Защищая родной край

Вероломное нападение румыно-немецких армий на Молдавскую ССР встретило мужественное героическое сопротивление. Румынский генерал И. Георге отмечал в своих заметках: "Румынские усилия по созданию плацдармов на восточном берегу Прута встретили непредполагаемое ожесточенное сопротивление.

Цели могли быть достигнуты лишь ценой очень тяжелых потерь. Активное сопротивление русских проявлялось в непрерывных массированных контратаках. Лишь ценой больших жертв румынские части смогли удержать захваченные позиции. Превосходство советских в современном военном снаряжении было значительным. Это превосходство, а также недостаточное оснащение современным вооружением румынских частей были в большой мере компенсированы их энтузиазмом".

500-тысячной группировке румыно-немецких войск, расположенных вдоль Прута, противостояли войска Одесского военного округа, имеющие под ружьем примерно 325 ООО солдат и офицеров. Но именно часть из них, 5 дивизий, поднятых по тревоге ночью 22.06.1941 г. и занявших позиции на границе, сорвали румыно-немецкий план "молниеносного" захвата территорий Молдавской ССР. Под Кагулом, у села Стояновка, в Унгенах, Липканах наши защитники сорвали попытки аг

В. Стати. История Молдовы_

364

рессоров захватить мосты через Прут. Плацдармы у Бранешть, Унген и Взлень были ликвидированы. Поднявшись на защиту своей земли, 27 ООО жителей Молдавии вышли на строительство оборонительных рубежей. Пытаясь оккупировать Молдавию, противник в первые же дни потерял 8 ООО солдат и офицеров. Мосты через Прут были взорваны. 2.07.1941 немецкие части вошли в горевший город Бэлць. Стремительным контрударом советских войск под командованием Р. Малиновского и П. Белова наступление противника было остановлено. У села Долна, на Кишиневском направлении, подразделение 95-й Молдавской стрелковой дивизии разгромило 8 июля 67-й пехотный и 63-й артиллерийский полки румынской армии. Два дня спустя была разбита румынская часть у села Лзпушна; при участии истребительных батальонов приостановлена немецкая дивизия у станции Быковэц.

Одновременно развертывались мобилизационные и эвакуационные мероприятия. В июне 1941 из добровольцев было сформировано 63 истребительных батальона (10 ООО бойцов). Вместе с частями регулярной армии они участвовали в разгроме румынского кавалерийского полка в районе Чимишлии, уничтожили более 30 десантов противника, обезвредили десятки диверсионных групп. В ходе боев из этих истребительных батальонов Молдавии была сформирована стрелковая дивизия. Приписной состав из Молдавии полностью был включен в части Южного фронта. Только из села Чобручи в Красную Армию вступило более 600 бойцов.Согласно Директиве ЦК ВКП(б) от 29.06.1941 началась эвакуация населения и материальных ценностей из прифронтовых областей. Совнарком (Совет Министров) МССР принял подобное постановление 4.07.1941. Успели выехать в восточные районы СССР 23% рабочих и служащих с семьями, занятых в промышленности Молдавии, 60% железнодорожников, 80% врачей, большинство учителей. В результате мобилизации и эвакуации население МССР сократилось на 500 000 (из 2,7 млн чел. к началу войны). Было вывезено в глубь страны наиболее ценное оборудование заводов Кишинева, Рыбницы, Тирасполя, часть колхозного скота... Прорыв противника на Западном фронте создал угрозу обхода советских войск, сражавшихся на территории Молдавии. Это вынудило советское командование вывести 9-ю армию за Днестр: 16.07.1941 был оставлен Кишинев. Бои в Молдавии продолжались до 13 августа, в них только румынские агрессоры потеряли убитыми 31,6 тысяч солдат и офицеров.

В октябре 1941 г. из действующей армии были отозваны уроженцы воссоединенных с СССР в 1939-1940 гг территорий, в том числе из молдавских районов Правобережья Днестра. Несмотря на это, в самый драматический период войны в рядах Красной Армии сражались тысячи призывников из пруто-днестровских районов Молдавской ССР.

Эвакуировавшись в глубь страны, жители Молдавской ССР трудились в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве. В советском тылу продолжал свою деятельность ряд государственных и научных учреждений, художественных коллективов. Бюро ЦК КП(б) Молдавии, правительство МССР работали в Москве, там же находилась молдавская радиоредакция. В г. Бугуруслан работали сотрудники Молдавского НИИ истории, языка и литературы, педагогического института; в

_В. Стати. История Молдовы

365

Саратове - коллектив Кишиневской консерватории, а профессора и студенты Кишиневского сельхозинститута продолжали учебу и работу в г. Фрунзе (Киргизия). Многие молдавские писатели: П.Крученюк, П. Дариенко, Ф. Пономарь, Я.Кутковецкий сотрудничали во фронтовых газетах; Ем.Буков, Андрей Лупан, Б. Истру, Д. Ветров, И. Канна, Г. Адам выступали по Молдавскому радио, печатались в московских газетах, на страницах газеты Молдова Сочиалистэ, выходившей с 1942 г. в Москве. В 1942-1944 гг. Ем. Буков выпустил сборники стихов: Я вижу тебя, Молдавия, Весна на Днестре.

Холокост по-румынски

Разумеется, не может не восхищать "необычайная интеграция иудейского и румынохристианского миров", "чрезвычайная румыно-еврейская духовная общность", о которых с такой признательностью писал румынский академик Рэзван Теодореску. Конечно, не может не вызывать уважения чистосердечное признание румын, что румынскую филологию, румынский язык, о котором так много, кстати и некстати, говорят румыны, создали, изучили лучше всех и глубже местных, что славу румынскому языкознанию принесли "наши великие филологи-евреи от Тиктина до Шэйняну, от Бика до Траура...". Благородно, что румыны хоть иногда вспоминают признание румынского академика Дж. Кэли-неску: "во всем своем многообразии румынская филология - наука, созданная именно этой категорией румын - иудейского вероисповедания" (1935). Однако история состоит не только из юбилейных комплиментов и редких признаний, но и из суровых реалий.

Румынизацию оккупированной территории кондукэтор Румынии Ан-тонеску начал акциями против еврейского населения Молдавской ССР. Румыно-немецкие фашистские войска были на подступах к Кишиневу, когда И. Антонеску на расширенном заседании правительства (8.07.1941 г.) давал указания своим подчиненным: "...Я выступаю за насильственное выселение всех еврейских элементов из Бессарабии и Буковины. Они должны быть выброшены за наши границы.. Также надо поступать и с украинскими элементами...Меня не интересует, войдем ли мы в историю как варвары...Если потребуется, стреляйте из пулеметов..."

В 30 гетто и концлагерях было заключено более 90 тысяч узников. 35 тысяч из них были расстреляны или погибли от голода и болезней, а 55,9 тысячи отправлены на смерть в концлагеря на Южном Буге. Около 8 ООО евреев были расстреляны в сентябре 1941 г. в Дубоссарах...

С одной стороны, кондукэтор Румынии И. Антонеску требовал выслать "еврейские элементы" под дула пулеметов. С другой, нуждался во взятых у евреев вещах, которых его армиям не хватало - на пути до Урала уже на третьем месяце войны. В телеграмме, отправленной из Одессы 3.09.1941 г. своему правительству, И. Антонеску гневно требовал: "Передайте министру внутренних дел, что было большой ошибкой освобождение евреев из лагерей...Узнал об этом и возмущен. Прошу исправь это. Всех евреев вернуть в лагеря, предпочтительно тех, что в

В. Стати. История Молдовы_

366

Бессарабии, потому что оттуда вытолкнем их в Транснистрию...Реквизируй от евреев из Бухареста, Чернэуць, Романа и др. деревянные кровати, шерстяные матрасы, простыни, подушки и вышли как можно скорее сюда" (в Одессу).

Другая телеграмма: "23.10.1941г. 09.45 минут. В 3 часа был у Военного командования и передал г-ну генералу Трестиоряну приказ N 302826. Г-н генерал Трестиоряну, созвав командиров полков, дал распоряжение для немедленных карательных мер, среди которых и наказание около 18 ООО евреев из гетто и уничтожение по меньшей мере по 100 евреев через повешение на площадях...".

После взрыва партизанами румынской военной комендатуры в Одессе, "маршал Антонеску дал общий и четкий приказ: "М 562 от 23.X. 1941 12 часов 30 минут. Вследствие случившегося в военной комендатуре в Одессе 22 октября с.г. г-н маршал Антонеску приказывает:...3. а) За каждого румынского или немецкого офицера, погибшего в результате взрыва, будут казнены по 200 коммунистов, за каждого солдата по 100 коммунистов, казни состоятся в течение сего дня; б) Все коммунисты Одессы будут взяты как заложники, а также по одному члену из каждой еврейской семьи; в) Меры будут обнародованы и афишированы в Одессе и окрестностях в течение сего дня". (Уточним: все коммунисты, все боеспособное население Одессы были на фронте, в партизанских отрядах. Значит, казнены были старики, подростки).

Из "Боевого журнала 23 (румынского) пехотного полка. В 3 часа генерал Трестиоряну созывает командиров полков и отдает приказ: каждый полк должен казнить по 100 евреев, через расстрел и повешение. Командир полка вызывает командиров батальонов, отдает приказ, чтобы у каждого в секторе, на общественных площадях через расстрелы и повешение каждым было казнено по 35 коммунистов, которые останутся на месте казни для всеобщего обозрения до вечера... В 11 часов командиры батальонов доложили исполнение..."

Румынский историк Апекс. М. Стоенеску, из работы которого Армия, маршал и евреи (1998) приведены эти свидетельства, потрясающие неслыханной жестокостью, заявляя о каком-то "теплом отношении, с каким была принята румынская армия в Одессе", всячески пытается занизить количество репрессированных румынскими военными - "около 18 000 евреев в гетто", казнено - "7 000 евреев через расстрелы и повешение". Обелить преступления румынской военщины в наши дни пытаются некоторые румынские газеты и, как ни странно, даже кишиневские. Известный молдавский музыковед и публицист Ефим Ткач писал, что бухарестская газета Ромыния либерэ опубликовала статью своего корреспондента, в которой утверждается, что "В памяти одесситов сохранился живым образ румынского солдата, спасшего тысячи и тысячи жителей от немецких карательных взводов". (Примечательно: румынская армия всегда и везде "была тепло принята" - и когда напала в январе 1918 г. на Молдавскую Демократическую Республику, и когда в том же году подавляла венгерское восстание, и в Одессе в 1941 г., и у стен Сталинграда, и у излучины Дона в 1942-1943 гг...Румынская армия всегда и всех "спасала" - и венгров в 1918, и молдован в 1918-1940, и евреев, цыган, украинцев из Молдовы, Одессы, Транснистрии, Сталинграда).

_В. Стати. История Молдовы

367

Однако вот что свидетельствует о "теплом приеме в Одессе румынской армии", о том, как она, дескать, "спасала" одесситов: украинцев, евреев, русских, - историко-документальное исследование украинского ученого Я. Борового Гибель еврейского населения Одессы во время румынской оккупации (Киев, 1991):

"...Превращенная румынскими фашистами в столицу "Транснистрии", Одесса на всем протяжении оккупации подвергалась зверскому ограблению; значительная часть населения была зверски истреблена, другая подвергалась неслыханному унижению, истязаниям и пыткам. Оккупанты пытались опоганить самую душу людей, стремились разжечь в них самые низменные инстинкты...Неисчислимы муки, страдания и жертвы, понесенные жителями Одессы за два с половиной года оккупации. Но самой трагической, как и всюду, оказалась судьба евреев.

В первый же день вступления в город...солдаты небольшими группами стали обходить квартиры, грабя, насилуя, избивая, а зачастую и убивая беззащитных людей.

Первые слова, которые они произносили, вламываясь в квартиры или останавливая на улицах прохожих, были: "жидан?"...И это продолжалось более трех месяцев, вплоть до дня окончательной, так называемой "эвакуации" евреев из города.

Первым мероприятием, проведенным румынским командованием, была регистрация мужчин от 18 до 50 лет, объявленных "военнопленными". "Пленных" евреев тут же отделяли, и их так же, как другие группы евреев, оказавшихся в эти дни интернированными, ожидала скорая и ужасная смерть...Румынские солдаты и офицеры, рассыпавшись по городу, стали хватать на. улицах, а то и в квартирах, первых попавшихся мужчин и тут же расстреливать их или вешать. Утром следующего дня (23.10.1941) улицы Одессы представляли собой чудовищную картину. На столбах и деревьях висели сотни людей. Особенно страшный вид открывался на Александровском проспекте, во всю длину аллеи висели трупы. Виселицы были расставлены также на площадях, у вокзала, на Привозе, на Новом базаре и др. Всего было уничтожено около 5 ООО человек.

Был издан приказ, в котором под угрозой расстрела на месте, все евреи должны были явиться в пригородное село Дальник... Десятки тысяч евреев - мужчин, женщин, стариков и детей сгонялись под конвоем в тюрьму или двигались "добровольно" вдоль увешанных трупами улиц в Дальник, подгоняемые полицейскими. Больных, слабых и калек, не выдержавших темпа движения, пристреливали на ходу. Весь длинный путь к тюрьме и Дальнику был усеян мертвецами... пригнанных в Дальник евреев (...) стали сгонять в находившиеся там 4 барака, каждый из которых был длиной в 25-30 м и шириной в 10-15 м. В первые три сгоняли мужчин, в четвертый - женщин и детей. Проделали в стенах бараков дыры, вставили дула пулемтов и стали стрелять. Но и это не удовлетворило злодеев. Они решили заживо сжечь несчастных, чтобы скорее и вернее провести операцию...

Так была приведена в исполнение первая часть чудовищного плана полного истребления еврейского населения города...

По официальным данным...общее число убитых и замученных во всех лагерях и местах уничтожения Доманевского района измеряется цифрой в 116000 человек. В это число входят, конечно, не только евреи

В. Стати. История Молдовы_

368

из Одессы, но и из Бессарабии, Буковины, других местностей "Транс-нистрии".

Эта страшная документальная картина дополняется рассказом свидетеля, пережившего эти преступления против человечности, Рувима Удлера, члена-корреспондента Академии Наук Республики Молдова Я видел это своими глазами:

"Случилось так, что наша многочисленная семья, двадцать четыре человека, от одного года до 76 лет, осталась в осажденной Одессе. ...Беженцы из Бессарабии, в том числе и мы, поселились в пустующих квартирах и подвальных помещениях. Мы разместились в доме N 73 по улице Карла Маркса. В этом типичном для Одессы дворе жили в основном евреи...Расскажу только об одном эпизоде, пережитом мною и несколькими ребятами нашего двора. С тех пор прошло более 50 лет, но события того страшного дня, 23 октября 1941 г., ясно стоят перед глазами.

22 октября партизаны взорвали румынскую комендатуру. Погибло немало румын и немцев, в том числе комендант города Одессы генерал Глугояну (правильно: Глогожяну) и офицеры из его окружения. Ответные меры начались незамедлительно. Людей хватали на улицах, вытаскивали из квартир, избивали, увозили в тюрьму или расстреливали на месте. Большинство пострадавших были евреи. Утром 23 октября мы, мальчишки, собрались в подъезде, некоторые стали выходить на улицу, чтобы узнать, что делается в городе. "Разведчики" вернулись быстро и плотно закрыли ворота. До нас донеслись выстрелы, крики, стоны. Но любопытство взяло верх. Мы приоткрыли калитку и выглянули на улицу. На углу улицы, буквально через два дома от нас, был выкопан столб с перекладиной, на которой были прикреплены четыре веревки. Мы догадались, что это какое-то страшное сооружение, но что именно, не могли себе представить. Рядом стоял румынский часовой. По улице К. Маркса со стороны вокзала, под охраной солдат медленно двигалась цепочка из 20-25 человек.

Видно было, что до этого они подвергались жестоким истязаниям. Одежда на них была изодрана, лица в синяках и крови. Некоторые были босые или в носках, без головных уборов. Когда они поровнялись с нашей калиткой, мы увидели их пустые, бездумные глаза. Они не смотрели ни вперед, ни по сторонам. Видимо, они знали, что их ждет. На углу улицы, откуда они шли, уже висели четверо, среди них были знакомые или близкие им люди. Узнав о нечеловеческой жестокости, они смирились со своей судьбой...

У виселицы цепочка остановилась. Офицеры, часовой и конвиры о чем-то говорили, закурили. Потом что-то приказали первому обреченному. Тот подошел поближе к этому сооружению, поставил табуретку, которую нес с собой, влез на нее, надел сам себе на шею петлю и спокойно, тихо ждал. Румынский офицер что-то приказал следующему в цепочке... Тот покорно подошел и выбил ногой табуретку. Несколько резких конвульсий - и несчастный утих. Убийцы что-то сказали друг другу, подождали несколько минут и велели второму обреченному сделать то же самое. И этот отрешенно, как будто речь шла не о его жизни, просунул голову в петлю. Он ничего не сказал, ничего не про

_В. Стати. История Молдовы

369

сил, только стоял и ждал. По команде третий выбил из-под ног табуретку, и через несколько мгновений он висел недвижимый.

Вдруг один из обреченных внезапно осознал свое трагическое положение или инстинкт самосохранения заговорил в нем и он разорвал цепочку и побежал. Успел он только перебежать улицу. Его настигла пуля конвоиров. Он остался лежать в луже крови. А палачи продолжали начатое дело...

Мы, мальчишки, отошли от калитки, плотно ее закрыли... Впервые мы стали свидетелями казни, непосредственно столкнулись с ужасами войны, с геноцидом.

Были потом и гетто в Слободке, и путешествие до Березовки в товарном вагоне, где живые и мертвые лежали рядом, и пеший переход через Мостовое до Доманевки... Так мы шли до лагеря - гетто на берегу Буга, чуть южнее печально известной Богдановки, где были расстреляны, задушены, повешены, сожжены свыше 50000 евреев. Но случай в Одессе больше запечатлелся в моей памяти, чем все эти мучения и страдания, пережитые мною и моими близкими в годы еврейской Катастрофы...".

Не менее жестоко оккупационный режим И. Антонеску относился к представителям других наций, проживающих в Молдавской ССР. В 1942 г. румынские власти выслали в Заднестровье 8,6 тысяч цыган, а также 1,4 тысячи поляков. В апреле 1943 г. из Рыбницкого района румынские власти выселили в район Очакова 3 тысячи украинцев.

Румынский публицист Шейкару свидетельствует (19.08.1942): "Борьба, которую мы теперь ведем, это борьба не только против большевиков. Пока не будет уничтожена Россия, останется и русская опасность. Уничтожение России и продвижение Европы до Урала - вот основное условие развития румынского народа".

Бухарестская газета Вяца писала (4.10.1942): "Румынский народ задыхается в своих границах и прилагает все усилия, чтобы можно было вздохнуть. Но чтобы иметь такую возможность, он должен перенести свои границы к воротам Азии".

Операция "перемещения границ Румынии к воротам Азии" закончилась трагически и постыдно под Сталинградом и у излучины Дона. "Развернувшаяся Сталинградская битва (17.07.1942 - 2.02.1943), самая значительная военная битва, в которой участвовали и части румынской армии, закончилась капитуляцией армий гитлеровской коалиции; большая часть румынских войск, участвовавших в этой битве, попала в плен". Но уже 11.01.1943 "заключается Германо-румынский протокол, по которому румынская военно-фашистская диктатура обязалась продолжить войну при условии, что Германия увеличит военную помощь для экипировки новых частей, которые заменили бы уничтоженные под Сталинградом, у излучины Дона и на Кавказе".

Истребление гражданского населения, в первую очередь евреев, продолжалось все годы войны. "17.03.1944 около 400 заключенных, советских граждан, расстреляны румынскими фашистскими оккупантами в Рыбницкой тюрьме". "23.08.1944 румынская военно-фашистская диктатура была свергнута. Румыния повернула свое оружие против Германии".

Итак, за 26 лет Румыния дважды была союзницей Германии (в том числе, когда договорились, в 1918, что Румыния оккупирует Молдавс

В. Стати. История Молдовы_

370

кую Демократическую Республику), дважды предала эту союзницу, повернув оружие против нее. В одну ночь Румыния, верная союзница Германии, превратилась в верную союзницу Советского Союза. В одну ночь ( 23.08.1944, антифашистское восстание в Бухаресте) румынская армия, главное орудие установления диктатуры и проведения румынской военно-фашистской политики, превратилась в орудие осуществления военных целей уже СССР.

Так все черты фашизма как идеологии и политического режима, указанные даже самими румынскими источниками: установление военно-фашистской диктатуры, экстремистский национализм (нетерпимость к другим нациям, звериный антисемитизм, уничтожение других народов), запрещение других демократических движений, разжигание захватнических войн, цинизм и лицемерие и др. - полно характеризуют военно-политический режим Румынии, ее идеологию и политику, решения и конкретные действия с сентября 1940 по 23.08.1944.

Этот режим был навязан и Молдавской Советской Социалистической Республике румынской военно-фашистской диктатурой с августа 1941 по 23.08.1944. Черты румынской военно-фашистской диктатуры, основного ее орудия - румынской армии - широко и аргументированно показаны в работах румынских историков, полно подтверждаются документами, опубликованными в разных странах, в том числе в Румынии.

Призыв - Люди, будьте бдительны! - актуален и в начале XXI века. В Республике Молдова даже "под грифом Государственного Университета издаются книги, возрождающие антисемитизм румынского образца кануна второй мировой войны, когда фашистская идеология была в расцвете" (И. Левит); возрождается культ кондукзтора Румынии, ксенофоба и захватчика И. Антонеску. Подобные позорные факты, как и другие, приводимые в сборнике Антииудаизм (Кишинев, 1998), в исследовании доктора хабилитат исторических наук И. Левита Холокост в Бессарабии (Кишинев, 1999), в воспоминаниях Р. Удлера и др. подтверждают слова итальянского писателя Умберто Эко: "Фашизм до сих пор ходит около нас, иногда он ходит в штатском...".

История может сурово наказать за невыученные, забытые уроки. Эту истину начинают постигать и некоторые главы соседних государств. Президент Румынии Ион Илиеску решился напомнить своим соратникам: "Нельзя забывать, что Антонеску пришел к власти при поддержке легионеров, был союзником Гитлера, втянул страну в войну, обошедшуюся ей в 600 000 жизней. Лишены основания попытки представить его освободителем Буковины или Бессарабии, поскольку, не будь 23 августа 1944 г., Румыния могла потерять и Трансильванию". И не только.

Конечно, "все мы знаем", что солдат, будь он румын, будь молдова-нин, солдат, которого обстоятельства и приказ заставили воевать по обе стороны фронта, вины не несет. Тем более, те, кто погиб во имя совершенно чуждых лично им и их странам целей. Но простить - не значит забыть...

_В. Стати. История Молдовы

371

<< | >>
Источник: ВАСИЛЕ СТАТИ. История Молдовы – 480с.. 2002

Еще по теме Защищая родной край:

  1. ПОЧЕМУ ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЗАЩИЩЕНО ОТ ОШИБОК
  2. «ТАЙМЫР— КРАЙ МОЙ СЕВЕРНЫЙ»
  3. Глава 2 КРАЙ КРЫЛАТЫХ БЫКОВ
  4. Типы субъектов Федерации и их этнпспциплпгическая специфика
  5. Казаки как сословие
  6. Примечания
  7. Жизнь в тундре
  8. Компании-зомби
  9. Параграф четвертый. Образы права в мелодиях славянского народного творчества
  10. 9.1. ОСОБЕННОСТИ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ РОССИИ
  11. Чехи «древнего» Китая
  12. Примечания
  13. 8.3. Значение центров оценки персонала в системе оценки результатов труда персонала
  14. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Гимнастика для iy6“
  15. Пищевые ресурсы нередко бывают ограждены от их потребителей
  16. КАМПАНЕЛЛА ТОММАЗО
  17. Р. Л. Грегори ПРЕДМЕТЫ И ИЗОБРАЖЕНИЯ
  18. Опричнина.
  19. Учителю и ученику