XIII. МОЛДАВСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

В III десятилетии XX века население днестровско-бугского пространства было довольно пестрым. По переписи Украины 1920 года в Тирас-польском, Балтском и Ольгопольском уездах проживало 116 794 молдо-ван, 392 390 украинцев, 89 438 русских, 68 218 евреев, 11 152 болгар, 21 084 немцев...

В этнодемографическом составе областей, присоединенных к Левобережью Днестра, по численности молдоване были второй национальностью после украинцев. Мы показали прежде, что Сфа-тул Цэрий проявил определенный, неожиданный, интерес к судьбе мол-дован Левобережья Днестра. В 1922-1923, когда пожар гражданской войны в России утих, появилась идея организовать молдавское население Левобережья Днестра в территориально-административную единицу. Идея энергично продвигалась группой "бессарабцев" во главе с Г. Котовским и группой румынских политических эмигрантов (Иосиф Дик и др.). После многих консультаций, дискуссий и обращений в руководящие органы СССР решено было организовать молдавское территориально-административное образование "прежде всего из политических соображений". 25.09.1924 ЦК РКП(б) рассмотрел вопрос "О Молдавской ССР". В принятом постановлении отмечалось: "а) Принять в целом предложение ЦК КП(б) Украины от 19.09.1924 о создании Молдавской Автономной ССР; б) В акте создания Молдавской Автономной ССР должно быть указано, что ее западная граница (то есть река Прут - Авт.) является государственной границей СССР". Это еще раз свидетельствует, что СССР никогда не признавал аннексию этой территории королевской Румынией.

12.10.1924 III Сессия Центрального Исполнительного Комитета Украины (VIII созыва) приняла Закон, который гласил: "Создать в составе Украинской ССР Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику". В состав МАССР входило 11 районов Левобережья Днестра с населением 545,5 тысяч человек на территории в 8,1 тыс.км2. Столицей ее вначале был городок Балта, а с 1929 - город Тирасполь.

В начале 1925 года были созданы (избраны) руководящие органы советского типа, которые позже, в августе 1940, войдут и в МССР: коммунистические партийные - первичные, районные, городские, центральные организации, представлявшие высшую власть. Первым секретарем молдавской областной партийной организации был избран И. Бадеев. Были образованы (избраны) исполнительные, представительные органы. I Всеобщий съезд Советов МАССР (апрель 1925) принял текст Конституции МАССР, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) МАССР. На первой сессии ЦИК МАССР был избран президиум ЦИК во главе с Г. Старым. Эта сессия утвердила Правительство -Совет Народных Комиссаров МАССР, председатель - А. Строев.

Все нужно было начинать с азов: и в организационном плане, и в сфере экономики, и, особенно, образования, просвещения. В этих районах не было молдавских школ. Местные молдоване, в силу суровых

_В. Стати. История Молдовы

337

обстоятельств, жили в изоляции от молдавского культурно-лингвистического массива. Но поразительное дело: они сохранили родной язык - молдавский, сохранили национальное сознание, что являются молдо-ванами. Поэтому одной из основных задач новой власти было просвещение населения, ликвидация неграмотности. Уже на первом организационном партийном Бюро (4.11.1924) решено было издать букварь и молдавские книги на кириллице. В начале 1925 года вышел букварь для взрослых Ланул ностру (Наше поле). В 1924/1925 учебном году в МАССР работало 294 школы, охвативших обучением лишь 30% детей школьного возраста.

Индустриализация. В духе проводимой партией большевиков - высшей руководящей силы в СССР - политики во всей стране полным ходом шли процессы индустриализации, которые, что бы там ни говорили, увенчались результатами более чем заметными. Разумеется, эти благоприятные процессы не обошли и МАССР. Уже лишь в количественном плане достигнутое в этой области в МАССР за 16 лет существования невозможно отрицать. Конечно, переменам в экономике, в первую очередь в промышленности, МАССР была обязана финансовой поддержке центра. В первые пять лет союзное правительство внесло (инвестиций) в бюджет МАССР в объеме 52%, часть бюджетных средств составили суммы, полученные от уплаты тяжелых налогов (не только в деньгах) крестьянами и рабочими.

Социально-экономические условия и возможности диктовали прежде всего развитие в республике пищевой промышленности. Уже в 1926 дал продукцию Тираспольский консервный завод им. Ткаченко. В том же году после реконструкции вступил в строй Рыбницкий сахарный завод, на базе нескольких механических мастерских был создан Тираспольский механический завод ( до 1919 - Завод литейных изделий). В 1927 дал первую продукцию Тираспольский винно-коньячный завод. Заметный рост, по сравнению с начальной стадией, происходил на базе ликвидации предприятий, мастерских, вообще мелких собственников, то есть принципов и возможностей развития экономики по требованиям рынка, принятой по инициативе В.И. Ленина под названием Новой экономической политики (нэпа).

К 1930 году завершилась, в основном, национализация промышленной продукции. Это имело в МАССР пагубные последствия для производства растительного масла, мельничного дела, усугубив острую нехватку продовольственных продуктов в ближайшие годы. В 1930-1932 были построены консервные заводы им.1 Мая (Тирасполь), имени А. И. Микояна (Глиная), повидла (Кошница), комбинат консервно-фруктовой продукции (Тирасполь). Таким образом, производство консервно-овощ-ной продукции стало основной отраслью экономики МАССР. В 1935 началось строительство Тираспольской теплоэлектростанции, вступили в строй 5 винзаводов (Тирасполь, Дубоссары, Григориополь, Кодыма, Попенки). Продукция Тираспольского механического завода имени С. Кирова была востребована даже за пределами СССР. К концу 30-х годов в МАССР на государственном учете было 2 500 предприятий, из них 134 считались "крупными". Важно, что их продукция - прежде всего, пищевой промышленности - пользовалась все большим спросом на

В. Стати. История Молдовы_

338

всесоюзном рынке. На этих предприятиях выросли первые кадры квалифицированных рабочих, организаторов производства, которые с июня 1940 будут активно участвовать в создании экономического потенциала Молдавской ССР. В 1937 - последнем году второй пятилетки - в МАССР было 217 промышленных предприятий, артелей промысловой кооперации и совхозов. В 1937 республика дала стране 38 миллионов условных банок консервов по сравнению с19 миллионами в 1932.

Сельское хозяйство. Земли, сельскохозяйственные площади молдавских районов Левобережья Днестра, возможно, самые плодородные в Молдове, даже в Европе. Но жизнь работающих на этих землях молдавских, украинских, русских крестьян была очень трудной, полной материальных лишений, социальных и правовых несправедливостей. Одной из определяющих характеристик Советской власти 20-30 годов являлись постоянные перемены, эксперименты, организационные, структурные изменения, из-за которых страдало все население, но особенно крестьяне. Создавались, исчезали, возникали другие формы совместного хозяйствования, особых кооперативных товариществ...

В первые годы после революции (с октября 1917) крестьяне бывшей России были, в основном, наделены землей. Как и большая часть Левобережья Днестра. С огромным трудом, без самой необходимой техники и минимальных финансовых средств крестьяне Левобережья в 20 годы оживили аграрную деятельность, основным производителем был мелкий собственник. Каждый, как мог и как умел, обрабатывал свою землю. Произошло неизбежное расслоение. Те, кто сумел добиться большего, стали "кулаками", остальные оставались бедняками. В этих социальных обстоятельствах сельскохозяйственное производство оживилось. Однако из-за больших налогов деньгами и натурой, диктуемых тяжелым положением во всей стране вследствие гражданской войны и нужд индустриализации, бедняки нищали, а так называемые "кулаки" разорялись. Общество теряло в экономическом плане, в то же время возрастало напряжение в социальных отношениях. (Эти комплексные социально-экономические и административные процессы в Молдавской ССР повторятся, один к одному, в 1947-1950).

Восстановление аграрного потенциала, который требовал дорогостоящей современной техники, обновления семенной базы, внедрения долговременной стратегии аграрного сектора можно было бы достичь общими усилиями и только при поддержке государства (дотациями). Но поступили наоборот. Коллективизация, которую прозвали "вхождением в колхоз", проводилась административным, насильственным путем. Только начали крестьяне работать на своих наделах, радоваться, что есть земля, что получили свой первый настоящий урожай, как оказались вынуждены "отдавать в колхоз" свою землю, то есть включиться в иную форму хозяйствования. Какие она даст результаты, никто не знал. По решениям центральных органов, коллективизация в Молдавии должна была закончиться в 1932. Грубо нарушая принцип добровольности, партийные, комсомольские и советские органы развернули всеобщую кампанию "вхождения в колхоз". В помощь коллективизаторам МАССР были направлены 195 рабочих из Киева, Луганска и самой республики. В марте 1930 было "охвачено колхозами" 53,8 тысяч хозяйств. В 7 районах (из 11)

В. Стати. История Молдовы

коллективизация была полной. Эта административная кампания, по сути

- насильственное объединение крестьянских земель - проходила одновременно с ужесточением действий налогового аппарата по сбору налогов в деньгах и поставок натурой. Это вызвало возмущение крестьян, которые, случалось, прибегали к актам насилия, чтобы защитить нажитое трудом имущество, землю - единственный источник существования. В Ананьевском районе был убит А. Григораш, уполномоченный посбору у крестьян поставок зерна; в Слободзейском районе убит "кулаками" Г. Игнатьев. "Подобные случаи имели место и в других районах". Ширился процесс бегства, отказа от колхозов. К 10.07.1930 в колхозах осталось лишь 24,5% хозяйств, а к 1.10.1930 - только 18,6%. Таким образом, не только в "Бессарабии" крестьяне возмущались и оказывали сопротивление сборщикам налогов, реквизиторам. Партия большевиков, принимая во внимание реальное положение, осудила (в марте 1930) "отклонения от линии партии в колхозном движении". Но было поздно. Коллективизация со всем шлейфом административных нарушений прав граждан на выбор, на собственность - на землю, которую им Советская власть сама и дала, к 1932 году, в основном, закончилась. В дальнейшем, весной 1931, в МАССР "кулачество было ликвидировано как класс" (социальный). Большая его часть заполнила тюрьмы, ГУЛАГи, остальная - ликвидирована. Это была первая волна репрессий, обрушившаяся на молдован, на кулаков всего СССР.

Насильственная "коллективизация", разорение, проводимое репрессивно-налоговым аппаратом, превращение класса крестьянства в тягловую силу "индустриализации", ликвидация одной части крестьянства

- "кулачества как класса" - происходили в неблагоприятные для сельского хозяйства годы: 1930-1931. Вместо того, что оказать крестьянству всяческую поддержку, облегчить давление коллективизации, освободить в этих драматических обстоятельствах от уплаты налогов натурой и деньгами, государственные структуры отнимали у крестьянина последний рубль, последнее зерно. (Положение повторится, один к одному, в 1946-1947 годах в МССР). Вследствие этой недальновидной, антинародной политики, осложнившейся из-за драматических последствий засушливых лет, голод 1932-1933 годов унес более 20 000 человеческих жизней.

"Крестьянский феномен" в чем-то схож с легендой о птице Феникс преисполненный надежд крестьянин каждую весну (осень) сеет, не зная, каким будет год, сохраняя многовековую веру, что каждодневный упорный труд поможет ему, не даст пропасть. Крестьянин, не раз ограбленный государством, униженный, оскорбленный, каждый год собирает урожай, не зная, в чьих амбарах он окажется. Но сеет. Потому что видит в этом смысл жизни, смысл своего назначения в мире, потому что только так он возрождает свой род, свою страну. Сила обстоятельств, ставившая под угрозу само его существование, заставляла крестьянина с левого берега Днестра, как и живущего на правом берегу этой молдавской реки, в 1945-1947, сеять, чтоб было, что убирать, чем жить. Поскольку ему диктовали лишь один путь хозяйствования -вступление в колхоз - крестьянин вынужден был подчиниться. К концу 1940 года коллективизация охватила 99,7% индивидуальных хозяйств.

339

В. Стати. История Молдовы_

340

Государство стремилось поддержать колхозы прежде всего машинно-тракторными станциями (МТС) - единственной базой технического обслуживания колхозов и совхозов. К концу 30 годов в МАССР было организовано 27 МТС, на их учете состояло 1742 трактора, 492 комбайна, 515 молотилок. Однако объем производства рос медленно, а поголовье (домашнего скота) не достигало уровня до коллективизации (1928). Большая часть зерна, которого и так не хватало, закупалась государством по мизерным ценам. В то же время домашний скот, урожай с индивидуальных наделов, виноградники и сады облагались налогом. Государственная система пенсионного обеспечения на крестьян не распространялась, вообще-то они были привязаны к колхозным полям - паспорт им не выдавали и лишали таким образом свободы передвижения.

Образование. Культура. Наука. Наиболее заметные успехи были достигнуты в работе по просвещению масс. Возможно, потому, что начальный уровень был минимальным. В 1924 в МАССР работало 11 молдавских школ. В 1930 было введено обязательное начальное образование (4 класса), к середине 30 годов - обязательное семилетнее образование В 1939/1940 учебном году в республике было 496 школ, в том числе 210 - средних неполных и 63 - средние. В 1940 в республике работало 136 молдавских школ. В Балте был открыт педагогический техникум. В 1933/1934 учебном году действовало 8 техникумов (учреждений среднего специального образования): 2 - педагогических, 1 -строительный, 3 - сельскохозяйственных, 1 - кооперативный и 1- медицинский. В 1930 было открыто первое в молдавском восточно-прутском пространстве высшее учебное заведение - Тираспольский институт общественного образования, в 1932 - Тираспольский сельскохозяйственный институт, в 1939 - Балтский учительский институт.

Однако и процессы ликвидации безграмотности и школьного образования, вообще просвещения, прошли в МАССР через крайне трудные испытания. Клаус Хайтманн, немецкий исследователь этнолингвистических отношений в МАССР, различает 6 этапов в попытках установить стандарты молдавского языка: 1924-1928, когда прибывшие из "Бессарабии" деятели (П. Киор-Янаки, Г. Кырлиг, Г. Бучушкану и др.) выступали за нормы румынского языка, что практически было невозможно в тех условиях: язык И.Крянгз, М. Садовяну был настолько ромынизирован и офранцужен, что его не всегда понимали на обоих берегах Прута, тем более - между Днестром и Бугом. Однако в 1928-1932 эта тенденция была сведена на нет сторонниками грамматики Л. Мадана (маданизма), отрицавшими всякую связь и преемственность народных традиций, классической молдавской литературы. К 1932 году неграмотность в МАССР, как бы то ни было, ликвидировали. Однако, начиная с 1933 года, все население снова стало неграмотным: решено было перевести молдавскую письменность на латиницу. Таким образом, в 1932-1938 годах большинство населения МАССР, едва-едва писавшее и читавшее на кириллице, семь лет терзалось, чтобы теперь едва-едва научиться читать и писать на латинице.

В 1937, когда снова вернулись к кириллице, население и вовсе оказалось в положении, когда не могло сносно читать и писать ни на какой графике.

_В. Стати. История Молдовы

341

Вместе с тем, к 1940 году в МАССР образовалась молдавская интеллигенция: 4 356 учителей, более 1000 врачей, 225 инженеров и техников, 23 агронома, 51 зоотехник, 102 механика.

В МАССР были заложены организационные основы молдавской науки: в 1926 образован Молдавский научный комитет, преобразованный в 1934 в Научно-исследовательский институт. Выходила, с 1.05.1924, газета Плугарул Рот, 1.05.1928 вышел первый номер Молдова лигера-рэ (приложение к газете Плугарул Рош), в ноябре 1930 увидел свет первый номер литературного журнала Октомбрие. Публикуют свои первые литературные пробы и выпускают первые книги: Д. Милев, П.Кьору, К. Кошерэу, М. Андриеску, Л. Корняну, Т. Малай, С. Лехтцир, Н. Марков, А. Сфекла, И. Канна, Н. Кабак и др. В ноябре 1933 в Тирасполе открылся Молдавский музыкально-драматический театр, артисты которого К. Штырбул, Д. Дариенко, К. Константинов, В. Герлак, М. Апостолов и другие, выступая затем на сцене Молдавского музыкально-драматического театра в Кишиневе, заложили традиции нашего драматического искусства. В 1930 была организована Хоровая капелла Дойна, в 1937 - Украинский драматический театр, в 1935 - Симфонический оркестр, в 1937 была образована Молдавская секция Союза композиторов Украины...

Обобщение документальной информации различных жанров позволяет сделать следующие выводы:

- молдоване к востоку от Днестра всегда называли и называют себя молдованами, всегда называли и называют родной язык молдавским, свято храня прадедовские обычаи и культурные традиции, подтверждая этим этнолингвистическое и национально-государственное молдавское единство.

Различные румынские авторы межвоенного и послевоенного периодов в своих статьях и брошюрах называют молдован к востоку от Днестра "приднестровскими румынами".

Авторы (румыны и молдоване), которые ездили по приднестровскому краю и непосредственно знакомились с жизнью молдован обоих берегов Днестра, их языком, традициями и обычаями, адекватно называют романское население к востоку от Прута и Днестра и далее молдованами: Т. Бурада Поездка в молдавские села Херсонской губернии (1883); О. Гибу Пробуждение молдован из-за Прута. Кишинев, 1918; М. Садо-вяну Бессарабские дороги (1922). Неопровержимые документальные свидетельства полностью подтверждают констатацию румынского автора Еуджена Аксинте, который по поводу "накопления богатства национального сознания" пишет в наши дни: "настоящая карта Молдовы - та, что унаследована от наших предков, и она охватывает, между границами, всех носителей молдавского языка..."

У зарубежных ученых Запада (И. Ливезяну, X. Хаармана, К. Хайтман-на и др.) более умеренное, более близкое к фактам отношение, когда речь идет о национальном самосознании молдован из-за Днестра. К примеру, немецкий филолог К. Хайтманн, утверждая (1965) "факт культурной автономии Молдовы", пишет: "Следует добавить и тот факт, что на протяжении всего XIX века, который сыграл столь решающую роль в создании языка и национального самосознания в Европе, Бессарабия и

В. Стати. История Молдовы_

342

Транснистрия существовали отдельно. Объединение Румынии, превращение ее в государство, знакомство с французской культурой, сильная западная ориентация румынского языка, энтузиазм в сохранении латинского наследия в ущерб восточному и славянскому - все это почти не повлияло на Бессарабию в период царского режима...Последствием этих обстоятельств был тот факт, что в 1917, когда бессарабцы обрели политическую свободу, их письменный язык, на который сильно повлияла разговорная речь, архаичная и со славянизмами, с написанием на кириллице, своей оригинальностью отличался от используемого в Румынском Королевстве. Примером может служить выражение, употребляемое бессарабцами для событий 1917: слобода, время слободы. Националисты и Бессарбии, и Транснистрии, несмотря на то, что сознавали свое этническое происхождение (81аттеБЬе\«и8818ет), называли себя не румынами, а молдованами, говорили везде о молдавском народе и о молдавском языке. Подтверждения этому есть почти на каждой странице собрания документов Штефана Чобану Объединение Бессарабии", (подчеркнуто немецким автором).

- трудный, но продолжающийся процесс национального пробуждения, развития национальной духовности молдован к востоку от Днестра в украинско-русском окружении;

- официальная политика отчуждения молдован к востоку от Днестра от национального фонда культуры, от сокровищницы классической литературы, от традиций литературного языка;

- беспрецедентное противоборство между идеологией режима, установленного в Молдове между Днестром и Прутом после 1918 и особенно после 1924, в основе которого были славянофобия, русофобия, концепция румынизма до Буга, и идеологией Левобережья Днестра, базирующейся на румынофобии, отразившейся и на общих духовных ценностях - эти и другие факторы направили этнолингвистическое, этнокультурное развитие, вообще - процесс консолидации национального сознания молдован восточноднестровского ареала по пути, противоположному Молдове между Днестром и Прутом. На этих путях молдо-ванам к востоку от Днестра внушалась идея, что, с одной стороны, они настоящие проводники народной молдавской культуры, с другой - прививалось отвращение ко всему восточнороманскому, считающемуся буржуазным, враждебным, в том числе к классической литературе, латинской письменности. Это предопределило появление первых симптомов отдаления, первой трещины, разделившей менталитет молдован Левобережья и Правобережья. По мере того, как углублялась и расширялась эта трещина между двумя частями одного народа, разделенного лишь водами Днестра, все труднее становилось использовать латинский алфавит, осваивать общее духовное наследие.

После 1924, в 30-е годы были сделаны первые шаги по созданию единого языка и даже привитию единого национального сознания, отличных от языка и сознания молдован между Днестром и Прутом, которые воспринимались менталитетом большинства приднестровских молдован (сформированным политическими и идеологическими учреждениями) чужими, буржуазными по сути. К сожалению, это отношение в 30, 40 годы стало общим, вылившись в официальную национальную политику, почти два десятилетия последовательно проводимую в МАССР.

_В. Стати. История Молдовы

343

Тенденция властей и господствующей идеологии развивать новую духовность, иную, но тоже молдавскую, новое национальное сознание -отразилась на менталитете большинства молдован левого берега Днестра и негативно сказалась на языке, здесь используемом. Нужно иметь смелость признать, что между разговорным молдавским языком Левобережья и разговорным молдавским языком Правобережья Днестра есть определенная разница; разница между молдавским языком, используемым в настоящее время на левом берегу, и литературной формой молдавского языка еще больше бросается в глаза.

Это не вина, а вызванная суровыми историческими и политическими обстоятельствами беда восточноднестровских молдован, что они не владеют в совершенстве современным литературным молдавским языком и соответственно его не используют. Потому нужно знать историю молдован к востоку от Днестра, понимать изменчивый путь их духовного развития и быть терпимыми к трудностям, с которыми они сталкиваются при постижении некоторых современных процессов в динамичном развитии.

Считаем совершенно необходимым, чтобы эти реалии (независимо от личного отношения к ним) принимались во внимание и при разработке законодательных актов, правительственных решений о различных аспектах (лингвистических, культурных) национальной политики и при каждодневном проведении в жизнь этой политики, основывающейся на принципе приоритета прав человека.

Извилистым и непредсказуемым предстает перед нами пробуждение национального сознания молдован к востоку от Днестра до и после 1917: до 1917 молдоване к востоку от Днестра были отдалены от молдавской духовности, романской по своей сути, царской политикой русификации и, следовательно, дезнационализации невеликорусских национальностей;

после 1917 молдоване Левобережья Днестра действительно добились свободы и равных прав вместе с другими национальностями развивать язык, культуру, однако, изолированные в силу политических событий и идеологических ориентации от общего культурного наследия, от сокровищницы классической литературы, продолжали оставаться под угрозой той же опасности: потери национальных черт, развития языка, который, при игнорировании традиции молдавской лингвистики, был на пути превращения в другой идиом, называемый молдавским, но все меньше похожий на романский.

До 1917 г. восточноднестровские молдоване, в лучшем случае, брались на учет как представители другой нации. Что же касается их культурализации, охраны их родного языка, прадедовских обычаев и традиций - основополагающих факторов народного сознания - то в этих направлениях для них ничего не было сделано.

Все происходило наоборот. Нередко местная администрация, сформированная из представителей нации, в среде которой жили молдоване, по разным мотивам меняла им в гражданских документах название этнической принадлежности, места рождения, искажала фамилию. Подоб

В. Стати. История Молдовы_

344

ные процессы можно проследить и в наши дни в молдавских селах Николаевской, Кировоградской областей, в пригороде города Горловка. В некоторых областях, например, в Буковине, изменили или переписали на украинский лад большинство молдавских исторических топонимов.

В период после Октябрьской революции приднестровские молдова-не вперые в своей беспокойной жизни почувствовали себя молдована-ми, неотъемлемой частью национальности, у которой есть своя история и культура. Как с гордостью заявил Т. Жалбэ на Собрании молдован в Тирасполе (декабрь 1917): "Теперь нужно пробудиться и нам, чтобы знали все нации, что и мы народ честный и очень культурный". Народ, у которого есть свой язык, на котором впервые с тех пор, как поселился в этих краях, он смог говорить на собраниях, в официальных учреждениях. Больше того, этот язык охранялся законом, он мог изучаться и даже изучался в школе. Но в своем подавляющем большинстве местные молдоване и немногие учителя не владели историей, культурой и литературным языком молдавского народа, тем языком, на котором говорили их единокровные братья Правобережья Днестра. В своих благородных и героических попытках просвещения земляков горстка преподавателей-учителей искренне считала, что представляет истинную молдавскую культуру и молдавский язык. Почти 20 лет они эту уверенность развивали, всячески поддерживаемые идеологическими и руководящими органами, представителями разных поколений приднестровских молдован, тех, кто в послевоенные годы займет абсолютное большинство командных постов в экономике, промышленности, образовании, культуре, науке Молдавской ССР.

В молдавской культуре, литературе, истории, философии, лингвистике послевоенного периода шло постоянное молчаливое, иногда открытое противоборство между теми, кто требовал уважения к исторической, культурной и лингвистической действительности, и теми, кто исходил (и руководил, потому что был у власти) из умонастроения, что является истинным носителем молдавского народного языка и культуры. Доказательства у каждого под рукой. Скажем и мы вслед за А.Бол-дуром: "Кто умеет читать и интерпретировать исторические источники, не сможет найти здесь ничего иного, чем то, что мы утверждали...".

Независимо от политических целей и применяемых методов, от международной конъюнктуры вокруг Молдовы между Днестром и Прутом в начале 20 годов, создание в молдавских районах Левобережья Днестра МАССР в тот период (1924) и в тех этнополитических, этногеографичес-ких обстоятельствах было единственным условием спасения и защиты этничности местных молдован. Образование в молдавских районах Левобережья Днестра молдавской автономии явилось решающим фактором, действительно пробудившим национальное сознание местных молдован.

История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Вместе с тем, не будь создана для них национальная автономия (если отвлечься здесь от преследуемых Центром специфических целей), молдоване из районов Каменки (левой части), Рыбницы, Дубоссар, Григо-риополя, Слободзеи разделили бы судьбу своих единокровных братьев Кировоградской, Николаевской, Херсонской областей, а позже даже

_В. Стати. История Молдовы

Ананьевского, Балтского, Бирзульского, Красноокнянского районов, которые 16 лет были в составе МАССР: постепенно растворились бы в этнической украинской среде, были бы ассимилированы окружающей их преобладающей национальностью. И вообще, зто еще вопрос, вошли ли бы районы Левобережья Днестра в состав Молдавской ССР, провозглашенной 2 августа 1940 года, не будь в 1924 году создана национальная автономия восточноднестровских молдован, если бы прежде, в декабре 1917, Собрание приднестровских молдован не приняло бы исторических - сегодня это ясно видно! - своих решений.

Многостороннее, беспристрастное исследование фактов, которые влияют на этнополитическое положение, позволяет заключить, что развитие национального сознания, развитие молдавского языка и культуры Левобережья Днестра в 20 годы в изоляции от общего национального фонда культуры, от сокровищницы классической литературы, от лингвистической традиции - не вина молдован тех или этих, а тяжкое последствие национальной политики, стремившейся пренебречь важными составляющими национального сознания: молдавским языком, культурой, обычаями, традициями молдован отовсюду.

...Вопреки историческим обстоятельствам, политическим и идеологическим факторам, отрицательно повлиявшим на этнокултьтурное развитие молдован отовсюду, они, в том числе и проживающие к востоку от Днестра, сохранили и подтверждают чувство своей этнической общности, сознания, что они - молдоване, что молдавский язык - их родная речь, что они неотъемлемая, неотделимая часть Республики Молдова.

Таким было и есть кредо молдован Левобережья Днестра, кредо, выраженное гражданином Дурбайлэ на Собрании молдован (Тирасполь, декабрь 1917): "Наш народ был оторван от тела Бессарабии". Проявив подлинную политическую мудрость, он призывает собратьев: "Сегодня долг призывает нас трудиться, чтобы исправить прежние ошибки. Будем работать сообща и обдуманно". Этот призыв, этот совет и в наши дни особенно актуален.

Анализ этнокультурных и зтнодемографических, этнолингвистических и этнопсихологических факторов нынешнего этнополитического положения приднестровских молдован побуждает проявить понимание и уважение к их праву на имя, на историческую память.

Постоянное принятие во внимание их исторических, культурных и языковых особенностей, доброе и уважительное отношение к этим и другим признакам национального сознания вновь упрочат и консолидируют - вне всяких сомнений - чувства братского единства молдован, всех жителей молдавских районов Левобережья Днестра с единокровными братьями Правобережья этой молдавской реки.

В. Стати. История Молдовы_

346

<< | >>
Источник: ВАСИЛЕ СТАТИ. История Молдовы – 480с.. 2002

Еще по теме XIII. МОЛДАВСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА:

  1. XV. МОЛДАВСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  2. О КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ В РСФСР Указ Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 25.11.91 г. № 232
  3. Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
  4. Молдавская Демократическая Республика
  5. Молдавская Независимая Республика
  6. Молдавская Республика в зените (1960-1990)
  7. Автономная область и автономные округа: этнос и сеоаратизм
  8. Книга первая Глава II Скольких родов бывают республики и какова была Республика Римская
  9. Автономные рабочие группы
  10. Советский народ, но не советская нация
  11. Феномен автономной детской речи
  12. Автономная Зона алжирской столицы