Скульпторы и живописцы

Одной из характерных особенностей итальянского искусства второй половины Кватроченто было появление художников, одинаково успешно работавших в самых разных жанрах и формах - от скульптуры и живописи до ювелирного дела. Мастерские этих художников не были ориентированы на какой-то один доминирующий вид искусства, при котором существовало несколько второстепенных отраслей. Напротив, все разнообразие выходивших из этих мастерских изделий представляло собой выражение единой концепции, единого художественного идеала, переданного разными средствами. Универсализм в искусстве, достигший наивысшего развития в творчестве Леонардо да Винчи и Микеланджело, впервые в полной мере проявился в работах Антонио дель Поллайоло и Андреа дель Верроккьо, связанных с ранним флорентийским Возрождением. Андреа дель Верроккьо в конце XV в. был признан «главным мастером» Флоренции. Столь высокую оценку ему дал покровитель художника, флорентийский тиран Лоренцо Медичи. В отличие от многих своих современников, Поллайоло работал почти исключительно в малых формах, и никогда не притрагивался к мрамору. Скульптор и ювелир, он также превосходно рисовал как красками, так и графитом. Поллайоло, как практически все художники того времени, приложил руку к украшению флорентийской церкви Санта Мария дель Фьоре. В работах этого периода еще ощущается влияние поздней готики, однако от готической декоративности он все больше обращается к ренессансному пластицизму, что превосходно демонстрируют живописные и графические произведения. Рис. 361 [Илл. - Антонио дель Поллайоло. «Причастие святой Марии Египетской». (Storia dell'arte, т. 2 стр. 661 рис. 895)] Исследование линии как пластического и динамического средства отчетливо заметно в картине «Причастие Святой Марии Египетской», во многом написанной под влиянием Донателло. Индивидуальность художника полностью раскрывается в изображениях обнаженных человеческих тел, запечатленных в движении. Поллайоло проявляет редкостное внимание буквально к каждой мышце, добивается анатомической точности жестов и движений, что хорошо видно на рисунке «Битва обнаженных». Цель Поллайоло - передать не красоту, а энергию, жизненную, а в особенности физическую силу. Идеал этого художника - не Аполлон, а Геркулес, подвигам которого Поллайоло посвятил немало работ как в живописи, так и в мелкой пластике. По заказу Пьеро Медичи он создал цикл картин, а также несколько бронзовых статуэток, изображающих Геракла. Рис. 362 [Илл. - Антонио дель Поллайоло. «Битва обнаженных». Флоренция, галерея Уффици. (Storia dell'arte, т.2 стр. 662 рис. 896)] Работая в бронзе, Поллайоло стремился, как и в живописи, к предельной точности в передаче динамики тел, порой отодвигая внешнюю красоту на второй план. В скульптурной группе «Геракл, удушающий Антея» фигуры изображены в самый драматичный момент схватки, их лица искажены от усилий, так что напрасно искать античную гармонию и уравновешенность. Им на смену приходит динамизм, предельная пластическая выразительность, достигающаяся анатомически правильно вылепленными мускулами борющихся. Рис. 363 [Илл. - Антонио дель Поллайоло. «Геракл, удушающий Антея». Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 664 рис. 898)] Другой не менее талантливый мастер-универсал второй половины Кватроченто - Андреа дель Верроккьо. Как и Поллайоло, Верроккьо успешно работал во всех формах мелкой пластики и живописи, а кроме того, был архитектором и музыкантом. Мастерская Верроккьо была в конце XV в. одной из самых известных во Флоренции и за ее пределами.
Живопись, в отличие от большинства его современников, не была для Верроккьо принципиально важным занятием. Попробовав силы в этом виде художественного творчества, он вскоре оставил живопись и обратился к пластике, в которой достиг высот мастерства. С самых первых работ в бронзе Верроккьо обозначил свой художественный идеал. Его скульптура «Давид», одна из первых работ в жанре пластики, полностью внутренне уравновешенна, лишена нервного драматизма, присущего Поллайоло. С особым тщанием Верроккьо подошел к смягчающей анатомическую правильность лепке тела юноши. Утонченные черты превосходно гармонируют с уверенной осанкой и внутренней стабильностью скульптурной фигуры. Рис. 364 [Илл. - Андреа дель Верроккьо. «Давид». Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 668 рис. 904)] В конце 70-х г. XV в. Верроккьо приступает к выполнению работы, потребовавшей от него не только мастерства и вкуса художника, но и скрупулезности ювелира. Для серебряного алтаря крестильни флорентийского собора он изготовил бронзовый рельеф «Усекновение главы Иоанна Крестителя». В этом произведении Верроккьо воспользовался всеми достижениями скульпторов предыдущих десятилетий. При взгляде на этот рельеф, первое, что бросается в глаза - полная оптическая трехмерность. Великолепное знание правил перспективы у Верроккьо реализовано всеми возможными средствами - от архитектурных до линейных. Второй план неожиданно воспринимается как нечто первостепенное, хотя фигуры на переднем плане выполнены с необычайным мастерством. Верроккьо-скульптор в этом рельефе ничуть не уступает Верроккьо-архитектору. Драматизм композиции подчеркивают напряженные, застывшие в движении тела персонажей, безукоризненные с анатомической точки зрения. А изысканный орнамент на доспехах воинов подчеркивает реалистичность этой картины в бронзе. Рис. 365 [Илл. - Андреа дель Верроккьо. «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 669 рис. 905)] Самым знаменитым произведением Верроккьо, одной из вершин искусства Возрождения по праву считается конная статуя Бартоломео Коллеони, воздвигнутая в Венеции. «Гаттамелата» работы Донателло и статуя Коллеони - две самых выдающихся конных статуи эпохи Возрождения. Правда, памятник Коллеони можно считать произведением Верроккьо лишь наполовину - скульптор успел изготовить модель в натуральную величину незадолго до своей смерти. Отливку статуи выполнил венецианец Алессандро Леопарди, а работа по отливке столь величественной скульптуры требовала не меньшего мастерства и художественного вкуса, чем работа по созданию модели. Рис. 366 [Илл. - Андреа дель Верроккьо. Памятник Бартоломео Коллеони. Венеция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 672 рис. 909)] Верроккьо явно пытался превзойти знаменитый памятник Донателло, и отчасти ему это удалось. Статуя Коллеони выглядит гораздо более впечатляюще, чем «Гаттамелата». Однако величественность и анатомическая точность скульптуры «отняли» часть той естественности, которая отличает падуанскую скульптуру. Массивная и статичная фигура военачальника, как и фигура коня, несут выражение в первую очередь мышечной массы, лишенной жизненной энергии, характерной для мелкой пластики Верроккьо. Андреа дель Верроккьо вошел в историю искусства Возрождения не только благодаря собственным работам. В его мастерской проходили обучение многие мастера Высокого Возрождения из разных городов Италии - от Пьетро Ваннуччи до Леонардо да Винчи.
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Скульпторы и живописцы:

  1. СКУЛЬПТУРА
  2. Микеланджело
  3. Микелоццо
  4. Лука делла Роббиа
  5. Скульптура
  6. Скульптура
  7. Пластика
  8. Живопись
  9. Глава 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ
  10. Живопись
  11. 1. Искусство Тосканы и Центральной Италии. Введение. Архитектура