2.2 Истинная мудрость: Иустин

У Иу стина впервые наряду с понятием апологии всплывает название «диалог». Платоновский способ приведения к истине и «родовспоможения» при рождении истины он рассматривает в качестве модели также и для соразмерного разуму свидетельствования о христианской мудрости.
При этом и речи нет о каком-либо содержательном синтезе платонизма и христианства. Однако Иустин остается платоником в том отношении, что для него поиски истины идут рука об руку с добродетельностью и праведностью. В христианском бытии познание и делание едины. Поэтому существенным основанием его апологии служат ссылки на пережитые свидетельства христианской веры. Доказательство христианской истины через нравственную жизнь христиан и достоверность источников истины взаимно обусловливают друг друга. Христиане суть настоящие философы потому, что, исследуя божественное, обращают знание в часть собственного существования. Здесь диалогический метод и апологетическая задача идут рука об руку: одно служит другому. Таковы были письменные обращения к кесарю (императору) и к сенату, к которым обращался весь римский народ. Во имя разума они апеллировали к тем, кто и сам охотно причислял себя к философам и в качестве философов выводил собственное суждение о странной и ошибочной религиозной практике современности. В диалоге с собственной духовной традицией к ним обращались с тем, чтобы показать: христианское бытие в истинном и подлинном смысле им наследует. Любовь к истине, жизнь в соответствии с познанной истиной, обусловленные пути, их познание и участие в Слове, воплощенном во Христе, — все это последовательные шаги сообразного с разумом изложения. Оно является отчетом веры и обоснованным вызовом к тому, чтобы разделить ее. Апологетика и миссионерская проповедь здесь сливаются в одно: «Кто поистине благочестив и мыслит философски, тому разум велит любить и почитать одну лишь истину. Он отвергнет истину, если просто последует за ошибочными мнениями большинства» (Апол I, 2, 1). Тот факт, что диалог с мудростью общих отцов вовсе не означает беспринципного компромисса на более высоком уровне, вполне ясно и убедительно подтверждается в случае самого Иустина. Для него этот диалог оставался диалогом жизни, сократическим и христианским одновременно. И он вместе с шестью другими свидетелями Христа скрепил его собственной кровью.
<< | >>
Источник: Хорст Бюркле. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ БОГА проблема нехристианских религий. 2001

Еще по теме 2.2 Истинная мудрость: Иустин:

  1. 2. Истина и заблуждение. Критерии истины
  2. Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Мудрость песков. Беседы о суфизме  тт. 1-2, 1980
  3. §159. Техники медитации и их просветление «мудростью»
  4. ВВЕДЕНИЕ: МУДРОСТЬ СРЕДИЗЕМЬЯ
  5. МУДРОСТЬ СЭММИУМА ИЛИ МУДРЫЙ ПАРЕНЬ ПИН?
  6. А.А. Пономарь. Мудрость общения. Основы соционики для всех: научн.-попул. изд. - Тирасполь. -176 с, 2003
  7. 6. Приближение к истине
  8. 1. Истина
  9. Понятие истины
  10. Принцип объективной истины.
  11. Истинное и ложное: картезианский метод