Охрана памятников культуры.

– физическая охрана предполагает наличие сторожа или специальных охранных систем, закрепленных за данным памятником; – реставрация – один из основных способов сохранения памятника, она происходит по международным нормам, которые нельзя нарушать; – консервация – сохранение памятника в дошедшем до нас виде; – возведение "новоделов", т.е.
создание копий разрушенных памятников, частичное воссоздание утраченных элементов экстерьера, интерьера. – музеефикация, т.е. комплексный подход к реставрации памятника, превращение его в объект музейного показа. Процессы, происходящие с памятниками культуры, являются индикаторами здоровья общества. Каждая эпоха имеет свои проблемы, свой взгляд на охрану культурного наследия. Так, в XVII-XVIII вв. нет понятия "памятник истории и культуры". Не было ни одного указа до Петровского времени об охране какого-либо памятника. Но всегда существовало негласное мнение, что разрушить какую-либо древность (икону, храм, надгробие, курган и т.п.) – это грех. Одни из первых указов Петра I касались предметов искусства – "курьезные вещи" или "что зело старо, то необыкновенно". Однако объекты, появившиеся на памяти живущего поколения, как правило, к памятникам не причислялись. В 1869 г. возникает "Проект положения об охране памятников". В нем памятники делятся на следующие группы: * Памятники архитектуры (здания, насыпи, валы, курганы); * Памятники письменные (рукописи, старопечатные книги); * Памятники живописи (иконы, стенопись); * Памятники ваяния, резьбы, изделий из золота, серебра, меди и железа. После революции 1917 г. принимаются декреты об охране памятников, появляется понятие "исторический памятник." В эту категорию вошли и памятники новейшего времени: дома, вещи знаменитых людей. Важными критериями для памятника являются исторический, мемориальный, временной, художественный. С 1924 г. памятники делятся на две категории: 1)Движимые – экспонаты музеев, произведения искусства; 2)Недвижимые – скульптурные ансамбли. Иногда недвижимые памятники могут стать движимыми. В 1976 г. создается закон об охране памятников, в котором выделяется несколько видов недвижимых памятников: * Памятники археологии (раскопки); * Памятники истории (дома); * Памятники архитектуры (любые памятники до нач. XIX в.); * Памятники искусства (в основном движимые); * Документальные памятники (требуют особых условий хранения). В 1970-е годы появляется новый термин "наследие", "историко-культурное наследие", – это любой вид памятника, который представляет собой значительный и важный источник изучения частной или государственной жизни. Следующие понятия – "памятное место" или "духовный памятник." Это может быть маршрут крестного хода, который совершался десятилетиями, места сражений, религиозных явлений. Всегда любой памятник рассматривается в экономическом, политическом, социальном, контексте. Для изучения, охраны памятников необходим комплексный подход. Абстракционизм (лат. abstractus – отвлеченный) – абстрактное или беспредметное искусство, направление художественного творчества. Абстрактное искусство возникло в 1910 – 1913 гг. Первые его образцы создали в Германии В.В.Кандинский, в России – К.С.Малевич, М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова. Свои эмоции, предметы абстракционисты передают с помощью определенных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объем). Андегр(унд (англ. underground – подземный, расположенный под чем-либо) – художественные направления в современном искусстве, оппозиционные официальному искусству, в СССР – социалистическому реализму; нелегальная политическая или культурная организация, движение. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 1940-х годов для обозначения некоммерческих фильмов, созданных начинающими режиссерами на собственные средства для домашнего просмотра. Для андеграунда характерны отказ от общепринятых ценностей, норм, разрыв с традициями, нередко эпатаж публики, бунтарство. Проявления андеграунда – самиздат, нелегальные концерты, фестивали, выставки. Былины – эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность X-XVI вв. Былины выражали эстетические, этические и политические идеалы Древней Руси. В центре – образы богатырей (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и др.), наделенных высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. Годы «застоя» – термин, который применяется к двум десятилетиям правления Л.И.Брежнева. На фоне хаотических преобразований предшествующих и последующих лет время Брежнева было политически стабильным, экономически относительно благополучным. Усилилось идеологическое давление на культуру. Диссидентство – духовный опыт поколения 70-х, форма политической оппозиции тоталитарному государству, культурное инакомыслие. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» (1977) определяло диссидентство как «вредное» течение, дискредитирующее советский государственный строй, уличенные в нем привлекались к уголовной ответственности. Западничество – историко-культурная концепция и сформировавшееся на ее основе общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. Икона Божией Матери Владимирская – одна из самых прославленных икон на Руси, почитается чудотворной. Иконографический тип «умиление» стал традиционным и излюбленным на Руси. По преданию, икона была написана самим евангелистом Лукой и до 450 г. находилась в Иерусалиме. В начале XII в. константинопольский патриарх послал икону в дар Юрию Долгорукому, она находилась в соборе Вышгорода под Киевом. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир, где она находилась в Успенском соборе. Святыня стала именоваться «Владимирской». В 1395 г. икона перенесена в Москву. Культурная революция – термин, который впервые ввел В.И.Ленин в статье «О кооперации» (1923). Его содержанием являлся многогранный процесс преодоления культурной отсталости страны.
В выступлении И.В.Сталина в марте 1929 г. культурная революция сводилась к введению обязательного начального, а затем среднего образования. Летописание – один из основных оригинальных жанров русской литературы. Летописи – памятники всей духовной культуры средневекового общества. Повествование велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето…»). «Могучая кучка» – название, которое музыкальный критик В.В.Стасов дал в 1867 г. творческому содружеству русских композиторов (М.Балакирев, А.Бородин, Ц.Кюи, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков). Новая музыкальная школа стремилась передать «правду жизни», национальный характер музыки. Московский Кремль – архитектурный комплекс в центре Москвы на Боровицком холме. Первые белокаменные стены были возведены при Дмитрии Донском в 1367 г. Ансамбль Московского Кремля занимает территорию в 27,5 га, которую защищала стена из красного кирпича длиной – 2,25 км, толщиной – 3,5-6,5 м, высотой – 5-19 м. К XVI в. Московский Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы. Соборы Кремля. Успенский собор – главный собор Московского Кремля (1475-1479). Возведен по образцу Успенского собора во Владимире. Стал главной святыней Московского государства, в нем находилась Владимирская икона Богоматери. В соборе цари венчались на царство, собирались Земские соборы, оглашались государственные акты. Благовещенский собор – домовая церковь московских царей (1481 – 1489), творение псковских мастеров. Архангельский собор – усыпальница Московских великих князей (1505–1509). В архитектуре использованы мотивы итальянского возрождения (капители, пилястры, «раковины»). Оттепель – образное определение новых веяний в общественной и культурной жизни СССР в период с 1953 до сер. 60-х гг. Был сделан первый шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление международного культурного обмена. Ухудшились церковно-государственные отношения. Патри(ршество – форма высшей церковной власти; в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Патриарх имел право созывать церковный собор, контролировать соблюдение канонов и церковных законов, посвящать в сан митрополита. Русские патриархи всегда играли существенную роль в государстве, хотя и занимали подчиненное по отношению к государственной власти положение. В 1700 г. при Петре I патриаршество было упразднено и высшим руководящим органом церкви стал Священный Синод. Только 5 ноября 1917 г. на поместном Соборе русской православной церкви оно было восстановлено. «Передв(жники» – художники, входившие в российское демократическое художественное объединение – Товарищество передвижных художественных выставок, образовалось в 1870 г. Передвижники руководствовались методом критического реализма, изображали жизнь и историю народа, природу; обличали пережитки крепостничества, пороки капитализма. Художники-передвижники: И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Г.Перов, В.Е.Маковский, Г.Г.Мясоедов, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан и др. Они находились под воздействием идей В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского. Перестройка – термин, которым обозначаются реформы, начатые партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году. Общественно-культурная жизнь стала, разнообразнее. Гласность – существенная черта перестройки. Духовный кризис, как результат перестройки, выразился в росте нигилистических настроений; в возвеличивании культа наживы, индивидуального преуспевания; в разрушении привычных нравственных устоев. Пролеткульт, пролетарская культура – объединение культурно-просветительных, литературно-художественных организаций (сентябрь 1917 – 1932). Руководители Пролеткульта видели главную цель его деятельности в создании новой пролетарской культуры (науки, философии и т.д.), противопоставляя ее всей предшествующей культуре. Реал(зм (позднелат. realis – вещественный) – 1) направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности; 2) социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства – эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических идеалов; 3) научный реализм – общее название ряда учений, развивавшихся в европейской философии; суть его – научные исследования являются единственным средством достижения истинного знания. «Русская Правда» – основной письменный закон Киевского государства, опирался на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Первая часть кодекса – «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава» (17 статей). «Правда Ярославичей» – дополнение к «Русской Правде», статьи, появившиеся во 2 пол. XI в. «Русские сезоны» в Париже С.П.Дягилева – форма популяризации театрально-музыкального искусства России на Западе (1907 – 1913). Оперные и балетные спектакли, оформленные художниками «Мир искусства», составили эпоху не только русской, но и мировой культуры. Славянофильство – общественно-политическое и философское направление, зародившееся в 1830-40-е гг. Источниками русской самобытности славянофилы считали устои русской общественной жизни, которые не содержали основ внутрисоциального конфликта. Это православие, монархия, неразвитость публичного (писаного) права, отсутствие третьего сословия, институт поземельной общины, артельный характер труда. Старообрядчество – термин, который применяется к сторонникам древней русской традиции, старых книг и обрядов. В XVII веке они не приняли церковной реформы, которая проводилась при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне и заключалась в изменениях следующего характера: написание в книгах имени Христа Иисус вместо Исус и др. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.
<< | >>
Источник: А.М. Кадыров, С.В. Коровина, О.Б. Феклина, А.М. Шаяхметова. Культурология. Учебное пособие / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т – Уфа: УГАТУ. – 123 с.. 2006

Еще по теме Охрана памятников культуры.:

  1. § 13. ПАМЯТНИКИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
  2. Памятники материальной культуры
  3. УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (ст. 243 УК РФ).
  4. ОТ «ПАМЯТНИКА» К «МЕМОРИАЛУ»
  5. § 11. ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ
  6. Мегалитические памятники
  7. § 9. ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ
  8. Памятники православного зодчества.
  9. Глава XV АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ГУННО-АВАРСКОГО ПЕРИОДА
  10. Урартские письменные памятники
  11. Памятники урартской архитектуры