Начало Реформации

Вокруг Лютера сплотилось буквально все германское общество. Талантливый оратор и прирожденный лидер, он вел за собой и крестьян, и бюргеров, и дворянство. Среди сторонников Лютера, кроме его покровителя курфюрста Саксонского, были и некоторые другие высшие светские князья.
Росту популярности виттенбергского проповедника способствовало и то, что император был настроен против него. Карл V Габсбург, взошедший на германский трон в 1519 г., был убежденным католиком. Он строил все свои политические планы на поддержке католической церкви, и с самого начала своего правления занял откровенно враждебную позицию по отношению к Лютеру. Но феодальная раздробленность страны вновь дала о себе знать. Даже пользуясь поддержкой папы, император был вынужден прислушиваться к избравшим его на трон курфюрстам, среди которых саксонский правитель занимал не последнее место. Император собирался предать Лютера светской опале, вслед за уже происшедшим церковным отречением. Но курфюрсты убедили Карла V встретиться с Мартином Лютером и выслушать его, прежде чем подвергнуть опале. Лютеру была выдана охранная грамота, с которой он явился в 1521 г. на Вормский рейхстаг. Там, в присутствии поддерживающих его курфюрстов, Лютер вновь публично заявил, что не отказывается от своих убеждений и не считает их заблуждениями. Опытный богослов, отлично знающий Писание, Лютер сказал, что отречется от своих прежних слов только в том случае, если кто-то сумеет переубедить его с помощью Евангелия. После этого выступления Лютер вернулся в Саксонию и укрылся от гнева Карла V в замке Вартбург, принадлежащем курфюрсту Саксонскому. Там он взялся за величайший труд своей жизни - перевод Библии на немецкий язык. В 1521 г. император выпустил эдикт, объявляющий Лютера - еретика, не подчинившегося власти - вне закона. Ни природный дар, ни образованность не помогли бы Лютеру в его борьбе против католицизма, если бы саксонский проповедник не обладал несокрушимой верой. Вера Лютера была настолько сильна, что однажды в замке Вартбург ему довелось увидеть черта. Чтобы изгнать нечистого, Лютер швырнул в него находившейся под рукой чернильницей (он как раз работал над переводом Библии). Чернильное пятно, оставшееся на стене в том месте, где стоял черт, и до сих пор иногда показывают доверчивым туристам. Пока Лютер ездил в Вормс, в Саксонии его лозунги побудили противников католической церкви на открытые действия. Радикалов возглавил коллега Лютера профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Под его руководством начались погромы католических церквей, надругательство над иконами и статуями святых. Карлштадт провозгласил католическую мессу языческим идолопоклонством. Карлштадт и его сторонники наметили первый серьезный раскол в Реформации. Лютер был сторонником умеренной реформы, затрагивавшей только церковь. Во всех проповедях он призывал к усилению светской власти, которая, по его мнению, была единственной силой, способной сплотить нацию. На этой почве он и добился поддержки курфюрстов. Карлштадт же призывал к реформе всего общества, основным тезисом был следующий: «Лишь тот обретет спасение, кто в поте лица зарабатывает хлеб свой». Лютера поддерживали князья и верхушка городской знати. На стороне Карлштадта выступило среднее бюргерство.
Лютер стронул лавину, которая покатилась по всей Германии. От единого реформационного движения один за другим откалывались новые лагеря со своими лидерами. Некоторые из них были откровенно еретического толка. К ним относилось, например, движение анабаптистов, возникшее в городе Цвиккау. Его первым лидером стал городской подмастерье Николаус Шторх. Анабаптисты не признавали крещения младенцев, поскольку человек должен принять Христа и умом, и сердцем, а такое возможно только в зрелом возрасте. Ставя под сомнение само таинство крещения, Шторх зашел еще дальше. Он отрицал святость Писания, называя Новый Завет «омертвелой книгой». Основу учения Шторха составлял тезис о том, что божественное откровение может снизойти на любого человека, и тот сможет пророчествовать, подобно ветхозаветным пророкам. Озарения, снисходившие на своих братьев по вере, анабаптисты ставили гораздо выше новозаветных заповедей. Анабаптисты (от греч. anabaptizo - вновь погружаю) - радикальное сектантское течение в народной Реформации в Германии в XVI в. Среди их главных расхождений с официальной церковью было требование крещения в сознательном возрасте, отмена церковной иерархии, непризнание духовных и светских властей. Первое время анабаптисты оставались всего лишь еретической сектой, каких было немало в Германии в это время. Но вскоре во главе их встал человек, превративший анабаптизм в широкое общественное движение. Это был проповедник Томас Мюнцер. Свою проповедническую деятельность Мюнцер начал как верный сторонник Лютера. Но после 1520 г. он начал отходить от умеренных лозунгов саксонца. В отличие от Лютера и Карлштадта, Мюнцер проповедовал идеи социального равенства, обращенные на беднейшие слои германского населения - крестьянство. В конце концов, движение за Реформацию раскололось на два лагеря. Во главе первого, в который входили князья и высшие слои бюргерства, встал Лютер. Во второй лагерь входили крестьяне и плебеи. Его возглавил Мюнцер, ставший непримиримым противником своего бывшего учителя. Под руководством Мюнцера анабаптисты стали готовить народное восстание против княжеской власти по всей стране. Томас Мюнцер (ок. 1490 - 1525) - теоретик Реформации, сторонник анабаптизма, руководитель активных действий против церковных и светских властей Германии. Рис. 35 [Илл. - Немецкие крестьяне. Гравюра Г. Бэгама. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 236 нижн. лев. рис.)] Эта подготовка проходила под лозунгами не только социальных реформ, но и реформ церковных. Анабаптист Мюнцер отрицал Новый Завет как единственный источник божественного откровения. Мюнцер провозглашал, что дух христианской веры - не в букве, то есть не в тексте Писания. Бог, по словам Мюнцера, являл свое откровение в человеческом разуме, и идеи веры можно было постичь умом, не прибегая к толкованию священника. Как и практически все остальные германские сторонники реформ, Мюнцер полагал главным путем к спасению труд на благо других - причем труд физический, а не духовный. Безбожник, в понимании Мюнцера и анабаптистов - тот, кто своими делами причиняет вред другим людям. Таким образом, под категорию безбожников попадали и князья, и духовные власти, и даже император.
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Начало Реформации:

  1. Реформация
  2. Значение Реформации
  3. ГЛАВА IV РАЗВИТОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО В ИРАНЕ (начало X — начало XIII вв.)
  4. Вопрос 45. Реформация и рождение протестантизма
  5. 1. Реформация и конфессионализация
  6. Новый этап Реформации
  7. Древнеегипетская реформация
  8. Истоки народной реформации
  9. Швейцария Швейцарская реформация
  10. Глава 11 Как повлияла Реформация наположение европейских ВиртуальныхМодельеров и открытость ихорганизаций
  11. МАГИЯ И ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ
  12. 1. Происхождение принципа Реформация как отказ от великих учений
  13. Глава XXXV// РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ: ОТ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАЧАЛА РЕФОРМАЦИИ
  14. ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ТРУДАХ АВТОРОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, РЕФОРМАЦИИ И КОНТРРЕФОРМАЦИИ МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО
  15. Мирча Элиаде. ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ ТОМ 3 От Магомета до реформации, 2002
  16. Начало беседы
  17. НАЧАЛО
  18. Начало великой державы
  19. НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ