенного художественного впечатления от той или иной группы насаждений. Особенно большое художественное значение имеет общий вид, или так называемый габитус растений (рис. 68), и характер ветвления у ли

ственных пород как при одиночных, так и аллейных их посадках, в небольших группах насаждений и при расположении их по опушкам крупных групп деревьев. Ярко выделяясь на фоне неба, зелени луга или газона, подобные группировки насаждений всегда создают необходимое оформление—живую раму для общей картины пейзажа сада или отдельного его участка.
He меньший декоративный интерес представляет и форма кроны. Ta к, шатровидная, низкоспускающаяся крона дуба или клена остролистного

Рис. 67. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Один из участков сада.


производит..^ совершенно иное эстетическое впечатление, нежели плакучая форма кроны ивы серебристой и ломкой или остроконечная конусовидная форма ели, пихты сибирской.
Характерные особенности внешнего вида древесных пород, экспонируемых на том или ином участке ботанического сада, — форма кроны и ствола дерева и другие декоративные признаки, — все это в значительной степени предопределяет соответствующие приемы группировки и методы посадок насаждений. В одном случае может применяться плотная группа, в другом — разреженная, простые или сложные сочетания насаждений, группировки, основанные на принципе применения контраста цвета, формы (рис. 69) или гармонической их связи, и т. д.
Древесные группировки с низкоопускающейся шатровидной кроной наиболее выигрышны на широких открытых пространствах при оформлении больших групп и в аллейных посадках. Деревья с шатровидными плакучими формами производят особенно эффектное впечатление в сочетании их с гладью воды. Они также хороши и в небольших группах, в контрасте с пирамидальными и конусовидными формами можжевельников, туи и других вечнозеленых насаждений.
При разработке ландшафтной композиции проектируемого сада большое значение имеет удачный подбор ассортимента насаждений, учитывающий окраску листвы и коры стволов деревьев и кустарников, а также форму и характер листвы растения. Плотная и ажурная крона производит совер-

Рис. 68. Государственный Никитский ботанический сад в Ялте. Участок дендрария.
Можжевельник с характерной причудливой формой ствола.


шенно различное художественное впечатление (рис. 70). Деревья с темной корой при расположении их на первых планах всегда создают законченную рамку для открытого пейзажа. Деревья, имеющие светлую окраску коры, прекрасно вяжутся с затененной поверхностью водоемов, окруженных плотной зеленью хвойного леса.. Они же могут быть использованы и в «чистых» группах на фоне изумрудной зелени газона или естественного травянистого покрова. В связи с этим достаточно вспомнить многочисленные березовые рощи средней полосы СССР, где серебристые отсветы коры и легкое ажурное покрывало нежной листвы березы в сочетании с яркими красками луговой травы и незабудок создают полные глубокой поэзии и очарования композиции.
Все эти столь важные биологические и декоративные свойства отдельных пород древесных и кустарниковых растений необходимо учитывать


Рис. 69. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Группа листвениц зимой.



Рис. 70. Один из участков Республиканского ботанического сада Академии наук Таджикской CCP в г. Сталинабаде. На переднем плане группа аризонских кипарисов
с характерной формой кроны.


архитектору-паркостроителю как при разработке ландшафта ботанических садов в целом, так и при оформлении отдельных его экспозиционных участков.
Правильное определение эстетического фактора в общей композиции данного экспозиционного участка является важнейшей предпосылкой для удачного решения задачи устройства и оформления экспозиций. Правда, критерий ботанической важности той или иной экспозиционной группы часто не совпадает с эстетическим; так, представитель вида, рода, неинтересный в декоративном отношении, иногда должен быть выделен по соображениям ботанической его ценности. В этом заключается одна из сложностей устройства экспозиции ботанического сада.
При решении задач оформления ботанических композиций известные Трудности возникают и в отношении пространственного размещения растений, когда в родовых группировках концентрируются виды более или менее однородной структуры. В этих случаях требуется большая изобретательность, чтобы избежать однообразия в экспозиции.
При компоновке групп экспозиционных растений и оформлении отдельных участков необходимо учитывать и возможную утомляемость посетителей ботанического сада. Поэтому очень важно, чтобы посетитель смог без большой затраты времени и энергии понять и разобраться во всем многообразии экспонируемого материала. Чрезмерная его концентрация в одном месте повлечет резкое падение восприятия остальных экспозиционных групп, ознакомление с которыми так Же необходимо для получения целостного впечатления о ботаническом саде.
Многообразие видового состава экспонируемых растений, свойственное ботаническому саду, ставит перед паркостроителём подчас очень трудновыполнимые задачи — не увлекаться излишним перенасыщением отдельных экспозиций. Вообще перегрузки следует по возможности избегать, особенно если она не вызывается тематической необходимостью. Так, например, в отделе культурной флоры некоторые темы могут демонстрироваться на сравнительно небольшом количестве растительного материала, который должен быть соответствующим образом оформлен и наиболее доступен посетителю.
В декоративном разделе избавиться от тематической перегрузки значительно сложнее. Показ одних лишь декоративных свойств растений обычно настолько перенасыщает экспозиции, что художественная ценность их сильно снижается.. Необходимость же подобной экспозиции в ботанических садах бесспорна. Во избежание ее тематической перегрузки декоративные свойства растений лучше всего показывать не в виде самостоятельной экспозиции, а в сочетании, например, с приемами оформления или в других парковых композициях.
Также нет необходимости во всех случаях проектирования ботанических садов предусматривать устройство (в виде отдельной экспозиции) сада топиарной растительности, вьющихся или специального сада, показывающего различные формы растений, и т. п. Все это возможно демонстрировать, например, как составные части отдельных типов парка и его композиционных элементов. Так, в итальянском саду экспонируются стриженые деревья и кустарники и другие формы топиарного искусства. На участках французского регулярного сада следует показать различные устройства партеров. В английском пейзажном парке свободно стоящие среди яркой зелени газонов деревья и живописные группы кустарников дают возможность ознакомиться с декоративными свойствами растений, изучить особенности строения их кроны, форму ветвления и другие характерные признаки.
В отделе дикой флоры тематическая перегрузка экспозиций может быть уменьшена путем показа только небольшого количества типов растений и соответствующего их размещения (например, вдоль линии движения посетителей ботанического сада).
Некоторые экспозиции растений необходимо создавать в тесной связи их с архитектурой. Так, например, ползучие, лазящие, вьющиеся растения демонстрируются на террасах, беседках, трельяжах и в сочетании с Другими сооружениями сада.
Особого внимания требует оформление участков тропических растений; они всегда будут выделяться своим «экзотическим» характером среди других экспозиций сада. Участок тропических растений обычно имеет подчеркнуто декоративный характер, что оправдано и его, как правило, центральным расположением на территории сада (около экспозиционных оранжерей, у главного, входа в сад и т. д.).
Таким образом, дендрологические свойства и декоративные особенности экспонируемого материала наряду со специальными ботаническими и эстетическими требованиями являются предпосылкой для разработки метода экспонирования и приемов оформления каждой конкретной группы растений на экспозиционном участке ботанического сада.
Основная задача паркостроителя, работающего над планировкой сада и оформлением ботанических экспозиций, в конечном итоге всегда имеет своей целью создание определенной ландшафтной композиции — участков лесных, луговых, водных, альпийских, горных растений и т. д. В этой ландшафтной композиции в зависимости от ее тематики могут быть, показаны в виде различных группировок (массив, группа и т.. д.) растения данного географического района СССР (для ботанико-географических участков сада), или видовое разнообразие древесно-кустарниковых (в экспозиции дендрария), или декоративные свойства растений в их различных сочетаниях (участки декоративного садоводства) и т. д.
В какой же степени эти ландшафтные композиции будут близки к естественным группировкам растительности, которые мы наблюдаем в окружающей нас природе, и в какой мере в оформлении экспозиционных участков ботанического сада необходимо воссоздавать природные ландшафты? Конечно, степень приближения отдельных растительных композиций к природным условиям на различных экспозиционных участках ботанического сада будет неодинакова. Некоторые экспозиции, например показывающие местную флору, могут представлять собой часть уже существующего природного ландшафта, несколько обогащенного в зависимости от требований их тематического содержания (рис. 71). Для других экспозиций, например демонстрирующих интродуцированные растения из географического района, по своим климатическим особенностям мало сходного с природными условиями данного места, подобного приближения трудно или почти невозможно достичь (например, для экспозиций, показывающих флору Средней Азии или. каменистой тундры).. Это будут особые группировки растений, в которых могут быть представлены только •флористические элементы природного ландшафта того или другого географического района. Размещение таких растительных композиций на экспозиционных участках ботанического сада, конечно, мало будет соответствовать их естественному расположению в природных условиях. В противном случае паркостроителю пришлось бы воссоздать и всю природную обстановку данного района (например, горные хребты Средней Азии или каменистые осыпи цирков Кольского полуострова), что является непосильной задачей почти для любого ботанического сада средней полосы СССР. М. П. Соколов
Вообще экспозиционные участки сада независимо от степени их приближения к естественным группировкам всегда будут представлять собой особые микроландшафты, которые только некоторыми частями (главным

Рис. 71. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Один из ботанико-географических
участков.


образом видовым составом растений) будут сближены с природными ландшафтами (рис. 72).
Для полноценного решения задачи создания микроландшафтов на отдельных участках проектируемого ботанического сада большое значение


Рис. 72. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Микроландшафт лесного участка. Цветущие подснежники.


имеет умелое использование в этих целях различных способов группировки насаждений, широко применяющихся в паркостроительном искусстве. Способы группировки насаждений ботанического сада независимо от принятого научного принципа их размещения в экспозиции могут быть весьма разнообразными. Экспонируемые растения возможно, например, размещать в виде одиночных экземпляров (солитеров) или целых групп и массивов, аллейных посадок, а также в качестве опушек существующих на территории сада массивов насаждений или фона других экспонируемых растений. Отдельные виды экспозиций с цветочными и травянистыми растениями можно показывать и в виде робаток, микс-бордера, бордюров, клумб, цветущих многолетних лугов и газонов, и с помощью многих других приемов цветочного оформления, принятых в садово-парковом искусстве.
При компоновке групп и массивов насаждений сада паркостроитель все время должен иметь в виду, что каждое из экспонируемых растений требует создания определенных жизненных условий, наиболее подходящих для его роста и развития (соответствующей площади питания, освещения, влаги и т. д.).
Показ растений на участке ботанического сада при различных требованиях, предъявляемых к их размещению, предопределяет различные приемы группировки экспозиций с учетом возможности их обозрения, во-первых, издали — для общего восприятия массива или группы экспозиционных растений (рис. 73), когда хорошее обозревание достигается широким открытым видом на них (например, с газона или обзорной дорожки— вид на опушку или поляну), и, во-вторых, вблизи — для осмотра экспозиционных растений с недалекого расстояния от обозреваемой группы в целях детального изучения каждого отдельного растения. В последнем случае экспозиционная группа может быть оформлена в сочетании с яркими красками газона и окаймлена узкими тропами, дающими возможность непосредственно подойти к ней (рис. 74).
Теперь рассмотрим более подробно различные виды растительных композиций применительно к решению задач оформления экспозиций проектируемого ботанического сада.
M а с с и в. Массив древесно-кустарниковых растений представляет собой основной композиционный элемент многих экспозиционных участков сада: дендрариев, отделов местной флоры и флоры различных географических районов СССР и др.
Большая часть древесно-кустарниковых растений этих экспозиционных отделов ботанического сада (до 60% всего их количества) оформляется в виде различных массивов древесных посадок. Границами перехода от одной видовой группы растений, размещаемой в массиве, к другой или между экспозициями, показывающими флору различных районов интродукции, будут являться: открытые пространства полян внутри массива, разделительные дорожки и тропы, соответствующим образом обработанные углубления и выступы в опушке массива с его внешней стороны и т. д.
Каждая крупная экспозиционная группа древесно-кустарниковых растений должна оформляться как составная часть единого массива насаждений. При этом необходимо избегать излишнего пространственного выделения отдельных групп растений и тем самым — создания из них обособленных группировок, особенно в экспозициях дендрария, ботанико-географических и др., так как это может привести к неоправданному расчленению единого массива экспозиционных растений на мелкие группы насаждений и тем самым — к чрезмерной дробности ландшафтной композиции.
При объединении древесно-кустарниковых насаждений в крупные массивы экспозиционных посадок необходимо учитывать следующие парко- строительные требования: массив желательно размещать в глубине экспозиционного участка с учетом того, чтобы наиболее крупные деревья располагались на заднем

Рис. 73. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Массив древесных насаждений парка, требующий
обозрения издали.


плане массива, а мелкие деревья и кустарники — ближе к дорогам и открытым участкам газонов; посадку древесно-кустарниковых экспозиционных растений в массиве рекомендуется производить в определенных контурах с уплотнением их в центральных частях массива й разреживанием, с созданием менее плотных групп и полян—-со стороны опушек и основных направлений движения посетителей сада; кустарниковые растения при контурной посадке массива необходимо размещать «ак по его контуру, так и в местах наибольших интервалов между деревьями; при контурной посадке массивов древесно-кустарниковых экспозиционных растений необходимо стремиться к тому, чтобы в плане массивы имели естественные живописные очертания и не производили впечатления искусственности своего расположения; в частности, требуется следить за тем, чтобы не создавались правильные прямолинейные ряды деревьев, приводящие к однообразному виду массива, для чего следует чаще менять размеры сторон треугольников — от 2—4 м при сгущенной посадке до 6—7 м в разреженных частях массива; для лучшего пространственного восприятия опушки массива — самой ответственной его части — последняя должна отстоять от основной магистральной дороги не ближе 100—150 м.
В целях создания древесно-кустарниковым растениям наиболее благоприятных условий для роста и дальнейшего их развития устройство массивов (как и отдельных дендрологических групп) желательно осуществлять методом сгущенной посадки. По мере роста деревьев посадки массива в соответствии с проектом устройства экспозиций и общими ландшафтными требованиями будут постепенно разреживаться — от центра массива к его периферийным участкам. Конкретное размещение экспозиционных древесно-кустарниковых растений по их видовому составу и количество экземпляров этих растений определяются специальными ботаническими требованиями и должны учитывать почвенные условия, освещение и другие экологические факторы.
На рис. 75 и 76 приводятся примерные схемы расположения массива, полян и дорожной сети на участках дендрария и флоры районов интродукции.
Как видно на рис. 76, основные древесно-кустарниковые посадки экспозиционных растений размещаются в виде единого массива, вытянутого Яо направлению движения посетителей сада. Система обзорных (маршрутных) дорожек, отходящих от главной магистральной дороги, располагается на экспозиционных участках с учетом наилучшего обозрения экспонируемых растений вблизи и вдали. Вместе с тем не нарушается и последовательность осмотра экспозиционного материала.
В пределах каждого ботанико-географического участка или другого крупного членения экспозиций, например по видовому признаку в отделе дендрофлоры (на рис. 75 внутренние границы экспозиций показаны прерывистой линией), необходимо предусматривать устройство полян и системы живописных углублений и выступов по опушкам массива. При размещении экспозиционных растений в массиве это могут быть: серия полян и мелких лужаек, с которых обозреваются различные семейства и роды древесно-кустарниковых растений с красивой осенней раскраской листвы — клены, буки и др.; поляны с экспозициями хвойных растений, создающих в своей массе ландшафт хвойного лесопарка, чрезвычайно эффектного в зимнее время (ели, лиственицы, пихты, туи и др.); экспозиции цветущих деревьев и кустарников, наиболее декоративных в летний период, когда они находятся в полном цвету (березы, сирени и др.).
Контуры и размеры таких полян и опушек, как и расположение той или иной видовой группы, в каждом частном случае определяются парко- строителем с учетом последовательности осмотра экспозиций, планировки дорожной сети, видовых линий и особенности экспозиционного материала (габитуса растений, декоративных его свойств и т. д.) и почвы данного участка.
Границы массива могут оформляться или древесно-кустарниковыми растениями, характерными для флоры данного ботанико-географического

Рис. 74. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Мышиный гиациит. Экспозиция цветочных, требующая обозрения ее вблизи.


участка СССР или иноземной (в флористических экспозициях), или представителями видов, разновидностей и форм, располагаемых в систематическом порядке (в экспозициях дендрария). По опушкам полян и углублений массива необходимо высаживать наиболее интересные в декоративном отношении экземпляры растений. Все эти в тематическом и декоративном отношении законченные микроландшафты отдельных участков
дендрария в свою очередь могут быть расчленены на более мелкие расти- тельные группировки, однако в пределах единого массива насаждений.

Рис. 75. Схемы построения различных групп и массивов древесно-кустарниковых насаждений.


I.— обработка массива в виде устройства в опушке местных углублений н выступов и размещения перед ним отдельных групп и одиночных посадок кустарников н деревьев хвойных и лиственных пород; II — построение смешанной группы нз лиственных н хвойных пород с опушкой из кустарника; III, IV — прнмеры оформления «чистых» и смешанных групп нз древесных н хвойных пород;
V — построение групп нз двух, различных по форме кроны и силуэту древесных нли сочетание одиночной посадки с опушкой нз кустарника.
При недостатке посадочного материала в массиве видовые картины возможно создавать из разновозрастных растений, постепенно высаживая их в экспозиционных группах по мере выращивания в питомнике.
Состав экспозиционных растений, размещаемых в пределах каждой крупной видовой группы растений, определяется в каждом частном случае тематическим содержанием экспозиций. При компоновке отдельных групп
древесно-кустарниковых растений массива необходимо придерживаться следующих основных положений: независимо от видового состава насаждений нельзя мешать хвойные и лиственные растения; в пределах массива их нужно рассматривать как самостоятельные композиционные группы; центральная часть должна оформляться из нескольких основных пород древесных растений (ландшафтообразующие породы), которые по

Рис. 76'. Схема построения массива древесно-кустарниковых растений на участке ботаиико-географических экспозиций и дендрария.
Стрелки означают последовательность осмотра экспозиционных растений (маршрутная сеть).
7—3 — отдельные группировки древесно-кустарннковых растений. Частая штриховка показывает различные виды древесно-кустарннковых растений, наиболее интересные в декоративном отношении, располагаемые по опушке массива. Справа на рисунке дана неправильная схема построения масснва древесно-кустарниковых посадок, при которой масснв насаждений раздробляется ва несколько крупных, однородных по своей форме и размерам групп.


мере приближения к опушкам массива обогащаются введением других насаждений, отличающихся как в видовом, так и декоративно-художествен- ном отношении от основных пород.
Опушки. Наиболее ответственными в композиционном отношении местами в массивах являются опушки, так как в конечном итоге основное впечатление от массива древесно-кустарниковых насаждений всегда складывается в результате его внешнего зрительного восприятия (общего вида опушки и силуэта ее составных элементов). Поэтому при наличии больших массивов насаждений основное внимание паркостроителя должно быть направлено на соответствующее оформление опушек этих массивов.
Большое композиционное значение опушки приобретают при изреженности существующего массива насаждений ботанического сада или его видовом однообразии. В обоих случаях насыщение опушки растениями более интересных в декоративном отношении видов, размещение которых
в данном месте тематически не противопоказано, может значительно обогатить общий ландшафт этих участков ботанического сада.
Так, например, довольно скучное видовое однообразие соснового бора, имеющегося на участке Свердловского ботанического сада (рис. 77), может быть улучшено соответствующей обработкой опушки леса. Таким же путем — посадками по опушкам •—• наряду с разреживанием отдельных массивов насаждений будет обогащен в видовом отношении соответствующий ландшафт участка дендрария Главного ботанического сада Академии наук СССР в Москве.
При создании опушек южные их стороны, наиболее освещенные солнцем, или открытые в направлении большей обозреваемости, необходимо

Рис. 77. Ботанический сад Уральского филиала Академии наук СССР в г. Свердловске. Массив, требующий для своего обогащения соответствующей обработки опушки.


обогащать наиболее интересными в декоративном отношении экспозиционными растениями.
Границы опушек могут быть оформлены и соответствующим размещением групповых и одиночных посадок около углублений и выступов массива. Опушка по своему начертанию должна иметь живописный изломанный контур. Этим будет создана необходимая игра света и тени (рис. 78). Для разнообразия силуэта опушки необходимо в отдельных экспозиционных группах массива подбирать растения различной высоты. Лес или группа деревьев, имеющих слишком резко выраженные, четко обрезанные границы своих контуров, как это хорошо видно на рис. 77, всегда производят неприятное впечатление и требуют создания постепенного перехода от горизонтальных поверхностей газона или луговых участков к вертикальной стене лесного массива путем введения подлеска.
Групповые посадки. Групповые посадки, или куртины, наряду с основными массивами насаждений представляют собой один из наиболее распространенных и сложных видов посадок на экспозиционных участках ботанического сада. Они всегда являются необходимым композиционным




дополнением массива. Это могут быть древесно-кустарниковые группы Haj саждений дендрария и ботанико-географических участков, группы однолетних и многолетних цветочных декоративных растений отдела декоративного садоводства, культурных растений и других многолетних.
Группы экспозиционных растений ботанического сада (древеснокустарниковых и цветочных) в сочетании с одиночными посадками и массивами существующих на территории сада насаждений создают наилучшие условия как для их экспонирования, так и для получения соответствующего впечатления от общего ландшафта сада.
Размеры отдельных групп растений зависят от общего количества экспонируемого материала и в еще большей мере — от величины свободного участка газона или поляны, где они высаживаются, а также от конкретного их местоположения на отдельных участках сада. Древесно-кустарниковые группы могут составлять от трех до нескольких десятков экземпляров растений. Правда, некоторые садоводы (Э. Вольф и др.) не рекомендуют высаживать в группах лиственные породы в количестве, превышающем 5 или 7 экземпляров. Хвойные можно размещать в группах в значительно большем количестве—• до нескольких десятков экземпляров. В отдельных случаях группа может быть составлена из двух контрастных по величине, форме и окраске деревьев.
Групповые посадки могут применяться как в свободных живописных группах, так и на участках с регулярной планировкой. Для большей естественности построения экспозиционных групп древесно-кустарниковых растений и наилучшего эстетического эффекта посадки их необходимо производить в свободных живописных контурах, не придерживаясь математически точных расстояний между отдельными экземплярами, составляющими группу (в равной мере — массив), иначе это в дальнейшем — при разрастании посадок — придаст ей искусственный и однообразный вид.
При компоновке группы из трех деревьев или кустарников их необходимо размещать по вершинам равностороннего треугольника в виде буквы V (по-латински—«квикунс», откуда подобное размещение растений и получило название квикунса). Группа из четырех растений составляется из того же квикунса, а четвертый экземпляр размещается несколько в стороне, чтобы не создавать впечатление рядовой посадки. Таким же путем компонуются группы экспозиционных древесно-кустарниковых растений из пяти и более экземпляров.
Во всех подобных случаях посадок необходимо избегать регулярного построения групп растений в виде правильных рядов. Для придания большей естественности и живописности групповой посадке следует использовать различный как по возрасту, так и величине посадочный материал. Это необходимо и для получения более интересного силуэта экспозиционной группы растений, и выделения в ней одной или нескольких (в зависимости от размеров группы) вершин. Причем эта вершина — доминирующая часть группы — не обязательно должна располагаться в ее центре; она может быть несколько смещена в сторону. Этим в еще большей степени будет создана иллюзия естественного размещения насаждений в группе.
Расстояния между отдельными древесно-кустарниковыми растениями при посадках группами зависят от вида самой группы (плотная, рыхлая), размеров растений, экологических условий и пр. В практике садово-паркового строительства расстояния между растениями в группах принимаются следующие:
Для мелких растений —• 0.6—0.8 м » средних »              —              1.0—1.5 »
» крупных »              —              1.5—2.0 »
По своему видовому составу экспозиционные группы древесно-кустарниковых растений могут иметь ограниченный или, чаще, широкий видовой ¦состав, так как наличие большого количества коллекционных растений в ботанических садах уже предопределяет необходимость широкого показа видового их состава..

По расположению -на экспозиционном участке группы растений могут иметь самостоятельное или соподчиненное значение. В первом случае размещение их должно предусматривать большое количество аспектов зрительного восприятия. При соподчиненном значении проектируемая группа пространственно не должна слишком отрываться от основного массива насаждений, с которым она композиционно связана.
При устройстве отдельных экспозиционных групп кустарниковые растения обычно располагают кольцом или полукольцом со стороны возможного их обозрения. Кустарник, декорируя нижнюю часть группы, вместе с тем создает незаметный переход от травяного покрова газона к древесным посадкам группы. Экспозиционную группу.,, необходимо размещать на таком расстоянии от края дороги или тропинки, при котором может быть достигнуто наилучшее ее обозрение.
Одиночные посадки. Одиночные посадки, или солитеры, являются логическим завершением художественной композиции как отдельного экспозиционного участка, так и общего ландшафта ботанического сада в целом. Несколько отдельно стоящих декоративных деревьев и кустарников, имеющих развитую крону и красивый силуэт, всегда являются необходимым дополнением куртины или массива насаждений (рис. 79).
Многие красиво цветущие лиственно-декоративные кустарники и де-г ревья лучше всего обнаруживают свои высокие художественные достоинства в одиночных посадках: каштан Конский, клен серебристый, береза бородавчатая, ива серебристая, дуб красный и др.
При подборе ассортимента растений для размещения в одиночных посадках большое значение имеет форма и фактура ствола, цвет и рисунок листвы, характер кроны. Деревья с толстыми стволами, теряющимися в сплетении сучьев и ветвей (дуб, клен остролистный, орех маньчжурский и т. д.), всегда пленяют своей мощью и живописными очертаниями раскидистой кроны. Характерный силуэт ивы плакучей или нежное кружево листвы молодых берез создают уже совершенно другие художественные впечатления.
В одиночных посадках широко используются и различные хвойные—- ели колючая и Энгельмана, туя западная, кедр сибирский и др. (рис. 80). Из кустарников больше всего применяются некоторые виды сирени, роз, жасмин, золотой дождь, боярышник и др. При выборе ассортимента экспозиционных растений для одиночных посадок, кроме соображений специально ботанического порядка, необходимо учитывать и паркостроительные требования, в частности конкретные условия окружения, т. е. возможный фон для одиночного растения.
Одиночная посадка должна прежде всего удовлетворять высоким декоративным требованиям. Ho даже при наличии таких качеств она может быть достаточно эффектна лишь при размещении на открытом месте — на лужайке, газоне и т. д. Для одиночной посадки всегда требуется создание необходимого фона, оттеняющего ее декоративные высокохудожественные свойства. Таким фоном могут явиться архитектура сооружения, небо, водная поверхность, яркая окраска газона солнечной поляны или листвы деревьев и т. д.
Так, например, для одиночных посадок около водоемов наиболее эффектными в декоративном отношении, конечно, будут различные плакучие формы древесно-кустарниковых растений — ивы и березы, общий художественный строй которых так поэтически вяжется с зеркальной спокойной гладью воды.

Рис. 79. Республиканский ботанический сад Академии наук Таджикской CCP в г. Сталинабаде. Одиночная посадка. Ива вавилонская.


Геометрически четкие шаровидные или конусообразные формы кроны деревьев, размещаемых в одиночных посадках, например липы, клена остролистного, тополя пирамидального, служат прекрасным дополнением к архитектурным линиям сооружений. Они широко могут быть применены и для оформления центральных аллей и других, наиболее парадных участков ботанического сада.
Наконец, размещение на фоне живописной опушки массива древеснокустарниковых насаждений дендрария или ботанико-географических участков одного или нескольких индивидуальных экземпляров древесных растений, имеющих могучую раскидистую крону, также будет являться оправданным паркостроительным приемом, подчеркивающим свободное пространство солнечной открытой поляны.
Наиболее оптимальным расстоянием от места наблюдения до одиночной посадки будет являться расстояние, равное 2—5-кратной высоте экспонируемого растения. Так, например, могучий столетний дуб-патриарх высотой в 25—30 м на участке останкинской дубравы Главного ботани

ческого сада Академии наук в Москве или великолепный экземпляр старой сосны — остатка прикамских боров У рала в Свердловском ботаническом саду — производят соответствующий эффект лишь при осмотре их на расстоянии не менее 100—150 м.

Рис. 80. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Одиночная посадка. Ель серебристая.


Солитерные посадки могут применяться как в экспозициях, имеющих свободную пейзажную планировку (ботанико-географические участки, ^дендрарий), так и на участках регулярного плана (розарий, фрутицетум, коллекционные участки и т. д.).
Аллейные насаждения. Одним из важнейших средств и приемов оформления территории ботанического сада и его экспозиционных участков является устройство аллей (рис. 81). Эффект аллейных посадок прежде всего зависит от правильного подбора растений, хорошо найденной ширины аллей и их расположения на участке сада. При устройстве аллейных насаждений необходимо иметь в виду и наиболее благоприятную их ориентацию, учитывающую климатические особенности района данного ботанического сада.. Аллеи, расположенные в направлении с запада на восток, большую часть дня остаются освещенными. В южных районах такие аллеи требуют достаточной затененности от солнца путем подбора деревьев с широкой кроной. При меридиональном направлении аллеи большую часть времени остаются в тени, за исключением полуденных часов.
Большое значение аллейные посадки могут иметь в ботанических садах, расположенных в южных районах нашей страны, особенно в условиях климата Средней Азии. Здесь аллейные насаждения должны предохранять отдельные экспозиции сада от неблагоприятного воздействия солнечных лучей и создавать затененные участки. Вместе с тем при устройстве аллей необходимо учитывать и ветровой режим: в условиях неблагоприятного его воздействия основные аллеи сада должны быть расположены под углом к направлению движения ветра.
Для аллейных посадок лучше всего использовать местные породы или наиболее близкие к ним, сходные по своим почвенным и климатическим условиям. Тогда аллейные посадки могут наиболее успешно развиться и создать необходимый паркостроительный эффект. Конечно, это не исключает возможности устройства в отдельных случаях аллейных посадок и из интродуцированных представителей древесной флоры.
Устройство аллей является приемом оформления территории ботанического сада, более уместным на участках, имеющих регулярную планировку, где аЛлея всегда может иметь какое-то завершение в виде здания, паркового сооружения и т. п.. Когда же аллея ничем не завершается, то она оставляет впечатление незаконченности и кажется случайным элементом в пейзаже парка.
Поэтому аллеи, и тем более широкие, желательно устраивать преимущественно в регулярных частях сада.
Особую группу экспозиций в ботанических садах составляют различные виды травянистых и цветочных однолетних и многолетних растений (рис. 82). Эти экспозиции, как и древесно-кустарниковые, могут быть представлены в различных ландшафтных композициях — в массивах, группах, многолетних цветущих газонах, в виде лугов, робаток и, наконец, специальных микроландшафтов — участков водных и приводных растений, растений каменистых мест и т. д.
В некоторых случаях экспозиции цветочных растений (главным образом однолетних) мо^ут размещаться и в регулярных группах, как например простая и смешанная робатки (микс-бордер), бордюры и иногда клумбы.
Экспозиции цветочных растений дают возможность применения самых разнообразных приемов и методов оформления. Иногда эти экспозиции могут иметь совершенно самостоятельное значение (альпийский сад, розарий и т, д.) или компоноваться в органической связи с другими насаждениями (древесно-кустарниковыми массивами, группами). Так, экспозиции травянистых и цветочных растений, оформленные, например, в виде многолетнего цветущего газона с подснежниками, ранними нарциссами, фиалками, крокусами осенними и т. п., могут служить прекрасным художе-


М. П. Соколов
ственным дополнением к древесным посадкам дендрария и других участков ботанического сада.
Некоторые растения — розы, георгины, канны и т. п., — плохо сочетающиеся в пределах одной экспозиционной группы с другими растениями, нуждаются в выделении их в особые экспозиции. Поэтому в ботанических садах желательно предусматривать устройство отдельных садов роз, георгин (розарий, георгинарий) и т. д. Эти растения, показывая различные приемы садового оформления, одновременно будут являться и коллекционными. С другой стороны, такие цветочные, как пионы, флоксы, дельфиниумы, прекрасно сочетаются с многими цветущими кустарниками (сирень, филадельфус, жимолость и др.). Их необходимо размещать уже не в виде отдельных садов, а в свободных пейзажных группировках, приближающихся к английскому цветущему бордюру. Подобные растительные композиции необходимо проектировать с учетом широкого раскрытия перспективы, а также связи их с другими элементами экспозиции. Они, например, будут очень декоративны в сочетании с растениями дендрария и яркой зеленью газонов. Некоторые из цветочных (например, приводные) очень хорошо располагать в тесном сочетании с нерастительными элементами композиции (например, водные поверхности).
Имеются цветочные растения, которые сами по себе .мало интересны, но очень эффектны в больших однородных массах; их лучше всего использовать как основной элемент оформления партеров (например, в мавританских газонах) и других частей садово-парковой композиции.
Как отмечалось выше, экспозиции цветочных растений могут быть представлены в самых разнообразных группировках — в массивах, группах, бордюрных посадках и т. д. Массивы и группы из многолетников — наиболее распространенный прием цветочных посадок.. Группы из многолетних цветочных растений, расположенные на яркой зелени газонов перед кустарниками, всегда оживляют общую картину экспозиционного участка.
При построении групп из цветочных растений следует стремиться к свободному, живописному очертанию их контура. Группы из многолетников по своему видовому составу могут быть простыми и сложными. Простые группы подбираются из одного вида или сорта цветочных растег ний, которые будут цвести одновременно. В сложных группах растения, цветущие в разное время сезона, должны подбираться с учетом общего вида группы, времени их цветения, окраски и формы цветков, высоты и пр. При устройстве сложных групп из многолетних растений на переднем плане необходимо высаживать более низкие растения, а на заднем — высокие.
Массивы из многолетников целесообразно создавать лишь при наличий на экспозиционных участках ботанического сада больших открытых пространств (луговых участков или газонов). В этих случаях многолетние в сочетании с древесно-кустарниковыми насаждениями будут являться важнейшим элементом альпийских и луговых ландшафтов сада, например на участках декоративного садоводства, ботанико-географических и др.
По своему видовому составу массивы цветочных растений, так же как и группы их, могут быть сложными и простыми. Подбор многолетних растений для сложных групп можно осуществлять по признаку контрастных или гармонических по окраске сочетаний с учетом одновременного или разновременного их цветения. Так, например, наряду с белыми нарциссами в одной группе могут быть высажены ярко-красные тюльпаны; ярко- красные флоксы хорошо сочетаются с ярко-синими дельфиниумами; лиловые астры — с золотистым солидаго и т. д.


Рис. 82. Экспозиция травянистых растений. Группа рододендронов в ботаническом саду Лесотехнической академии им. С. М. Кирова
в Ленинграде.



При подборе наилучших красочных сочетаний многолетних цветочных растений в экспозиционных группах очень важно учитывать климатические особенности района местоположения данного ботанического сада. На юге, богатом солнцем, свет и тени резче, краски ярче. Поэтому здесь при построении цветочных композиций для избежания ненужной грубости красочных пятен нужно подбирать ассортимент цветочных растений по признаку их гармонического сочетания. Для северных районов СССР, наоборот, характерны слабые светотени, в природе отсутствует резкая интенсивная окраска, благодаря рассеянному освещению границы отдельных элементов ландшафта обозначаются слабо, горизонт не имеет ясной линии. Поэтому здесь применение контрастных сочетаний многолетних растений может быть более оправдано, нежели на юге.
Опушки из многолетников. Как один из возможных приемов размещения цветочных растений на отдельных экспозиционных участках может быть рекомендовано устройство опушки из многолетников. Подобная опушка служит заполнением или прикрытием изреженного основания кустарниковых или древесных групп насаждений, иногда может иметь и самостоятельное декоративное значение.
Опушка многолетников по своему видовому составу и цветовому сочетанию устраивается или на основе контраста ее с окружающим фоном древесно-кустарниковых растений (красные тюльпаны, лох серебристый), или с учетом гармонического их сочетания.. Последнее дает особенно большой эффект при одновременном цветении всех составляющих элементов — древесно-кустарниковых и цветочных растений (например, нарциссов перед группой низкорастущих яблонь). Для посадки в опушках может быть использовано очень большое количество самых различных многолетников — тюльпаны, нарциссы, пионы, ирисы, аквилегии, флоксы и др.
P о б а т к и. Одним из приемов оформления цветочных экспозиций на центральных участках ботанического сада, имеющих регулярную планировку, являются различные виды робаток. Они различаются между собой по окраске, характеру расположения растений, а также видовому составу. Робатка разбивается преимущественно в виде длинной узкой полосы, шириной от 0.5 до 3.0 м.
Наиболее сложным видом робатки является так называемый микс- бордер или смешанная робатка (рис. 83), цветущая в течение целого сезона. Это достигается соответствующим подбором многолетних растений. Обычно в смешанной робатке высаживается большой ассортимент цветочных растений, размещаемых небольшими группами, имеющими произвольное начертание плана.
Газоны. В общей системе зеленого оформления территории ботанического сада газоны играют огромную роль. Являясь необходимым элементом территории, газоны образуют художественный фон для общего ландшафта сада. Сочетание светлых, освещенных солнцем, поверхностей газонов с темными пятнами древесных кустарниковых групп насаждений и яркими красочными пятнами цветочных культур чрезвычайно повышает эмоциональное воздействие пейзажа сада.
Газон с хорошим травянистым покровом имеет в ботаническом саду такое же значение, как и цветник. Ho если последний представляет собой яркое красочное пятно в общем ландшафте сада, концентрирует внимание на частном, то газон, наоборот, в общей картине ботанического сада является фоном, основой, служащей для лучшего выявления тех или других элементов, составляющих художественное лицо сада: цветники, деревья, кустарники, архитектурные сооружения и т. д. Вместе с тем газон служит


Рис, 83. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии, наук. СССР в Ленинграде. Робатка


и объединяющим началом для разнообразных красочных пятен в ландшафте сада.
Используя законы оптики в сочетании с умелым размещением на газоне отдельных массивов и групп насаждений, паркостроитель всегда может создать иллюзию большого раскрытого пространства сада или его отдельных участков.
По своему назначению и по технике устройства газоны в ботанических садах, как и в любых других парках, могут быть нескольких типов: 1) де-

Рис. 84. Газон партерного типа в одном из английских садов (замок Итон-Холл).


коративные газоны—партеры; 2) газоны обычного типа; 3) газоны луговые.
Газоны партерного типа (рис. 84) — один из важнейших приемов оформления ботанического сада. Обычно эти газоны занимают места переднего плана: у входной части сада, около экспозиционных оранжерей и других объектов массового посещения. Газоны партерного типа всегда решаются в сочетании с наиболее яркими красочными элементами цветочного оформления, с архитектурой малых форм, скульптурой и водными устройствами. Являясь наиболее декоративным элементом территории ботанического сада, участок партера в своей центральной части сосредоточивает наиболее яркие и красочные летние цветущие растения. Разбивка на участке партера цветников требует особой тщательности как в их устройстве, так и в подборе цветочного ассортимента. Обширные, низко подстриженные газоны, украшенные цветочными растениями, по мере удаления их от центральной части партера оформляются группами многолетних цветущих растений и цветущих кустарников, переходящих далее в древесные насаждения. Это постепенное увеличение высоты насаждений к границе сада дает законченную раму для всего партера, отделяя его от соседних участков и сооружений. Вместе с тем партер создает красивый фон для фонтана или скульптуры, которые могут являться необходимым дополнением архитектурного убранства его центральной части.

Рис. 85. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде. Газон обычного типа.


Партерные газоны очень удобно располагать на пониженных участках, что дает возможность посетителю сада лучше обозревать цветочный узор партера. Для этой цели достаточно понизить отдельные участки партера на 0.3—0.6 м.
Газоны партерного типа остаются на всем их пространстве открытыми и оформляются в органической связи с цветниками. По границам они украшаются регулярными цветочными обсадками — бордюрами.
Газон обычного типа (рис. 85) представляет собой часть парка, имею- гцую травянистое покрытие. Этот тип газонов является наиболее распространенным в практике паркового строительства. Обычно такие газоны бывают дополнены посадками низкорослых декоративных цветущих кустарников, солитеров И экзотов. Они требуют для своего устройства большого, количества многолетних и однолетних растений..
Оформлению многолетними цветущими растениями отдельных участков территории ботанических садов должно быть уделено большое внимание ввиду его большого декоративного эффекта. Это оформление может быть чрезвычайно разнообразным. Для примера можно привести одну из групп многолетников, комбинированную с цветущим кустарником сортовой сирени. Группа состоит из пионов, флоксов, ирисов и тюльпанов. Ранней весной цветут тюльпаны, несколько позже — ирисы, еще позже — сирень,, в начале лета пионы, а в середине лета — флоксы (почти до самой осени).
Из луковичных многолетних растений в декоративном отношении наибольший интерес представляют лилии, гладиолусы и тюльпаны. Их возможно использовать в самых разнообразных композициях для оформления парковых участков наших садов (в виде цветущего луга, групп, робаток и т. д.).
Г азоны обычного типа — наиболее распространенные в практике садово-паркового строительства — могут иметь самое широкое применение также на всех экспозиционных участках ботанического сада.
Газоны лугового типа (рис. 86) представляют собой переходную форму между собственно лугом и газоном. Они занимают сравнительно большие площади в пригородных парках и лесопарках, часто бывают естественного' происхождения и используются не только в декоративных, но и в хозяйственных целях.
Г азоны лугового типа в ботанических садах могут иметь место на обширных участках заповедника, дендрария и частично на территории ботанико-географических участков. На отдельных участках экспозиций лесопаркового типа с преобладанием больших массивов древесных насаждений газоны . лугового типа могут устраиваться вместе с цветочным оформлением, для которого используют многолетние цветочные растения, как культурные, так и дикорастущие. Создание такой экспозиции лучше: всего решается в сочетании с группами крупных древесных насаждений.
В отдельных случаях в ботанических садах могут иметь место и так называемые «мавританские» газоны, которые представляют собой переходную форму от газона к цветнику.
Мавританский газон засевается смесью семян газонных трав и цветущих растений. Цветочные семена подбираются с расчетом того, чтобы цветение газона началось с весны и продолжалось до глубокой осени.
Травы, используемые для устройства декоративных и обычных газонов, должны иметь красивые декоративные формы и тонкие листовые пластинки, обладать морозо- и засухоустойчивостью и создавать сплошной прочный дерновый покров, противостоящий вытаптыванию.
Для образования стойких и плотных газонов многими авторами рекомендуются, в зависимости от целого ряда условий, разные смеси семян и злаков. Основными компонентами газонных смесей являются различные виды рейграссов (английские и др.). Как показывает практика, для газонов целесообразнее всего употреблять смесь семян трав не более 3— 4 сортов.
Значительную сложность представляет собою устройство полноценных газонов в садах Средней Азии. Жаркое, иссушающее лето, отсутствие достаточного количества воды — все это не способствует развитию здесь культуры газонов.
В условиях недостаточного увлажнения почвы необходимо отказаться от использования системы арычного орошения. Применение дождевания или сплошные пропуски слабых потоков воды на газонированные участки сада предохранят их от выгорания.

Рис. 86. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии иаук СССР в Ленинграде. Один из участков дендрария сада. Газон лугового типа.


Для создания постоянных ярко-зеленых травянистых покровов у газонов, расположенных на поливных участках в условиях климата Средней Азии, некоторые авторы (Ф. Н. Русанов и др.) рекомендуют использовать эрагростис курвуля.
В тенистых и затененных местах травянистые площадки целесообразнее всего засевать ежой и применять те или другие разновидности вечнозеленых барвинок, лучше всего низкорослые (Залесская, 1949).
Заканчивая краткий обзор различных приемов размещения многолетних растений на экспозиционных участках ботанического сада, необходимо

отметить, что наряду с оформлением экспозиций с помощью растительных группировок в отдельных случаях могут быть использованы и другие композиционные приемы оформления.
Сочетание, например, экспозиционных растений с водой (на участках водных и приводных) или устройство искусственного рельефа для показа альпийской флоры (рис. 87), растений каменистых участков и т. д. имеют большое значение в деле формирования интересных в ландшафтном отношении растительных композиций. Среди таких специальных ландшафтных композиций участок альпинария, несмотря на его незначительные размеры, занимает очень важное место ввиду больших декоративных особенностей этой экспозиции.
Альпинарии или алыпинетумы — каменистые участки, специально устраиваемые для экспонирования травянистых цветущих растений (рис. 88, 89). Эти растения по своим биологическим особенностям и декоративным свойствам можно разбить на несколько основных групп: растения альпийских лугов, наиболее характерными представителями которых являются: фиалка рогатая, незабудка альпийская, горечавка бесстебельная и весенняя с ярко-синей окраской; растения альпийских лугов, наиболее крупные из растений альпинария, обычно требуют питательных гумусовых почв; полускальные альпийские растения, к которым можно отнести гвоздику розовую, синеголовник альпийский, различные виды флоксов (дернистый, ползучий, сиреневый и др.), сушеницу мохнатую и т. д.; эти растения также достигают известного развития при достаточном наличии питательных песчано-гравийных и дерновых почв; растения скал и каменистых осыпей — миниатюрные растения, могущие произрастать на бедных почвах; к ним относятся колокольчик низкий (синий, белый и голубой), эдельвейс альпийский (серебристо-белый), армерия альпийская (розовая), различные виды седумов (розовый, желтый) и ряд других скальных растений.
Эта группа растений альпинария высаживается в расселинах и пустотах кладки камней, заполняемых тощими песчано-дерновыми смесями (60% по объему крупнозернистого песка с примесью гравия, 35—40% дерновой земли).
При устройстве альпинариев в проектируемых ботанических садах целесообразно использовать любые возможности, которые предоставляют паркостроителю особенности топографии. Для этой цели могут быть, например, пригодны склоны возвышенности или общие покатости рельефа местности, открытые на юг или юго-восток, не слишком затененные и достаточно сухие (все альпийские растения требуют хорошего освещения и не выносят застоя воды). Использование естественных возвышенностей для сооружения альпийской горки уменьшит объем земляных работ и сохранит расходы на ее возведение.
Участок, отведенный для устройства альпинария, декорируется обломками камня и валунами разной формы и величины, у основания — более крупных размеров. Среди камней прокладываются живописного начертания дорожки, которые в местах крутых подъемов переходят в лестницы. По мере движения по этим дорожкам посетитель может ознакомиться с различными группами экспозиционных альпийских растений.
По высоте альпийскую горку необходимо расчленить на несколько террасированных участков, в пределах которых, в соответствии с зональной последовательностью, наблюдаемой нами в природе, могут быть размещены, указанные выше три основные группы альпийских растений.


Рис. 87. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде.
Участок альпинария.


По своим очертаниям площадки должны иметь свободную естественную форму. Размеры их зависят от видового состава и количества экспозиционных растений, размещаемых в отдельных группах.
Для устройства альпийской горки требуется очень небольшой участок площадью всего в несколько сотен квадратных метров. Хорошим примером такого сооружения является альпинарий Ботанического сада Ботанического института Академии наук СССР в Ленинграде (рис. 90).
В некоторых случаях альпинарий представляет собой очень сложное сооружение, состоящее из искусственных возвышенностей и низин с каскадами, бассейнами и другими устройствами. К таким крупным альпинариям, занимающим сравнительно большие территории (до нескольких гектаров), относятся альпинарии Берлин-Далемского ботанического сада (Германия) и намечаемый к строительству альпинарий Главного ботанического сада Академии наук СССР в Москве.
Участок водных и приводных растений — другая, не менее интересная экспозиция ботанических садов.. Для устройства этих экспозиций также могут быть использованы местные водоемы — отдельные участки реки или озера, пруд и т. д. При отсутствии их необходимо создавать хотя бы небольшие водные пространства, которые в зависимости от ряда условий (например, общего характера планировки сада) могут иметь форму регулярных бассейнов или прудов и рек с живописными очертаниями берегов. Эти искусственные водоемы с помощью определенного размещения растительности, маскирующей часть изгиба линии берега, возможно оптически увеличить и создать иллюзию продолжения и даже расширения водной поверхности.
При размещении групп насаждений по берегам водоемов желательно, чтобы берег водоема, противоположный тому, на котором расположена дорога, для создания большей глубины экспозиционного участка имел на первом плане рыхлые группировки, а вдали — более плотные, с темной листвой, с введением групп хвойных.
Противоположные берега водоема на участках экспозиций водных и приводных растений требуют различного оформления. Это необходимо делать не только для избежания однообразия в оформлении экспозиционного участка, но и по условиям различного освещения и ориентации противоположных берегов. Берега водоемов, ориентированные на южную сторону горизонта, желательно засадить массивами древесно-кустарниковых растений, которые будут служить прекрасным фоном для водной поверхности и вместе с тем, ввиду своей ориентации, не будут затенять водоем. Наоборот, берега, обращенные на север, желательно оставлять открытыми, с устройством здесь, в зависимости от величины самого участка, цветущих многолетних лугов или многолетних газонов, с посадкой легких красивых групп декоративных кустарников и отдельных деревьев с плакучими формами (ивы, березы и т. п.).
При начертании системы дорог на участках экспозиций водных и приводных растений основные направления движения посетителей (маршрут) необходимо согласовывать с ориентацией по странам света. При прочих равных условиях основную дорогу, проходящую вдоль водоема, лучше устраивать с северной его стороны. Для посетителя сада, находящегося на северном берегу, противоположная—-южная часть водоема, открытая, освещенная солнцем, всегда будет представляться особенно эффектной благодаря живописной игре света и тени, отражению неба в воде и т. д.
Экспозиции водных и приводных растений по видовому признаку можно разбить на следующие основные группы: 1) водные и в том числе


Рис. 88. План участка альпийских растений в ботаническом саду Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии иаук СССР в Ленинграде.




Рис. 89. Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР в Ленинграде.
Участок альпинария. Цветущий эдельвейс.



Рис. 90. Альпинарий в Ботаническом саду Ботанического института им. В. Л. Комарова Академии наук СССР
в Ленинграде. Общий вид.



мелководные и плавающие (болотные и прибрежные), 2) болотные и прибрежные.
Одни растения, относящиеся к первой группе, не требуют грунта и держатся на листьях, плавающих на воде. К ним принадлежат канадская элодея, желтая кувшинка и др. Мелководные ¦ же растения укореняются в грунте. Другие растения этой группы держатся на поверхности воды

Рис. 91. Пример устройства небольшого бетонного водоема для водных и приводных растений. План, разрезы и деталь устройства.


и связаны с почвой только корнями, у иных же стебель, начинаясь в грунте, выходит на поверхность воды (зонтичный красноцвет, водянка, морской и болотный камыши, белокрыльник и др.).
Вторая группа растений — болотные — прекрасно уживаются в тинистых стоячих и чаще всего неглубоких водах; они, требуют для своего развития преимущественно торфянистых почв, но растут также и на гли- нисто-песчанных грунтах.
Третья группа растений — прибрежные — составляет особую группу этого экспозиционного отдела. Они обитают у воды; для них необходимы сырые, влажные и заболоченные участки. К этой группе растений отно

сятся различные папоротники, многочисленные виды и разновидности мхов, незабудки, камнеломка, тростник обыкновенный и др.
Для каждой из перечисленных групп растений необходимо создать соответствующие экологические условия, благоприятствующие их развитию. Некоторые из наиболее экзотических растений, не переносящих низких температур, нужно на зиму вытаскивать из водоема и помещать в отапливаемые помещения. Для удобства такие водные растения целесообразно помещать в особых ящиках, погружаемых в воду на заданную глубину.
Наибольшие сложности для размещения на участке растительности водных и приводных мест представляют водные растения. Учитывая различные глубины, требуемые для их развития в воде (от 0.20 до 1.0 м)', необходимо соответствующим образом произвести профилировку дна водоема. Под водой в этих целях устраивается система отдельных террасированных участков, располагающихся на различных глубинах водоема. Подобные участки, идущие вдоль берега водоема, должны иметь свободную произвольную форму, способствующую созданию живописных групп водных растений. Таких подводных террас, или местных углублений, может быть устроено несколько. На этих участках, имеющих различное заглубление, экспонируемые растения высаживаются или непосредственно в грунт, или размещаются в корзинах и ящиках. На рис. 91 приводится схема устройства бетонного водоема для экспозиции водных и приводных растений.
Таким образом, удачное сочетание экспозиционной растительности с водой на участках водных и приводных растений или устройство искусственного рельефа для показа альпийской флоры и растений каменистых мест всегда является необходимым условием для создания полноценных в художественном отношении растительных композиций на многих экспозиционных участках ботанического сада.
Там, где перечисленные приемы оформления по тем или иным причинам не могут быть применены, можно использовать архитектурные сооружения.
Так, например, во многих ботанических садах СССР участки мексиканской и восточноазиатской флоры не могут быть (за редким исключением) оформлены в виде законченных ландшафтов. В таком случае должное качество экспозиций может быть достигнуто, например, устройством замкнутых. мексиканских двориков-патио, типичных сооружений для архитектуры Мексики, и использованием различных приемов восточноазиатской парковой архитектуры. Это даст возможность паркостроителю достаточно близко передать некоторые черты ландшафта Южной Америки и восточной Азии.
<< | >>
Источник: Соколов М.П.. Ботанические сады. Основа их устройства. 1959

Еще по теме ПРИЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ БОТАНИЧЕСКИХ ЭКСПОЗИЦИЙ:

  1. ЭКСПОЗИЦИИ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ И ИХ ТЕМАТИКА ТИПЫ ЭКСПОЗИЦИЙ
  2. 6.2.4. Форма трудового договора. Оформление приема на работу. Испытание при приеме на работу
  3. 6. Правила оформления приема на работу
  4. Экспозиции отдела декоративного садоводства
  5. СООТНОШЕНИЕ И РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ПОД ЭКСПОЗИЦИИ
  6. Экспозиции культурных растений
  7. Экспозиция тропической и субтропической флоры
  8. Экспозиция водных и прибрежных растений
  9. Экспозиции диких полезных растений
  10. Ботанические сады, их научный профиль и задачи
  11. НЕЭКСПОЗИЦИОННЫЕ УЧАСТКИ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ
  12. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ ССС
  13. Глава третья СОВЕТСКИЕ БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ
  14. Основные вопросы проектирования ботанических садов