7.2. Российский международный дискурс

Для того чтобы проследить воздействие западных теорий на российскую культуру, обозначим спектр внешнеполитических позиций и теоретических школ в российском обществе. Со времени Горбачева возникли четыре крупные школы, характеризующие российский внешнеполитический дискурс.

У каждой из них есть свой взгляд на то, какой должна быть стабильная и безопасная Россия. Эти школы сопоставимы с теоретическими традициями в области международных отношений, выявленными Уайтом240: а) традиция, придающая особое значение международной анархии и контролю; б) традиция, рассматривающая международное взаимодействие как цивилизующую силу в мировой политике и в) традиция, заинтересованная в принципиальной трансформации международной системы. В российском контексте основными школами могут считаться либералы, социал-демократы, государственники и национал-коммунисты.

Либеральная школа в целом разделяет прозападную ориентацию и часто ассоциируется с ранним движением «Демократическая Россия» и такими политиками, как Гайдар и Козырев, занимавшими ведущие правительственные посты на ранних стадиях российской посткоммунистической трансформации. Либералы признают, что в годы холодной войны Россия действовала против своих собственных интересов и в настоящее время должна сделать все возможное для того, чтобы стать неотъемлемой частью Запада. Запад воспринимается как единственная жизнеспособная и прогрессивная мировая цивилизация. Основные угрозы российской «подлинной» идентичности исходят от ее собственной экономической отсталости и ассоциации с такими недемократическими странами, как Ирак, Куба, Ливия. Россия сможет достойно ответить на угрозы и преодолеть свою экономическую и политическую отсталость только через развитие институтов западного образца и вступление в коалицию или сообщество «стран западной цивилизации».

Социал-демократы более чувствительны к российской традиции развития. Эта школа мышления разделяет с либеральной философию всемирного сообщества, но придерживается своего собственного понимания истоков универсальных норм общежития. По убеждению социал- демократов, гарантирование основных прав человека не следует рассматривать как продукт исключительно западной цивилизации. Они отказываются воспринимать мир как дихотомию «прогрессивной» цивилизации и отсталых народов и считают, что после холодной войны сложилась иная, более сложная картина мира.

По их мнению, Россия — независимая цивилизация, являющаяся в то же время частью международного сообщества. В новой эпохе, возникшей после холодной войны, Россия и другие участники международных отношений пересматривают свои роли и идентичности и учатся жить во все более взаимозависимом, но одновременно и более разнообразном мире.

В этом мире главные угрозы возникают в связи с нарушением основных прав человека и неуважением к культурному плюрализму. Основная задача видится в создании всемирного порядка, способного поддерживать «единство в разнообразии» и способствовать диалогу и сотрудничеству наций и культур в соответствии как с некими универсальными правилами, так и внутренними социальными нормами. Россия должна не копировать западный образец, а найти свой собственный, отражающий культурные особенности путь к глобальной экономической и политической системе.

В то время как социал-демократы придают большое значение культурным факторам в мировой политике, державники рассматривают Мир в категориях борьбы за власть и ресурсы. Например, бывший министр иностранных дел и премьер-министр Е. М. Примаков и его сторонники считают, что главную угрозу международной безопасности представляют те, кто заинтересован в дестабилизации многополярного баланса власти. Для того чтобы сохранить этот баланс, по крайней мере в Евразии, Россия должна оставаться суверенным государством и великой державой, способной противостоять гегемонизму других держав. Вместе с западниками и социал-демократами державники не считают Россию изначально враждебной Западу. По их мнению, она является независимой цивилизацией с отличающимися от Запада интересами и ценностями, которая на протяжении своей истории успешно взаимодействовала с Западом, и такое взаимодействие не ущемляло ее политический суверенитет и культурные особенности.

Неокоммунистическая шкала следует традициям советского мышления, интегрируя в коммунистический дискурс ряд высказывавшихся державниками идей. Как и державники, неокоммунисты убеждены, что Россия должна настаивать на статусе великой державы и культурно независимого государства. Однако они идут дальше. Например, для лидера российских коммунистов Г. Зюганова241 Россия принципиально отлична от других цивилизаций и не должна соприкасаться с «чуждыми» — в особенности западными — культурными, экономическими и политическими сообществами. Вместо этого она должна оставаться социалистической цивилизацией, экономически независимой и свободной от «чуждых» влияний. Российские интересы несовместимы с западными, и Запад с его империалистическими устремлениями является главной угрозой для России.

!

<< | >>
Источник: А. П. Цыганков, П. А. Цыганков. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс. — 238 с.. 2006

Еще по теме 7.2. Российский международный дискурс:

  1. Мужской дискурс и женское говорение 1.1. Мужской дискурс
  2. Международные соглашения Российской Федерации
  3. Т е м а: ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2 часа)
  4. § 2. Проблемы реализации в Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права
  5. § 1. Общие проблемы реализации норм международного гражданского процессуального права в Российской Федерации
  6. 2.1. ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА РОССИЙСКОЙ ФИРМЫ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК И РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖЕРА
  7. § 3. Особенности реализации в Российской Федерации норм международного гражданского процессуального права, закрепленных в недоговорной форме
  8. Каламкарян P.A., Мигачев Ю.И.. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо. — 688 с. (Российское юридическое образование)., 2004
  9. 1.4. Российская и международная практика регулирования риска потери репутации коммерческим банком
  10. ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ В РЯДЕ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО)
  11. Дискурсы
  12. Вопрос 80. Правовое положение иностранцев в российском гражданском процессе. Иски к иностранным государствам и международным организациям
  13. Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
  14. Глава III. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  15. Общество как дискурс
  16. ЧАСТЬ IV МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Раздел VIII ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Глава 31. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  17. 3. Дискурс большинства, оказавшегося в положении меньшинства
  18. Женщина в мужском дискурсе
  19. РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА КУРСА «МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО» Правительство Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ