"Столько церквей построил"

"Штефан водэ Добрый много войн провел. И так передается от людей древних и старых, что сколько войн провел, столько церквей и монастырей построил". (Ион Некулче. О самэ де кувинте). Памятники молдавской письменной культуры тщательно отмечают битвы времен Штефана III, а также события из жизни и деятельности церкви: присутствие митрополита на официальных церемониях, строительство церквей, наделение их землей, предоставление привилегий и др.

Так очерчиваются две верховные заботы Штефана III: 1. "стоять на страже у границ страны" - защита целостности и независимости государства, достоинства его подданных; 2. забота о духовности, о вере своих подданных. Поощряя распространение учения Господа, углубляя православную веру, Штефан III укреплял авторитет государства и господаря -помазанника Бога на престоле, воля и поручения которого, особенно, когда призывались к исполнению святого долга защиты Молдовы и веры, были обязаны выполнять все подданные.

В период восстановления Молдовы, после 1457 г., восстановления ее территориальной целостности (возвращение Молдове Килии и Хоти-на), до первого нападения (во время Штефана III) валахов (мунтян) совместно с турками (1469 г.), Штефан III провел три войны: 1462 г. -осада (неудачная) Килии, захваченной венграми; 1465 г. - освобождение Килии и вхождение ее в состав Молдовы; и в 1467 г. - Битва у Бая - уничтожение венгерских захватчиков. Выходит, что в первые 12 лет правления, до конца 1469 г., Штефан III сполна продемонстрировал свои качества прозорливого политика, умелого администратора и хорошего хозяйственника: вернул стране то, что ей принадлежало, оживил и всячески поощрял торговлю, показал, что может решительно и убедительно защищать границы страны, изменил структуру и обязанности сановников государства, его Канцелярии, создавая, таким образом, условия для мирной жизни, для своих подданных. Но господарь не забывал и о православной вере. "И лишь спустя десятилетие господства и утверждения новой власти на престоле Молдовы, открыл Штефан ре

В. Стати. История Молдовы_

118

гистр своих культурных деяний. 4.06.1466 г. он заложил основу первой и самой значительной своей ктиторие (церковь, монастырь, построенные на личные средства) - монастыря Путна, которая завершится в 1469 г. (З.Думитреску - Бушуленга). Читаем у Иона Некулче: "Штефан водэ Добрый, когда взялся построить монастырь Путна, выпустил Штефан стрелу с вершины горы, что возле Путны. И где упала стрела, там построили престол, в алтаре. И есть много места откуда выпустил стрелу до монастыря... И таким красивым построил монастырь, все золотом покрыто, зугравами украшен, и больше золота чем зугравских росписей и изнутри, и снаружи..." (Ион Некулче).

...Когда речь идет о средневековых городах, воображение очерчивает западноевропейский тип города, таким, каким его знаем из гравюр, из фильмов или даже в действительности, например, сегодняшний Кар-кассон во Франции, который до сегодняшнего дня продолжает свою городскую жизнь: в закрытом пространстве его крепостные стены укрывают ряды 2-3-этажных средневековых строений, разделенные очень узкими улочками, которые в далекие времена служили каналами стока разных нечистот и мусора...

Как напоминает нам историк П.Бырня, молдавский средневековый город и в архитектурном плане, и в плане организации городской жизни, представляет совсем другой тип урбанистики. Главная его особенность: молдавский средневековый город не имел каменных защитных стен. Единственным средством защиты поселений городского типа были рвы, а также укрепления в виде тесно вбитых в ряд заостренных столбов [палисады). Зарубежные авторы, например, Бонфини, записал, что к 1467 г. Бая была окружена деревянными укреплениями. Город Роман имел палисады и рвы. О Сучаве второй половины XV в. секретарь султана Магомеда II Анджиолелло писал, что она "была окружена палисадами". Однако наиболее важные центры страны - политико-административные и оборонительные - имели фортификационные зоны защиты. Например, к началу XV в. Сучава и Роман имели рядом мощные каменные крепости, в которых горожане могли бы защищаться во времена опасности.

Стратегическую оборонительную систему Молдовы составляли 9 крепостей. Штефан III заботился, чтобы эта система обороны сохранялась в добром состоянии, хорошо укреплялась и управлялась. Он расширил и обновил оборонительные возможности Четатя Албэ, а также крепостей Сучава, Нямц. На левом берегу Сирета, со стороны валахов (мунтян), возле Романа, Штефан III воздвигнул новую крепость - Четатя Ноуэ. К осени 1466 она была уже построена, потому что в господарской грамоте от 15.09.1466 г. отмечен ее пыркэлаб Оанцэ. Разрушенная в 1467 г. венграми Новая Крепость (Роман) была восстановлена в 1483 г., тогда ей добавили мощные башни и окружили водяным рвом. В 1479 г. Штефан III воздвиг на левом берегу Килийского устья, со стороны валахов (мунтян) Килийскую крепость (напротив старой). Событие это отмечено в Молдавско-немецкой летописи: "1479 г. месяц июль, день 22, воевода (Штефан III) начал поднимать каменные стены вокруг Килии и завершил (эту работу) в том же году с 800 каменщиками и 17.000 рабочими". К концу 60 гг. XV в. была воздвигнута Цитадель Старого Орхея, фундамент которой

В. Стати. История Молдовы

12. Города и крепости Молдовы

В. Стати. История Молдовы_

120

сохранился до наших дней. В господарской грамоте от 1.04.1470 г. отмечен пыркэлаб крепости Орхеюл Векь Раду Гангур. Примечательно, что Цитадель Старого Орхея и Новая Крепость (Роман) похожи до деталей, что позволяет допустить, что они были возведены одними и теми же мастерами-каменщиками. Штефан III построил и Крепость Сорока, факт удостоверяемый господарской грамотой от 12.07.1499 г., в которой упоминается "Косте пыркэлаб от Сорока". До Штефана III крепость Сорока имела простое деревянное укрепление с земляным валом. "Крепость наша Сорока - страж на границе с язычниками" (татарами), такой какой ее знаем сегодня, была воздвигнута из камня во время второго господства Петру Рареша (1541-1546 гг.).

Документы показывают, что Штефан III назначал пыркэлабов только в крупные мощные крепости Молдовы: Хотин, Нямц, Килия, Четатя Албэ, Четатя Ноуэ (Новоград) у Романа, доверяя эти должности самым близким и надежным его людям. В 1486 г. водэ Штефан назначал Вылчу и Иванко пыркэлабами крепости Крэчуна, на реке Милков, выражая тем самым свою большую озабоченность состоянием охраны < границ Молдовы со стороны валахов (мунтян). К 1476 г. закончилось строительство больших ворот Четатя Албэ, которой в 1479 г. добавили внутреннюю стену.

К достижениям светской архитектуры данного периода относится строительство (начатое в 1486 г., окончено в 1492 г.) Господарского Дворца в Хырлэу, при котором была построена часовня. Помимо этого, Штефан III построил и перестроил Господарские Дворцы в Васлуе, Яссах, Сучаве, Бакэу.

Находясь в процессе интенсивного развития ремесленничества -очевидный рост мастеров-каменщиков, строителей, варничар (изготовителей извести), теслвр (столяров), зугравов и др., - аккумулировав хороший опыт строительства светских объектов (военных, административных), начиная с 80-х годов, господарь приступает к возведению , сооружений, которыми "молдавская архитектурная школа вступает в фазу своего апогея" (Д.Нэстасе). Помимо ансамбля Путны, Штефан III построил (за свои средства) церкви в Пэтрэуць (1487), Милишеуць (1487), Воронец (1488), Св.Ильи возле Сучавы - все вместе представляя "самое простое вырвжение завершенного архитектурного типа -молдавских церквей триконк с башней на нефе". (Д.Нэстасе).

Необходимо особо подчеркнуть, что у церкви Милишеуць появляется особый тип свода - архитектурный компонент, "не имеющий соответствия в церквах эпохи Штефана Великого и в свмых древних... Он отличается от систем, характерных для готической религиозной архитектуры и чужд византийской архитектурной традиции......Система опор

над нефом церкви Пэтрэуць составляет одну из важных характеристик молдавского триконка эпохи апогея... Этой системе не находим прецедента в предыдущей эпохе, но не находим аналогий во всей средневековой архитектуре". С названием "болтэ молдовеняска" (молдавский свод) система молдавских сводов стала оригинальным элементом средневековой религиозной архитектуры". Впрочем, отметили специалисты, и "систематическое использование контрафорсов в церквях триконного типа является типичной молдавской новвцией". Так, в молдавской ре- >

_В. Стати. История Молдовы

121

лигиозной архитектуре, прежде всего в церквах эпохи Штефана III, появились и установились архитектурные новшества, неизвестные соседним странам.

Прав был Н.Йорга: "На самом деле, все различно в этих двух странах...": Молдова и Валахия.

В последнем десятилетии XV в.

были построены церкви: Св.Иоана в Васлуй (1490 г.), Св.Девы (Бакэу, 1491), Св. Николая (Домнеск) в Яссах (1491-1492), Св.Георгия (Хырлэу, 1492), Св.Николая (Дорохой, 1495), Св.Николая (Попэуць, 1496); церковь монастыря Тазлэу (1497). Последними святыми обителями, построенными во время правления великого господаря, были церкви: Борзешть (1493-1494), Рэзбоень (1496), Пятра (1497-1498), Св.Параскевы (построенная в Долхешть хатманом Шендря, 1481). 14 ноября 1497 г. Штефан III Великий присутствует на освящении новой церкви, возведенной при монастыре Нямц.

Святые обители, построенные в эпоху Штефана III, в том числе, на его средства и на средства других сановников, бояр, церковных иерархов, "отражают не только значение какое великий господарь придавал религиозной жизни, но и точное отношение, в которое считал необходимым поставить молдавскую церковь и господство: художественная ценность обителей, в которых молился воевода, его двор и его подданные, выражает духовную силу религии, а эта сила поставлена на службу целям, преследуемых господарством, также как и сами здания церквей вписываются в комплекс светских сооружений (крепости, госпо-дарские дворцы), отражающие политическую и военную силу суверена - ктитора" (Д.Нэстасе).

Самыми древними памятниками нвстенной живописи, сохранившихся со времен Штефана III, являются фрески церквей в Долхешть и в Лужень (1452-1455). Западная ниша южной стены церкви Долхешть украшена 15 медальонами на религиозные темы. Фриз под окном представляет ктиторов: портаря Суча вы Шендрю (хатмана), его супругу и их детей. Так как Шендря погиб в 1481 в Битве у Рымника с мунтянами, его изображение рядом с супругой и детьми показывает, что фрески Долхешть сделаны до его смерти (VII десятилетие XV в.).

Фрески из церкви Лужень "представляют стилистические сходства с остальной молдавской живописью эпохи Штефана III, в первую очередь, с живописью церкви Бэлинешть, выполненной в 1493 г. самым знаменитым молдавским художником XV в. Гавриилом Иеромонахом". (Сорин Уля). Замечательными ансамблями древней молдавской живописи представляют церкви Пэтрэуць (1487), Воронец (1488), Св.Ильи (1488) и Милишеуць (1497), разрушенной австрийцами в первой мировой войне. Специалисты определили, что в церквах монастыря Воронец и Св.Ильи изображения евангелистов являются точными воспроизведениями прототипов, гравированными Гавриилом Уриком в своей Тетраевангелии (1429 г.), что иллюстрирует непрерывность традиций молдавской живописи XV в.

Примечательной особенностью фресок церквей Св.Ильи, Пэтрэуць и Воронец является "присутствие иконографических тем, которые составляют своим идейным содержанием, прямые аллюзии на проблемы большой политической актуальности, которыми было озабочено молдавское

В. Стати. История Молдовы_

122

общество" XV в. На западной стене пронаоса церкви Пэтрэуць изображен император Константин на коне, направляющий Кавалькаду святых воинов во главе с Георгием и Дмитрием. Впереди императора был архангел Михаил, командующий небесными войсками, показывающий Константину белый крест на небе. Так иконографически передана легенда Vita Constantin'! (Жизнь Константина), идущего в бой в защиту христианства. Именно так историк искусства Андре Грабар (Франция) объяснил смысл этой композиции, которая не встречаеется более в живописи других православных стран (L'arigine des facades peintes des ?glises moldaves, 1933).

Исходя из того, что церковь Пэтрэуць, посвящена Штефаном III Великим Святому Кресту, упомянутый историк искусств отмечает, что жест христианского воеводы не был случайным. "Разве не был знаменитый воевода апостолом борьбы против неверных турок, первым принцем в Восточной Европе, который, после падения Византийской Империи, хотел превратить традиционную оборонительную войну в христианскую экспедицию против ислама?". Перечисляя попытки Штефана III объединить силы соседних государств против османов, напоминая о военном разгроме (одном из самых постыдных в истории Оттоманской Империи -безоговорочная победа молдован под командованием Штефана III над турками и валахами в 1475 г.) - А.Грабар напрямую связывает сцену Кавалькады в церкви Пэтрэуць с церковным храмом, констатируя: "В этой церкви, посвященной Святому Кресту, процессия святых таксиархов (командующих воинскими подразделениями) под знаком христианской победы приобретает очевидный аллегорический смысл. Как некогда император Константин вступил в борьбу против язычников и уничтожил их, так и Штефан Великий Молдовы, новый Константин, победит неверного врага Святого Креста" (перевод с французского С.Уля). Подобные представления Кавалькады еще и позднее будут встречаться в молдавской настенной живописи с тем же христианским значением.

Специалисты отметили и исключительное качество живописи", например, каменной церкви, построенной в Бэлинешть (1492-1493) Иоаном Тэутул, великим логофэтом Молдовы. "В Бэлинешть (...) находятся росписи - одни из самых значимых в стране и которые красотою фигур и элегантностью выполнения могут быть классированы среди самых красивых на востоке Европы". (Г.Балш).

Также было отмечено, что определенные стилистические особенности, характерные лишь живописи времен Штефана III, присущи не только этой форме искусства, но и всему ансамблю культурных достижений эпохи. "Чувство меры и синтетизм изобразительного языка настенной живописи наблюдается и в вышиваниях той эпохи". "Лаконический дух", без чрезмерного нагромождения деталей, можно наблюдать и в литературе времен Штефана Великого. "Редактируемые, по обычаю тех времен на славянском языке, летописи этого времени написаны в лапидарном стиле, сдержанно, что отражает, в той же мере, что и изобразительные искусства, менталитет и образ мышления эпохи. Как примечательное единство декоративных, стилистических, иконографических принципов, так и субтильные соответствия с

_В. Стати. История Молдовы

123

другими видами искусства доказывают, что живопись эпохи Штефана Великого не представляет, как нередко заявлялось, сумму определенных влияний извне, которые механически смешались на молдавской земле, а, напротив, глубоко достоверное (аутентичное) явление, органически взращенное из молдавского художественного климата. Рожденная более века назад и достигнув - тому доказательство миниатюры Тетраевангелия 1429 г. - выдающегося расцвета еще в первой трети XV в., эта живопись утверждается уже с первых настенных ансамблей, сохранившихся со времен Штефана Великого, как национальная школа, полностью сформировавшаяся". Национальная школа молдавской жиаописи.

"Если напомним о том, что в живописи времен Штефана Великого не существует ни одной композиции монашеского характера, станет очевидным, что художники этого времени были совершенно чужды идеалам ухода от полнокровной жизни монашества. Напротив, их искусство с большой ясностью отразило фундаментальные тенденции и устремления народа Молдовы XV в., выкристаллизовавшиеся в двух определяющих политических принципах правления Штефана Великого - непрерывное укрепление Молдавского Государства и борьба против турок за сохранение независимости. Как вмешательством в политическую актуальность, так и автохтонным, сугубо местным характером своей эстетики, молдавская живопись второй половины XV в. явилась представительным культурным явлением не для узкого круга (монахов, крупных феодалов), а для самых широких слоев народа Молдовы. Вот почему эта живопись является, в подлинном смысле слова, национальной школой". (С.Уля). Национальной школой молдавской живописи.

Способности молдавских мастеров-строителей, каменщиков, зугра-вов понять и воспользоваться тем, что архитектура и живопись, хотя и являются двумя различными формами искусства, могут и должны вза-имовлиять и взаимодополнять друг друга, создавая цельные художественные ансамбли, "является фундаментальной чертой эстетики молдавских художников классического периода: ХУ-ХУ1 вв. С этой точки зрения молдавская живопись представляет собой один из самых значительных примеров из истории средневекового искусства".

Утверждение в еще большей степени действительно и для молдавской внешней (настенной) живописи, которая добьется беспримерных, уникальных в мире достижений в XVI в.

<< | >>
Источник: ВАСИЛЕ СТАТИ. История Молдовы – 480с.. 2002

Еще по теме "Столько церквей построил":

  1. Как построить кривую доходности
  2. КАК МЫ ПОСТРОИЛИ СЕМЬ ОТДЕЛОВ ПРОДАЖ
  3. 8. КАК КОРОЛЬ КАРЛ ПОСТРОИЛ БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ ДЛЯ СРАЖЕНИЯ С МАНФРЕДОМ
  4. Когда и зачем построили Великую китайскую стену
  5. 3. КАК ФЛОРЕНТИЙЦЫ ВЫСГУПЛИ ПРОТИВ ФЕГГИНЕ И ПОСТРОИЛИ АНЧИЗУ
  6. 10. КАК ДАРДАН ПРИБЫЛ ВО ФРИГИЮ И ПОСТРОИЛ ГОРОД ДАРДАНИЮ, ВПОСЛЕДСТВИИ ВЕЛИКУЮ ТРОЮ
  7. 17. КАК АНТЕНОР И ПРИАМ МЛАДШИЙ, ОСТАВИВ ТРОЮ, ПОСТРОИЛИ ГОРОДА ВЕНЕЦИЮ И ПАДУЮ
  8. 42. КАК ВО ФЛОРЕНЦИИ БЫЛ ПОСТРОЕН ХРАМ МАРСА, КОТОРЫЙ ТЕПЕРЬ НАЗЫВАЕТСЯ СОБОРОМ САН ДЖОВАННИ
  9. ВЛАСТЬ ПРОТИВ ЦЕРКВИ
  10. 6.7. Какова была роль церкви в Московском государстве?
  11. Вавилон, город крепкий “Построим себе город и башню”
  12. Каноническое право Римской католической церкви
  13. Правовое положение Русской Православной церкви
  14. Внешнее устройство церкви в древней Руси.
  15. Преображение церкви
  16. 2. Богословские споры в раннехристианской церкви
  17. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО ЗАПАДНОЙ (РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ) ЦЕРКВИ