Итальянская литература

XIV - XVI вв. были важнейшим временем в истории европейских литератур. Практически во всех странах народные языки уже приобрели к этому времени письменность, и на этих языках даже появилась литература. На протяжении всего Высокого Средневековья литература на итальянском, немецком, английском, французском, испанском языках двигалась по двум непересекающимся направлениям - с одной стороны, низовая культура города (частью ее была и «вилланская» литература), то есть, литература третьего сословия, с другой - литература дворянства. Стилистическая и культурная пропасть между двумя этими пластами литературы казалась непреодолимой, да ее и не стремились преодолевать. Положение изменилось лишь в эпоху гуманизма. Рис. 219 [Илл. - Фрагменты средневековых манускриптов. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 72 рис. 106)] Представители раннего итальянского гуманизма - Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка - первыми обратились к откровенно «простонародному» языку для изложения возвышенных мыслей и образов. Опыт оказался чрезвычайно удачным, и следом за ними образованные люди в других европейских странах стали обращаться к народной культуре. В каждой стране этот процесс проходил по-разному, и повсюду возникли уникальные тенденции, приведшие в XVI - XVII вв. к окончательному формированию национальных литератур стран Западной Европы. Рис. 220 [Илл. - Иоганн Гуттенберг. Гравюра XVI в. (Детский Плутарх, стр. 467 верх. рис.)] Важнейшей вехой в истории европейской литературы стал 1455 г. В этом году немец Иоганн Гуттенберг выпустил в своей книгопечатне первую книгу, изготовленную новым способом, позволявшим делать множество копий за короткий срок. Книгопечатный станок, над усовершенствованием которого Гуттенберг работал несколько лет, оправдал надежды изобретателя. До Гуттенберга книги в основном переписывали от руки, что невероятно удорожало их.
К тому же, изготовление копии книги отнимало массу времени и стоило очень дорого. В XV в. попытались найти способ удешевить этот процесс. Поначалу печатники вырезали текст страницы в зеркальном отражении на деревянной доске. Затем выпуклые буквы намазывали краской и прижимали клише к листу бумаги. Но с такого клише можно было сделать лишь ограниченное количество копий. К тому же, этот процесс немногим отличался от переписывания вручную. Стоило резчику ошибиться, и приходилось переделывать все клише целиком. Рис. 221 [Илл. - Печатная мастерская. Гравюра XVI в. (Renaissance, стр. 294 верх. рис.)] Новаторство Гуттенберга состояло в том, что он стал вырезать наборы отдельных букв, которые составлялись в слова на специальной рамке. Набор страницы занимал теперь несколько минут, а опасность опечатки сводилась к минимуму. Само изготовление букв-клише было гораздо проще, чем клише страницы. Изобретение Гуттенберга быстро вошло в обиход по всей Европе, и печатная книга за два-три десятилетия почти вытеснила рукописную. Впоследствии это кое в чем усложнило работу исследователей. Например, от Уильяма Шекспира остались только печатные издания его произведений - ни одного листка рукописей, что и дало повод некоторым историкам усомниться в подлинности Шекспира как «литературной» фигуры. Рис. 222 [Илл. - Станок Иоганна Гуттенберга. Гравюра XIX в. (Детский Плутарх, стр. 467 нижн. рис.)] В целом же, после изобретения книгопечатания литература стала намного дешевле и доступней более широким кругам населения, главным образом, горожанам. Третье сословие, получившее возможность читать интересную ему литературу, оказало большое влияние на развитие последующего литературного процесса. Рис. 223 [Илл. - Типография. Гравюра XVI в. (Детский Плутарх, стр. 468 нижн. рис.) ]
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Итальянская литература:

  1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИТАЛЬЯНСКОГО ФАШИЗМА
  2. Византия и итальянское Возрождение
  3. Итальянская кредитно-денежная система
  4. ИТАЛЬЯНСКАЯ АГРЕССИЯ В ГРЕЦИИ
  5. НЕУДАЧИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФАШИЗМА НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
  6. Возрождение итальянской разведки
  7. ИТАЛЬЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА
  8. «Итальянские Афины»
  9. КОНЕЦ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
  10. Итальянский продавец пиццы
  11. Макиавелли и итальянская политическая мысль
  12. Глава IV. Австро-итальянская война 1866 г.
  13. Немецкие, итальянские и советские спецслужбы в Испании
  14. Искусство итальянского раннего Ренессанса на островах Родос и Кипр, в Турции и Венгрии
  15. 5. КАК ОТТОН I САКСОНСКИИ ПРИШЕЛ ПО ЗОВУ ЦЕРКВИ В ИТАЛИЮ И ПОЛОЖИЛ КОНЕЦ ВЛАСТИ ИТАЛЬЯНСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
  16. ГЛАВА 2 АГРЕССИВНЫЕ ПЛАНЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ФАШИЗМА. ИТАЛО-ЭФИОПСКАЯ ВОЙНА
  17. § 1. Деление литературы на роды и их генезис. Виды литературы
  18. А. ПЕЗЕНТИ. ОЧЕРКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ КАПИТАЛИЗМА. (в двух томах) ТОМ I. Пер. с итальянского. - М.: Прогресс. - 840 с., 1976
  19. А. ПЕЗЕНТИ. ОЧЕРКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ КАПИТАЛИЗМА. (в двух томах) ТОМ II. Пер. с итальянского. - М.: Прогресс. - 840 с., 1970
  20. Луков В. А.. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней, 2008