Микелоццо

Наряду с Донателло к скульпторам раннего флорентийского Возрождения относится Микелоццо, ученик Филиппо Брунеллески, прославившийся главным образом как архитектор. В качестве скульптора Микелоццо трудился, как правило, вместе с кем-то из крупных мастеров своего времени - со старшим современником Гиберти, с Донателло, с Лукой делла Роббиа, представителем более молодого поколения скульпторов. Творчество Микелоццо - один из столпов, на которых базируется новое флорентийское искусство Кватроченто. Микелоццо начинал как скульптор в мастерской Лоренцо Гиберти, когда тот трудился над своим главным шедевром - Райскими вратами баптистерия церкви Санта Мария дель Фьоре. Но это был этап ученичества. Его талант раскрылся лишь в конце 20-х гг., когда Микелоццо работал вместе с Донателло. В этот период им (или обоими скульпторами) были созданы такие шедевры скульптуры Раннего Возрождения, как статуи для крестильни в Сиене, надгробия Бальдассаре Коша во Флоренции и кардинала Бранкаччи в Неаполе. Основной стилистический мотив этих скульптур выдает главные характерные черты Микелоццо: сдержанность, классическая гармония, противопоставленные экспрессивности Донателло. Создавая свои скульптуры, Микелоццо стремился сочетать античные элементы (пилястры колонн коринфского ордера, фестоны) с традиционными элементами средневекового надгробия (аллегорические скульптуры Добродетелей в углах надгробия). Рис. 333 [Илл. - Микелоццо. «Добродетель». Неаполь. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 362 рис. 484)] Смешение средневековых элементов с новыми, возрожденческими, наблюдается в большинстве работ Микелоццо.
Скульптуры Добродетелей, к примеру, он делал по образцам лучших мастеров Треченто - в первую очередь, подражая Тино да Камаино. Полукруглые арки ренессансного типа поддерживают крышу саркофага совершенно готического плана. Участие Донателло в отделке, например, саркофага кардинала Бранкаччи, ограничилось рельефами на боковых стенках саркофага. Во всей же остальной скульптурной отделке ощущается основательность и сдержанность Микелоццо. Предпочтения Микелоццо-скульптора лежали в той же плоскости, что и Микелоццо- архитектора - упрощение, стремление к геометрической правильности форм. Рис. 334 [Илл. - Микелоццо. «Мадонна с младенцем и члены семейства Арагацци». Монтепульчано. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 362 рис. 485)] Бесспорный шедевр Микелоццо - рельефы с надгробия Арагацци в кафедральном соборе Монтепульчано. Эти рельефы представляют собой смешение разных стилей, что, однако, не отражается на их художественных достоинствах. Перспектива в рельефах почти отсутствует, лишь иногда скульптор намечает ее архитектурными средствами. Задний план выдержан в готическом ключе - арки и другие архитектурные сооружения членят фон, хотя без особой привязки к композиции. Как и Донателло, Микелоццо в этих рельефах придавал большое значение лицам персонажей, но их совершенство - скорее классическое, не имеющее ничего общего с драматизмом Донателло. Высокий рельеф «Мадонна с младенцем и члены семейства Арагацци», один из двух дошедших до наших дней, композиционно близок римским надгробным рельефам.
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Микелоццо:

  1. Пластика
  2. 5.4. Стоимость воспроизводства и плата за природные ресурсы
  3. 5.3. Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов
  4. 5.2. Абсолютная и экономическая оценки
  5. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  6. 5.1. Содержание экономической оценки
  7. 4.3. Основные направления научно-технического прогресса и их влияние на охрану окружающей среды и рациональное природопользование
  8. 4.2. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды
  9. 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
  10. 4.1. О критерии решения экологических проблем
  11. 3.5. Сочетание требования экологизации производственных процессов с требованиями экономического роста отраслей народного хозяйства
  12. 3.2. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Проблемы истощения. Основные пути предотвращения истощения природных ресурсов
  13. 3.3. Основные признаки естественных ресурсов, их классификация, как экономической категории
  14. 3.4. Основные виды и направления природопользования
  15. 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  16. 3.1. Понятие «природных ресурсов». Основные виды ресурсов
  17. 2.2. Всеобщие принципы природопользования