§2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Современная культурология выходит из непосредственной «опеки» философии, однако границы между ними 'остаются пока крайне неопределенными. Одной из причин этого является то, что культурология, подобно философии, пытается исследовать не отдельный аспект культуры или одну из ее форм, а культуру как сложное, многогранное явление.
Но если философия культуры изучает культуру как системное образование, как культуру вообще, то культурологию интересуют не только общие знания о культуре, но и сведения о конкретных формах ее проявления. Вне философского анализа остается специфически культурологическая область исследования — типология культуры, школы и направления, изучающие культурный феномен. Философия культуры не нуждается в разработке своего категориального аппарата, поскольку она использует традиционные философские категории. Культурология же, ввиду своей специфики анализа культуры, вырабатывает собственную систему понятий, и эти понятия, как мы увидим ниже, существенно отличаются от категорий философии. Следует указать еще на одно существенное различие между культурологией и философией культуры. Если культурология дает нам знания о культуре, лишенные оценочного к ней отношения, то философия познает культуру в мировоззренческом аспекте. Последняя рассматривает культуру в контексте ее значимости для субъекта, решает проблему выбора человеком собственных культурных ценностей. Тесные связи существуют между культурологией и историей культуры, последняя, являясь разделом истории, изучает культурный процесс в его историческом срезе. Имея общий объект исследования — культуру, каждая из них вычленяет свой аспект исследования. Культурология изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему категорий. История же культуры рассматривает проявление общих законов в культуре определенного народа, на конкретном этапе его исторического развития. И еще на один аспект взаимосвязи рассматриваемых сфер знания следует обратить внимание. Такие универсальные понятия культурологии, менталитет, •культурное пространство, культурное время и другие являются формами восприятия окружающей человека действительности. Поскольку в разные периоды своей истории человечество неодинаково смотрит на мир и себя, то в разное время эти категории наполняются и неодинаковым содержанием. Поэтому одной из задач истории культуры может стать осмысление изучаемой культурной эпохи в культурологических категориях и создание на этой основе соответствующей культурной картины мира. Последний момент оказывается крайне важным для истории культурного знания, ведь культурная картина мира является своеобразным «портретом» культурной жизни общества определённого исторического периода. Изменения же в общественной 'жизни и переход к другому типу цивилизации обусловливают также трансформацию культурной модели мира. Для того чтобы попить культуру людей средних веков, замечает в этой связи один из известных современных отечественных ученых, занимающийся проблемами культуры европейского средневековья, А.Я.Гуревич, необходимо восстановить присущие им представления и ценности, особенности их видения мира; важно также понять, каким видели свое время люди этой эпохи1. Относительно взаимосвязи культурологии и истории куль' Шуры на основе сказанного можно заключить, что: — они соотносятся между собой как общетеоретическая и Конкретно-историческая дисциплины; — - культурология по отношению к истории культуры выступает в качестве методологии, которая помогает последней преодолеть эмпиризм; — если в культурологической концепции разрабатывается типология культуры, то в истории культуры исследуются ее конкретные исторические типы и выявляется их специфика. В процессе развития культурологии складываются ее взаимо-11и и устанавливаются взаимоограничения с историей художественной культуры, которая, осознавая свой предмет исследования, в последнее время обретает в нашей высшей и средней школе статус учебной дисциплины. Художественная культура представляет собой один из пластов сложного культурного образования, находится во взаимосвязи не только с другими культурными слоями и культурой в целом, но и с социальной жизнью общества. Ее место в культуре определяется тем, что она, с одной стороны, является самовыражением духа эпохи, а с другой стороны — вырабатывает, хранит и передает специфическую, художественную информацию, способствуя, таким образом, стабили-иции общества и обеспечивая его развитие. Следовательно, она выполняет ту же социальную роль, что и вся культура в целом, но своими специфическими средствами. Процесс «жизни» и развития художественной культуры обусловлен социокультурными факторами, и чтобы понять и объяснить его, необходимо выйти за рамки истории художественной культуры и перейти на уровень общей теории культуры. Следует заметить, что осмысление природы художественной культуры и ее динамики оказывается плодотворным, если во внимание принимается все культурное пространство, то есть когда анализ осуществляется в культурологическом контексте. Отношения между историей художественной культуры и культурологией складываются как отношение между частной и общей теорией. Как культурология нуждается в конкретных данных для своих исследований, так и история художественной культуры не в меньшей мере испытывает потребность в культурологии как общей теории и методологии.
Необходимо обратить внимание и еще на одну существенную сторону взаимосвязи культурологии и мировой художественной культуры. Последняя, чтобы стать научным анализом культурной эпохи и ее художественных памятников, вынуждена обращаться прежде всего к таким культурологическим категориям как «менталитет» и «культурная картина мира». Только при таком методологическом подходе осмысления становится понятной специфика культурной эпохи, логика изменений ее содержания во времени, и можно будет объяснить несходство художественных культур различных этносов, историческую смену художественных стилей; памятники же художественной культуры будут органично «вписаны» в общий культурный контекст и предстанут как выражение менталитета определенного народа. Представляют интерес и связи культурологии с социологией искусства, которую, пожалуй, пока еще нельзя отнести к «уже ставшей» науке. Важность осмысления их взаимосвязей определяется еще и тем, что последняя пока пребывает на пути уточнения своего предмета и порой трактуется как промежуточная область исследований, находящаяся на стыке социального, искусствоведческого, эстетического и культурологического знания. Исходя из концепции современного философа и социолога искусства Ю.В. Перова, предметом этой науки является художественная жизнь общества; последняя же представляет собой «область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, распространению и усвоению художественного сознания вместе с соответствующими отношениями и институтами»'1. Художественная жизнь общества, судя по определению, есть не что иное, как реальная жизнь художественной культуры. Отсюда очевидно, что социологические исследования искусства будут тесно связаны как с теорией художественной культуры, так и с общей теорией культуры. Художественное производство, художественное потребление и институты, способствующие общению художника и публики, имеют широкий социокультурный контекст и обусловлены системой социальных факторов, где переплетаются научные интересы социологии искусства и культурологии. Культурология обнаруживает и точки соприкосновения с семиотикой* культуры. Суть семиотического метода изучения культуры, впервые нашедшего концептуальное решение в учении Э. Кассирер, состоит в том, что культура трактуется как мир символов; разнообразные сферы и предметы культуры являются здесь символическими формами, воплотившими определенную информацию. Научный интерес семиотики к культуре обусловлен коммуникативной природой последней и связан с проблемой общения в культуре — с фиксацией, хранением и распространением информации. Так как культурные феномены могут рассматриваться в различных аспектах (ценностном, социологическом, игровом, информационном и так далее), в том числе и знаковом, то плодотворность семиотического анализа отдельных явлений культуры и культуры в целом не вызывает сомнений, а результаты таких исследований будут представлять интерес для культурологии. Однако семиотике культуры порой пытаются придать статус философского знания о культуре, претендующего подменить собой и философию культуры, и культурологию. Семиотика культуры по сути своей является частнонаучной дисциплиной, изучающей один из аспектов (знаковый) культуры, и семиотический анализ культуры не может вытеснить культурологические исследования, поскольку последние ставят своей научной целью понять всю культуру в целом, осмыслить ее как сложное системное образование. Этим культурология отличается не только от семиотики культуры, но и от любой другой частно-научной дисциплины, где исследуется либо одна из сфер культуры (например, искусство, мораль, религия), либо отдельный ее аспект. Итак, культурология как общая теория культуры в своих обобщениях и выводах основывается на знаниях, полученных в области конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры, социология искусства, семиотика искусства и культуры и другие частные науки о культуре, а с другой стороны, она выступает по отношению к последним в качестве своеобразной методологии. * Семиотика, или семиология — наука, исследующая свойства знаков и .таковых систем. Основные ее положения были сформулированы американским ученым Чарлзом Пирсом во второй половине XIX в. В зависимости от сходства знака с обозначаемым им предметом в семиотике выделяются три типа знаков: 1) иконические знаки (произведения изобразительного искусства, фотографии); 2) знаки-символы (эмблемы, символы государства); 3) собственно знаки (естественные и искусственные языки). ** Эрнст Кассирер (1874 — 1945 гг.) — немецкий ученый, известный специалист в области философии, естествознания и философии культуры. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ '—- 1. Что в содержательном плане объединяет и разъединяет такие две учебные дисциплины, как культурология и мировая художественная культура? 2. Чем обусловлена сложность проведения разграничительной линии между культурологией и философией культуры7 3. В чем проявляется методологическая роль культурологии по отношению к истории культуры? 4. Определите круг научных интересов эмпирической и 'теоретической этнографии. Установите ее связь с культурологией.
<< | >>
Источник: Веремьев А.А.. Введение в культурологию. Учебное пособие для ВУЗов. 2000

Еще по теме §2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ:

  1. 5.4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  2. Б. Ф. Ломов ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  3. Лекция 1. Личность в системе современного научного знания
  4. 1. Проблема человека в системе современного научного знания. Личность в философии, социологии и психологии.
  5. Научные знания
  6. Лекция 3 Типы знания, подавленного научным рационализмом
  7. Научные и практические знания Древнего Египта
  8. 1.1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью
  9. § 1. Особенности научного знания о социальной реальности
  10. Научные и технические знания Ближнего Востока
  11. 10 . 4 . PR-образование и проблемы обучения PR как междисциплинарной области науки и практики PR как область научного знания
  12. Тема 1 ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
  13. Этническая социология в системе научных знаний