Социально-экономическое положение

Земледелие. В постштефанский период непрерывная борьба за престол, грабительские нашествия разных соседей, кромсание террито

154

Вот во что превратил страну Думитрашко водэ Кантемир своим поспешным решением, что не поправится навеки".

(Н.Костин).

Относительно Прутского похода (июль 1711 г.) Петра I, решений и действий Дмитрия водэ Кантемира полагаем, что ближе всех к истине является суждение историка Г.Пунгэ: "Обсуждаемая и квалифицированная самыми разнообразными образами - от прогрессивного акта до дипломатической катастрофы - поступок господаря Молдовы должен быть изучен sine ira et studio (без гнева и пристрастий), учитывая умонастроения и геополитические условия периода. Не забудем, что в воззвании господаря к стране подчеркивалось, что "неверный язычник и нарушитель клятв (...) сделал столько насильных нашествий на Молдову, разрушил крепости и укрепления, других взял под свою силу как Тигина, Килия, Четатя Албэ, Галаць, Рень, Сорока, Измаил, другие места возле Дуная и весь цинут Буджак и под ложными словами часто позволил татарам грабить всю Страну Молдовы, взял в жестокое рабство ее жителей" - в то время как "царь всея Руси, собрав свои непобедимые армии, во имя Святого Креста воспротивился тиранической силе для освобождения христианских народов из языческой неволи". Если учтем, что сам Петр I в своем манифесте показал, что "мы, в этой войне, ни утверждение своей силы, ни расширение своих владений не желаем (...), а для освобождения святой Церкви и христианских народов хотим бороться; сумеем, думается, понять подлинное состояние умов тех времен, над которыми господствовал месианизм царской России". (1996 г.).

Тяжелой и горькой была судьба молдован, которые сопровождали Дмитрия Кантемира в Россию. Одни стали видными деятелями русской культуры и науки, другие добились высоких воинских званий в русской армии. Большинство же рассеялось среди разноязыкого мира Левобережья Днепра. Одним из тех, кто почувствовал на себе весь кошмар этого "хождения по мукам" был Ион Некулче, который предостерегал потомков: "Братья молдоване, прошу вас запомнить, учесть и беречься. В какой бы чести не был у господина, надо служить ему справедливо за что и Бог тебя одарит. А с господином никогда не странствуй, как бы там ни было, и не только в чужой стране, но и в Царьград (Константинополь) с ним не иди, если ты молдованин".

Поспешность, с какой подписался Луцкий договор, необеспеченный Петром I Прутский поход с рассредоточенными войсками, с "армией разделенной и рассеянной по стольким сторонам", вообще последствия этой военно-политической акции для Молдовы и ее господаря, рассмотренные с высот последних десятилетий XX в., подтверждают вывод Василия Ключевского: "История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков".

_В. Стати. История Молдовы

155

рии, навязывание оттоманского господства, необузданное налогообложение не способствовали активному развитию экономики и торговли. Но жизнь не стояла на месте. Основными сферами экономики Молдовы и в эту эпоху оставались традиционные: земледелие и животноводство. Появлялись новые полевые культуры. Совершенствовались, в той или иной мере, орудия труда. Увеличивался спрос на определенные предметы ремесленничества. Ремесленники объединялись в союзы (брес-ле). Трудно, с большими преградами, но двигалась торговля, главным образом с известными торговыми центрами Трансильвании: Брашов, Бистрица, Сибиу; Польши: Львов, Каменица, Снятии; и даже с Турцией (на специфических, невыгодных условиях, навязанных господствующей властью).

Экономическая деятельность, деловые и торговые отношения отражаются в разных документальных источниках: катастифы (регистры), уставы ассоциаций ремесленников, в деловой переписке и др. Их сведения дополняются, подтверждаются наблюдениями путешественников. Например, представитель трансильванцев в Сучаве Г.Рейхерсдорф отмечал (1541 г.): "В этой стране Молдова ничего не отсутствует что необходимо человеку для его нужд или удовольствий, потому что есть холмы с виноградниками, а также в любом месте страна благословенна и очень плодородна, полна полями и урожаем и всем полезным жизни". Добавляет все же, что "лишь вблизи моря (в Буджаке) простираются песчанные пустыни, здесь не выращивают виноград, поля не обрабатываются...". Француз Фуркево пишет (1579 г.), что "эта область (юг Молдовы) мало заселена и мало плодородна, за исключением пастбищ. Животных много и очень дешевые в этой области: быки, лошади, овцы, козы". Итальянец Г.Ботеро отмечал (80-90 гг. XVII в.): "Молдова - равнинная страна, плодородная, но с неразвитым земледелием; каждый обрабатывает столько земли, сколько может, такими обширными являются площади земли, но мало населения". Согласно епископу Марчиа-нополя Марко Бандини (1648) "Производительность земли большая, но до того пока кто-нибудь лично не видит это, трудно поверить насколько плодородна земля Молдовы".

Земледельчеством занимались не только в селах. Жители городов и торгов выращивали в городской черте разные культуры. Из господарс-кой грамоты 13.07.1659 г. узнаем, что позволялось монастырю Скит взять свою десятину (зечуяла) из хлеба (зерновых) города Чернэуць, из "пшеницы, ячменя, ржи, овса, гречихи и из всего что будет". М.Бандини заметил, что Бырлад на западе имеет "поля по склонам очень производительными для урожая". О Хушь он писал, что в этом торге "..разного добра и урожаев находятся в избытке". Наряду с традиционными культурами выращивались фасоль, свекла, хрен, арбузы, огурцы, дыни. Начинают выращивать табак, кукурузу [пэпушой). Последняя культура -пэпушоюл - быстро распространилась, благодаря тому, что она не признавалась оттоманами. Зато господарь Г.Дука понял, что из распространения кукурузы можно получить выгоду: ввел подать погонэритул пе пэпушой (налог за каждый погон кукурузы). Он же, Г.Дука, ввел подать погонэритул пе тугун (табачный налог). Выращивалось все больше овощей: чеснок, лук, капуста (тогда называлась курекь).

_В. Стати. История Молдовы

157

В документах появляются такие понятия как "огород", "сады". В господарской грамоте от 16.05.1506 г! объявляется, что продается сад из 130 фруктовых деревьев. В письме от 1.01.1607 г. упоминается некий Константин, который продает в селе Олешешть, наряду с другими земельными участками, сад из 146 деревьев сливы. В других документах упоминаются яблони, черешни. Пауль Алеппский, путешествуя по Молдове, пишет, что увидел здесь айву.

В Х\Я-Х\/11 вв. виноградники занимали обширные площади, как правило, вблизи городов и торгов. Согласно документу от 20.03.1647 г. виноградники должны были быть обязательно огорожеными - признак того, что они были чьей-то собственностью. В центральных и юго-западных зонах Молдовы были известны сорта винограда фетяска, гра-са, галбена. Большим спросом пользовались вина Одобешть и Котнарь.

Животноводство. Эта отрасль по-прежнему оставалась одной из базовых, являясь главной статьей экспорта Молдовы. Оттоманское господство повлияло определенным образом на развитие этой отрасли молдавской экономики. Крупный рогатый скот, овцы, козы направлялись по торговым путям в Истанбул (оттоманы сами навязывали правила торговли и расценки прежде всего). С другой стороны, они не признавали свинину. Итальянец Грациани писал (середина XVI в.): "Отсюда, из Молдовы, вывозится то большое количество быков, мясом которых питается в большой мере не только население Венгрии и России, но и Польши и Германии, и даже Италия и особенно крепость Венеции". Польский хронист М.Кромер (XVI в.) писал, что "Молдоване кормятся лишь мясом животных, потому что их страна полна очень хорошими коровами и быками, и не только соседи, русские и венгры, но даже пруссаки, силезцы, чехи, немцы, славяне, итальянцы и турки привозят ежегодно оттуда почти несметное количество животных".

Крупный рогатый скот, овцы, свиньи продавались и покупались на ярмарках Молдовы. Во второй половине XVI в. купец Антон Кэмзраш оповещал торговцев Брашова, что ежегодно в городе Тротуш состоятся 4 ярмарка, где "продадутся быки, коровы и рыба, все что имеем в нашей стране". В первой половине XVII в. количество ярмарков увеличивается. Грациани, упомянутый итальянец, писал: "Ежегодно в Молдове проводятся 7 ярмарков животных, на этих торгах приходят много купцов. За три дня купцы определяют цены. Цена в редких случаях превышает 3 золотых за скотину. За несколько часов продается огромное количество быков... От этих торгов большую выгоду получают бояре..., и сам господарь от этого обогащается, потому что ежегодно продает большое количество быков со своих поместий".

Документы, торговые привилегии, записи путешественников подтверждают, что рыболовство было развито в такой мере, что страна экспортировала рыбу, икру. Г.Рейхерсдорф писал, после того как посетил Молдове в 1528 г., что эта страна "богата прудами, болотами и хелеш-теями (рыбники) до того, что не может пожелать больше ничего от природы для нужд жизни". Позже М.Бандини напишет о Бистрице, что эта "река дает очень здоровую и очень вкусную рыбу...". Были известны своим рыбным богатством болота и хелештеи цинута Орхей. Дарственной грамотой монастырям Секу и Драгомирна от 20.04.1609 г. К.Мови

В. Стати. История Молдовы_

158

лэ, господарь Молдовы, одаривает их "...прудом возле торга Орхей на реке Рзут, на котором поставить и мельницы, пруд который был запружен еще Александром воеводой" (Лзпушнянул). Рыба продавалась свежей, но и соленой пропэтарами и сэрэташами. Из записей путешественника Пауля Алеппского (первая половина XVIII в. узнаем, что сумма, полученная в результате продажи рыбы из прудов торга Орхей, доходила до 3000 злотых.

Более скрытое от бедствий того времени (Х\/1-Х\/11 вв.) развивалось пчеловодство, чьи продукты использовались в питании, но и как мера стоимости: камана (воска), и как важная статья экспорта . Молдавский хронист Н.Мусте писал, что главное богатство этой земли - это ульи, из них уплачивают бояре и монастыри подати, из них содержат свои дома". В господарских грамотах XVI в. отмечены 44 пасеки, в XVII в. -38 новых пасек. Много пасек, отмеченных в документах XV в., существовали и в последующие периоды. В благодатные для пчел годах рои быстро размножались, увеличивалось количество ульев. В документе от 10.06.1591 г. узнаем, что некий Гавриил продавал весною того года 105 ульев, число которых летом удваивалось.

Ремесла.

Нужды людей диктовали появление новых объектов и орудий, особо обработанных. Данный период (ХУ\-ХУ\\ вв.) характеризуется очевидной концентрацией ремесленничества в торгах и городах, разнообразием ремесел и ремесленнических изделий. Большая часть традиционных занятий: обработка конопли, льна, шерсти, ткачество, обработка полотна, шерстянных тканей, скорняжничество, кушмэрия (шитье кушм - зимних овечьих головных уборов), опинкэрия (шитье опинчь, кожанных постолов) продолжались и развивались и в селах. Но необходимость быть ближе к рынкам, объединиться во имя общих профессиональных интересов, стимулировали концентрацию ремесел в торгах и городах. Исследователи, П.Кокырлз, например, пишет, что названия самых распространенных ремесел неолатинского происхождения: блэ-нарь (скорняк), лемнарь (плотник, столяр), куреларь (шорник), ферар (кузнец) и др. (На самом деле это лишь дериваты от хорошо известных аппелятивов). Подчеркивается, что это якобы признак того, что местные мастера составляли существенную прослойку молдавских торгов и городов. Напомним все же, что названия очень многих других ремесел славянского происхождения: кожокарь, тесларь (от тесла), опинкарь, кушмарь, дубэларь, присэкарь, чиботарь, дрэницарь и многие другие, которые менее всего отражают этнодемографическую ситуацию. Куреларь (шорник) мог быть турком, а чиботарь - ромом (цыганом)... Следует отметить, что молдавские ремесленники сознавали, что их труд требует определенного умения, мастерства, индивидуализируя его: они гравировали свое имя на сделанных ими предметах. Например, особо обработанный камень из церкви Св.Николая в Сучаве носит надпись: "Этот камень сделали Бурсук и Тэнасе в 7124 (1616)".

Рыночный спрос диктовал появление все новых железных изделий. В инвентарном регистре монастыря Галата (25.11.1588 г.) перечислялись: 4 решетки, 2 треножника, 2 большие оси, 3 топора, 4 заступа, 52 сапы - изделия кузнецов.

_В. Стати. История Молдовы

159

Предметы из благородных металлов: украшения, кадила, подсвечники, колокола, кубки и др. делались златарями, клопотарями, споиторь (лудильщик) из золота, серебра, меди, которые работали по заказу. Злата-ри, лудильщики и другие составляли заметный компонент среди ремесленников Молдовы. Например, в XVII в."в Яссах документально отмечены 17 златарей. Предметы широкого пользования мастерились ремесленниками: оларь (гончар), пеларь (кожевник), куреларь, хэмурарь (шорники), дубэларь, цесэторь (ткачами), кэлдэрарь (ведерниками), лингурарь (ложечниками) и др. В XV-XVII вв. увеличился спрос на кожевенные изделия, что потребовало новых мастеров-обработчиков кожи: дубзларь, тэбэкарь, блэнарь. Из сырья обработанного этими мастерами кожокарь шили ко-жоаче, опинкарь делали опинчь, кушмарий делали кушме, куреларий, хэмурарий делали различные ремни, хомуты, сбрую и др.

Шкуры обработанные молдавскими ремесленниками пользовались спросом на внешнем рынке. В деловом письме к львовянам (1620 г.) отмечаются "2 кипы сафьяна из 720 шкур". В 1621 г. львовские купцы купили в Сучаве сафьяна на 1828 злотых и 24 гроша.

Социальная дифференциация влияла на рыночный спрос, стимулируя производство определенных предметов и специализацию ремесленников. В данном периоде, наряду с чиботарь, опинкарь, появляются пантофарь - шили обувь по заказу и пэпукарь - готовили простую обувь для простого люда.

Обработка шкур и производство изделий из них в Молдове XVII в. охватывали около десяти специальностей. Были и ремесла для прости-ме - простых людей: тэлпэларь, кырпачь, ботушарь и др. Их в Яссах было так много, что существовала махала Тэлпэларилор, улица Чибота-рилор. В Романе сапожники жили по улице Борш Чиботару.

Достаточно многочисленны были ремесленники - лемнарь (плотники). В первой половине XVII в. документируются бутнарь (бондарь, бочар), ротарь (колесники), блидарь (изготовители кухонных шкафов), изготовители шиндрилэ, данки - шиндриларь, дрэницарь. В документа от 31.05.1606 г. отмечены бутнарь, которые должны делать бочки для селитры. Бутнарь делали бочки, бочонки, кадушки, ведра (деревянные) и др. Грамотой от 25.11.1606 г. господарь С.Мовилэ освобождает села Жеровул и Некорешть от разных податей, в том числе "сэ ну дя драница" (чтобы не давали дранку). Наряду с тесларь, лемнарь (плотники) к концу XVII в. появляются в документах бэрдарий (плотники на стройках). Все чаще встречаются в документах зидарь, зугравь, кэхларь, кроиторь (портные), бэрбиерь (парикмахеры) и даже часорникарь. Обычными становились ремесла мэчеларь, берарь, ... ракиерь, питарь.

Бресла. Увеличение номенклатуры ремесленнических изделий, специализация ремесленников, конкуренция иностранных мастеров продиктовали появление бресел - от славянского "братство". Историк К.Джуреску утверждает: "Существование формы организации ремесленников и торговцев в Молдове во времена Александра Доброго (1400-1432) и Штефа-на Великого (1457-1504) является для меня несомненным". Среди первых документированных в Молдове были ассоциация мясников в Бая (1510 г.), ассоциация шорников и дубильщиков (дубаларь) в Сучаве (1572). Братство зугравское существовало в Сучаве с 1570 г. 24.04.1686 г.

В. Стати. История Молдовы_

160

документируется в Яссах "Павел, староста потковаров". Отмечены в документах Г.Тырдзибаша, староста портных (18.03.1873 г.), Бежан, староста чиботаров из Ясс (1621 г.). Катастиф бреслей блэнарилор, кроиторилор, бэрбиерилор, абэжерилор ши кожокарилор датируется с 1673 г. В документе от 7.05.1665 г. фигурирует Василе, староста блэнарилор из Пятра Нямц.

Во второй половине XVII в. отмечаются бресла чоклиилор ("для похо-ронения умерших бедных и чужих...") и бресла мишеилор - организации людей обиженных судьбой (калеки, слепые и др.).

Структура и задачи ремесленнических бресел, установившиеся в Х\/1-Х\/11 вв., будут развиваться, совершенствуясь в Пруто-Днестровской Молдове до второй половины XIX в.

Фискальность: подати, повинности. В XVI в., после 1538 г. Молдова стала вроде "кладовой" султана, вроде бездонного ничейного мешка, из которого любой бездельник с большой дороги, любой вооруженный пришелец берет сколько хочет и когда хочет. Молдову вынудили обеспечивать столицу оттоманов и армию султана продуктами питания и фуражом. Аппетит все время возрастал. Господари, которые изгоняли друг друга или которых меняли султаны, и которые опять хотели взойти на трон, должны были платить мукарер (плата за господарский кафтан), пешкеши (подарки), рушфеты (взятки) бесчисленным пришельцам, сановникам (военным, гражданским) из метрополии. Кэфтэниря (одевание в господарский кафтан) была источником больших доходов, поэтому Порта, ее сановники имели нескрываемый интерес в очередной смене господарей. Весь этот скрытый грабеж и обирание порой в несколько раз превышали харач, дань, которую Молдова ежегодно платила Порте, который в 1593 г. удваивается, достигнув 65.000 золотых.

Страна, постоянно растоптанная и обираемая чужими армиями, раздираемая непрерывной борьбой за престол, экономически приходила в полный упадок. Свидетель этих драм Ион Некулче пишет со щемящей болью: "Большое наказание достигло Молдову, все время говорили что не хватало им господарей, а теперь когда пришли господари чужаки -уже чересчур хватает, и рады что не падает на их головы и другое, более жестокое горе... Бояре в Порту не хотят идти (жаловаться), потому что не пускают господари. Капукехаи (представители господарей при Порте), являясь греками, сколько говорят, что истратили - столько им дают и никто не открывает рот сказать им что-нибудь или требовать отчета, а они говорят, что сотни кошельков и даже больше истратили. Турки которые приходят (из метрополы) лишь дорогие шелка, золотых часов, винтовок, лошадей с седлами хотят, сотни леев, тысячи угей (денежная единица) им дают. 1700-1800 денежных кошельков сейчас берутся из страны.. Ох, ох, ох! Горе, горе тебе страна! До каких жестоких времен ты дошла и каким испытаниям подвергаешься! Столько бед сделалось в Молдове, что со своим пером не могу продолжить".

Столько денег и столько богатства, столько драгоценностей, сколько желали оттоманы и сколько хотели господари для их личного обогащения, можно было взять только с бедного населения, сдирая с него не одну шкуру налогами и податями. В изобретении и введении все новых податей и повинностей господари, чужие молдаванам и душманы Мол

_В. Стати, История Молдовы

161

довы, проявляли невероятную фантазию. После Штефана III Великого до 1700 г. в Молдове отмечено в документах около 60 податей (бир, даждий) и повинностей. За то, что содержали коров, быков. За то, что привозили их на продажу. За то, что их резали и т.д. крестьяне Молдовы платили 11 податей, в том числе даря де ун боу (налог: по быку с каждого хозяйства), боу домнеск (по 2 золотых за каждую скотину), боу де селиште, бой де подвоадэ, вачь де селиште (для обеспечения мясом господарского двора), бой де дырвалэ и другие "животные" повинности и подати.. Платилась зечуяла, десятина (десятая часть) льна, конопли, гороха; фалчерия (десятина) де вий, погонэритул пе вий, пе пэпушой, пе тугун и др. Существовали повинность луп (волчья), ею обязывались лишь села охотничьих зон), а также такие "экзотические" подати как даждия пе гэинь (и за другую домашнюю птицу), фумэритул (дымоходный налог - по 2 золотых за каждое крестьянское хозяйство); к 1581 г. фумэритул возрос до 2 золотых за каждый дымоход.

Полное пренебрежение интересами страны, необузданное налогообложение, прохождение через трон Молдовы пришельцев отовсюду и любого рода: ром (цыган), валах, сас (немец), еврей, албанец, украинец, хорват, греки и др., выставление оттоманами на продажу престола Молдовы - все это полностью разрушило экономику Молдовы, уменьшило/рассеяло ее производительные силы. Такое положение спровоцировало возмущение не только крестьян, но и бояр. В XVI-XVII вв. в Молдове происходило 10 восстаний, из которых 1 - сейменов (наемников), 6 крестьянских и три боярских: против Штефана Томша (1615), против Александра Илиаша (1633) и против Г.Дука (1671). Имея в виду эту жестокую четко документированную действительность, вызывает удивление утверждение будто бы "этот период (середина XVII в.)...был по многим аспектам одним из самых процветающих..." (Г.Пунгэ, 1996 г.).

<< | >>
Источник: ВАСИЛЕ СТАТИ. История Молдовы – 480с.. 2002

Еще по теме Социально-экономическое положение:

  1. Социально-экономическое положение
  2. Социально-экономическое положение России на рубеже веков. Необходимость индустриальной модернизации страны
  3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Социальное положение и цели функциональных макрострат[‡]
  4. ТЕМА 4 СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  5. 1.3. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований
  6. 6.1. Производство социальных услуг — задача экономической деятельности социальных служб
  7. Приложение 24 ПОЛОЖЕНИЕ о группе экономического анализа
  8. Текущие и перспективные социально-экономические и социально-культурные цели развития современной России и пути их достижения
  9. 4.3. Социально-экономический статус — критерий адресного подхода в социальной работе
  10. § 3. Анализ экономического положения России
  11. Глава 3 Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов
  12. Экономическое положение. Итоги «Союза ради прогресса»
  13. § 1. Общие положения, касающиеся структуры социального агрегата
  14. 1.3. Экономическое пространство социальной работы
  15. 3.1. Экономическая политика государства и ее социальная направленность
  16. 7. Социально-экономическое развитие
  17. 1.1.1.1. Общие положения (документальное подтверждение, экономическая оправданность, направленность на получение дохода). Добросовестность налогоплательщика и его контрагента