Строительство

О закате городской культуры в эпоху Возрождения можно говорить в основном с точки зрения политической. Средневековые гильдии ремесленников постепенно утрачивали политическое влияние, но сохраняли прочные экономические позиции. Различные ремесла продолжали развиваться - пусть не качественно, но количественно. Города росли, некоторые наиболее богатые горожане в XIV-XV вв. могли поспорить своим богатством со старинной знатью. Самый резкий переворот в эпоху Возрождения - причем, как количественный, так и качественный - произошел в гражданском строительстве. Богатые и сильные коммуны обновляли свой облик. Правительство могло заказать самым лучшим архитекторам и художникам проекты соборной церкви, ратуши, главной городской площади. Причем власти обращали особое внимание на эстетическую сторону дела. Самый наглядный пример тому - сооружение соборной церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Величественная церковь была практически завершена к середине XIV в., но долгое время оставалась без купола - никто из архитекторов не мог предложить проект, который мог достойно завершить ансамбль собора и органично вписаться в общий облик города. Лишь в середине XV в. церковь увенчалась великолепным куполом работы Филиппо Брунеллески. Филиппо Брунеллески (1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор, ученый. Брунеллески - один из пионеров культуры Возрождения, начавший применять в архитектурных проектах точный математический расчет. Он первым ввел практику бумажного проектирования сооружений. Средневековый архитектор сам работал с мастерком в руках на строительстве. Брунеллески же стал прежде всего проектировщиком и руководителем, но не непосредственным участником строительных работ. Впоследствии многие итальянские архитекторы стали применять схему работы Брунеллески. Нередко по чертежам архитектора здание возводили уже после его смерти. Точные науки, проникшие в живопись еще в XIV в., к концу XV столетия, заняли достойное место и в строительстве. Вообще, именно с разделением труда архитектора и строителя, в этом ремесле произошли кардинальные перемены. Средневековый строитель был универсалом, способным и спроектировать, и построить здание. А в эпоху Возрождения архитектору нужны были знания и в точных науках - для правильной и красивой проектировки, и познания в свойствах материалов, для того, чтобы проект можно было воплотить в реальность. Строитель, реализовывавший проект, тоже должен был обладать этими знаниями, чтобы понять проект, составленный другим человеком. Но он нес ответственность лишь за техническую сторону дела, а не за художественное совершенство здания. Таким образом, ремесло строителя в эпоху Возрождения стало ближе больше к ремеслам, чем к искусствам. Рис. 141 [Илл. - План Флоренции работы Леонардо да Винчи. Проект водоотводных каналов для защиты города от наводнений. (Renaissance, стр. 120 нижн. рис.)] В средние века гражданская архитектура в городах по большей части ограничивалась сооружением общественных зданий. Общего плана городского центра архитекторы придерживались лишь в общих чертах - главная площадь с расположенной на ней ратушей и собором (иногда ратушная и соборная площади находились по соседству), окружающие площадь здания с аркадами на первом этаже. В эпоху Возрождения городские власти стали уделять гораздо больше внимания облику центра города как архитектурному единству. Тогда же гражданская архитектура начала развиваться еще в одном направлении. Все больше богатых горожан при возведении дома для себя, заказывали лучшим архитекторам проекты изысканных зданий. В Италии в XV в. в крупных городах Севера и Центра появилось немало частных домов, спроектированных самыми известными архитекторами той эпохи. Кроме того, независимые города во времена постоянных войн заботились и о своей обороноспособности. В XIV-XV вв. все крупные коммуны возводили новые городские стены, укрепленные по всем правилам фортификации. Толстые стены, окружавшие город по периметру, были усилены башнями и увенчаны зубцами, позволявшими защитникам вести огонь в случае осады. Города в эпоху Возрождения приобретали все более военизированный облик. То же самое происходило и с замками феодалов. Большинство каменных замков, дошедших до наших дней, были либо возведены, либо перестроены именно в эпоху Возрождения. Возросшее техническое мастерство строителей, навыки обращения с прочным камнем позволяли воздвигать высокие и толстые стены, зачастую усиленные наружными контрфорсами.
Особняком стояла в эпоху Возрождения церковная архитектура. В этой области новые технические приемы были не единственными определяющими. Многое зависело от культурных традиций того или иного региона. Во Франции, к примеру, очень долгое время господствовала готика, и облик храмов XIV-XVI столетий не слишком отличался от средневековой готики. Другое дело, что математические познания архитектора позволяли ему максимально точно рассчитать предполагаемую нагрузку на несущие элементы здания и изначально спроектировать церковь, фантастически воздушную по своему облику, но прочную и способную пережить века. Эстетика Возрождения преобладала в основном в итальянских городах. Там по проекту архитекторов новой формации - от Брунеллески до Альберти - были созданы церкви, напоминающие простотой и пропорциональностью античные храмы. Но и в Италии преклонение перед античностью отступало на второй план рядом со стремлением к математической выверенности всех элементов строения. Готика - стиль западноевропейского искусства XII-XVI вв. Леон Баттиста Альберти (1404-1472) - итальянский ученый, писатель, философ, архитектор и скульптор. В Северной Европе расцвет городской архитектуры и расцвет строительства пришелся на конец эпохи Возрождения - XVI век. В Германии, где «борьба церквей» закончилась победой протестантизма, складывался новый тип церковной архитектуры, лишенной вычурности католических храмов. Поэтому с художественной точки зрения строительство в этих областях осталось на прежнем уровне. Там строитель еще долго трудился на уровне средневекового универсального мастера, возводя здание без точного проекта и внося в него изменения вплоть до завершения. Рис. 142 [Илл. - Микеланджело преподносит папе Павлу IV макет собора Св. Петра. Фреска 1619 г. (Renaissance, стр. 172)] Средневековые строители-архитекторы были, конечно, знатоками своего дела. Но порой от фатальной ошибки их спасало только божественное вмешательство. Так, при возведении одной французской церкви, архитектор сильно ошибся при расчете длины балок, изготавливавшихся из ценного строевого дерева. Молитва настоятеля церкви помогла удлинить балки до нужного размера. В истории церквей, спроектированных Брунеллески, Альберти, другими архитекторами Возрождения, таких легенд уже не было. Воспитанники гуманистической культуры предпочитали полагаться на свои знания, и расчеты проводили на бумаге, а не на глазок, обходясь без «небесной страховки». В эпоху Возрождения не было привнесено сколько-нибудь существенных новшеств в процесс строительства. Главными строительными материалами в городском строительстве оставались дерево и камень. Кладка из обтесанных кирпичей в эту эпоху приняла не только техническое, но и эстетическое значение. Если сравнить некоторые из общественных зданий, построенных в европейских городах в средние века и в эпоху Возрождения, легко заметна разница. В Средневековье каменщики клали, как правило, массивные прямоугольные блоки одного размера по всей высоте здания. Делалось это и ради упрощения процесса, и ради военной безопасности. Здания же XV- XVI вв. нередко сооружались с использованием трех типов кладки. Нижний этаж клали из грубо обтесанных крупных блоков. Для возведения второго этажа шли более мелкие и гладко обтесанные кирпичи. Наконец, третий этаж или уровень под крышей, по замыслу архитектора, выкладывали из гладко отшлифованных небольших кирпичей. Таким образом, здание снаружи оказывалось четко поделенным на несколько уровней, различавшихся функционально. Второй и третий этажи в жилых домах, построенных по такому образцу, предназначались для хозяев, первый же - для хозяйственных нужд, для лавки и складов (если это был купеческий дом). Инструментарий строителя тоже не претерпел особых изменений. Простые геометрические приборы были в ходу еще в эпоху Средневековья. В эпоху Возрождения, правда, появились механические подъемники, позволявшие поднимать строительный камень на значительную высоту, но это произошло не раньше XV в., когда ученые и практики Возрождения, базировавшиеся на античном знании, произвели подлинный прорыв в области точных наук и механики - и в теории, и на практике.
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Строительство:

  1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства или для целей, не связанных со строительством
  2. Строительство
  3. Строительство
  4. Объекты незавершенного строительства
  5. Проектная документация на строительство
  6. Особенности учета в строительстве у застройщика и подрядчика
  7. Строительство и деревообработка
  8. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ
  9. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
  10. Механизмы и органы муниципального управления строительством
  11. СТАДИЙНЫЙ МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОГ
  12. Строительство и архитектура
  13. 1.2. Строительство жилья: от раздатка к квазирынку
  14. § 5. АНТИСЕЙСМИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРЕДСКАЗАНИЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ
  15. Жилищно-строительная кооперация и индивидуальное строительство
  16. СТРОИТЕЛЬСТВО НА АКРОПОЛЕ В V ВЕКЕ ДО Н. Э. ПАРФЕНОН
  17. Особенности государственной регистрации права на объект незавершенного строительства
  18. Строительство испытательного полигона мирового уровня