<< Предыдушая Следующая >>

ВИЗАНТИЯ

Одним из центров развития средневекового искусства была Византия - государство, образовавшееся па основе Восточной Римской империи в 395 году и просуществовавшее до 1453 года Свое- образце развития Византии, которую варварские нашествия затронули в меньшей степени, чем Западную Европу, привело к тому, что здесь сохранились черты античного быта, общественного устройства; переход к средневековой культуре осуществлялся па основе античных традиций. Такие города Византин, как Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес, сохранили эллинистический облик; в них были сосредоточены многие памятники древнегреческой культуры (античные статуи, в списках-пропзве- дения Гомера, Эсхила, Софокла и другие); до VII века существовал античный театр. В центре произведений искусства находился идеальный человек, воплощенный в образе христианского Бога и святых.

Па искусство Византии оказала влпяпис художественная традиция восточных провппцпй - Месопотамии, Сирии, Палестины, Египта, Аитнохпи; свое воздействие оказали и варвары, особенно с 1\/^ веков.

Содержанием впзаитпйского искусства стали релпгнозно-фп- лософские воззрения формировавшегося средневекового общества. Па смену античному искусству, наивно обоготворявшему человека, пришло искусство, которое было направлено па возвышение его чувств, нравственных и эстетических сил. Духовность находила воплощение пс только в бесплотной сущности творца, но и в образе Христа, сохранявшего облик человека, с его этическими п эстетическими прппципами.

Лучшие произведения византийского искусства были созданы константинопольской школой, сочетавшей античную традицию с творческим опытом, основанным на усвоении философских п богословских идей средних веков. Расцвета византийское искусство достигло при императоре Юстпппане I (527-565). Главным художественным центром стал Константинополь, который современники называли «вторым Римом». Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, которые отличались разнообразием типов. Особенно характерны были храмы, архитектура которых разрабатывала античные традиции продольных базилик222 и централыю-купольпых храмов. Например, базилика Сант-Аполлииаре Нуово в Равенне, начало VI века, церковь Сан- Витале в Равенне (532-548 гг.).

Наиболее яркое воплощение новый тип сооружений получил в храме св. Софии в Константинополе, создателями которого явились малоазийскне зодчие Анфимий из Тралл и Испдор из Милс-

-’-'-Базнлнка - в Риме это гражданское здание екпо.шоп каркасной конструкции, обычно входящее в ансамбль Форума. -

!!)<>

та. Храм св. Софии был задуман как часть императорского дворца, что выражало идею зависимости церкви от императорской власти п вместе с тем - мысль о могуществе христианства.

В интерьере византийского храма нашли воплощение новые принципы синтеза искусств, особое значение приобрели степные п плафонные росписи.

Содержанием этих роснпсей стали сюжеты, композиции, образы - иконография Священного писания. В дальнейшем они превратились в утвержденные официальной церковью каноны. Излюбленной техникой стенной живописи стала мозаика. Наряду с цветными камнями употреблялась смальта'2’, отличающаяся глубиной и звучностью топов, золотые фоны которой создают впечатление мерцающей среды. Наиболее яркий пример мозаик па сюжеты из жизни Христа - памятники Равенны, V век. («Христос-Добрый пастырь» и другие), храм Сапт-Лиоллинаре Пуо- во, начало п середина VI века (цикл из жизни Христа). Образец светской византийской живописи - мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, VI век, изображающие императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с приближенными. Преобладающее значение духовного начала в портретах подчеркнуто большим размером широко раскрытых глаз с расширенными зрачками, сверкающим взглядом, как бы обращенным внутрь души, в самосозерцание. Изображение императора и его окружения поражало восточной пышностью.

В VII веке п в более позднее время наблюдается свобода творческих исканий в изобразительном искусстве п архитектуре. Художники проявляют стремление к возвышенному гармоническому идеалу (роспись церкви Успения в Никсе, VII в., в памятниках Италии, VII—VIII вв.).

Искусство Византин 1Х-ХП веков отразило идеалы зрелого Средневековья, которые подчинялись строгим догматическим правилам. В архитектуре с XII века самостоятельное место заняли монастыри - живописные ансамбли, обычно располагавшиеся па склонах гор или скалах, вписывающиеся в рельеф местности. В центре их находился крестово-купольный--'1 храм, например, цер-

-'Смальта - кубики п.ч окрашенных стеклянных сплавов.

’^Крестово-купольная композиция - прямоугольным объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых подвешен центральный спотовой барабан.

ковь св. Феодоры в Афинах, церковь Успения Божьей матери в монастыре Дафни (XI в.) и другие.

В настенных росписях, мозаиках утверждается классический торжественный стиль. Основной формой станковой живописи становится иконопись. Шедевр византийской живописи Х1-ХП веков - икона так называемой Владимирской Богоматери, которая относится к иконографическому типу «Умиление» .

Последний расцвет византийское искусство пережинает в период правления династии Палсологов (ХП-Х1У вв.). Завоевание Византии Турцией в 1453 году изменило судьбу ее культуры. Достижения художественной культуры Византии оказали влияние на средневековое искусство Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья.

<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =


ВИЗАНТИЯ


  1. Право Византии
    Византия усваивала римское правовое наследие, а также многие политические учреждения и идеи в тот период, когда там действовало так называемое постклассическое римское право. Византийское право составило одну из сильных сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуры других народов средневекового мира оно может сравниваться с византийской архитектурой и искусством. Прямая
  2. Византия
    Со времени своего основания в качестве имперской столицы Константинополь служил форпостом на пути вторжений варваров с севера. После потери Египта и Сирии ему пришлось отражать нападения с юга и с востока. Арабы смогли окончательно присоединить Сирию, только объединив действия сирийско-арабского флота против Византии. Они напали на остров Кипр и на Родос, где окончательно разрушили к тому времени
  3. ВИЗАНТИЯ
    I Византийское право XII в. шло по пути уточнения и классификации уже действовавшего права, адаптированного к судебной практике и реалиям времени. Захват Константинополя и раздел Византии «латинянами» в 1204 г. привел к кризису всю систему ценностей некогда великой империи, включая правовую мысль. Лишь после реставрации Византии и отвоевания никейским императором Михаилом VIII Палеологом (1259—
  4. Византия
    Могущественная Македонская династия в период правления Василия I и Василия II (867—1025) восстановила Византию если не как прежнюю мировую империю, то по крайней мере как самую мощную организованную военную силу к западу от Китая. Подобный успех был бы невозможен, если бы на ту же эпоху не пришелся внутренний раскол исламского мира. Смертельная борьба VII—VIII вв. сменилась локальными кампаниями
  5. Феодализация Византии
    Процесс распада сельской общины принял особенный размах в конце IX века. В деревне все более отчетливо выделялись две категории людей: богачи-динаты, скупавшие у обедневших соседей землю, и бедняки, вынужденные наниматься к динатам в качестве париков - держателей участка, с которого платили владельцу установленную дань. Динаты (греч. dynatos - могущественный) - крупная землевладельческая знать в
  6. ПРАВО ВИЗАНТИИ VII-XI вв.
    Византийское право VII—XI вв. развивалось как бы в menu грандиозной кодификационной работы, предпринятой при Юстиниане L « Темные века» византийской истории (VII—IX вв.) выглядят на первый взгляд как определенный упадок правотворчества и развития правовой мысли. Однако это не совсем так. В ту эпоху происходила глубокая христианизация и феодализация права с проникновением во все сферы жизни норм
  7. Средневековое государство в Византии
    Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на восточную и западную части. Столицей восточной части империи в 330 г. стал Константинополь (в этом году был переименован старый греческий город Византий). Византийское государство просуществовало свыше тысячи лет и пало под ударами турецких войск в 1453 году. В своем развитии
  8. Византия и возвышение Сербии. Стефан Душан
    Владения Византии на Балканском полуострове в конце XIII века обнимали всю Фракию и южную Македонию с Солунью; страны же, лежавшие далее на запад – Фессалия, Эпир и Албания – признавали власть империи лишь отчасти и не везде одинаково. Зато в Пелопоннесе империя в правление Михаила Палеолога отвоевала у франков Лаконию на юговостоке полуострова, а потом и центральную провинцию Аркадию. В
  9. Культура Византии
    Главный вклад Византии в культуру — православие. Во IT—III вв. шел процесс образования церкви и клира (священнослужителей, в отличие от мирян — простых верующих). В начале IV в. в Византийской империи имелось несколько патриархий — Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Константинопольская. Как только закончились мучения внешние — со стороны государственной власти Рима, — сразу же в IV в.
  10. Византия и Персия
    Однако смертельная опасность грозила империи отнюдь не в Западном или Центральном Средиземноморье. Юстиниан умер в 565 г., а спустя несколько лет дунайская граница опять стала такой же уязвимой, как и в V в. Но на этот раз уже не германцы, а славяне постоянно вторгались в пределы балканских провинций империи. Построенная Юстинианом система крепостей, призванная обеспечить глубокую оборону, в
  11. 5. Русь и Византия
    Византийская империя в политическом и культурном отношениях была главной силой средневекового мира, по крайней мере, до эпохи крестовых походов.581 Даже после первого крестового похода империя все еще занимала чрезвычайно важное место на Ближнем Востоке, и лишь после четвертого похода обозначился упадок ее могущества. Таким образом на протяжении почти всего киевского периода Византия представляла
  12. ЕГИПЕТ — ПРОВИНЦИЯ РИМА И ВИЗАНТИИ
      Мы видели, что за прошедшие 900 лет со времени ливийского владычества и до превращения в провинцию Рима Египет оставался в целом самостоятельным или, во всяком случае, полусамостоятельным государством, не считая, конечно, персидского времени. С 30 года до нашей эры и до середины VII века нашей эры Египет является провинцией Рима и Византии. Нет необходимости поэтому рассматривать подробно
  13. Византия и турки-османы            
    В целом мирные отношения между христианами и мусульманами в рассматриваемую эпоху имели единственное исключение: турки-османы одну за другой занимали провинции Византийской империи, столицей которой после освобождения от латинян в 1261 г. вновь стал Константинополь. Свое название турки получили по правителю Осману (1288— 1326); в целом они мало отличались от других турецких племен, которые к
  14. 5.4. Какова роль Византии в отечественной истории?
    Исторический опыт России свидетельствует о том, что в переломные моменты ее бытия каждый раз неизбежно перед ней вставал вопрос об отношении к духовному наследию Византии. Первоначально эта проблема имела практически-онтологическое значение. Так было в X в., когда киевский князь Владимир оказался на распутье перед выбором веры. Так было во времена Василия II Темного, в период становления
  15. Внешняя политика Византии в царствование Андроников
    Внешнее положение империи при двух Андрониках, деде и внуке, было иным, чем при их предшественнике Михаиле VIII. Последнему грозила страшная опасность с запада от Карла Анжуйского; но эта опасность со стороны королевства Обеих Сицилий благодаря Сицилийской Вечерне была в год смерти Михаила от Византии устранена навсегда; переживавшие же период смуты турки не могли в достаточной мере использовать
Портал "Учебник" © 2014
info@uchebniki-besplatno.com




Рейтинг@Mail.ru