Философы и политики

Первый этап развития гуманизма проходил почти исключительно в стенах флорентийской коммуны. Второй этап, продолжавшийся примерно до последней трети XV в., был временем формирования гуманистических центров в других городах Северной и Центральной Италии, периодом превращения гуманизма в широкое культурное движение. Тогда же были заложены основы гражданского гуманизма, имевшего ярко выраженную политическую окраску. Второе поколение гуманистов уделяло огромное внимание не столько проблеме «античность и современность», сколько осмыслению современных им реалий политической, общественной и духовной жизни. Во Флоренции гуманистическое движение было самым сильным. Ученые-гуманисты занимали важнейшие государственные должности в городе, что давало им массу материала для исследований политического строя республики и для размышлений о государственном устройстве вообще. Помимо К. Салютати, первым начавшего разрабатывать социальные и политические проблемы вкупе с общим для гуманистов интересом к этике, ко второму этапу итальянского гуманизма относится деятельность Донато Аччайуоли, Маттео Пальмиери, Леонардо Бруни. Образцом для их общественно-политического творчества служило политическое устройство их родного города - Флоренции. Леонардо Бруни ( ок. 1370 - 1444) - итальянский гуманист, общественный деятель. Леонардо Бруни, верный ученик К. Салютати, всячески восхвалял республиканское устройство флорентийской коммуны после победы пополанов над грандами. Особо он отмечал выборность и частую сменяемость членов городского правительства как главный признак демократического устройства. Его последователи уже не были столь категоричны - впрочем, и Флоренция в середине XV в. была не та, что в начале столетия. Власть в ней все больше забирали в свои руки крупные богачи, а с 1434 г. городом почти единолично правил Козимо Медичи. И все же гуманисты второго поколения строго придерживались республиканских идеалов, на которых они выросли. Что касается моральной философии, важнейшего объекта внимания гуманистов и главного камня преткновения в спорах с церковью, то гуманисты начала XV в. пошли в этом направлении гораздо дальше своих предшественников. Именно в это время философия как светская наука выдвинулась на первый план в комплексе «свободных искусств». Гуманисты провозгласили тезис о том, что философская этика должна вести человека к счастью уже в этой жизни, а не к достижению посмертного райского блаженства. На этом наступление на позиции католической церкви не прекратилось. Гуманисты выступили за полное отделение моральной доктрины от рамок веры, за секуляризацию морали. По мнению гуманистов, добродетель должна быть деятельной, и выражаться в первую очередь в активной гражданской позиции. Рис. 197 [Илл. - Ученый. Фреска XIV в. (Детский Плутарх, стр. 472)] В своих рассуждениях гуманисты первой половины XV в. опирались на громадную работу, проведенную их предшественниками. Первые гуманисты восстановили мощный пласт античной философской литературы, относясь к ней с почтением и восхищением, как к старинной драгоценности. Второе поколение гуманистов подходило к этим материалам уже со спокойной критичностью. Изучение и осмысление античных философских произведений самого широкого спектра - от Аристотеля до стоиков и эпикурейцев - у гуманистов шло в стремлении найти нечто общее, что объединяло бы все античные учения. Иными словами, поиски некоего единого образа античности продолжались и в этот период. Именно активная добродетель стала тем объединяющим началом, которое, по мнению гуманистов, проходило через всю античную философию и античную культуру. За примерами не нужно было далеко ходить. Величие Рима, служившее образцом государственного строя в представлениях гуманистов, являло массу образцов «деятельной добродетели». Чем дальше, тем теснее в сочинениях гуманистов античная традиция сливалась с современными им реалиями, помогала осмыслить их. В середине XV в. флорентийские гуманисты предложили новое толкование культурной созидательной деятельности человека. Человеческий разум, как писали гуманисты, подобен божественному в своей универсальности. Благодаря разуму, человек создает культуру, которая делает его жизнь прекрасной и помогает приблизиться к нравственному совершенству. Причем под культурой понималась не только художественная и философская деятельность, но и материальная жизнь. Идеалом второго поколения гуманистов был человек, владеющий материальными благами, которые он обращает на пользу себе и окружающим. Особенно гуманисты подчеркивали полезность «честного» накопления богатств. Этим наносился удар по аскетическим идеалам, провозглашенным церковной культурой. То, за что церковь осуждала - «стяжательство» - в сочинениях гуманистов превращалось в добродетель. Сама мораль для гуманистов второго поколения стала объектом изучения через призму общественно-политических проблем. Взаимоотношения человека и общества волновали их как первоочередные. Моральное решение этих проблем виделось гуманистам в аристотелевском тезисе об общественной природе человека. По мнению гуманистов, цель морали - достижение гармонии между личным и общественным, а достичь ее возможно следуя принципу общественного блага. В сочинениях Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери звучат мысли о необходимости разумного подчинения частных интересов общественному долгу гражданина, о следовании законности, о взаимной симпатии людей в обществе как обязательном условии морального совершенствования. Ближе к концу XV в., когда Флоренция окончательно превратилась в синьорию, во главе с тираном Лоренцо Медичи, некоторые гуманисты выступали с резким осуждением тирании как ограничителя свободы. Свобода - новый объект интереса гуманистов. Они трактовали ее главным образом как возможность для человека жить по разумным законам, деятельной жизнью на благо общества. Эти давние тезисы гуманизма обрели в аспекте свободы дополнительный смысл. Деятельная добродетель возможна лишь в обществе, где правит законная власть, а не воля одного человека. Но в рассуждениях на эту тему многие гуманисты полагались на этику как на волшебное средство, способное исправить нравы граждан. Подобный идеализм, свойственный в достаточной мере всему гуманистическому движению, в конце столетия расколол гуманистическую мысль на два направления. С одной стороны, часть гуманистов продолжала развивать утопические идеи и строить модель идеального государства. С другой - выделилась группа мыслителей, отталкивавшихся в своих построениях исключительно от современных им реалий. Ко второй группе принадлежал, в частности, Никколо Макиавелли - блистательный представитель позднего гуманизма, автор новой доктрины, подчинявшей мораль политике. Рис. 198 [Илл. - Ученые-гуманисты в библиотеке Ватикана. Фреска 1477 г. (Renaissance, стр. 188)] Второй этап гуманизма во многих отношениях был переходным. В это время окончательно оформились главные принципы гуманистического движения, интерес к общественно-политической жизни возобладал в научной деятельности гуманистов. Кроме того, этика стала основополагающим объектом изучения и одновременно инструментом гуманистической мысли. На основе достижений гуманистов середины XV в., в конце столетия возникло новое философское течение, получившее название флорентийского неоплатонизма. Рис. 199 [Илл. - Лоренцо Коста. «Царство муз». (Storia dell'arte, т. 2 стр. 592 рис. 795)] В это время наметилось и некоторое смягчение представителей католической церкви к гуманистам. Видные итальянские богословы восхваляли Петрарку, Боккаччо, других деятелей раннего Возрождения, но при этом делали упор на их «христианские» сочинения, подвергая все такой же жесткой опале как сочинения на античную тематику, так и произведения на «народном языке». Особенно доставалось произведениям Джованни Боккаччо «Декамерон» и «Ворон» за их «простонародную речь» и за сильную антицерковную направленность. Отношение к античному наследию у католических богословов тоже претерпело некоторые изменения. Если еще в начале XV в. они лишь отвергали античную мудрость, то впоследствии стали пытаться аргументировать свое неприятие древних философов. Правда, круг античных текстов, известных святым отцам, остался прежним. Цицерона они цитировали через сочинения Блаженного Августина, назвавшего римского оратора «красноречивейшим, но в отношении вещей божественных ошибавшимся». С другой стороны, отношение к некоторым античным поэтам католическая церковь все же смягчила. Например, было дозволено читать «немногочисленные нравоучительные сочинения» этого римского поэта. Схоластические богословы соглашались с тем, что некоторые мысли «язычников», несомненно, соответствуют христианской истине. Сами же «поэты, вместе с их императором», а также «все ложное в них и порочные их нравы» церковь предавала безоговорочному проклятию. Следует напомнить в этой связи, что еще Данте в начале XIV в. в «Божественной Комедии» освободил от адских мук достаточно много «язычников», некоторые из которых волей поэта попали в Рай. Так что церковь, смирившись с существованием античной поэзии, не смирилась с существованием античных поэтов. Политики и философы Третий, заключительный этап гуманистического движения - конец XV - начало XVI в. В это время гуманистическое движение вышло за пределы итальянских городов-государств, начало приобретать характер общеевропейского культурного движения. Расцвет гуманизма совпал с невероятным подъемом в области изобразительного искусства, с оживлением интереса к естественным наукам. Рис. 200 [Илл. - Витторе Карпаччо. «Портрет дворянина». (Storia dell'arte, т. 2 стр. 637 рис. 865)] В каждой стране гуманистическое движение реализовывалось в соответствии с политическими и общественными условиями. В Германии гуманизм развивался в тесной связи с народной культурой, немецкие гуманисты стали активными деятелями немецкой Реформации. В Англии, как и в Италии, гуманисты в это время принимали деятельное участие в управлении государством. В той же Англии, где борьба против католицизма носила поистине государственный характер, гуманизм развивался без оглядок на католические доктрины. В этой стране была создана великолепная естественно-научная школа. В этот период идеология гуманизма сформировалась окончательно. Движение достигло своего максимального расцвета и разнообразия. В Италии центром гуманистического движения оставалась Флоренция. Там в 1462 г. под патронажем Лоренцо Медичи была создана Платоновская Академия - объединение гуманистов, очень скоро превратившееся в самостоятельную и крайне оригинальную философскую школу. Главой этой школы был Марсилио Фичино. В Европе того времени не нашлось бы большего знатока и поклонника учения Платона, чем Фичино. Его перу принадлежали первые в Европе переводы Платона и философов платоновской школы с греческого на латынь. В Платоновской Академии, основанной Фичино, занимались преимущественно проблемами этики и разума. Политический аспект отошел в ученых изысканиях на второй план. Некоторые из членов Академии и их сторонников принимали участие и в политической жизни, но общественный накал флорентийского гуманизма к последней трети XV в.
ощутимо снизился. Предоставив политику политикам, гуманисты занимались преимущественно философией. Марсилио Фичино (1433 - 1499) - итальянский гуманист, основатель философской школы флорентийского неоплатонизма. Рис. 201 [Илл. - Рафаэль. «Афинская школа». (Storia dell'arte, т. 3 стр. 16 рис. 10)] В трудах гуманистов конца XV в. (не только в Италии, не только среди членов Платоновской Академии) культ человеческого разума вышел на первое место. Способность человека познавать окружающий мир превозносилась гуманистами как высшее благо. Соответственно, изучение естественных наук и занятия философией приобретали иной смысл, нежели ранее. Помимо деятельной жизни (vita activa), способом достичь морального идеала теперь стала и жизнь созерцательная (vita contemplativa). Несомненно, свою роль сыграли невероятные успехи гуманистической культуры, получавшей все более широкое признание. Рис. 202 [Илл. - Микеланджело. «Сотворение человека». Фрагмент фрески в Сикстинской капелле. Рим, Ватикан. (Renaissance, стр. 160-161)] Фичино и его соратникам принадлежит поистине революционная для европейской культуры мысль об уподоблении человека богу. Формально, она находилась в русле христианской традиции - ведь в Библии было сказано, что бог создал человека «по образу и подобию своему». Одним из самых распространенных тезисов гуманизма был тезис о творческой деятельности человека. Эти два тезиса Фичино объединил самым оригинальным образом. Согласно его учению, человек подобен богу не только внешне, но и внутренне. Именно способность творить уподобляет человека Творцу. Создавая произведения искусства, философские произведения - словом, творя нечто, человек через акт творения напрямую уподобляется богу. Вокруг последнего утверждения Фичино строил свою сложную философию - антропоцентрическую, в отличие от теоцентрической средневековой философии. Человек, согласно его учению, является связующим звеном в мировой иерархии. Будучи причастна мировой душе (фичиновскому аналогу бога), душа человека обладает неограниченными способностями к познанию мира. Философия Платона, которую Фичино внимательно изучал, также нашла свое отражение в этой системе. Вслед за афинским мудрецом, флорентийский мыслитель утверждал, что знание реальных вещей вовсе не обязательно для познания. Иными словами, практический опыт, основа основ христианской философии, в глазах Фичино терял всякое значение. Знание вещей изначально присуще душе, поэтому следует сосредоточиться на самопознании - нет более верного способа познать мир. Марсилио Фичино всем своим творчеством стремился сблизить античную философию и христианское вероучение, приходя к этому весьма изощренными путями. Бессмертие души он обосновывал чисто рациональными аргументами. Поскольку душа обладает неограниченными способностями к познанию, ее познавательная деятельность не может быть ограничена рамками земного существования человека. Другой тезис средневекового христианства - о пренебрежении земными благами - также был трансформирован Фичино с учетом его гуманистического образования и сильных общественно-политических традиций гуманизма. Фичино отдает предпочтение созерцательной жизни перед деятельной. Однако он не отрицает материальные блага - лишь призывает относиться к ним спокойно. Главная ценность для человеческого ума - возможность самопостижения. В одном из трактатов Фичино писал: «Удовольствуемся, однако, деятельностью ума, которая не зависит от внешних обстоятельств, но пребывает в себе, не ожидая награды, ведь наградой служит получаемое ею наслаждение». В принципе, это достаточно близко к идеалу созерцательной жизни христианского отшельника, однако Фичино вовсе не стремился примирить гуманизм и христианство. По поводу и без повода Марсилио Фичино был возможно самым «языческим» из всех философов-гуманистов. Его фигура в интеллектуальной жизни Италии конца XV в. была слишком значительна, чтобы флорентийский философ мог опасаться преследований со стороны церкви. Возможно, именно из стана схоластов вышла одна история, связанная с годами молодости Фичино. По одному свидетельству начала XVI в. (правда, не подтвержденному другими источниками), Фичино в молодости общался со святым Антонином, выдающимся церковным деятелем и ярым противником гуманизма. Святой Антонин якобы посоветовал Фичино, уже тогда штудировавшему Платона, прочесть сочинение Фомы Аквинского «Свод против язычников». Фичино воспользовался советом, и таким образом смог продолжать занятия, не рискуя впасть в язычество. Важную часть философии Фичино занимает теория любви, сформированная под сильнейшим влиянием философии любви Платона, а никак не христианских догматов. Человек, согласно Фичино, есть гармоничное сочетание души и тела. Ни телесное начало (осуждаемое церковью), ни духовное в отдельности не могут достичь гармонии. Идеалом для человека должно служить обретение счастья в земной жизни и высшего интеллектуального блаженства в посмертном существовании. Чувственное начало у Фичино ни в коей мере не подвергается осуждению, напротив - оно является неотъемлемым элементом на пути к достижению гармонии. Единственная оговорка, которую делал Фичино - соблюдение разумной меры в стремлении как к духовному, так и к плотскому. Подтверждением своей философии Фичино видел расцвет естественных наук, торжество человеческого разума. Книгопечатание, открытия европейских ученых, расцвет искусств виделись ему лучшим доказательством приближения «золотого века» человеческой цивилизации. На фоне развития идеалистических тенденций в гуманизме, в конце XV - начале XVI в. происходили крайне напряженные политические события. В этот период некоторые гуманисты вновь обратились к общественно-политическим проблемам. Но, в отличие от гуманистов начала и середины XV в., они не были единодушны в подходах к современным им проблемам и в способах решения. Идеалистическая тенденция, заложенная Бруни и Пальмиери, на время уступила место прагматизму. В начале XVI в. флорентийский политический деятель Никколо Макиавелли выпустил трактат под названием «Государь», в котором изложил новую, полностью сформированную политико-философскую доктрину. Рис. 203 [Илл. - Никколо Макиавелли. (Renaissance, стр. 88)] На долю Бруни и Пальмиери выпали годы последнего взлета и незаметного падения Флорентийской республики. Макиавелли формировался как ученый в годы тирании Лоренцо Медичи. Те же процессы, что во Флоренции, шли в это время и в других городах и странах Европы. Повсюду к власти приходили сильные личности, добивавшиеся успеха благодаря своим личным качествам и всеми способами удерживавшие власть. Пропаганда этики как двигателя политики не привела ни к чему. В современной Макиавелли реальности не этика формировала политику, а политика формировала этику. В соответствии с этим, Макиавелли начал выстраивать собственную концепцию государства, уделяя первоочередное внимание личности правителя. Фактически, он вывел прежние этические идеалы за рамки политики, сделав последнюю самодостаточным явлением. Правитель может быть плох или хорош не в зависимости от того, насколько он жесток или справедлив по отношению к подданным, но лишь в зависимости от того, насколько прочна его власть и насколько сильно созданное им государство. Править государством можно либо мягко, либо жестко. И в том, и в другом случае правителя подстерегают всевозможные опасности, грозящие распадом государства. Впрочем, основываясь на политических реалиях своего времени, Макиавелли все же отдавал предпочтение силе, поскольку устрашение сильнее воздействует на умы, нежели доброта. Политическая философия Макиавелли - прагматизм, не скованный моральными рамками, впоследствии была многократно раскритикована как образец безнравственности. Отчасти это справедливо. Но необходимо помнить, что Макиавелли с самого начала исключил нравственность из числа категорий, которыми оперирует политик. Его трактат «Государь» в первую очередь является зеркалом эпохи, в которой жил этот мыслитель. Макиавелли, несомненно, хотел написать нечто вроде наставления (по форме, это и есть наставление), на деле же получилась скорее хроника формирования различных государственных образований начала XVI в. «Государь» стал переломным этапом в развитии гуманизма. Прагматическое направление гражданского гуманизма полностью отошло от идеалистических тенденций. Примирение с окружающей реальностью помогло осознать и объяснить ее с рационалистических позиций. В этом смысле Макиавелли - гораздо более последовательный гуманист, чем авторы идеалистических сочинений Томас Мор и Томмазо Кампанелла, создававшие умозрительные государства с идеальным общественным строем. Миновав пик своего развития, гуманистическое движение в XVI в. оказалось в заложниках у собственных идеалов. Относя себя к интеллектуальной элите общества, гуманисты были плохо защищены от этого общества. Единственной средой, где они могли продолжать исследования, писать трактаты и поэмы, были дворы государей, описанных Макиавелли, и дома щедрых меценатов. Постепенно гуманистическое движение выродилось в одну из ветвей европейской придворной культуры. В конце XVI в. французский и итальянский маньеризм воспринял все эстетические идеалы гуманизма, включая и восхищение античностью, однако заимствовал лишь форму. Но уже в начале XVI в. церковь с новой силой обрушилась на гуманистов. Поводов к этому было более чем достаточно. Итальянские философы открыто проповедовали теории, имевшие мало общего с христианством и более всего близкие к пантеизму (та же философия Фичино). В Германии и Англии гуманисты выступили открытыми противниками католической церкви. Но главная ярость богословов обрушилась не на «политиков» - тех, кто открыто противостоял им, а на «философов». В XIV в. богословы клеймили писания язычников, но не тех, кто изучает эти писания. В XVI в. все было наоборот. Философов- гуманистов открыто называли «пособниками дьявола» и «патриархами еретиков». Но в этой связи возникала серьезная проблема. Церковь уже успела признать, что и в произведениях «язычников» есть некое разумное зерно. И выступления против гуманистов могли обернуться критикой церкви. Тогда схоласты заявили, что даже при наличии полезных суждений у философов (и античных, и современников), сами философы владеют истиной не по праву, и надлежит лишить их этого знания. Наконец, почувствовав ослабление гуманизма, церковь перешла к решительным действиям. Папа Адриан VI в начале XVI в. повел активные репрессии против гуманистов, а Тридентский церковный собор призвал к сожжению книг еретических сочинителей и «языческих философов». Фактически, на этом гуманистическое движение прекратило свое существование. Тридентский церковный собор (1547 - 1563) -последний из крупных церковных соборов XVI в., утвердивший католическую догматику в неизменном виде и провозгласивший борьбу с ересями и инакомыслием.
<< | >>
Источник: Порьяз А.. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий.. 2002

Еще по теме Философы и политики:

  1. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ФРАНЦУЗСКИЙ ХАРАКТЕР В СВЯЗИ С РЕЛИГИЕЙ, ФИЛОСОФИЕЙ И ПОЛИТИКОЙ
  2. 3. ВЛИЯНИЕ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  3. под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной.. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие, 2011
  4. VI. Философия духа и философия культуры
  5. 3. ОТ ФИЛОСОФИИ ДУХА К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  6. Тема 2.3. Личность как мера политики и исходный субъект политико-властных отношений
  7. , ? 19.6. Независимая судебная политика и политика групп интересов
  8. Глава III ПОЛИТИКА РЕПРЕССИЙ И ПОЛИТИКА ПРЕСТИЖА
  9. Завоевания Леовигильда. Мятеж Херменегильда. Внутренняя политика. Церковная политика. Обращение Реккареда и вестготов. Последствия для королевской власти.
  10. Под общ. ред. В. В. Миронова.. Философия, 2005
  11. ФИЛОСОФИЯ
  12. Русская философия
  13. Арабоязычная философия
  14. 12.3. РОЛЬ И МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ