Учителю и ученику

В XVI в. римская курия установила твердые таксы на приобретение доходных церковных должностей. Место архиепископа стоило, в зависимости от района, от 5000 до 12000 золотых монет, место аббата в монастыре - от 3000 до 5000, а кое-где - до 8000. Кроме того, новоназначенный служитель церкви обязан был уплатить аннату - особый налог в размере своего годового дохода. Правда, к бедным аббатам церковь была милосердна. От аннаты освобождались те, чье место настоятеля приносило им не больше 24 золотых монет в год. Очевидно, что на такие места просто не находилось покупателей. Священные тексты католицизма традиционно делились на две группы - священное писание (Библию, в особенности Новый Завет) и священное предание (труды отцов церкви, папские законы и постановления церковных соборов). Лютер признавал в качестве священной книги только Евангелие. Папские буллы, решения соборов, сочинения богословов - все это, по его словам, исходило не от Бога, а от людей, которым свойственно заблуждаться. И лишь Новый Завет, в котором приведены подлинные слова Христа, самая суть его учения - правдив и верен. А чтобы сделать истинную веру доступной всем, текст Нового Завета нужно было перевести с латыни на народный язык. Отрицая священное предание, Лютер пошел еще дальше. Он объявил несущественными все внешние атрибуты религиозного культа - от иконопочитания и поклонения мощам святых до Чистилища, важного элемента католического учения о загробной жизни.
Рис. 33 [Илл. - Спор протестантских проповедников в присутствии папы, осуждающего их распри. Гравюра XVI в. (Renaissance, стр. 301)] Однако было бы неверно считать Лютера ниспровергателем всего христианства. Он боролся с тем, что, по его мнению, папство привнесло дурного в веру - как в религиозном, так и в общественном плане. Но в целом Мартин Лютер свято придерживался христианства. Призывая сделать Слово Божие доступным для всех, он, тем не менее, не отрицал необходимости существования церкви. Священники (вернее сказать, пастыри) должны были толковать евангельские тексты прихожанам. Свободное толкование заповедей простыми верующими было недопустимо. Кроме того, Лютер не отрицал и некоторых основных таинств веры, также упомянутых в Новом Завете - крещения и причащения, через которые человек приобщается к вере, и покаяния. Впрочем, в толковании причастия Лютер несколько разошелся с католической церковью. Согласно догматам католицизма, в момент причастия происходит чудо пресуществления, когда хлеб и вино чудесным образом превращаются в плоть и кровь Христову. Лютер отвергал чудо как таковое, но признавал, что Христос непосредственно присутствует в таинстве.
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Учителю и ученику:

  1. Учителю и ученику
  2. Учителю и ученику
  3. Учителю и ученику
  4. Учителю и ученику
  5. Учителю и ученику
  6. Учителю и ученику
  7. Учителю и ученику
  8. Учителю и ученику
  9. Учителю и ученику
  10. Учителю и ученику